Каргопольская роспись

Содержание

Слайд 2

Родина Родина Каргопольской росписи - Русский Север, Каргопольский район Архангельской области.

Родина

Родина Каргопольской росписи - Русский Север, Каргопольский район Архангельской области. Искусство изготовления каргопольских

игрушек — искусство северной деревни, народ которой любит и бережно хранит предания старины, обожает сказки и веселые шутки-прибаутки, боготворит природу и ее обитателей, изображая их в глине.
Наша русская игрушка,  Не стареет сотни лет В красоте, в таланте русском Весь находится секрет.
Слайд 3

Орнамент - это украшение, узор, состоящий из ритмически повторяющихся элементов.

Орнамент

- это украшение, узор, состоящий из ритмически повторяющихся элементов.

Слайд 4

Используемые материалы и цвета Материалы: -мел; -сажа; -известь; -цветную глина. Цвета:

Используемые материалы и цвета

Материалы:
-мел;
-сажа;
-известь;
-цветную глина.
Цвета:
-красный;
-синий;
-зеленый;
-белый;
-черный;
-охра .

Слайд 5

Каргопольские узоры -большие огненные круги; -кресты; -кольца; -мотивы зерен; -хлебных колосьев;

Каргопольские узоры

-большие огненные круги;
-кресты;
-кольца;
-мотивы зерен;
-хлебных колосьев;
-веточек растений;
-точки;
-прямые;
-ломаные и зигзагообразные линии;
-круги;
-ромбы;
-многогранники;
-звезды;
-спирали.

Слайд 6

Каргопольская игрушка – одна из старейших разновидностей гончарного искусства. Орнамент, украшающий

Каргопольская игрушка – одна из старейших разновидностей гончарного искусства.
Орнамент, украшающий каргопольскую

игрушку, очень своеобразен и идёт из глубины веков.
Слайд 7

Земля

Земля

Слайд 8

зерно

зерно

Слайд 9

Росток-дерево жизни

Росток-дерево жизни

Слайд 10

солнце

солнце

Слайд 11

«Медведь»-знак Плодородия У славянских народов "медведко" считается подателем плодородия земли, существовало

«Медведь»-знак Плодородия

У славянских народов "медведко" считается подателем плодородия земли, существовало поверье

о связи медвежьего культа с плодородием женщины. После венца молодых встречали в медвежьей шкуре и желали им счастья, богатства и деторождения.
Слайд 12

Полкан Полкан, огромный и добрый богатырь, защитник людей от сил зла.

Полкан

Полкан, огромный и добрый богатырь, защитник людей от сил зла.

Он наполовину бравый генерал: грудь у него крепкая, лицо круглое с большой окладистой бородой, а туловище - как у коня, и на ногах копыта. На груди Полкана - лучистое солнышко.
Слайд 13

Тяни-толкай Фигурка тяни-толкая состоит из двух коней - черного и белого.

Тяни-толкай

Фигурка тяни-толкая состоит из двух коней - черного и белого. Светлый

конь - радость солнечного света, конь черный - смерть. Всадник на тяни-толкае, олицетворяет собой постоянную борьбу между светлой и темной сторонами человеческой души. Интересно положение всадника - на одних фигурках он еще держится руками за обоих коней, как -бы не определившись в своей судьбе - а на других он уже прильнул к светлому коню.
Слайд 14

«Берегиня» – знак Земли. Образ женщины с обнажённой грудью связан с

«Берегиня» – знак Земли.

Образ женщины с обнажённой грудью связан с важнейшей

обрядовой темой, слитой с образами животворящих сил «матери-сырой земли» и солнца. Земля для крестьянина была словно живое существо. Она «засыпала» на зиму и «просыпалась» от горячих лучей солнца. Пила воду и родила урожай, нежно, по-матерински заботилась о людях: кормила, поила и одевала их, сохраняла от бед. И в глазах народа была она чистой и светлой. Поэтому фигурки глиняных каргопольских баб закрашивались белой краской.
Слайд 15

«Олень. Лось. Баран» – знаки Неба. Об олене сложены былины, песни

«Олень. Лось. Баран» – знаки Неба.

Об олене сложены былины, песни и

предания, где рассказывалось, что копыта у него серебряные, а рога «красна-золота» и освещал он ими все вокруг. Шерсть оленя бурая (коричнево-красная), почему, в частности, он и был одним из древних образов солнца. И, возможно, в память об этом каргопольским глиняным оленям, лосям и баранам ставили на боках большие буро-красные круги, (либо золотили), которые символизировали бесконечный бег солнца. С ними было связано представление о довольстве и благе, а само слово «рогато» значило на Севере жить в изобилии и богатстве. То же сулил людям и образ барана-солнца, потому-то, верно, и сложенный в снопы урожай овса – одной из плодородных в Каргополе культур – называли «бараном».
Слайд 16

Кони. Пришедшие на помощь крестьянину, заняли свое место среди образов игрушки.

Кони.

Пришедшие на помощь крестьянину, заняли свое место среди образов игрушки. Каргопольские

кони вызывают в памяти не только работящую коренастую крестьянскую лошадку, верную помощницу любого семейства, но и образ благородного скакового животного, какое достойно и само Солнце везти, - с лебединым изгибом шеи, нервными ногами и развевающимся по ветру хвостом. Коней просто обваривают или красят, причем не только в «натуральные» цвета, но и в огненный красный, и в небесный синий.
Слайд 17

Свистульки-утушки и птица Сирин. Свистульки-утушки на Каргополье были самыми распространёнными и

Свистульки-утушки и птица Сирин.

Свистульки-утушки на Каргополье были самыми распространёнными и любимыми

детворой игрушками. Лепили их к шумным ярмаркам. Звонкоголосые утушки зазывали покупателей на Соборную площадь к колокольне, где обычно раскладывали свой немудрёный товар каргопольские гончары. А еще мифическая птица счастья Сирин с женской головкой. И у всех этих симпатичнейших существ на груди, на боках, на широких сарафанах - странные, загадочные знаки - символы: овалы, кресты, ромбики с точками внутри.