Культура Древней Руси

Содержание

Слайд 2

Этапы развития Дохристианский период Культура Киевской Руси Период раздробленности: формирование местных особенностей Дохристианский период

Этапы развития

Дохристианский период

Культура Киевской Руси

Период раздробленности:
формирование местных
особенностей

Дохристианский период

Слайд 3

Слайд 4

Слайд 5

срубленные стены, высокоподнятый деревянный пол, двускатная кровля, большая печь, сложенная из

срубленные стены, высокоподнятый деревянный пол, двускатная кровля, большая печь, сложенная из

камней

Архитектура

Типы домов

южный

северный

пол углублен по отношению к земле, стены деревянные, присыпанные землей

Слайд 6

Слайд 7

Устное народное творчество Песни Былины Сказания Из того ли то из

Устное народное творчество

Песни

Былины

Сказания

Из того ли то из города из Мурома, Из того

села да Карачарова Выезжал удаленький дородный добрый молодец. Он стоял заутреню во Муроме, Ай к обеденке поспеть хотел он в стольный Киев-град. Дай подъехал он ко славному ко городу к Чернигову. У того ли города Чернигова Нагнано-то силушки черным-черно, Ай черным-черно, как черна ворона. Так пехотою никто тут не прохаживат, На добром коне никто тут не проезживат, Птица черный ворон не пролётыват, Серый зверь да не прорыскиват.

А. Васнецов. Три богатыря.

Что мы подразумеваем под термином УНТ?

Вы узнали отрывок?

Слайд 8

Черты и резы восточных славян

Черты и резы восточных славян

Слайд 9

Письменность и грамотность. Письменность у восточных славян зародилась до принятия христианства.

Письменность и грамотность.

Письменность у восточных славян зародилась до принятия христианства. Славянскую

азбуку создали византийские монахи Кирилл и Мефодий. При церквях и монастырях были открыты школы. Появляются первые рукописные книги.

Алфавиты кириллица и глаголица

Миниатюра
из рукописной книги.

Слайд 10

Кирилл и Мефодий Кирилл и Мефодий Памятник создателям

Кирилл и Мефодий

Кирилл и Мефодий

Памятник создателям

Слайд 11

Создатели славянской азбуки

Создатели славянской азбуки

Слайд 12

Кириллица. Кириллица - Старославянская азбука — первая кириллическая азбука из 46

Кириллица.

Кириллица - Старославянская азбука — первая кириллическая азбука из 46 букв, созданная предположительно

в IX веке для записи старославянского языка.
Слайд 13

Глаголица. Глаголица - одна из первых славянских азбук. Предполагается, что именно

Глаголица.

Глаголица - одна из первых славянских азбук. Предполагается, что именно глаголицу создал славянский просветитель

св. Константин (Кирилл) Философ для записи церковных текстов на славянском языке .
Слайд 14

Письменные памятники «Повесть временных лет» Летописи Русская Правда Описание заморских земель

Письменные памятники

«Повесть временных лет»
Летописи
Русская Правда
Описание заморских земель русскими путешественниками
Устав и «Поучение

детям» Владимира Мономаха
Житие
Слайд 15

Летописание Каждый крупный город вел свою летопись. Вражда между князьями приводила

Летописание

Каждый крупный город вел свою летопись.
Вражда между князьями приводила к тому,

что в летописях искажались отдельные события. Огромную роль для нашей истории сыграл, написанный в н.12 в. монахом Нестором, труд «Повесть Временных лет».

Страница из
летописи

Нестор

Летопись – погодная запись событий

Слайд 16

Житие (агиография), первое житие – «Чтение о Борисе и Глебе» «Житие Феодосия Печерского» Литература

Житие (агиография), первое житие – «Чтение о Борисе и Глебе»
«Житие Феодосия

Печерского»

Литература

Слайд 17

«Хождение игумена Даниила в святые места». (1106-1108 гг) Литература

«Хождение игумена Даниила в святые места».
(1106-1108 гг)

Литература

Слайд 18

Слово-торжественное - «Слово о Законе и Благодати», автор - первый киевский

Слово-торжественное - «Слово о Законе и Благодати», автор - первый киевский

митрополит Илларион
Слово-нравоучительное - «Поучение Владимира Мономаха» (нравственное и политическое завещание).

Литература

Слайд 19

Богослужебные книги «Остромирово Евангелие» Древнейший памятник русской письменности — Остромирово Евангелие

Богослужебные книги

«Остромирово Евангелие»
Древнейший памятник русской письменности —
Остромирово Евангелие — было

написано по
заказу новгородского посадника Остромира.
Мстиславово Евангелие»
Слайд 20

Летописи Радзивилловская Новгородская Повесть временных лет Ипатьевская Лаврентьевская Троицкая Радзивилловская

Летописи

Радзивилловская
Новгородская
Повесть временных лет

Ипатьевская
Лаврентьевская
Троицкая

Радзивилловская

Слайд 21

Русская Правда Первая редакция Ярослав Мудрый

Русская Правда

Первая редакция

Ярослав Мудрый

Слайд 22

Устав Владимира Мономаха 1113 год Владимир Мономах

Устав Владимира Мономаха

1113 год

Владимир Мономах

Слайд 23

Письменность и грамотность Грамотность была распространена не только среди знати ,

Письменность и грамотность

Грамотность была распространена не только среди знати , но

и среди горожан. Об этом говорят многочисленные берестяные грамоты, а также надписи-граффити на стенах.

Граффити

Граффити – древние надписи бытового характера, рисунки, нацарапанные на стенах зданий и пр.

Слайд 24

Берестяные грамоты От Гостяты к Василю. «Что мне дал отец и

Берестяные грамоты

От Гостяты к Василю.
«Что мне дал отец и родичи

дали впридачу, то за ним.
А теперь, женясь на новой жене, мне он не дает ничего. Ударив по рукам (в знак новой помолвки), он меня прогнал, а другую взял в жены. Приезжай, сделай милость»
Слайд 25

Зодчество и живопись. Скандинавские историки называют Русь страной городов. Летописи сообщают

Зодчество и живопись.

Скандинавские историки называют Русь страной городов. Летописи сообщают о

24 городах в Киевской Руси.
Самый крупный из них – Киев.
Город киевского князя Ярослава Мудрого окружали высокие земляные валы общей протяженностью 3,5 километра.

План Киева
в середине XII века.

Слайд 26

Крестово-купольный стиль. Десятинная церковь в Киеве (первый каменный памятник - 989-996г) Архитектура

Крестово-купольный стиль. Десятинная церковь в Киеве (первый каменный памятник - 989-996г)

Архитектура

Слайд 27

Десятинная церковь Князь Владимир заложил Десятинную церковь

Десятинная церковь

Князь Владимир заложил Десятинную церковь

Слайд 28

Слайд 29

Слайд 30

Архитектура

Архитектура

Слайд 31

Золотые ворота в Киеве Золотые ворота были главным въездом в Киев.

Золотые ворота в Киеве

Золотые ворота были главным въездом в Киев.

Это—

мощная боевая башня с возвышавшейся над нею церковью Благовещения — вызывала восторг современников и навевала ужас на врагов своей неприступностью

Здесь находился парадный въезд "в город Ярослава".

Слайд 32

Софийский собор в Киеве. XI век. Софийский собор в Киеве был

Софийский собор в Киеве. XI век.

Софийский собор в Киеве был построен

по образцу византийского.
В плане храма основу составлял крест, образованный основным и боковыми нефами.
Центральный купол окружали размещенные чуть ниже четыре средних купола, за которыми еще ниже стояли восемь малых. Так однокупольный византийский храм преобразовывался в многокупольную пирамиду.

Реконструкция.

Слайд 33

Софийский собор в Киеве. 1017—1037. Общий вид

Софийский собор в Киеве. 1017—1037. Общий вид

Слайд 34

Софийский собор в Новгороде В Новгороде, расположенном на севере страны, втором

Софийский собор в Новгороде

В Новгороде, расположенном на севере страны,

втором по значению и величине городе Киевского государства, в 1052 построен собор Св.Софии.

Выстроена София новгородская в основном из камня, и только арки порталов, и оконных проёмов выложены из кирпича, а своды в интерьере - частично из камня, частично из кирпича.

Главный православный храм Великого Новгорода, созданный в 1045—1050 годах.

Слайд 35

Георгиевский собор Юрьева монастыря. 1115-1119 г. Великий Новгород

Георгиевский собор Юрьева монастыря. 1115-1119 г.
Великий Новгород

Слайд 36

Церковь Спаса на Нередице, (Спас на горе́ Нере́дице, Спас-Нере́дица) — храм

Церковь Спаса на Нередице,
(Спас на горе́ Нере́дице, Спас-Нере́дица) — храм Преображения

Господня, расположенный в 1,5 км к югу от Великого Новгорода на правом берегу бывшего русла Малого Волховца, на небольшой возвышенности рядом с Рюриковым Городищем.
Слайд 37

Золотые ворота во Владимире.

Золотые ворота во Владимире.

Слайд 38

Успенский собор во Владимире XII в.

Успенский собор во Владимире XII в.

Слайд 39

Успенский собор во Владимире Построен в 1158 – 1160 г.г. Перестроен

Успенский собор во Владимире

Построен в 1158 – 1160 г.г.
Перестроен в

1185 – 1189 г.г.
В интерьере храма использовались фрески XI – XII в.в. и фрески 1408 г. работы Андрея Рублева и Даниила Черного
В 1862 г. к собору была пристроена колокольня и придел Георгия
Слайд 40

Слайд 41

Церковь Покрова на Нерли 1165 г.

Церковь Покрова на Нерли 1165 г.

Слайд 42

Церковь Покрова на Нерли Церковь Покрова на Нерли близ Боголюба у

Церковь Покрова на Нерли

Церковь Покрова на Нерли близ Боголюба у слияния

рек Клязьма и Нерль, построенная в 1165 году, считается едва ли не прекраснейшей из всех белокаменных зданий
Слайд 43

Дмитриевский собор во Владимире 1194 – 1197 г.г. Поставил его Всеволод

Дмитриевский собор во Владимире
1194 – 1197 г.г.
Поставил его Всеволод Большое

Гнездо на своем дворе рядом с дворцом для себя и своей семьи. И посвящен он небесному покровителю князя – Дмитрию Солунскому
Слайд 44

Дмитриевский собор во Владимире XII в.

Дмитриевский собор во Владимире XII в.

Слайд 45

Слайд 46

Зодчество и живопись. Собор Святой Софии расположен в самом центре города.

Зодчество и живопись.

Собор Святой Софии расположен в самом центре города. Сохранились

и через века дошли до нас 260 кв.м. мозаик и 3 тысячи кв.м. фресок.

Мозаика – картина из вдавленных в сырую штукатурку стекловидных камешков (смальты)

Фреска – картина, написанная водяными красками по сырой штукатурке

Мозаики Софийского собора в Киеве

Слайд 47

Живопись Древней Руси Мозаика Икона

Живопись Древней Руси

Мозаика

Икона

Слайд 48

Иконы, как правило писались на липовой доске Специфика иконописного письма: Фигуры

Иконы, как правило писались на липовой доске
Специфика иконописного письма:
Фигуры изображались плоскими

и неподвижными, использовались особая система изображения пространства (обратная перспектива),
вневременное изображение,
фигуры не отбрасывают теней,
свечение вокруг головы в виде круга (нимб).

Адриан святой. Фреска Софийского собора в Киеве

Иконопись

Слайд 49

Иконопись Чтобы неукоснительно следовать канону, иконописцы пользовались в виде образцов либо

Иконопись

Чтобы неукоснительно следовать канону, иконописцы пользовались в виде образцов либо древними

иконами, либо иконописными подлинниками.

Канон – свод положений, норм, правил.
Мог быть “лицевым” и “словесным”

Иоанн Златоуст. Мозаика Софийского собора в Киеве .

Слайд 50

Спас Нерукотворный Спас Нерукотворный (также Спас Нерукотворе́нный; от Спаситель + калька

Спас Нерукотворный

Спас Нерукотворный (также Спас Нерукотворе́нный; от Спаситель + калька

с греч. Αχειροποίητος — не-руками-сделанный), чудотворный Мандилио́н (Άγιον Μανδύλιον от греч. μανδύη, μανδύας — «убрус, мантия, шерстяной плащ») — особый тип изображения Христа, представляющий Его лик на убрусе (плате), или Керамидион от (греч. κεραμιδιών — черепица), представляющий собой Его лик на «чрепии» (глиняной доске или черепице)

Спас Нерукотворный. Новгород Великий. Вторая половина XII века (ГТГ)

Слайд 51

Храмовая живопись Фреска Мозаика Икона

Храмовая живопись

Фреска
Мозаика
Икона

Слайд 52

Фреска – настенные живописные изображения, нанесенные на сырую штукатурку. Фреска на

Фреска – настенные живописные изображения, нанесенные на сырую штукатурку.

Фреска на южном

склоне большого свода Дмитровского собора во Владимире

Живопись

Слайд 53

Икона. Владимирская Богоматерь XII в.

Икона. Владимирская
Богоматерь XII в.

Слайд 54

Миниатюра- красочная иллюстрация Живопись

Миниатюра- красочная иллюстрация

Живопись

Слайд 55

Художественное ремесло Эпоха Киевской Руси ознаменовалось расцветом художественных ремесел, среди которых

Художественное ремесло

Эпоха Киевской Руси ознаменовалось расцветом художественных ремесел, среди которых видное

место заняла обработка металлов, в частности ювелирное дело, центром которого стал Киев. Основы металлических изделий выполнялись техникой литья, которую использовали для создания как уникальных, так и изделий массового употребления. Для первых применяли восковую модель, для вторых – каменные формочки.

Гривна Владимира Мономаха

Слайд 56

Художественное ремесло Кольчуга - оборонительный доспех из продетых друг в друга

Художественное ремесло

Кольчуга - оборонительный доспех из продетых друг в друга железных

колец.

Воин в доспехах

Сережка-подвеска ХІ-ХІІІ ст.

Шлем Ярослава Всеволодовича

Слайд 57

Скань Скань (от др.-рус. скать — свивать), филигрань — вид ювелирной

Скань

Скань (от др.-рус. скать — свивать), филигрань — вид ювелирной техники: ажурный или

напаянный на металлический фон узор из тонкой золотой, серебряной или медной проволоки, гладкой или свитой в верёвочки. Изделия из скани часто дополняются зернью (маленькие серебряные или золотые шарики) и эмалью.
Слайд 58

Перегородчатая эмаль Колты с изображениями птиц по сторонам «древа жизни» и

Перегородчатая эмаль

Колты с изображениями птиц по сторонам «древа жизни» и цепь-рясна

из бляшек для крепления колтов. Золото. Перегородчатая эмаль. XII в.
Слайд 59

Слайд 60

Развитие ремесла Гончарное Кузнечное Ковка железа Ювелирное

Развитие ремесла

Гончарное

Кузнечное

Ковка железа

Ювелирное

Слайд 61

Деньги Древней Руси Гривны Деньга Пулы Копейка Рубль Полтина Дирхема

Деньги Древней Руси

Гривны

Деньга
Пулы
Копейка

Рубль
Полтина
Дирхема