Общие сведения о языке программирования ПАСКАЛЬ. Начала программирования

Содержание

Слайд 2

Ключевые слова язык программирования программа алфавит служебные слова типы данных структура программы оператор присваивания

Ключевые слова

язык программирования
программа
алфавит
служебные слова
типы данных
структура программы
оператор присваивания

Слайд 3

Языки программирования - это формальные языки, предназначенные для записи алгоритмов, исполнителем

Языки программирования - это формальные языки, предназначенные для записи алгоритмов, исполнителем

которых будет компьютер.
Записи алгоритмов на языках программирования называются программами.
Язык Паскаль – универсальный язык программирования.

Никлаус Вирт (1934 года рождения) - швейцарский учёный, специалист в области информатики, один из известнейших теоретиков в области разработки языков программирования, профессор информатики (компьютерных наук). Разработчик языка Паскаль и ряда других языков программирования.

Слайд 4

Алфавит языка Алфавит языка программирования Паскаль - набор допустимых символов, которые

Алфавит языка

Алфавит языка программирования Паскаль - набор допустимых символов, которые можно

использовать для записи программы.

A, B, C, …, X Y, Z

Алфавит языка Паскаль

Латинские прописные
буквы

Латинские строчные
буквы

Арабские цифры

Специальные
символы

a, b, c,…, x, y, z

0, 1, 2, …, 7, 8, 9

Знаки арифметические,
препинания, скобки и другие

Слайд 5

Алфавит языка В алфавит языка Паскаль включены неделимые элементы (составные символы).

Алфавит языка

В алфавит языка Паскаль включены неделимые элементы (составные символы).

:

=

Неделимые элементы

Знак операции
присваивания

Знаки больше или равно,
меньше или равно

Начало и конец
комментария

> = и < =

(* и *)

Слайд 6

Словарь языка

Словарь языка

Слайд 7

Алфавит и словарь языка Имена (констант, переменных, программ и других объектов)

Алфавит и словарь языка

Имена (констант, переменных, программ и других объектов) -

любые отличные от служебных слов последовательности букв, цифр и символа подчеркивания, начинающиеся с буквы или символа подчеркивания.

Правильные имена
x
velichina
zzz
polnaja_summa
tri_plus_dva
s25
_k1
a1b88qq
oshibka

Прописные и строчные буквы в именах не различаются. Длина имени может быть любой.

Неправильные имена
Ж - буква не латинского алфавита polnaja summa - содержится символ (пробел), не являющийся буквой, цифрой или знаком подчеркивания.
2as - начинается с цифры
Domby&Son - содержится символ &, не являющийся буквой, цифрой или знаком подчеркивания

Слайд 8

Простые типы данных Типы величин

Простые типы данных

Типы величин

Слайд 9

Структура программы на языке Паскаль Служебное слово program и имя программы

Структура программы на языке Паскаль

Служебное слово program
и имя программы

Структура программы

Заголовок

программы

Описание данных

Описание действий

Описание констант(const) и
описание переменных (var)

Начинается словом begin и
заканчивается словом end
с точкой

Слайд 10

Раздел описания переменных Целый тип Вещественный тип Символьный тип Имена переменных

Раздел описания переменных

Целый тип

Вещественный тип

Символьный тип

Имена переменных

Слайд 11

Общий вид программы program ; const ; var ; begin ;

Общий вид программы

program <имя программы>;
const <список постоянных значений>;
var <описание

используемых переменных>;
begin <начало программного блока>
<оператор 1>;
<оператор 2>;
. . .
<оператор n>
end.

Операторы - языковые конструкции для записи действия, выполняемого над данными в процессе решения задачи.

Слайд 12

Оператор присваивания Основное преобразование данных, выполняемое компьютером, - присваивание переменной нового

Оператор присваивания

Основное преобразование данных, выполняемое компьютером, - присваивание переменной нового значения,

что означает изменение содержимого области памяти.
Общий вид оператора:

Команда присваивания

<имя переменной>:=<выражение>

Слайд 13

Оперативная память Выполнение оператора присваивания Процессор 10 + 5 a s

Оперативная память

Выполнение оператора присваивания

Процессор

10 + 5

a

s

b

10

5

10

15

5

a:=10;
b:=5;
s:=a+b

Слайд 14

Самое главное Паскаль - универсальный язык программирования, получивший своё название в

Самое главное

Паскаль - универсальный язык программирования, получивший своё название в честь

выдающегося учёного Блеза Паскаля.
Типы данных в языке Паскаль: целочисленный (Integer), вещественный (Real), символьный (Char), строковый (String), логический (Boolean) и другие.
В программе, записанной на языке Паскаль, можно выделить:
1) заголовок программы;
2) описание используемых данных;
3) описание действий по преобразованию данных (программный блок).
Слайд 15

Ключевые слова оператор вывода writer формат вывода оператор ввода read

Ключевые слова

оператор вывода writer
формат вывода
оператор ввода read

Слайд 16

Вывод данных Вывод данных из оперативной памяти на экран монитора: write

Вывод данных

Вывод данных из оперативной памяти на экран монитора:

write (<выражение 1>

,< выражение 2> , ...,< выражение N>)

список вывода

Выражения - символьные, числовые, логические, в том числе переменные и константы
Пример: write ('s=', s).

Информация в кавычках выводится на экран без изменений

Слайд 17

Варианты организации вывода

Варианты организации вывода

Слайд 18

Формат вывода Формат вывода позволяет установить количество позиций на экране, занимаемых

Формат вывода

Формат вывода позволяет установить количество позиций на экране, занимаемых выводимой

величиной.

write (s:x:y)
x - общее количество позиций, отводимых под число; y - количество позиций в дробной части числа.

writeln - вывод c новой строки!

Слайд 19

Первая программа program n_1; const pi=3.14; var r, c, s: real;

Первая программа

program n_1;
const pi=3.14;
var r, c, s: real;
begin
r:=5.4;

c :=2*pi*r;
s:=pi*r*r;
writeln ('c =', c:6:4);
writeln ('s=', s:6:4)
end.
Слайд 20

Ввод данных с клавиатуры read ( , …, ) Ввод в

Ввод данных с клавиатуры

read (<имя переменной1>, …, <имя переменной N>

)

Ввод в оперативную память значений переменных :

Выполнение оператора read:
компьютер переходит в режим ожидания данных:
пользователь вводит данные с клавиатуры:
несколько значений переменных числовых типов могут вводиться через пробел или через запятую;
при вводе символьных переменных пробел и запятую ставить нельзя;
пользователь нажимает клавишу Enter.

список ввода

Слайд 21

Ввод данных с клавиатуры Команда ввода-вывода var i, j: integer; x:

Ввод данных с клавиатуры

Команда ввода-вывода

var i, j: integer; x: real;

a: char;
read (i, j, x, a);

После выполнения оператора readln курсор переходит на новую строку.

Варианты организации входного потока:
1 0 2.5 А 1,0 1
2.5, А 0
2.5
А

Типы вводимых значений должны соответствовать типам переменных, указанных в разделе описания переменных.

!

Слайд 22

Улучшенная программа program n_1; const pi=3.14; var r, c, s: real;

Улучшенная программа

program n_1;
const pi=3.14;
var r, c, s: real;
begin
writeln('Вычисление

длины окружности и площади круга');
write('Введите r>>');
readln(r);
c:=2*pi*r;
s:=pi*r*r;
writeln (‘с =', с:6:4);
writeln ('s=', s:7:4)
end.
Слайд 23

Самое главное Для ввода в оперативную память значений переменных используются операторы

Самое главное

Для ввода в оперативную память значений переменных используются операторы ввода

read и readln.
Для вывода данных из оперативной памяти на экран монитора используются операторы вывода write и writeln.
Ввод исходных данных и вывод результатов должны быть организованы понятно и удобно; это обеспечивает дружественность пользовательского интерфейса.
Слайд 24

Вопросы и задания Запишите оператор, обеспечивающий во время работы программы ввод

Вопросы и задания

Запишите оператор, обеспечивающий во время работы
программы ввод значения переменной

summa.

Целочисленным переменным i, j, k нужно присвоить
соответственно значения 10, 20 и 30.
Запишите оператор ввода, соответствующий входному
потоку:
а) 20 10 30
б) 30 20 10
в) 10 30 20

Опишите переменные, необходимые для вычисления
площади треугольника по его трём сторонам, и
запишите оператор, обеспечивающий ввод
необходимых исходных данных.

Слайд 25

Вопросы и задания Дан фрагмент программы: read (a); read (b); c:=a+b;

Вопросы и задания

Дан фрагмент программы:
read (a); read (b); c:=a+b; write (a,

b); write (c)
Упростите его, сократив число операторов ввода и
вывода.

Напишите программу, которая вычисляет площадь и
периметр прямоугольника по двум его сторонам.

Слайд 26

Вопросы и задания Какой тип имеет переменная f, если после выполнения

Вопросы и задания

Какой тип имеет переменная f, если после выполнения
оператора

write (f) на экран было выведено следующее
число?
а) 125
б) 1.25Е+2

Дан фрагмент программы:
a:=10; b:=a+1: a:=b–a; write (a, b)
Какие числа будут выведены на экран компьютера?

Слайд 27

Опорный конспект Ввод в оперативную память значений переменных выполняют операторы ввода

Опорный конспект

Ввод в оперативную память значений переменных выполняют операторы ввода read

и readln.

Вывод данных из оперативной памяти на экран монитора выполняют операторы вывода write и writeln.

read(<имя переменной1>, …, <имя переменной N> )

список ввода

write <выражение 1> ,< выражение 2> , ...,< выражение N>

список вывода

Слайд 28

Самое главное Общий вид программы: program ; const ; var ; begin ; ; … end.

Самое главное

Общий вид программы:
program <имя программы>;
const <список постоянных значений>;
var

<описание используемых переменных>;
begin
<оператор 1>;
<оператор 2>;

<оператор N>
end.
Слайд 29

Вопросы и задания В честь кого назван язык программирования Паскаль? Почему

Вопросы и задания

В честь кого назван язык программирования Паскаль?

Почему язык программирования

Паскаль считается
универсальным?

Что входит в состав алфавита Паскаля?

Какую структуру имеет программа, записанная на языке
Паскаль?

Как записывается раздел описания переменных?

Слайд 30

Вопросы и задания Каких требований следует придерживаться при выборе имён для

Вопросы и задания

Каких требований следует придерживаться при выборе
имён для различных

объектов в языке Паскаль?

Указывая название, обозначение, диапазон и
занимаемую область памяти, опишите известные вам
типы данных, используемые в языке Паскаль.

В чём разница между числами 100 и 100.0 в языке
Паскаль?

Слайд 31

Вопросы и задания Запишите раздел описания переменных, необходимых для вычисления: а)

Вопросы и задания

Запишите раздел описания переменных, необходимых
для вычисления:
а) значения функции

y = x2;
б) площади прямоугольника;
в) стоимости покупки, состоящей из нескольких тетрадей
и такого же количества обложек;
г) стоимости покупки, состоящей из нескольких тетрадей,
нескольких ручек и нескольких карандашей.
Слайд 32

Вопросы и задания Опишите процесс выполнения операторов присваивания: a:=3 b:=4 a:=a+b

Вопросы и задания

Опишите процесс выполнения операторов
присваивания:
a:=3
b:=4
a:=a+b

Запишите оператор для:
а) вычисления

среднего арифметического переменных x1и x2;
б) уменьшения на единицу значения переменной k;
в) увеличения на единицу значения переменной i;
г) вычисления стоимости покупки, состоящей из
нескольких тетрадей, нескольких ручек и нескольких карандашей.