Содержание
- 2. План: 1. Классификация культуры на основании её структуры 1.1. Материальная культура 1.2. Духовная культура 1.3. Художественная
- 3. 1. Классификация культуры на основании её структуры 1.1. Материальная культура Культура может быть рассмотрена в двух
- 4. В рамках культурной статики культуру необходимо классифицировать на основании ее структуры: материальная, духовная, художественная и физическая
- 5. Материальная культура основана на рациональном типе деятельности, выражается в объективно-предметной форме, удовлетворяет первичные потребности человека.
- 6. Состав материальной культуры: культура труда (техника и орудия труда, источники энергии, производственные сооружения, системы коммуникаций и
- 7. культура повседневности – материальная сторона человеческого быта (одежда, мебель, утварь, бытовая техника, коммунальное хозяйство, пища);
- 8. культура топоса или места поселения (тип жилища, структура и особенности населенных пунктов).
- 9. Духовная культура основана на рациональном, творческом типе деятельности, выражается в субъективной форме, удовлетворяет вторичные потребности человека.
- 10. Состав духовной культуры: религиозная культура (систематизированные религиозные учения, современные культы и учения); Состав духовной культуры
- 11. нравственная культура (этика как теоретическое осмысление нравственности, мораль как общественное ее выражение, нравственность как личностная норма);
- 12. правовая культура (судопроизводство, законодательство, исполнительная система, законопослушание);
- 13. политическая культура (традиционный политический режим, идеология, нормы взаимодействия субъектов политики);
- 14. педагогическая культура (идеалы и практика образования и воспитания);
- 15. интеллектуальная культура (философия, история, наука).
- 16. Следует обратить внимание, что к понятию «духовная культура» относятся и материальные объекты: библиотеки, музеи, театры, кинотеатры,
- 17. По мнению некоторых культурологов, существуют виды культуры, которые невозможно однозначно отнести только к материальной или духовной
- 18. Художественная культура основана на творческом типе деятельности, выражается как в объективно-предметной, так и субъективной форме, удовлетворяет
- 19. Состав художественной культуры: прикладное искусство или дизайн (насчитывает более 400 видов: кулинарию, косметику, парикмахерское искусство, флористику
- 20. «чистое», или «изящное», искусство (традиционно выделяют следующие виды: архитектура, скульптура, изобразительное искусство, музыка, литература, танец, театр,
- 21. Физическая (соматическая) культура основана на рациональном, творческом типе деятельности, выражается в субъективной (телесной) форме, удовлетворяет первичные
- 22. Состав физической культуры: культура физического развития (от общеоздоровительной физкультуры до профессионального спорта);
- 23. рекреационная культура – поддержание и восстановление здоровья (медицина, туризм);
- 24. сексуальная культура – принятые в обществе формы проявления и удовлетворения сексуальности.
- 25. 2. Мировая, национальная и этническая культура Мировая культура – это синтез лучших достижений всех национальных культур
- 26. Национальная культура – высшая форма развития этнической культуры, которая характеризуется не только наличием своеобразной культурной системы
- 27. Этническая культура В отличие от культурного ареала, национальная культура всегда связана с определенным социальным носителем –
- 28. Этническая культура – это культура, в основе которой лежат ценности, принадлежащие той или иной этнической группе.
- 29. Признаками такой группы являются общность происхождения, расовые антропологические особенности, язык, религия, традиции и обычаи. Этническая является
- 30. 3.1. Доминирующая культура Помимо соотношения статики и динамики, культуру классифицируют по принципу ее распространения и по
- 31. Доминирующая культура – это совокупность ценностей, верований, традиций и обычаев, которыми руководствуется большинство членов общества.
- 32. Но поскольку общество распадается на множество групп (национальных, демографических, социальных, профессиональных и т.д.), постепенно у каждой
- 33. В 1950 году американский социолог Дэвид Рисмен в своих исследованиях вывел понятие субкультуры как группы людей,
- 34. Более тщательный анализ явления и понятия субкультуры провел Дик Хэбдидж в своей книге «Субкультура: значение стиля».
- 35. Француз Мишель Мафессоли в своих трудах использовал понятие «городские племена» для обозначения молодёжных субкультур. Виктор Дольник
- 36. В СССР для обозначения членов молодёжных субкультур использовался термин «Неформальные объединения молодёжи», отсюда жаргонное слово «неформалы».
- 37. Выделяют молодежные субкультуры, субкультуру пожилых людей, субкультуру национальных меньшинств, профессиональную субкультуру, городскую, сельскую и т. п.
- 38. От доминирующей субкультура отличается языком, взглядами на жизнь, манерами поведения. Такие различия могут быть выражены очень
- 39. Одной из первых музыкально-молодежных субкультур современности были хиппи, молодежное движение пацифистов и поклонников рок-музыки. Примеры субкультур
- 40. Началом движения хиппи можно считать 1965 год в США. Основным принципом субкультуры являлось ненасилие (ахимса). Движение
- 41. Хиппи носили длинные волосы, слушали рок-н-ролл, употребляли наркотики (главным образом марихуану, но также гашиш и ЛСД),
- 42. Поскольку хиппи часто вплетали цветы в волосы, раздавали цветы прохожим и вставляли их в оружейные дула
- 43. Пик популярности движения пришёлся на 1967 год (так называемое «лето любви»), когда были выпущены неофициальные гимны
- 44. Музыкальной проекцией движения стала психоделическая музыка. В 1967 году в Нью-Йорке состоялась премьера психоделического мюзикла «Волосы»,
- 45. Для представителей движения «хиппи», в соответствии с их миропониманием, характерно внедрение в костюм этнических элементов: бус,
- 46. Одним из символов движения хиппи считается старый микроавтобус «Фольксваген», который хиппи традиционно раскрашивали в стиле «Flower
- 47. В 1970-х годах движение хиппи начало терять популярность. Кроме того, отношение к этому движению резко изменилось
- 48. Хиппи показали миру новую ступень духовного развития, обогатили мировую культуру. Для понимания этого достаточно лишь перечислить
- 49. – терпимость к расовым различиям; – легализация ПАВ во многих странах; – влияние на моду; –
- 50. – антивоенное движение (пацифизм); движение за альтернативную службу в армии; – экологические движения; – свободные путешествия
- 51. Многое из имиджа хиппи (в частности, мода на длинные волосы) и мировоззрения перекочевало в другие субкультуры.
- 52. В 1970-80-е вслед за новыми жанрами в рок-музыке сформировались металлисты и панки. Первые культивировали личностную свободу
- 53. С появлением готик-рока, в 1980-е появилась готическая субкультура. Характерные ее черты – мрачность, культ меланхолии, эстетика
- 54. Субкультура, которая не просто отличается от доминирующей культуры, но противостоит ей, находится в конфликте с доминирующими
- 55. Термин «контркультура» впервые был использован американским социологом Теодором Рожаком, применявшим его для обозначения новых течений в
- 56. Скинхеды – это группы городской молодежи, живущие по своим законам, со своей музыкой, своими отличительными знаками,
- 57. Политические идеи при вступлении в «племя» играют второстепенную роль. Некоторым как фашистским, так и антифашистским группам
- 58. Некоторые партии используют подобные банды в качестве наемников, чтобы обеспечить проведение своих митингов, для расклеивания плакатов
- 59. Примерами контркультуры являются культуры раннего христианства и Возрождения. Примеры контркультуры
- 60. С понятием «субкультура» связано понятие маргинальная культура. Маргинальность обозначает промежуточность положения человека между социальными группами. Маргинальная
- 61. Маргинальная культура – это пограничная культура, возникающая на грани культурно-исторических эпох, мировоззрений, языков, этнических культур или
- 62. Причины возникновения маргинальной культуры: 1) крупные социальные потрясения; 2) урбанизация; 3) эмансипация этнических меньшинств; 4) изменяющийся
- 63. В зависимости от того, кто создает культуру и каков ее уровень, различают три формы – элитарную,
- 64. Элитарная, или высокая, культура создается привилегированной частью общества либо по ее заказу профессиональными творцами. 4.1. Элитарная
- 65. Как правило, элитарная культура опережает уровень восприятия ее среднеобразованным человеком.
- 66. Девиз элитарной культуры «Искусство ради искусства».
- 67. Типичным проявлением эстетического изоляционизма, концепции «чистого искусства» является деятельность художественного объединения «Мир искусства».
- 68. Константин Андреевич Сомов Дама в голубом Иллюстрация 12
- 69. В отличие от элитарной народная культура создается анонимными творцами, не имеющими профессиональной подготовки. Народную культуру называют
- 70. По своему исполнению элементы народной культуры могут быть индивидуальными (изложение легенды), групповыми (исполнение песни, танца), массовыми
- 71. Он всегда локализован, так как связан с традициями данной местности, и демократичен, поскольку в его создании
- 72. Иллюстрация 13
- 73. Массовая культура не выражает изысканных вкусов аристократии или духовных поисков народа. Развитие науки и техники в
- 74. Наибольший размах ее начинается с середины XX в., когда средства массовой информации проникли в большинство стран.
- 75. Ее продукция предназначена для употребления массами. Это искусство для каждого, и оно обязано учитывать его вкусы
- 76. Массовая культура может быть интернациональной и национальной. Черты массовой культуры
- 77. Она обладает меньшей художественной ценностью, нежели элитарная или народная. Но, в отличие от элитарной, массовая культура
- 78. Она призвана удовлетворять сиюминутные запросы людей, реагирует на любое новое событие и стремится его отразить.
- 79. Серийный характер ее продукции обладает рядом специфических признаков: – примитивизацией отношений между людьми; Признаки массовой культуры
- 80. – развлекательностью, забавностью, сентиментальностью;
- 81. – натуралистическим смакованием насилия и секса;
- 82. – культом успеха, сильной личностью, жаждой обладания вещами;
- 83. – культом посредственности, условностью примитивной символики.
- 84. Представленные специфические признаки обусловлены тем, что массовая культура базируется на архетипах. Массовая культура и архетипы
- 85. К таким архетипам относится бессознательный интерес всех людей к эротике и насилию. И этот интерес –
- 86. Тем не менее образцы массовой культуры быстро теряют свою актуальность, выходят из моды. С произведениями народной
- 87. В книге «Восстание масс» (1930) Хосе Ортега-и-Гассет (1883-1955) утверждает, что общество, культура, нация – это всегда
- 88. Меньшинство – это не богачи, не властвующая элита и даже не аристократия по рождению, хотя преемственность
- 89. Меньшинство – это мыслящие, одаренные люди, сознающие свою ответственность перед страной и народом. Главные их качества
- 90. В силу ряда причин, в частности, из-за несоответствия правящей элиты требованиям эпохи, ее закрытости, малочисленности или,
- 91. По существу, вся история предстает как чередование процессов воспитания, сплочения аристократии и ее вырождения. В Индии
- 92. Кали – разрушение кастового, иерархического строя. Брахма в это время впадает в спячку и возвышаются низшие
- 93. Но вот Брахма пробуждается и воссоздает разрушенный порядок: наступает рассвет – эпоха Китру. Эпоха Китру
- 94. Подобно тому, как наблюдаются две тенденции в развитии элиты, масса также предстает в двух модификациях. Х.
- 95. Добродетель массы – покорность, готовность следовать примеру, воспитывать в себе высшего человека. В органические эпохи народ
- 96. Общество скрепляется «тяготением» простых, здоровых душ к выдающимся личностям. Это тяготение выражает глубинный смысл жизни –
- 97. «Масса – это посредственность... Сегодня весь мир становится массой». Х. Ортега-и-Гассет о массе как о посредственности
- 98. В ХХ веке массы вышли на авансцену общественной жизни. О наступлении масс писал Гегель, о нем
- 99. Причины восстания масс: 1) рост населения. В Европе оно увеличилось за одно столетие почти в два
- 100. 2) научно-технический прогресс, увеличивший число рабочих мест, вызвавший рост благосостояния и продолжительности жизни.
- 101. 3) урбанизация, развитие городских форм жизни: комфорта, потребительства, безличного общения, увеличения времени досуга.
- 102. 4) либеральная демократия ХХ века. Демократии существовали и в эпоху Античности, и в Средние века. Но
- 103. Основой этого подъема была не продуманная программа воспитания и демократического развития, а стихийная трансформация характера массового
- 104. Для плебея жизнь означала стеснение, повинность, зависимость. Эти качества масс поддерживали культуру. Чернь жила верованиями отцов
- 105. Современная городская культура демократична лишь на поверхности. В глубине она конкурентна, властолюбива и деспотична. Идея органической
- 106. Городская культура бередит аппетиты, но не понуждает к самообузданию. Получив доступ к благам культуры, массовый человек
- 107. Иллюстрация 15
- 108. Он упивается властью, ростом, безудержным потреблением. Ему и в голову не приходит, что своим сегодняшним могуществом
- 109. Эти люди нередко жили в нищете, всецело отдавая себя научному, техническому и художественному творчеству. Именно им
- 110. Мария Склодовская-Кюри Альберт Эйнштейн Никола Тесла Лев Ландау Иллюстрация 16
- 112. Скачать презентацию