Презентация Локк и Лейбниц Онтологические предпосылки и природа познания

Содержание

Слайд 2

Джон Локк (1632-1704) Джон Локк Опыт о человеческом разумении (1690) Два

Джон Локк (1632-1704)

Джон Локк

Опыт о человеческом разумении (1690)
Два трактата о правлении (1690)

Основные

сочинения
Слайд 3

Готфрид Вильгельм Лейбниц (1646-1716) Готфрид Вильгельм Лейбниц Новые опыты о человеческом

Готфрид Вильгельм Лейбниц (1646-1716)

Готфрид Вильгельм Лейбниц

Новые опыты о человеческом разумении (1704)
Опыты теодицеи

о благости Божьей (1710)
Монадология (1714)

Основные сочинения

Слайд 4

Если бы мир был неразумен (неупорядочен, незакономерен), он был бы принципиально

Если бы мир был неразумен (неупорядочен, незакономерен), он был бы принципиально непостижим.

Если бы

принципы нашего разума отличались от принципов мироустройства, мир был бы непостижим для нас.

Мир познаваем лишь потому, что законы разума тождественны законам мира.

Следовательно, основные законы природы разум может найти в себе самом, не обращаясь к опыту.

Онтологические предпосылки рационализма «Разумность» мира как условие его познаваемости

Слайд 5

Онтологические предпосылки рационализма «Разумность» мира как условие его познаваемости

Онтологические предпосылки рационализма «Разумность» мира как условие его познаваемости

Слайд 6

Р. Декарт Р. Спиноза Г. Лейбниц Онтологические предпосылки рационализма Эволюция западноевропейского

Р. Декарт

Р. Спиноза

Г. Лейбниц

Онтологические предпосылки рационализма Эволюция западноевропейского рационализма

Дуализм
Монизм
Плюрализм

Дух

Материя

Бог, или Природа

Монады

Слайд 7

Онтологические предпосылки рационализма Эволюция западноевропейского рационализма Монизм (от греч. μόνος, один,

Онтологические предпосылки рационализма Эволюция западноевропейского рационализма

Монизм (от греч. μόνος, один, единственный) – онтологическая позиция, признающая единство

мира, т.е. принципиальную сводимость всех его объектов (явлений) к единой субстанциальной основе.

Плюрализм (от лат. pluralis, множественный) – онтологическая позиция, признающая наличие в мире множества принципиально независимых (несводимых друг к другу) первоначал (субстанций).

Дуализм (от лат. dualis, двойственный) – разновидность плюрализма, ограничивающая число независимых первосущностей мира двумя (обычно такими первоначалами признаются материальное и духовное).

Слайд 8

Эти простые сущности (монады) не могут возникать или исчезать иначе, как

Эти простые сущности (монады) не могут возникать или исчезать иначе, как «разом» –

в результате творения или уничтожения.

Монад – бесконечное множество, и все они разные: одинаковые монады были бы тождественны, т.е. составляли бы одну сущность.

Онтологические предпосылки рационализма Онтологический плюрализм Лейбница (монадология)

Монады непрерывно изменяются, причём эти изменения исходят из внутреннего принципа, так как ничто внешнее на монаду не влияет.

В основе мира должны лежать простые сущности (субстанции), так как всё сложное состоит из простого.

Монады вообще не доступны никакому внешнему воздействию («не имеют окон»).

Слайд 9

Преходящее состояние, которое представляет собой множество в едином есть не что

Преходящее состояние, которое представляет собой множество в едином есть не что иное, как восприятие

(перцепция).

Этот мир – один и тот же во всех монадах («лучший из возможных»), но воспринимается по-разному.

Онтологические предпосылки рационализма Онтологический плюрализм Лейбница (монадология)

Этим различием перцепций, а также уровнем апперцепции (осознания перцепций) монады и отличаются друг от друга.

Следовательно, в монадах – при всей их простоте – содержится «многоразличие».

Монады, таким образом, идеальны, причём каждая содержит в себе весь мир, являясь «живым зеркалом универсума».

Слайд 10

Рационалистическая концепция познания Истины разума и истины факта Истины разума –

Рационалистическая концепция познания Истины разума и истины факта

Истины разума – положения, принимаемые

за истинные на основании логического закона [запрета] противоречия: их отрицание ведёт к противоречию; называются также вечными истинами, так как, в отличие от истин факта, верны всегда (при любых условиях).

Истины факта – положения, отрицание которых не заключает в себе никакого противоречия, верные при одних условиях и неверные при других; принимаются за истинные лишь при достаточном основании (логический закон достаточного основания).

Сумма углов треугольника равна двум прямым.

На крыльце сидит собачка с маленькой бородкой.

Слайд 11

Онтологические предпосылки эмпиризма Телесный контакт как «передатчик» информации Внешние вещи органы

Онтологические предпосылки эмпиризма Телесный контакт как «передатчик» информации

Внешние вещи

органы чувств,

ощущения,

воздействуют на

производя

идеи.

оставляющие в душе следы


Первое причинно-следственное отношение связывает материальные объекты и в этом смысле материально.

Второе причинно-следственное отношение связывает психические состояния и в этом смысле идеально.

Слайд 12

Онтологические предпосылки эмпиризма Телесный контакт как «передатчик» информации Ключевое значение для

Онтологические предпосылки эмпиризма Телесный контакт как «передатчик» информации

Ключевое значение для теории познания

эмпиризма имеет
утверждение, что изменения ощущений сигнализируют
(информируют) об изменении вещей. Но онтологически вопрос об отношении телесного к психическому
(материального к идеальному)
остаётся открытым.
Слайд 13

Протяжённость, форма, плотность, подвижность Цвет, звук, вкус, запах, тепло Онтологические предпосылки

Протяжённость, форма, плотность, подвижность

Цвет, звук, вкус, запах, тепло

Онтологические предпосылки эмпиризма «Первичные» и «вторичные» качества

Первичные качества

– качества, идеи которых сходны с самими качествами тел.

Вторичные качества – качества, идеи которых отличаются от породивших их форм.

принадлежат самим телам.

находятся в наших органах чувств.

Слайд 14

Все идеи получаются из опыта. Одни идеи получаются из ощущения внешних

Все идеи получаются из опыта.

Одни идеи получаются из ощущения внешних предметов.

Другие идеи получаются из рефлексии над внутренними действиями

нашего ума.

Эмпирическая концепция познания Идеи ощущения и идеи рефлексии

Слайд 15

Эмпирическая концепция познания Простые и сложные идеи Простые идеи ум получает

Эмпирическая концепция познания Простые и сложные идеи

Простые идеи ум получает

от ощущения или рефлексии, оставаясь при этом пассивным.

Сложные идеи ум образует путём соединения нескольких простых идей в одну сложную.
Идеи отношений ум образует путём сопоставления двух идей (простых и/или сложных).
Общие идеи ум образует путём абстрагирования, т.е. обособления идей от всех других идей, сопутствующих им в действительности.

Пассивное состояние ума

Активная работа ума

Слайд 16

Эмпирическая концепция познания Простые и сложные идеи Сложные идеи Субстанции Модусы

Эмпирическая концепция познания Простые и сложные идеи

Сложные идеи

Субстанции

Модусы

Отношения

Сложные идеи, обозначающие свойства субстанций или нечто, зависящее от

них.

Сложные идеи, представляющие самостоятельно существующие вещи.

Сложные идеи, получаемые при сопоставлении одной идеи с другой.