Профессиональная этика и служебный этикет

Содержание

Слайд 2

Цель изучения УД: Формирование у студентов высокой коммуникативной, правовой и психологической

Цель изучения УД:

Формирование у студентов высокой коммуникативной, правовой и психологической культуры,

глубокого уважения к закону и бережного отношения к социальным ценностям правового государства, чувства нетерпимости к любому нарушению закона в профессиональной экономической деятельности, знаний в области этики деловых отношений;
Формирование способности понимать социальную значимость своей профессии, цель и смысл государственной службы, выполнять гражданский и служебный долг, профессиональные задачи в соответствии с нормами морали, профессиональной этики и служебного этикета;
Ознакомлении с закономерностями межличностных отношений и приоритетными проблемами в этой области и методами управления этическими нормами межличностных отношений в коллективе.
Слайд 3

Раздел 1 «Научные основы профессиональной этики»

Раздел 1 «Научные основы профессиональной этики»

Слайд 4

Лекция 1. «Этика и мораль». Учебные вопросы: Философия как методо-логическая основа

Лекция 1. «Этика и мораль».

Учебные вопросы:
Философия как методо-логическая основа профес-сиональной этики.


Сущность и структура морали.
Основные функции и принципы морали.
Специфика и роль морали в условиях развития правово-го и демократического об-щества.
Слайд 5

1. Философия как методологическая основа профессиональной этики. Этика (от греч. еthos,

1. Философия как методологическая основа профессиональной этики.

Этика (от греч. еthos,

лат. еthiса — обычай, характер) — область философской науки, приобретшая статус самостоятельной науки, предметом которой является мораль во всех формах ее проявления.
Мораль (от лат. mогеs - характер, нрав, проявляющийся в общении) — форма общественного сознания и его реализации на практике, утверждающая общественно необходимый тип поведения людей и служащая общесоциальной основой его регулирования.
В отличие от права мораль носит в основном неписаный характер, предоставляет личности широкую возможность выбора и санкционируется воздействием общественного мнения. Требования морали фиксируются в общественном сознании в виде обычаев, традиций и общепринятых представлений.
Нравственность — практическая воплощенность моральных идеалов, целей и установок в различных формах социальной жизнедеятельности, в культуре поведения людей и отношениях между ними.
Некоторые ученые рассматривают понятия «мораль» и «нравственность» как синонимы.
Слайд 6

Диалектический метод познания – главная составляющая философской основы этики Диалектический метод

Диалектический метод познания – главная составляющая философской основы этики

Диалектический

метод отличается от так называемого «обыденного» познания (и знания) тем, что он рассматривает каждый объект познания,
во-первых, в процессе движения и развития,
во-вторых, во взаимосвязях с другими объектами и учитывает их взаимовоздействие. Это главное.
Главные этические положения диалектики:
• абстрактной истины нет, истина конкретна; и процесс познания есть прежде всего процесс движения «от абстрактного — к конкретному»;
• одноплановых явлений не существует, всякое явление представляет собой единство противоположностей (и их борьбу), причем иногда может осуществиться их взаимопереход; применительно к этике в ряде ситуаций то, что воспринималось как зло, начинает рассматриваться как добро, и наоборот;
• всякое количественное изменение, перейдя определенную границу, называемую мерой, придает явлению новое качество.

Г.Гегель

Слайд 7

Процесс познания, так же как и его результат — знание, состоит

Процесс познания, так же как и его результат — знание, состоит

из двух основных компонентов.

Коренное отличие этики от других сфер философской науки заключается в
том, что ее принципы, категории, нормы и т.д. носят по преимуществу не
понятийный, а ценностный, т.е. аксиологический характер (аксиология —
наука о ценностях).

Слайд 8

Этика содержит позитивные знания, но знания вырабатываются на основе оценки человеческих

Этика содержит позитивные знания, но знания вырабатываются на основе оценки человеческих

отношений и явлений социальной действительности.

Главные критерии оценки -представления людей о том, что есть добро и что есть зло — его антипод.
Это основные категории этики и вместе с тем основные критерии морального и аморального, нравственного и безнравственного.
Такая оценка формируется как обществом, социальным слоем, профессиональным коллективом, и тогда она принимает для познающего индивида объективный характер, так и в определенной степени каждым индивидом, придающим оценке своеобразную индивиду-альную окрашенность, которая в философии определяется как субъективный аспект познания.

Слайд 9

Слайд 10

Общественная и индивидуальная системы нравственных ценностей. Они тесно взаимосвязаны и вместе

Общественная и индивидуальная системы нравственных ценностей.

Они тесно взаимосвязаны и вместе с

тем у каждого человека носят своеобразный, только ему присущий характер, являя собой диалектику объективного и субъективного.
В том случае, когда индивид признает приоритет общественной системы ценностей, он легко адаптируется к общественной системе, активно участвует в общественной жизни и одним из его главных мировоззренческих устоев становится принцип коллективизма.
В противном случае человек сосредоточивается на своих личных интересах и его главной мировоззренческой установкой становится принцип индивидуализма.
Когда «противостояние» общественного и личного, коллективного и индивидуального приобретает ярко выраженный, более того, непримиримый, антагонистический характер, человек «выламывается» из общества, становится диссидентом.
Слайд 11

НО! Общество не представляет собой некоей целостности С одной стороны, всякое

НО! Общество не представляет собой некоей целостности

С одной стороны, всякое

общество существует как целостное образование с едиными принципами общественной организации и управления, с определенными правовыми и иными государственными институтами, с едиными общественными интересами и целями.

С другой стороны, общество - это сложный конгломерат людей, занимающих различное общественное положение и соответственно объединенных самыми различными интересами, целями и в силу этого формирующих различные системы ценностей.
Т.е. можно говорить о различных нациях, классах, религиозных конфессиях, социальных слоях, типах культур и, наконец, профессиональных группах.

Слайд 12

При анализе системы нравственных ценностей наиболее уместно использовать диалектическое соотношение категорий

При анализе системы нравственных ценностей наиболее уместно использовать диалектическое соотношение категорий

«общее», «особенное» и «отдельное, единичное»,

Общее — это общесоциальная, общечеловеческая мораль,
Особенное — моральные принципы и нормы, диктуемые спецификой (если говорить о профессиональной этике) той или иной профессиональной среды
Единичное — действующее исключительно в сфере определенной структуры организации.
В последнем случае некоторые моральные нормы могут иметь парадоксальный характер — вплоть до противостояния общечеловеческим нормам морали (например, в оперативно-розыскных службах органов МВД, в отделах маркетинга торговых фирм).

Слайд 13

Задание студентам: проанализируйте явление «кража» через категории «общее», «особенное» и «отдельное, единичное»,

Задание студентам: проанализируйте явление «кража» через категории «общее», «особенное» и «отдельное, единичное»,

Слайд 14

Диалектика общего, особенного и отдельного в правоохранительных органах заключается в том,

Диалектика общего, особенного и отдельного в правоохранительных органах заключается в том,

что в конкретных службах, как правило, действуют все три вида моральных принципов и норм.

«Общее» - основное содержание профессиональной морали во всех
службах правоохранительных органов составляют общечеловеческие моральные нормы.
«Особенное» - своеобразная специфика общих норм и наличие профессиональных норм морали.
Например, такие моральные качества, как мужество, верность долгу, способность к самопожертвованию, чувство справедливости, здесь выходят на передний план, тогда как в других профессиях на первый план выходят иные моральные качества (скажем, в фармацевтике главным моральным качеством являются точность и аккуратность, ибо именно они играют решающую роль при изготовлении лекарства). Кроме того, здесь действуют, так сказать, «свои» моральные нормы, например обязательность неразглашения информации, имеющей конфиденциальный характер и полученной исключительно в силу возможностей той или иной службы. В своей совокупности такие специфически преломленные общечеловеческие нормы и принципы, присущие только правоохранительной деятельности, относятся к категории особенного.
«Отдельное, единичное» характерно только для той или иной службы. Как правило, такие «отдельные» нормы формируются в службах, работающих в условиях риска.
По своей форме они могут существенно отличаться от общечеловеческих норм морали (например, при реализации оперативных комбинаций, в работе с гражданами, оказывающими сотрудникам органов конфиденциальное содействие и пр.), однако при этом они продолжают сохранять свое моральное содержание. Меняются критерии моральности и аморальности, изменяется система ценностей, но неизменной остается ориентация на социально-нравственный идеал, служение добру, борьбу против зла.

Слайд 15

О возникновении и эволюции морали Моральные идеалы, принципы и нормы возникли

О возникновении и эволюции морали

Моральные идеалы, принципы и нормы возникли из

представлений людей о справедливости, гуманности, добре, общественном благе и т.п. То поведение людей, которое соответствовало этим представлениям, объявлялось моральным, противоположное — аморальным.
Иными словами, морально то, что, по мнению людей, отвечает интересам общества и индивидов, что приносит наибольшую пользу.
Естественно, эти представления менялись от эпохи к эпохе и были различны у представителей разных классов и социальных групп. Отсюда же проистекает специфичность морали у представителей различных профессий.
Слайд 16

Вывод: мораль имеет исторический, социально- классовый и профессиональный характер. Но! В

Вывод: мораль имеет исторический, социально- классовый и профессиональный характер. Но! В ее

основе всегда лежит социальная целесообразность.

Этика «заимствовала» у философии принцип социально-классового подхода и принцип историзма.
ХХ век, в частности последнее десятилетие, особенно в нашей стране, знаменуются столь бурной моральной «сменой вех», что это многими воспринимается как крушение моральности вообще.
Примеры: моральная эволюция понятия «спекуляция», трансформация требований к сотруднику правоохранительных органов

Слайд 17

Принцип историзма подводит нас к положению диалектики о конкретности истины. Отражая

Принцип историзма подводит нас к положению диалектики о конкретности истины.

Отражая конкретное

бытие, которое постоянно находится в процессе движения и изменения, сама истина начинает рассматриваться как процесс.
Отсюда - на конкретном уровне не существует «вечных» норм этики.
Они, во-первых, меняются от эпохи к эпохе, а во-вторых, всегда представляют собой диалектическое сочетание истины абсолютной и истины относительной, где абсолютное — абстрактный принцип, а относительное — его понимание людьми определенной исторической эпохи.
При этом абсолютное определяет (детерминирует) собой относительное, а относительное обогащает абсолютное.
Слайд 18

Примеры эволюции моральных норм: «прелюбодеяние», «брак», «развод» Неравный брак

Примеры эволюции моральных норм: «прелюбодеяние», «брак», «развод»

Неравный брак

Слайд 19

Вывод: Сущность диалектики абсолютного и относительного в морали: само понятие, принцип,

Вывод:

Сущность диалектики абсолютного и относительного в морали: само понятие, принцип, норма

и пр. в абстрактном виде может осознаваться как нечто «вечное», «абсолютное», но их конкретное содержание изменяется соотносительно с воззрениями исторической эпохи (а также в различных социальных условиях) и при этом может принимать характер, совершенно противоположный изначальному.
Слайд 20

2. Сущность и структура морали. Точного и единственного определения сущности морали

2. Сущность и структура морали.

Точного и единственного определения сущности морали не

существует. Поче-му? Мораль охватывает практически все сферы поведения людей и их взаимо-отношений. Иначе говоря - сфера ее поистине бесконечна и безгранична.
От античных времен и до наших дней мораль трактовалась
и как исполнение божественных установлений,
и как опыт житейской мудрости,
и как школа воспитания человека,
и как средоточие человеческих добродетелей,
и как высшая удовлетворенность индивида своим поведением,
и как возвышенное служение чести,
и как непререкаемое исполнение долга,
и как инструмент обеспечения общественной стабильности и порядка,
и как требование общественной пользы,
и как обличение несправедливости и орудие утверждения справедливости в обществе,
и как средство обеспечения взаимопонимания и сотрудничества людей,
и как следование голосу совести,
и как путь к достижению высшего смысла человеческой жизни и т.д. и т.д.
Слайд 21

Слайд 22

Моральная деятельность Моральная деятельность — важнейший и определяющий компонент морали, проявляющийся

Моральная деятельность

Моральная деятельность — важнейший и определяющий компонент морали, проявляющийся в

поступках.
Только поступок, их совокупность, характеризующая поведение личности, дает представление о подлинной ее моральности.
Т.о., только деятельность, только практическая реализация моральных принципов и норм дают личности право на признание ее моральной воспитанности, на наличие у нее подлинной моральной культуры.

Поступок, в свою очередь, содержит три компонента:
• мотив — нравственно осознанное побуждение совершить поступок или же мотивация — совокупность мотивов, означающая предпочтение тех или иных ценностей в моральном выборе индивида, совершающего поступок;
• результат — материальные или духовные последствия поступка, имеющие определенное значение;
оценка окружающими как самого поступка, так и его результата и мотива.

Слайд 23

Оценка поступка Оценка поступка производится в соотнесении с его социальной значимостью:

Оценка поступка

Оценка поступка производится в соотнесении с его социальной значимостью: его

значением для того или иного человека (людей), коллектива, общества и исходя из тех моральных критериев и норм, которые являются референтными для тех, кто производит оценку.
Следовательно, поступок — это не всякое действие, но действие, субъективно мотивированное, имеющее для кого-либо значение и потому вызывающее к себе определенное отношение (оценку).
Поступок может быть моральным, аморальным и внеморальным.
Примеры с учетом диалектики, требующей конкретности анализа –
в данном случае оценки поступка.
Слайд 24

Моральные (нравственные) отношения Моральные (нравственные) отношения — это те отношения, в

Моральные (нравственные) отношения

Моральные (нравственные) отношения — это те отношения, в

которые вступают люди, совершая моральные (аморальные) поступки.
Нравственные отношения представляют собой диалектику субъективного (побуждения, интересы, чувства индивидов) и объективного (нормы, идеалы, права, обычаи и другие социальные факторы, с которыми индивидам приходится считаться и которые имеют для них императивный характер).
Вступая в нравственные отношения, люди возлагают на себя определенные моральные обязательства и вместе с тем приобретают определенные моральные права. Устойчивые нравственные отношения присущи стабильному состоянию общества, социальной группы, профессионального коллектива и т.д.
В целом установившаяся система моральных
отношений лежит в основе морально-психологического
климата определенной социальной группы (служебного
коллектива).
Слайд 25

Уровни нравственных отношений Нравственные отношения в служебном коллективе подразделяются на три

Уровни нравственных отношений

Нравственные отношения в служебном коллективе подразделяются на три уровня:

субординированные — отношения между начальниками и подчиненными;
между коллегами;
с гражданами.
Слайд 26

Особенности моральных отношений (и их форм) в правоохранительной структуре и в

Особенности моральных отношений (и их форм) в правоохранительной структуре и в

каждом служебном коллективе

Они формируются по принципу диалектического сочетания общего, особенного и отдельного.
Общее и в значительной части особенное определяются служебными документами: уставами, приказами, служебными инструкциями, наставлениями и т.п., а отдельное и некоторая часть особенного вырабатываются в процессе служебного опыта того или иного коллектива, причем значительную роль играет командно-воспитательная деятельность и личный опыт руководителя коллектива и работников воспитательного аппарата.
Именно служебный опыт — опыт взаимной деятельности в процессе решения служебных задач подсказывает формы нравственных отношений, которые невозможно предусмотреть никакими инструкциями.
Пример: позитивное воздействие на нравственный климат оказывает форма отношений между начальниками и подчиненными, основанная не на сугубо приказном тоне («Я приказал, а вы выполняйте»), но на деловом сотрудничестве, где немаловажную роль играет взаимное доверие, взаимная ответственность, обязательность, внимание друг к другу, взаимная заинтересованность в решении задач и т.п.
Другим позитивным фактором является взаимная культура общения: умение слушать и слышать собеседника, уважительное отношение к его точке зрения, соблюдение правил вежливого тона и вообще правил служебного этикета и пр.

Слайд 27

Моральное сознание Моральное самосознание и моральная самооценка, порождают нравственные чувства:стыд, укоры

Моральное сознание

Моральное самосознание и моральная самооценка, порождают нравственные чувства:стыд, укоры совести,

раскаяние или же моральную удовлетворенность своими действиями, сознание правоты, довольство собою, гордость за совершенный поступок и пр.
Моральное сознание всегда аксиологично, ибо в каждом своем элементе оно заключает оценку с позиции выработанной системы ценностей и опирается на определенную совокупность моральных норм, образцов, принципов, традиций, идеалов.
В моральном сознании этика тесно сближается с эстетикой, ибо подлинно нравственные элементы нравственного сознания (и порождаемые им поступки и отношения) прекрасны.
Недаром А.М. Горький называл этику эстетикой будущего
определяющее
воздействие на
моральную деятельность
и моральные отношения.
Слайд 28

Моральное сознание МС порождается потребностями общественного развития, прежде всего потребностью в

Моральное сознание

МС порождается потребностями общественного развития, прежде всего потребностью в регуляции

общественной жизни людей и их взаимоотношений, и призвано обслуживать эти потребности.
МС – одна из форм отражения действительности,
МС может быть истинным или ложным (а критерием его истинности служит практика), оно содержит диалектику абсолютного и относительного, субъективного и объективного и т.д.
Специфические свойства МС: по сравнению с другими формами общественного сознания оно способно оказывать более активное воздействие на повседневное поведение людей. Моральные представления, принципы, идеалы непосредственно вплетены в человеческую деятельность, выступая мотивами поступков.

В отличие от науки МС действует в основном на уровне общественной психологии, обыденного сознания. Лишь на высшем уровне — в этике МС приобретает черты научного познания, а нравственные представления и идеалы становятся осознанными убеждениями.
Моральное сознание, как и моральные знания, носят обязательный характер.
Мы можем себе представить человека (и не подвергаем его за это суровому осуждению), который не обладает знанием философии, далек от политики, не разбирается в искусстве, не интересуется религиозными проблемами, но дико и нелепо обнаружить, что человек не обладает моральным сознанием: не имеет никаких знаний об этических нормах и принципах, не обладает своей системой ценностей, не испытывает моральных побуждений и тд.

Слайд 29

Моральное и религиозное сознание И. Кант писал: «Две вещи наполняют душу

Моральное и религиозное сознание

И. Кант писал: «Две вещи наполняют душу

всегда новым и все более сильным удивлением и благоговением, чем чаще и продолжительней мы размышляем о них, — это звездное небо надо мной и моральный закон во мне».
Кант не был атеистом, но суть дела он схватил совершенно точно.
Подлинно нравственному человеку не нужно бояться законов — ни божеских, ни человеческих. Он может не знать ничего о Боге и о праве — все равно он будет жить «по правде», ибо любовь к людям, нравственное чувство — чувство справедливости, живущее в его душе, его совесть будут побуждать его служить добру и противостоять злу.

Иммануил Кант – немецкий
философ, родоначальник
немецкой классической
философии

Слайд 30

Выводы: Отнесение поступков и отношений к внеморальным носит условный характер: просто

Выводы:

Отнесение поступков и отношений к внеморальным носит условный характер: просто в

данном случае (или в данном аспекте) моральная сторона или не рассматривается, или составляет малосушественный элемент, КОТОРЫМ МОЖНО пренебречь.
Пример: моральность в бухгалтерском отчете.?
Через нравственную деятельность и нравственные отношения человек осознает интересы других людей, коллектива и общества в целом. Именно они вырабатывают и закрепляют в сознании образцы поведения, образующие в своей совокупности систему ценностей, которая включает нормы, правила, запреты, требования, принципы и т.д., и все они являются различными элементами структуры морали.
Все они базируются на основном нравственном требовании: твори добро и не делай зла, а также на золотом правиле нравственности: не поступай по отношению к другим так, как ты не хотел бы, чтобы они поступили по отношению к тебе.
Слайд 31

3. Основные функции и принципы морали. («рабочий инструментарий» науки этики). В

3. Основные функции и принципы морали. («рабочий инструментарий» науки этики).

В чем

же заключается деятельная сторона морали, каковы ее «функциональные обязанности» или, попросту говоря, функции морали?
Слайд 32

Функции морали 1. Регулятивная функция. Функция нравственного регулирования взаимоотношений между людьми

Функции морали

1. Регулятивная функция.
Функция нравственного регулирования взаимоотношений между людьми является главной

и определяющей. Она охватывает ту сферу отношений, которая не регулируется правом. и в этом смысле она дополняет право. Однако такое определение будет неполным и неточным, если не принимать во внимание то обстоятельство, что все правовые нормы также утверждают справедливость, также служат добру или благу общества и граждан и поэтому носят безусловно нравственный характер.
Регулятивная функция являет собой непрерывный процесс приведения реального поведения личностей, служебных коллективов и государственных и обшественных институтов в соответствие с действующими в обществе моральными нормами. В этих целях используются такие «инструменты» регулирования нравственных отношений, как морально-этические принципы, общественное мнение, моральный авторитет, традиции, обьтчаи, заповеди, привычки.
На непосредственно практическом уровне регуляция осуществляется через посредство норм (простых норм нравственности): норм-ориентиров, норм-требований, норм-запретов, норм-рамок, ограничений, а также норм-образцов (этикетных норм).
Регулятивная функция является базовой в системе функций: все остальные функции — каждая по-своему — в той или иной степени «обслуживают» ее.
Слайд 33

Функции морали 2. Оценочная (аксиологическая) функция. Любой акт морали (поведенческий или

Функции морали

2. Оценочная (аксиологическая) функция.
Любой акт морали (поведенческий

или духовный) определяется той или иной системой ценностей. Предметом оценки под углом «морально — аморально» или «нравственно — безнравственно» являются поступки, отношения, намерения, мотивы, моральные воззрения, личностные качества и т.д.
З. Ориентирующая функция.
Простые нормы нравственности являются «простыми» только в теории. В конкретной действительности, на практике прежде чем вынести моральное суждение и реализовать ту или иную норму в поступке или в поведении, приходится взвешивать порой довольно значительное количество обстоятельств, каждое из которых может побуждать нас к применению различных (иногда даже взаимоисключающих) норм. Выбрать из множества норм единственно правильную, справедливую может только хорошее владение наукой этикой, высокий уровень нравственной культуры, которые и являются механизмом, способным нам дать точный ориентир. Именно они способны помочь нам выработать систему моральных приоритетов, являющуюся «компасом», позволяющим нам выявить наиболее нравственную линию поведения.

4. Мотивационная функция.
Эта функция позволяет оценивать поступки, цели и средства с точки зрения побуждающего намерения. Мотивы или мотивации могут быть моральными и аморальными, нравственными и безнравственньгми, благородными и низменными, корыстными и бескорыстными и т.д.
5. Познавательная (информаци-онная) функция — направлена на приобретение этических знаний: принципов, норм, кодексов и пр., являющихся источником информации об обшественных нравственных ценностях и о системах таких ценностей, исходных пунктах морального выбора в обычной и экстремальной обстановке, в обычных и конфликтных ситуациях, которые в комплексе помогают сформулировать модель нравственного поведения.

Слайд 34

Функции морали 6. Воспитательная функция. Любая система воспитания — это прежде

Функции морали

6. Воспитательная функция. Любая система воспитания — это прежде всего

система нравственного воспитания (ряд ученых считает, что воспитанием является только нравственное воспитание, все остальное просто общение). Нравственное воспитание приводит в определенную концептуально организованную систему нравственные нормы, привычки, обычаи, правы, общепризнанные образцы поведения, переводит нравственные знания в нравственные убеждения личности, развивает способность творческой интерпретации нравственных знаний и убеждений применительно к конкретным ситуациям.
7. Коммункативная функция. В технике есть специальное устройство, которое при получении соответствуюшего запроса отвечает сигналом, условно называемым «я свой». Точно такой же способностью обладает всякая система моральных ценностей (в том числе и профессиональных), и только на основании этого «сигнала» возможно служебное и всякое иное взаимодействие, обретение «чувства локтя», поддержка и взаимовыручка. Конечно, в процессе служебной деятельности осознание сигнала «я свой» и действенная коммуникация на его основе осуществляется не только моральным его компонентом, но тем не менее он играет в этом процессе одну из главных ролей.

8. Идеологическая функция. Назначение - обосновывать моральность политических и экономических целей и интересов того или иного класса, социального слоя, группы, общественного движения и т.д.
Она призвана нравственно консолидировать социально неоднородное общество. Мораль правящего класса или социальной группы, так же как и их цели и интересы всегда представляются как цели, интересы и мораль всего общества. И пока в определенной степени эта мораль отвечает всеобщим интересам, общество воспринимает это обстоятельство позитивно. В противном случае общество консолидируется вокруг противоположных моральных, политических и идеологических ценностей, где основополагающую роль начинает играть революционная мораль, провозглашающая главной нравственной целью борьбу за свержение существующего политического режима.
9. Мировозэренческая функция.
Мораль рассматривается как нравственные устои личности, выработанная ею система нравственных ценностей, посредующая все ее политические, религиозные, эстетические, философские и иные возэрения.

Слайд 35

Важнейшие моральные ценности (для сотрудника правоохранительных органов) любовь к Родине; верность

Важнейшие моральные ценности (для сотрудника правоохранительных органов)

любовь к Родине;
верность присяге

и избранной профессии, служебному долгу;
нравственная цельность (единство слова и дела, убеждений и поступков);
соблюдение чести и служебного достоинства;
справедливость, законность;
неподкупность и взаимовыручка.
Слайд 36

Принципы морали Принципы морали выражают ее требования в наиболее общем виде,

Принципы морали

Принципы морали выражают ее требования в наиболее общем виде, составляют

сущность моральных отношений и являются стратегией нравственного поведения.
Они отличаются сравнительной устойчивостью и конкретизируются в моральных нормах. Их стабильность и жизнеспособность определяются конкретными условиями определенной социальной и профессиональной среды той или иной исторической эпохи.
Моральные принципы осознаются нравственным сознанием как безусловные требования, следование которым является строго обязательным во всех жизненных ситуациях.
В этом их существенное отличие от нравственных норм, отступление от которых в определенных жизненных ситуациях не только допустимо, но порой и необходимо.
Слайд 37

Принцип коллективизма Это один из важнейших принципов не только профессиональной, но

Принцип коллективизма

Это один из важнейших принципов не только профессиональной, но и

общечеловеческой морали (противоположным принципом является индивидуализм).
В нем заключается самая главная сущность взаимоотношений личности и общества.
Как правило, все социальные и профессиональные интересы индивидов опосредуются личным интересом, с которым они тесно переплетены, причем разорвать эту связь обычно практически невозможно.

Для правоохранительной служебной среды принцип коллективизма однозначно является строго обязательным для успешной организации служебной деятельности, единственно возможным для результативного противостояния криминальному миру.
И хотя интересы членов служебного коллектива всегда разнородны, эффективность работы коллектива прямо зависит от целеустремленности и единства его действий, а, следовательно, прежде всего от того, насколько интересы коллектива осознаются его членами как приоритетные по сравнению с личными интересами людей, его образующих.
Английская поговорка гласит: «Если ты не можешь делать то, что тебе нравится, пусть тебе нравится то, что ты делаешь». В самом прямом смысле это относится и к сочетанию личных и служебных интересов: если ты не можешь согласовать личные интересы со служебными, пусть служебные интересы станут твоим личным интересом. В противном случае тебе следует уходить из органов правоохраны и правопорядка.

Слайд 38

Принцип коллективизма

Принцип коллективизма

Слайд 39

Принцип гуманизма Этот нравственный принцип в обыденном понимании означает человечность, любовь

Принцип гуманизма

Этот нравственный принцип в обыденном понимании означает человечность, любовь к

людям, защиту человеческого достоинства, права людей на счастье и полноценную возможность для саморазвития.
Гуманизм — требование современной эпохи, ее ведущий принцип, в частности пронизывающий все отрасли права и определяющий все нормы морали.
Применительно к правоохранительной деятельности гуманизм лежит в основе всей системы нравственно- правовых отношений между сотрудникам правоохранительных органов и гражданами.
Гуманистичность содержания правоохранительной деятельности заключается в самой ее сущности, которая определяется как обеспечение социальной стабильности, охрана общественного порядка в стране, собственности, прав, свобод и законных интересов граждан, предприятий, организаций и учреждений от преступных посягательств и иных антиобщественных действий.
Слайд 40

Принцип гуманизма Требования принципа гуманизма являются не только сутью профессиональной морали,

Принцип гуманизма

Требования принципа гуманизма являются не только сутью профессиональной морали, но

и служебным долгом, который обязывает сотрудников правоохранительных органов быстро и своевременно реагировать на все недостойные поступки и тем более правонарушения. Невыполнение этих требований осуждается как законом, так и общественным мнением.
Таким образом, гуманизм деятельности правоохранительных органов проявляется в том, что она направлена на борьбу со злом и защиту интересов всего общества и каждой личности в отдельности от нарушений норм права и морали и тем самым обеспечивает условия для счастья и всестороннего развития человека как высшей социальной ценности.
Гуманизм сущности и целей деятельности правоохранительных органов определяет и такой аспект службы органов, как профилактика правонарушений и преступлений.
Слайд 41

Единство принципов справедливости и законности Важнейшим принципом профессиональной морали сотрудников правоохранительных

Единство принципов справедливости и законности

Важнейшим принципом профессиональной морали сотрудников правоохранительных

органов является принцип справедливости. Справедливость — не только принцип морали. Он охватывает практически все сферы человеческой деятельности и человеческих отношений, и прежде всего права и политики.
Как способ моральной регуляции принцип справедливости обязывает учитывать все аспекты деятельности индивидов, т.е. их социальное положение, заслуги, возрастные и физические возможности, и устанавливать соответствие между практической деятельностью индивидов и их социальным (и служебным) положением, между заслугами людей и их общественным признанием, между деянием и воздаянием, трудом и вознаграждением, правами и обязанностями, преступлением и наказанием и т.д.
Несоответствие в этих отношениях воспринимается как несправедливость.
Слайд 42

Принцип справедливости Справедливость регулирует все сферы общественной жизнедеятельности, но наиболее зримое

Принцип справедливости

Справедливость регулирует все сферы общественной жизнедеятельности, но наиболее зримое воплощение

она получает в правовой системе, поскольку именно она регулирует наиболее важные звенья общественной жизни.
Праву принадлежит главенствующая роль в пресечении различного рода нарушений справедливости: преступного обогащения, протекционизма, незаслуженной привилегированности и пр.
Принцип справедливости предусматривает обеспечение социальных гарантий: охрану здоровья, право на получение образования, жилья, пенсии в старости и при получении инвалидности и т.д. Соответствие между целями и средствами, необходимыми для их достижения, — одно из важнейших проявлений принципа справедливости.
Примечательно, что в латинском языке - языке древнего Рима - слова «закон» (jus) и «справедливость» (justitiа) - одного корня, а сам термин «юстиция», охватывающий всю систему права, являет собой воплощение одного из важнейших нравственных принципов — принципа справедливости.
Слайд 43

Санкции В качестве реализации целей права выступают санкции, предусмотренные правовыми актами.

Санкции
В качестве реализации целей права выступают санкции, предусмотренные правовыми актами.
Применение

их всегда сопряжено с ущемлением интересов личности, с претерпеванием ею определенных лишений, поэтому здесь принцип справедливости должен выдерживаться особенно четко.

Важнейшие требования принципа справедливости, предъявляемые к санкциям:
• санкции должны применяться лишь к тем, кто действительно нарушил закон;
• между санкциями, устанавливаю-шими меру ответственности за различные противоправные деяния, должны соблюдаться определенные пропорции: более опасные правона-рушения должны наказываться более строго;
• санкции должны обеспечивать восстановление нарушенных прав после отбытия наказания в полном объеме;
• суды должны иметь возможность назначать индивидуальное наказание с учетом конкретных обстоятельств;
• за одно правонарушение никто не должен наказываться дважды.

Слайд 44

Выводы: Все вышеуказанные принципы для сотрудников правоохрани- тельных органов являются их

Выводы:

Все вышеуказанные принципы
для сотрудников правоохрани-
тельных органов являются их профессиональным

требованием, их правовой нормой.
На практике эти принципы конкретизируются, приобретая в каждом коллективе применительно к особенностям службы тех или иных подразделений специфический характер, имеющий для членов служебного коллектива императивное значение.
Слайд 45

4. Специфика и роль морали в условиях развития правового и демократического

4. Специфика и роль морали в условиях развития правового и демократического

общества.

Общество неизбежно будет развиваться — это всеобщий закон, которому подвластно всякое общество, если, конечно, оно не становится на путь самоуничтожения.
И главной доминантой этого развития должна быть демократизация общественных отношений и укрепление власти закона.
Т.о. если для современного общества нормальное развитие означает его эволюцию по пути прогресса, то нормальной системой его управления и функционирования является расширяющаяся демократия.

Слайд 46

Демократия как форма государственного управления – хорошо или плохо? В современном

Демократия как форма государственного управления – хорошо или плохо?

В современном российском

обществе по этому поводу ведется яростная полемика как между партиями, так и внутри самих партий.
На протяжении истории немало светлых умов (темных, впрочем, тоже) и благородных душ выступали против демократии.
Например, Платон считал демократию худшим видом государственного управления.
Слайд 47

Пример: концепция Вико Д.Вико, опубликовал в 1725 г. книгу под названием

Пример: концепция Вико

Д.Вико, опубликовал в 1725 г. книгу под названием «Основания

новой науки об общей природе наций», где он изложил созданную им «теорию круговорота».

Джамбаттиста Вико –
итальянский философ,
историк, юрист

Слайд 48

Демократия как форма государственного управления – хорошо или плохо? Но в

Демократия как форма государственного управления – хорошо или плохо?

Но в современных

типах демократического устройства общества (США, Англия, Франция, Италия, Дания и многих других), при всех их недостатках народ и не помышляет о замене демократии какой-нибудь другой формой управления государством. Почему?
Общество развивается не по кругу, а по спирали, каждое общественное явление (в том числе и государственное устройство) хотя и повторяется на следующем витке в той же точке, но повторяется на новом, более высоком уровне, пока, наконец, в нем не снимаются основные противоречия, в результате чего оно переходит в новое качество, где движение и развитие обретает совершенно иные формы (Гегель).
Так и демократия в наиболее развитых странах в современных условиях обретает определенную стабильность, и дальнейшее развитие больше не требует уничтожения существующей формы организации государства, а только ее дальнейшего совершенствования.
Что это за условия?
Слайд 49

Слайд 50

Высокий уровень общественной нравственности Это обусловливает определенную стабильность общественных отношений. Отметим,

Высокий уровень общественной нравственности

Это обусловливает определенную стабильность общественных отношений.


Отметим, что в экономических отношениях общество дестабилизи-руется даже не столько низким уровнем экономики, сколько социальной несправедливостью этих отношений.
Недаром прессу, которая формирует общественное мнение, т.е. общественную нравственность, называют «четвертой властью».
Сила и действенность общест-венного мнения в существенной степени дополняет и исправляет погрешности законодательной и законоприменительной деятельности.

Еще в римском праве в Кодексе Юстиниана (УI в. н.э.) существовала четырехчленная формула, охватывавшая все виды деловых отношений между гражданами:
• «даю, чтобы дал»,
• «даю, чтобы сделал».
• «делаю, чтобы дал».
• «делаю, чтобы сделал».

Юстиниан 1 – византийский
император

Слайд 51

Высокий уровень культуры общества. Культура общества включает прежде всего культуру труда

Высокий уровень культуры общества.
Культура общества включает прежде всего культуру труда и

вообще всякой общественно полезной деятельности, которая обеспечивает эффективную экономику. совершенное право, действенность общественной нравственности и удовлетворяет огромное число прочих потребностей граждан.
Внимание! Если в прежние, «додемократические», времена стабильность общества и государства обеспечивалась в основном всего двумя институтами — экономикой и правом, то для нормального функционирования общества демократического — общества, предоставляющего своим гражданам неизмеримо большие права и свободы, чем все предыдущие типы общественного устройства, потребовались дополнительно такие институты, как нравственность и культура.
Слайд 52

Демократия – это хорошо, но с учетом особых условий. Существенная особенность:

Демократия – это хорошо, но с учетом особых условий.

Существенная особенность: экономические рычаги

воздействия на граждан находятся в руках правящего класса, правовые методы воздействия — в руках государства (в конечном счете того же класса), а нравственные и культурные механизмы регулирования общественного поведения не имеют конкретных владельцев, но живут «в умах и душах» самих граждан и воздействуют на их поведение, в том числе и на стабильность общества, не, так сказать, «снаружи», а «изнутри».
И только при появлении этих новых, доселе не существовавших условий, возможных, напомним, лишь в экономически высокоразвитом обществе, демократия обретает свою подлинную сущность, какими бы конкретными недостатками она ни обладала. И только при этих условиях возможна ее стабильность и ее расширение, ее постепенная эволюция, ее прогрессивное развитие.
Слайд 53

Личность в условиях демократии Расширение демократии — это прежде всего повышение

Личность в условиях демократии

Расширение демократии — это прежде всего повышение степени

свободы личности, ослабление пресса принудительности, предос-тавление больших возможностей для предприимчивости и ини-циативы.
Однако для установления принципов такого общества должен измениться и сам человек, ибо в демократическом обществе сохраняются те же общественные потребности, а следовательно, и требования общества к каждой личности.
Иными словами, в таком обществе личность должна выполнять те же самые обязанности и те же самые функции, что и в обществе тотали-тарном. Меняется лишь характер отношений по линии «общество — личность».

И человек так же будет ответственен перед обществом за свои действия, только эта ответственность будет в значительной степени выполняться сознательно и добровольно, будет диктоваться сознательными интересами самой личности, а не страхом перед властными санкциями суровых государствен-ных законов.
«Сознательными» здесь означает включение в свои интересы, в свою нравственную и культурную воспитанность социальной значимости своих действий.
Иначе говоря, в новых условиях компетенция права сужается, но при этом она замещается сферой моральной ответственности личности.

Слайд 54

Личность в условиях демократии Чем руководствуется человек, ставя перед собой ту

Личность в условиях демократии

Чем руководствуется человек, ставя перед собой ту или

иную конкретную цель?
Он определяет ее под воздействием внешних и внутренних побуждений.
К внешним относятся социальные, служебные, семейные и всякие иные обязанности,
К внутренним — потребности, интересы, желания, эмоции, страсти.
Гипотеза: налицо стремление человека достичь цели через свершение преступного деяния.
И вот здесь перед личностью возникает ряд духовных барьеров.
Слайд 55

Эстетический барьер Нравственный барьер Правовой барьер Преступный умысел Посредует чуть ли

Эстетический
барьер

Нравственный
барьер

Правовой барьер

Преступный
умысел

Посредует чуть ли не каждый шаг человека. даже в

таких буднично-бытовых действиях, как общение, принятие пищи, одежда и т.п., человек постоянно руководствуется критерием «красиво- некрасиво». Определяет выбор его в этом случае такая категория, как вкус. Если человек преодолел этот барьер, то он решается поступить «некрасиво».
Система
критериев «хорошо —
плохо». Он не столь обширен,
как предыдущий, преодолеть его уже легче. Прекратить движение по этому пути помогает категория «совесть». Если человек способен испытать чувство стыда за свои действия, и это может стать решающим фактором для прекращения дальнейшей деформации личности.

Сравнительно с первыми
двумя он уже представляется
незначительным, ибо здесь
действует критерий
«законно — незаконно»,
с которым личность, как правило,
на практике сталкивается редко,
и социальный опыт, а следовательно,
иммунитет, в этой области невелики.
И выбор теперь опосредуется лишь
страхом перед наказанием,
которого человек надеется избежать.

Слайд 56

Личность и общество «В борьбе с человеческой личностью общество пускает в

Личность и общество

«В борьбе с человеческой личностью общество пускает в ход

три оружия: закон, общественное мнение и совесть; закон и общественное мнение можно перехитрить, но совесть — предатель в собственном стане. Она сражается в человеческой душе на стороне общества и заставляет личность приносить себя в жертву на алтарь противника»
Сомерсет Моэм

Моэм С. – английский писатель,
Один из великих мировых
прозаиков 30-х годов 20-го века