Разработка программ управления компьютером

Содержание

Слайд 2

разработка программ управления компьютером с целью решения различных информационных задач Программирование

разработка программ управления компьютером с целью решения различных информационных задач

Программирование

Слайд 3

фиксированная система обозначений для описания алгоритмов и структур данных Язык программирования

фиксированная система обозначений для описания алгоритмов и структур данных

Язык программирования

Слайд 4

программное обеспечение компьютера, предназначенного для разработки, отладки и исполнения программ, записанных

программное обеспечение компьютера, предназначенного для разработки, отладки и исполнения программ, записанных

на определенном языке программирования

Система программирования

Слайд 5

программирование не ориентированное на какую-либо узкую прикладную область. Языки Паскаль, Бейсик,

программирование не ориентированное на какую-либо узкую прикладную область. Языки Паскаль, Бейсик,

Си относятся к числу универсальных языков программирования

Универсальное программирование

Слайд 6

Знакомство с языком Паскаль

Знакомство с языком Паскаль

Слайд 7

это универсальный язык программирования, позволяющий решать самые разнообразные задачи обработки информации Паскаль

это универсальный язык программирования, позволяющий решать самые разнообразные задачи обработки информации

Паскаль

Слайд 8

разработан в 1971 году назван в честь французского ученого Блеза Паскаля,

разработан в 1971 году
назван в честь французского ученого Блеза Паскаля, изобретателя

механической вычислительной машины
автор языка Паскаль – швейцарский профессор Никлаус Вирт

Паскаль (история)

Слайд 9

команда алгоритма, записанная на языке программирования Оператор

команда алгоритма, записанная на языке программирования

Оператор

Слайд 10

Компьютер-исполнитель работает с определенными данными по определенной программе. Данные – это

Компьютер-исполнитель работает с определенными данными по определенной программе.
Данные – это

множество величин.
Величина – это отдельный информационный объект.
Слайд 11

имя; значение; тип Свойства величин

имя;
значение;
тип

Свойства величин

Слайд 12

числовой (целый, вещественный); символьный; логический Основные типы величин

числовой (целый, вещественный);
символьный;
логический

Основные типы величин

Слайд 13

определить область допустимых значений переменной; определить допустимые операции с переменной; определить,

определить область допустимых значений переменной;
определить допустимые операции с переменной;
определить, какой объем

памяти нужно выделить переменной и в каком формате будут храниться данные;
предотвратить случайные ошибки, например, при попытке записать символ в целую переменную выдается сообщение об ошибке

Тип переменной нужен, чтобы

Слайд 14

постоянные (константы) – не изменяют своего значения в ходе выполнения программы;

постоянные (константы) – не изменяют своего значения в ходе выполнения программы;

обозначаются собственным значение (числа 10; 1; 3,5) или символическим именем (число π);
переменные – могут изменять значение в ходе выполнения программы; всегда обозначаются символическим именем - индентификатором (X, A, R5 и т.п.).

Имя величин

Слайд 15

используются буквы латинского алфавита, цифры, нижнее подчеркивание; первой всегда пишется буква;

используются буквы латинского алфавита, цифры, нижнее подчеркивание;
первой всегда пишется буква;
вместо пробела

пишется нижнее подчеркивание

Правила записи индентификатора

Слайд 16

Любой алгоритм работы с величинами может быть составлен из следующих команд:

Любой алгоритм работы с величинами может быть составлен из следующих команд:
присваивание;
ввод;
вывод;
обращение

к вспомогательному алгоритму;
цикл;
ветвление.

Система команд

Слайд 17

:= Свойства оператора присваивания: пока переменной не присвоено значение, она остается

<имя переменной>:=<выражение>
Свойства оператора присваивания:
пока переменной не присвоено значение, она остается неопределенной;
значение,

присвоенное переменной, сохраняется вплоть до выполнения следующего присваивания этой переменной нового значения;
новое значение, присвоенное переменной, заменяет ее предыдущее значение.

Оператор присваивания

Слайд 18

read ( ) readln ( ) read – читать (после выполнения

read (<список переменных>)
readln (<список переменных>)
read – читать (после выполнения команды курсор

остается в этой же строке)
readln – читать в строку (после выполнения команды курсор перемещается в начало следующей строки)

Оператор ввода данных

Слайд 19

write ( ) writeln ( ) write – писать (после выполнения

write (<список переменных>)
writeln (<список переменных>)
write – писать (после выполнения команды курсор

остается в этой же строке)
writeln – писать в строку (после выполнения команды курсор перемещается в начало следующей строки)

Оператор вывода данных

Слайд 20

заголовок программы объявление переменных и описание их типа раздел операторов (тело программы) Структура программы на Паскале

заголовок программы
объявление переменных и описание их типа
раздел операторов (тело программы)

Структура программы

на Паскале
Слайд 21

Program ; var : ;… begin end. Структура программы на Паскале

Program <имя программы>;
var <список переменных>: <тип>;…
begin
<тело программы>
end.

Структура программы на Паскале

Слайд 22

begin . . . end Операторные скобки

begin
.
.
.
end

Операторные скобки

Слайд 23

программа пишется на английском языке; в Паскале нет различий между заглавными

программа пишется на английском языке;
в Паскале нет различий между заглавными и

прописными буквами;
после каждого оператора ставят точку с запятой;
в конце программы обязательно ставят точку;
после служебного слова begin никаких знаков препинания не ставят;
перед словом end точку с запятой можно не ставить;
в списке переменные разделяются запятой

Важно

Слайд 24

Возможности команды вывода

Возможности команды вывода

Слайд 25

Диалог с компьютером

Диалог с компьютером

Слайд 26

Диалог с компьютером (вывод «подсказок») осуществляется с помощью команды write (writeln)

Диалог с компьютером (вывод «подсказок») осуществляется с помощью команды write (writeln)

Слайд 27

Для вывода символьных строк (текста), их заключают в апострофы (одиночные кавычки)

Для вывода символьных строк (текста), их заключают в апострофы (одиночные кавычки)

Слайд 28

Оператор writeln без списка вывода обеспечивает пропуск строки на экране

Оператор writeln без списка вывода обеспечивает пропуск строки на экране

Слайд 29

Форматы вывода (для числовых переменных)

Форматы вывода (для числовых переменных)

Слайд 30

В записи типа A:2 A – индентификатор переменной; число после двоеточия

В записи типа A:2
A – индентификатор переменной;
число после двоеточия указывает общее

количество знакомест, отводимое на число
если само число занимает меньше знакомест, указанных в формате вывода, то перед числом выводятся такое количество пробелов, чтобы в сумме количество пробелов и количество цифр в числе было равно общему количеству знакомест, отводимых на число
Слайд 31

В записи A:6:2 A – индентификатор переменной; первое число указывает общее

В записи A:6:2
A – индентификатор переменной;
первое число указывает общее количество знакомест,

отводимое на число;
второе число указывает число знакомест, отводимых дробной части
Слайд 32

Вывести на экран рисунок из букв Ж ЖЖЖ ЖЖЖЖЖ Ж Ж ЖЖЖ Выполните задание

Вывести на экран рисунок из букв
Ж
ЖЖЖ
ЖЖЖЖЖ
Ж

Ж
ЖЖЖ

Выполните задание

Слайд 33

Пусть a и b – целые переменные. Что будет выведено в

Пусть a и b – целые переменные. Что будет выведено в

результате работы фрагмента программы
a:=5; b:=3;
write (a,’=z(‘,b,’)’);
a:=5; b:=3;
write (‘z(a)=‘,’(b)’);

Выполните задание

Слайд 34

Запишите оператор для вывода значений целых переменных а=5 и b=3 в

Запишите оператор для вывода значений целых переменных а=5 и b=3 в

следующем формате:
3+5=?
Z(5)=F(3)

Выполните задание