Русская культура XVII века

Содержание

Слайд 2

?

?

Слайд 3

Русская культура XVII века Основные тенденции Патриархальность под защитой РПЦ Возникновение светского искусства

Русская культура XVII века

Основные тенденции

Патриархальность под защитой РПЦ

Возникновение светского искусства

Слайд 4

Русская культура XVII века Первостепенное значение приобретают прикладные науки Возрастает потребность

Русская культура XVII века

Первостепенное значение приобретают прикладные науки
Возрастает потребность государства в

грамотных людях
Почему?
Угасание шатровой архитектуры
Расцвет деревянного зодчества
«Нарышкинское барокко»
В живописи - борьба канона и
светских жанров.
Появление парсуны.

?

Слайд 5

Русская культура XVII века Школа и наука в XVII веке В

Русская культура XVII века

Школа и наука в XVII веке

В практике
Появляются самоучители

по математике
Счеты
Механизмы (водолейные колеса, вороты, блоки, винтовые домкраты)
В медицине «Лечебники» и «Травники»
Последние летописи: «Новый летописец», «Летопись о многих мятежах», Сибирские летописи
Слайд 6

Изменения в историческом знании Последние летописи – «Новый летописец», «Летопись о

Изменения в историческом знании

Последние летописи – «Новый летописец»,
«Летопись о многих мятежах»,
«Строгановская

летопись»,
«Есиповская летопись»

Иннокентий Гизель «Синопсис» - первое учебно-историческое пособие, изданное в Киеве в 1674 году

Появляются исторические повести, «Титулярник»(Милеску-Спафарий, Петр Долгово)

Исчезают

Появляются

Слайд 7

Русская культура XVII века Школа в XVII веке В воспитании –

Русская культура XVII века

Школа в XVII веке

В воспитании – «Гражданство обычаев

детских»

В обучении
Учебники:
Буквари
Азбуковники
И.Гизель «Синопсис»

Школы:
1621-Лютеранская школа
1640-Школа боярина Ртищева
1650-Школа в Кремлевском Чудовом монастыре
1664-гос.школа для обучения подьячих
1687-Славяно-греко-латинская академия

Слайд 8

Русская культура XVII века О русской художественной культуре XVII века существует

Русская культура XVII века

О русской художественной культуре XVII века существует мнение:


«Возросшему в XVII веке могуществу русского государства соответствовал и масштаб его художественного творчества. Но то был не расцвет древнерусского искусства, а всего лишь его прощальное, подчас прекрасное догорание» (Л.Любимов)

Справедливо ли данное утверждение, по-вашему мнению?

?

Слайд 9

Русская культура XVII века Архитектура XVII века Упадок после Смуты Строительство

Русская культура XVII века

Архитектура XVII века

Упадок после Смуты
Строительство последних шатровых храмов

до никонова запрета (Успенская «Дивная» церковь Алексеевского монастыря в Угличе)
Расширение строительства в провинции (Ростовский кремль)
Расширение гражданских построек (Теремной дворец в Москве, архитекторы Константинов и Ушаков)
Расцвет деревянной архитектуры
Слайд 10

Русская культура XVII века Теремной дворец в Кремле. XVII век Архитектура XVII века

Русская культура XVII века

Теремной дворец в Кремле. XVII век

Архитектура XVII века

Слайд 11

Архитектура XVII века Деревянное зодчество Многоглавые храмы Клетские храмы Шатровые храмы Ярусные

Архитектура XVII века

Деревянное зодчество

Многоглавые храмы

Клетские храмы

Шатровые храмы

Ярусные

Слайд 12

Архитектура XVII века «Нарышкинское барокко»- архитектурный стиль к.17-н.18 вв., для которого

Архитектура XVII века

«Нарышкинское барокко»- архитектурный стиль к.17-н.18 вв., для которого характерны

ярусность, центричность, симметрия, равновесие масс. Основной композиционный прием стиля: квадратный нижний ярус, на нем-восьмерик, выше-второй меньшего объема, сверху –барабан с главой, обильные украшения, нет острых углов, они декорированы.

Церковь Троицы в Троице-Лыкове. 1698-1704

!

Слайд 13

Церковь Покрова в Филях ок.1690

Церковь Покрова в Филях ок.1690

Слайд 14

Живопись XVII века Основные школы «Годуновская» Никита Истомин «Строгановская» Прокопий Чирин

Живопись XVII века

Основные школы

«Годуновская»
Никита Истомин

«Строгановская»
Прокопий Чирин
Братья Савины
Стефан Арафьев
Емельян Москвитин
Симон Ушаков

Слайд 15

Живопись XVII века Прокопий Чирин «Иоанн Предтеча - ангел пустыни» Строгановская

Живопись XVII века

Прокопий Чирин «Иоанн Предтеча - ангел пустыни» Строгановская школа,

нач. 17 в.

Симон Ушаков «Богоматерь Владимирская-древо государства российского»

Слайд 16

Симон Ушаков «Спас великий архиерей»1656-57 Спас Нерукотворный, написан для Троице-Сергиевой Лавры в 1658 году. Симон Ушаков

Симон Ушаков «Спас великий архиерей»1656-57

Спас Нерукотворный, написан для Троице-Сергиевой Лавры в

1658 году. Симон Ушаков
Слайд 17

Живопись XVII века Марк Матвеев. Фрески Успенского собора Княгинина монастыря. Владимир Иоанн Предтеча в пустыне. Икона.

Живопись XVII века

Марк Матвеев. Фрески Успенского собора Княгинина монастыря. Владимир

Иоанн Предтеча

в пустыне. Икона.
Слайд 18

Живопись XVII века Общие черты «строгановской школы» Стремление изображать реальную жизнь

Живопись XVII века

Общие черты «строгановской школы»
Стремление изображать реальную жизнь
Объемность в изображении

лиц святых
Обилие бытовых деталей
Миниатюрность большинства работ

Симон Ушаков «Троица».Икона.XVII век

Слайд 19

Живопись XVII века Новое в искусстве XVII века – парсуна Парсуна

Живопись XVII века

Новое в искусстве XVII века – парсуна
Парсуна – портрет

реального лица

!

Г.П.Годунов Парсуна. 1686 год.

Слайд 20

Начало театра Потешный театр в Кремлевском дворце Первое представление – «Артаксерксово

Начало театра

Потешный театр в Кремлевском дворце
Первое представление – «Артаксерксово действо» -

1672
- Первый драматург – Симеон Полоцкий