Символьные и строковые величины

Содержание

Слайд 2

Пример 1 uses GraphABC; var a,b:integer; begin writeln('введите два числа'); readln(a,b);

Пример 1

uses GraphABC;
var a,b:integer;
begin
writeln('введите два числа');
readln(a,b);
if a>b then

begin
SetFontColor(clRed);
writeln('первое число больше второго');
end
else
if a begin
SetFontColor(clBlue);
writeln('первое число меньше второго')
end
else
begin
SetFontColor(clGreen);
writeln('числа одинаковы')
end;
end.

Что выполняет данная программа?
Какая команда в Pascal используется для ввода данных?
Какая команда в Pascal используется для вывода данных?
Как можно сравнить два значения?
Как изменить цвет выводимых сообщений?
В каких случаях используется составной оператор begin…end;?

Слайд 3

Uses GraphABC; var x,i,s: integer; begin writeln('введите 10 чиел'); s:=0; for

Uses GraphABC;
var x,i,s: integer;
begin
writeln('введите 10 чиел');
s:=0;
for i:=1 to

10 do
begin
readln(x);
s:=s+x;
end;
if s>0 then
begin
SetFontColor(clRed);
writeln('сумма чисел положительна и равна ', s);
end
else
if s<0 then
begin
SetFontColor(clBlue);
writeln('сумма чисел отрицательна и равна ', s)
end
else
begin
SetFontColor(clGreen);
writeln('сумма чисел равна нулю')
end;
end.

Что выполняет данная программа?
Какая команда в Pascal используется для ввода данных?
Какая команда в Pascal используется для вывода данных?
Как можно сравнить два значения?
Для каких целей используется команда for?
Как изменить цвет выводимых сообщений?
В каких случаях используется составной оператор begin…end;?

Пример 2

Слайд 4

Команды ввода Read(x,y) – ввод значений переменных x, y. Числовые значения

Команды ввода

Read(x,y) – ввод значений переменных x, y. Числовые значения могут

быть введены через пробел.
Readln(x,y) – ввод значений переменных x, y. Числовые значения вводятся по одному в строке (после каждого значения нажимается клавиша Enter).

Пример 1

Пример 2

Слайд 5

Команды вывода Write(x,y) – вывод значений переменных x, y. Разделитель между

Команды вывода

Write(x,y) – вывод значений переменных x, y. Разделитель между значениями

не ставится.
Writeln(x,y) – вывод значений переменных x, y. После вывода всех значений курсор переводится в следующую строку.

Пример 1

Пример 2

Слайд 6

Команды вывода Writeln(’введите два числа’) – вывод строковой константы, значение которой

Команды вывода

Writeln(’введите два числа’) – вывод строковой константы, значение которой записано

в апострофах.

Пример 1

Пример 2

Слайд 7

Команда ветвления Полная форма If then Else ; Сокращенная форма If

Команда ветвления

Полная форма
If <условие> then
<команда 1>
Else
<команда 2>;

Сокращенная форма
If <условие> then

<команда 1>;

Пример 1

Пример 2

Слайд 8

Команда цикла Цикл с предусловием While do Цикл с параметром For

Команда цикла

Цикл с предусловием
While <условие> do
<команда>

Цикл с параметром
For i:=A to

B do
<команда>

Пример 1

Пример 2

Слайд 9

Команды графического режима для работы с текстом Пример 1 Пример 2

Команды графического режима для работы с текстом

Пример 1

Пример 2

Слайд 10

Команды графического режима для работы с текстом

Команды графического режима для работы с текстом

Слайд 11

Описание символов и строк Значения строковых и символьных констант записываются в

Описание символов и строк

Значения строковых и символьных констант записываются в апострофах:
C:=’$’;
S:=’Привет’;
Writeln

(’сумма чисел равна’);
If c=’+’ then …
For c:=’a’ to ’z’ do …
Слайд 12

Задание 1 Написать программу, которая выведет на экран слово Привет.

Задание 1

Написать программу, которая выведет на экран слово Привет.

Слайд 13

Разбор задания 1 Поскольку программа должна вывести постоянную величину (слово Привет),

Разбор задания 1

Поскольку программа должна вывести постоянную величину (слово Привет), то

опишем ее как константу с именем slovo, а затем выведем значение с помощью команды write.
Программа:
const slovo='Привет';
begin
writeln(slovo);
end.
Команда write может выводить также значения и неописанных констант. Можно изменить в программе команду write на следующую:
writeln('Привет');
и удалить строку const slovo='Привет';
Слайд 14

Задание 2 Напишите программу, которая спросит имя пользователя, а затем поздоровается с ним.

Задание 2

Напишите программу, которая спросит имя пользователя, а затем поздоровается с

ним.
Слайд 15

Разбор задания 2 Определение исходных данных: переменная imja, строка, в которой

Разбор задания 2

Определение исходных данных: переменная imja, строка, в которой будет

храниться введенное имя.
Определение результатов: строка с приветствием.
Алгоритм решения задачи.
Ввод имени
Вывод строки с приветствием
Описание переменных:
Переменная imja – тип string.
Слайд 16

Разбор задания 2 Программа: var imja:string; begin writeln ('Как тебя зовут?

Разбор задания 2

Программа:
var imja:string;
begin
writeln ('Как тебя зовут? ');
readln(imja);
writeln

('Привет, ',imja);
end.
Тестирование
Если запустить программу и ввести значение - Маша, то результат должен быть следующим:
Привет, Маша
Слайд 17

Задание 3 Ввести произвольное слово. Вывести слово в точке с координатами (100, 100).

Задание 3

Ввести произвольное слово. Вывести слово в точке с координатами (100,

100).
Слайд 18

Разбор задания 3 Определение исходных данных: переменная slovo, строка, в которой

Разбор задания 3

Определение исходных данных: переменная slovo, строка, в которой будет

храниться введенное слово.
Определение результатов: слово, выведенное в точке с координатами 100, 100.
Алгоритм решения задачи.
Ввод слова
Вывод слова в графическом окне, в точке с координатами 100,100
Описание переменных:
Слайд 19

Разбор задания 3 Программа: Uses GraphABC; var sl:string; begin writeln ('Введи

Разбор задания 3

Программа:
Uses GraphABC;
var sl:string;
begin
writeln ('Введи слово ');
readln(sl);
TextOut

(100,100,sl);
end.
Тестирование
Если запустить программу и ввести слово - Программирование, то результат должен быть следующим:
Слайд 20

Задание 4 В программе задания 3 после ввода имени попросите пользователя

Задание 4

В программе задания 3 после ввода имени попросите пользователя ввести

пол. Имена пользователей мужского пола выводить синим цветом, а женские имена – красным.
Слайд 21

Разбор задания 4 Программа: Uses GraphABC; var imja:string; pol:char; begin writeln

Разбор задания 4

Программа:
Uses GraphABC;
var imja:string;
pol:char;
begin
writeln ('Как тебя зовут? ');

readln(imja);
writeln('Введи свой пол (м/ж)? ');
readln(pol);
SetFontColor(clgreen);
write('Привет, ');
if pol='м' then
SetFontColor(clblue)
else
SetFontColor(clred);
SetFontName('Times New Roman');
writeln (imja);
end.
Если ввести имя Маша и пол – ж, то результат будет следующим.
Слайд 22

Задание 5 Ввести произвольное слово. Вывести это слово на экране 5 раз.

Задание 5

Ввести произвольное слово. Вывести это слово на экране 5 раз.


Слайд 23

Разбор задания 5 Определение исходных данных: переменная sl, строка, в которой

Разбор задания 5

Определение исходных данных: переменная sl, строка, в которой будет

храниться введенное слово.
Определение результатов: пять слов на экране.
Алгоритм решения задачи.
Ввод слова
Поскольку слов требуется вывести 5 раз, то для получения результата необходим цикл, например, for.
Описание переменных:
Переменная sl – тип string, переменная i – счетчик цикла – тип integer.