Прикоснись к природе сердцем и душой

Содержание

Слайд 2

Есть просто храм, Есть храм науки, А есть природы храм, С

Есть просто храм,
Есть храм науки,
А есть природы храм,
С лесами, тянущими руки
Навстречу

солнцу и ветрам.
Он свят в любое время суток,
Открыт для нас в жару и стынь,
Входи сюда, будь сердцем чуток,
Не оскверняй ее святынь!
Александр Кардаков
Слайд 3

Главная гордость Республики Марий Эл - это леса. Лес для марийцев

Главная гордость Республики Марий Эл - это леса.
Лес для марийцев

– это не только дар природы, но и огромный храм под открытым небом. Марийцы издавна жили в лесном краю на среднем течении Волги. Лесами окружены марийские деревни, среди лесов стоят города.

С давних времен этот народ сумел сохранить свои языческие верования и донести до сегодняшнего дня самую древнюю на земле веру, почитание и поклонение силами природы.
Пройдя гонения и испытания, эта многострадальная религия сумела выжить в сердцах и душах марийцев.

Слайд 4

Язычество – это естественная религия, где человек является частью природы, где

Язычество – это естественная религия, где человек является частью природы, где

каждое ее явление обожествляется, имеет особый смысл.
Своим богам (Юмо) марийцы молились в священных рощах (Кюсото). Марийский народ благоговейно относился к своим родникам, лесу.

До сих пор живет правило: вокруг родника не рубят деревья.
Существует представление, что лесом управляет богиня - хозяйка леса. Поэтому принято при каких – либо лесных работах в качестве дара оставлять хозяйке леса на пеньке кусочек блина или лепешки.

Слайд 5

Дерево у марийцев символизирует начало жизни, олицетворяет связь верхнего, среднего и

Дерево у марийцев символизирует начало жизни, олицетворяет связь верхнего, среднего и

низшего миров, дающих дереву магические жизненные силы.
Береза – любимое дерево мари. Её воспринимают как священное дерево, к ней обращаются с просьбами.

А чтобы просьба исполнилась, надо оставить у дерева жертвенную пищу: хлеб, блины, кусочки мяса.
У марийцев береза всегда была полезным деревом в быту: березовой лучиной мариец освещал свою избу, березой топил свою печь, корой он крыл крыши, из коры состояла домашняя посуда и прочее, береза была незаменимым лекарем.

Слайд 6

Символом силы, могущества, долголетия для марийцев был дуб. Дуб – самый

Символом силы, могущества, долголетия для марийцев был дуб.
Дуб – самый мощный

«донор» из деревьев, заряжающий человека положительной энергией. Достаточно на 2-3 минуты приложить ладони рук к нему, как вы почувствуете прилив бодрости и энергии.

Дубовые желуди были «первым хлебом человечества». Желуди растирали в муку, из которой выпекали хлеб.
Самая дорогая разновидность дубовой древесины – мореный дуб, то есть древесина дуба, пролежавшего в воде не менее сотни лет.

Слайд 7

Липа у марийцев символизирует женское начало. О липе марийцы говорят, что

Липа у марийцев символизирует женское начало.
О липе марийцы говорят, что в

её дупле живут духи, которые не отказывают человеку в помощи, но с просьбой можно обращаться только один раз. По поверьям народ мари почитает липу как способную излечить от тяжелой болезни, уберечь от несчастья, как дерево – целитель.

Липу можно по праву назвать королевой медоносов, так как за короткий период цветения с одного гектара липового леса можно собрать до тонны меда. Не зря пчеловоды говорят: «Липа в цвет – и горя нет».
Но стоит учесть, что липа чувствительна к погоде, что отражается на количестве выделяемого нектара.

Слайд 8

А рябина у марийцев – дерево с большими магическими способностями, защищающая

А рябина у марийцев – дерево с большими магическими способностями, защищающая

от злого колдовства и от неудачи.
Во время свадьбы жених и невеста за пазуху клали рябиновую веточку для счастья, оберега.

Кроме того, старались держать веточку рябины дома от сглаза. Запрещалось рубить это дерево (иначе постигнет неудача). Оберег из рябины обладает большой магической силой.

Слайд 9

Сосна – одно из самых мощных очистительных деревьев. Кроме того, она

Сосна – одно из самых мощных очистительных деревьев.
Кроме того, она может

служить своеобразным консервантом, то есть ее вибрационные свойства таковы, что она замедляет течение энергий, вызывающих старение.

Порой на верхушке сосны можно встретить сплетение веток, образованное благодаря спорам гриба-паразита. Это сплетение в старину называлось «ведьмино помело». Его использовали как оберег. Встретить в лесу подобную вещь считалось большой удачей.

Слайд 10

У марийцев издавна можжевельник почитался, использовался в языческих обрядах. Во многих

У марийцев издавна можжевельник почитался, использовался в языческих обрядах. Во многих

марийских домах до сих пор можжевеловая ветка, находящаяся над дверным косяком, охраняет семью от нечистой силы.

Каждый год меняется этот оберег, а перед этим дымом от старой веточки окуривается весь дом, все углы с произношением определенных защитных слов.

Слайд 11

Однако в марийских сказках лес силен и могуч, а отрицательные персонажи,

Однако в марийских сказках лес силен и могуч, а отрицательные персонажи,

которые жестоко относятся к дарам природы, растениям, животным, подвергаются суровому наказанию.

Через сказку вы сможете узнать, какую роль играл и играет лес в жизни марийского народа («Как топор в лес ходил», «Два брата», «Иван-охотник», «Огонь и человек»). В сказке «Как Топор в лес ходил» человек изображен в образе топора, желающий уничтожить природу, вековой лес.

Слайд 12

Марийская народная сказка «Как топор в лес ходил» Однажды пошел Топор

Марийская народная сказка «Как топор в лес ходил»  Однажды пошел Топор

в лес. Топорищем поигрывает, обухом постукивает, лезвием поблескивает. Разыгрался Топор: с кочки на кочку прыгнет — сосенку затешет, в ложбинку сбежит - осину подрубит, на пригорок поднимется - ель свалит. Да еще и бахвалится:

- Я ваш хозяин. Захочу - погублю, захочу - помилую! Росла в лесу маленькая стройная березка, такая красивая, что все окрестные деревья только ею и любовались. Увидел ее Топор, засмеялся: - Ха-ха-ха! Что дрожишь, тонконогая? Вот стукну раз - и душа вон! Испугалась березка, взмолилась: - Не бей меня, Топор. Не губи. Я еще только жить начинаю. Обещал на мне жениться молодой весенний дождик…

Слайд 13

Лор-лор-лор! - грубо загоготал Топор. - Не бывать этому! - и

Лор-лор-лор! - грубо загоготал Топор. - Не бывать этому! -

и одним махом срубил березку. Качнулась березка, побежали по стволу слезы, как серебряные капельки, и упала она на землю.
Зароптали деревья, зашумели, закачали вершинами, стали жаловаться на Топор Калиновому Мосточку.

Рассердился Калиновый Мосточек и говорит Топору:
Почему ты деревья без нужды рубишь? Зачем красавицу - березку сгубил?
А Топор и слушать его не хочет. - Ты еще меня учишь, скрипучая развалина?! - говорит. -Вот я тебя! - и принялся рубить настил. Прорубил дыру, упал в воду и утонул.
Поделом грубияну!

Слайд 14

Источники и литература: Марийские народные сказки/ Сост. Акцорин В.А. – Йошкар-Ола:

Источники и литература: Марийские народные сказки/ Сост. Акцорин В.А. – Йошкар-Ола:

Марийское книжное издательство, 1984. – 288 с.  Марийские народные сказки/ Сост. Майн М. – Москва: Детская литература, 1985 – 111 с. Познавательная тропа «Деревья заповедного леса»// Буклет./Сост. Голомидова Г. - Йошкар-Ола, 2018.