А.В. Степанов

Содержание

Слайд 2


Слайд 3

Развитию культуры Арабского халифата, выросшей на богатейшей почве древнейших культур –


Развитию культуры Арабского халифата, выросшей на богатейшей почве древнейших культур

– иранской, среднеазиатской, индийской, греко-византийской, – способствовали обширные торговые связи с Китаем, Индией.
Слайд 4

Дом мудрости создан халифом аль-Мамуном (правил 813—833гг.) совмещал в себе библиотеку и переводческий центр.

Дом мудрости создан халифом аль-Мамуном (правил 813—833гг.) совмещал в себе

библиотеку и переводческий центр.
Слайд 5

Фальсафа в средневековой мусульманской мысли обозначение рационального способа постижения мира в

Фальсафа в средневековой мусульманской мысли обозначение рационального способа постижения мира

в отличие от религиозного. Во многом был ориентирован на античную модель философствования.
Фалясифа (учителя фальсафы)- аль-Фараби, аль-Кинди, Ибн-Туфайл, Ибн-Рушд, Ибн-Сина.
Особое значение приобрел арабоязычный перипатетизм, опирающийся на труды Аристотеля.

Фальсафа

Слайд 6

Первую философию восточные перипатетики определяли как науку о сущем как таковом

Первую философию восточные перипатетики определяли
как науку о сущем как таковом

Слайд 7

Родоначальником фальсафа был Абу Юсуф Якуб Исхак аль-Кинди, прозванный «философом арабов»

Родоначальником фальсафа
был Абу Юсуф Якуб Исхак аль-Кинди,
прозванный «философом арабов»

за то,
что первым среди арабов
стал знатоком и пропагандистом
античных наук.

Аль-Кинди

Слайд 8

А в арабском языке доминирует процессуальный взгляд на мир. Преобладает не


А в арабском языке доминирует процессуальный взгляд на мир.
Преобладает не

субстанция, а процесс.
Пример: По фраза: "Я хочу сесть".
А по-арабски смысл: «Я хочу сидение»)
Особенности фальсафа
Слайд 9

Особенности фальсафа Рациональный, логический стиль изложения (Акль) Различие потенциального (имкан) и

Особенности фальсафа

Рациональный, логический стиль изложения (Акль)
Различие потенциального (имкан) и

актуального существования (вуджуб)
Восприятие Бога как вечного двигателя и генератора форм.
Утверждение вечности материи
Слайд 10

Учителя Достижения: Комментирование и переводы работ античных авторов Идеи пантеизма, деизма,

Учителя

Достижения:
Комментирование и переводы работ античных авторов
Идеи пантеизма, деизма, познаваемости мира
Обобщение

наук и их классификация, развитие логики

аль-Фараби

Слайд 11

Аль-Фараби Абу-Наср Мухаммад Ибн Мухаммед Ибн Тархан Ибн Узлаг аль- Фараби

Аль-Фараби Абу-Наср Мухаммад Ибн Мухаммед Ибн Тархан Ибн Узлаг аль- Фараби ́

ат-Турки (870—950гг.) один из крупнейших представителей восточной философии. Почётный титул «Второй учитель», «Аристотель Востока» Аль-Фараби родился в районе Фараба (территория современного Казахстана, Отрар).
Слайд 12

Аль-Фараби Важную роль в его трудах занимает учение об образцовом городе-государстве.

Аль-Фараби

Важную роль в его трудах занимает учение об образцовом городе-государстве.

Это ряд социально-этических трактатов о том, каким должно быть идеальное государство.
Слайд 13

Аль-Фараби «Счастье же – это абсолютное благо. Все, что необходимо для

Аль-Фараби

«Счастье же – это абсолютное благо. Все, что необходимо для достижения

и получения счастья, равным образом является благом, но не ради себя, а потому, что это необходимо для достижения счастья. Все то, что в какой бы то ни было мере препятствует счастью, является абсолютным злом. Добро полезно для достижения счастья» .


Только жители Добродетельного города (аль-Мадина аль-Фадиля) стремятся к истинному счастью. В добродетельном городе высшее сословие составляют «люди практической мудрости» , т.е. философы.

Слайд 14

Абу Али Хусейн ибн Абдаллах ибн Си́на (перс. ابو علی حسین

Абу Али Хусейн ибн Абдаллах ибн Си́на
(перс. ابو علی

حسین بن عبدالله بن سینا — abu ali hossein ebn-e abdâllah ebn-e sinâ, тадж. Абуалӣ Ҳуссайн ибни Абдуллоҳ ибни Сино)( родился в селе Афшана близ Бухары, 18 июня 980 года — умер в1037 г.)

Авиценна

Слайд 15

Концепция Ибн Сины. Авиценну называли "князем философов" и "князем врачей." Мир

Концепция Ибн Сины.

Авиценну называли "князем философов" и "князем врачей."

Мир он понимал как произведение божественного разума, но ни в коем случае не божьей воли. Мир был сотворен из материи, а не из ничего; материя же является вечной.

Всего Ибн-Сина написал более 450 трудов в 29 областях науки, из которых до нас дошли только 274. "Канон врачебной науки" - одна из самых знаменитых книг в истории медицины.

Слайд 16

Абу́ль Вали́д Муха́ммад ибн А́хмад ибн Рушд (араб. ابو الوليد محمد

Абу́ль Вали́д Муха́ммад ибн А́хмад ибн Рушд (араб. ابو الوليد محمد

ابن أحمد ابن رشد‎‎, 1112 — 1198гг.

Современники говорили «Аристотель объяснил природу, а Аверроэс -Аристотеля».
Основные идеи:
Материя является вечной
Творец есть «все сущее»
Концепция «двух истин»

Слайд 17

Теория двойственной истины В трактате "Опровержение опровержения" Ибн-Рушд отверг нападки аль-Газали

Теория двойственной истины

В трактате "Опровержение опровержения" Ибн-Рушд отверг
нападки аль-Газали

на философию,
отстаивая права разума в познании.
Высказанное им разграничение
рациональной религии (доступной немногим образованным)
и образно-аллегорической религии (доступной всем)
Явилось в дальнейшем одним из источников теории
двойственной истины.