Содержание
- 2. Ключи к сюжетам Диалог античной философии и науки Философия и миф
- 3. Диалог античной философии и науки Эволюция идей в античной философии, математике и физике
- 4. Происхождение античной философии
- 5. Основные периоды развития античной философии
- 6. Философия до Сократа
- 7. Из чего возникают все вещи? «Начало» и противоположности в философии милетской школы Фалес – вода как
- 8. Освобождение от изменчивости Центральный мотив древнегреческой философии – выяснить, что действительно есть, т.е. пребывает неизменным во
- 9. Понимание числа у ранних пифагорейцев Мыслители, впервые попытавшиеся не просто вычислять, а понять саму сущность числа,
- 10. Учение о пределе и беспредельном Число (множество единиц) возникает из соединения предела и беспредельного. Мир завершен
- 11. Пифагорейцы: диалектика числа Первичные противоположности пифагореизма: единое/множество; предел/неопределенное; чет/нечет; покоящееся/движущееся; свет/тьма; мужское/женское; хорошее/дурное; правое/левое; квадрат/параллелограмм; материальный
- 12. Качественная характеристика числа Древние математики изображали числа геометрически. Благодаря этому арифметика и геометрия у пифагорейцев были
- 13. Платон о числе Платон ограничил значение числа, полагая, что число не само выражает сущность всего существующего,
- 14. Аристотель против пифагорейцев Аристотель замечает, что пифагорейцы не проводят принципиального различия между числами и вещами: «У
- 15. Парменид против мифа Ибо мыслить – то же, что быть… Можно лишь то говорить и мыслить,
- 16. Парменид и исследование Бытия Путь мнения: изучение физики явлений Явление может быть, а может и не
- 17. Первые дедуктивные системы: Парменид и Демокрит Только то, что есть, существует; Чего нет, то не существует;
- 18. Чему учат апории Зенона? Ученик Парменида устраняет понятия числа и движения (достижение пифагорейцев) с «пути истины»
- 19. Гераклит Эфесский (1) Противоречивости действительности и мысли о ней («путь вверх и путь вниз один и
- 20. Фундаментальный образ Гераклита: война, борьба («война – отец всего и царь всего: одних она сделала рабами,
- 21. Принцип сохранения и парадокс возникновения «Начало» всего сущего неуничтожимо – не может возникнуть из ничего –
- 22. Парменид, Лукреций, Эмпедокл о возникновении нового в Космосе Парменид: изменений не существует в «истинном мире»; Лукреций:
- 23. Анаксагор и разделение философских школ на идеалистические и материалистические Анаксагор: «все заключается во всем, каждая вещь
- 24. Возникновение атомизма Аристотель связывает появление атомизма с критикой учения элеатов. Чтобы возможно было мыслить движение, возникновение
- 25. Атомисты 1. Детерминизм – учение об универсальных причинных связях, господствующих в мире: ничто не возникает без
- 26. Кто есть человек в Древней Греции? Мужчина Свободнорожденный (не раб) Коренной житель данного полиса, не варвар
- 27. От космоса к человеку. Софисты и Сократ Еврипид: «Наш разум есть в каждом из нас бог»
- 28. За что критиковали софистику Если наше знание определяется только чувственным восприятием, которое всегда носит индивидуальный характер,
- 29. Оппозиции софистике Защита непосредственных, т.е. традиционных верований и древних обычаев, унаследованных от предков (Аристофан «Облака» -
- 30. О точности (1) «Какие у нас сложились привычки, такого изложения мы и требуем… И одни хотят,
- 31. О точности (2) Философия возникает с переходом от традиционного общества (господствует принцип непосредственности) к обществу, где
- 32. Сократ Мышление о мышлении: обоснование надындивидуального слоя в сознании, который не зависит от индивида, а от
- 33. Два слоя сознания (по Платону) «Божественному, бессмертному, умопостигаемому, единообразному, неразложимому, постоянному в высшей степени подобна наша
- 34. Душа как она есть Состояние самой души, ее стихия, когда она свободна от тела и неподвластна
- 35. Истина и мнения «Всякий раз, когда душа устремляется туда, где сияют истина и бытие, она воспринимает
- 36. Зрение, как вид ощущения, и разум противостоят друг другу. Различение чувственного и «умного» зрения (умозрения). Идея
- 37. Чувственные вещи и идеи у Платона Находятся в физическом пространстве мира; Состоят из физических частей и
- 38. Платон и пифагорейцы Платон полностью согласен с пифагорейцами в том, что математическое знание, знание о мерных
- 39. Понятие бесконечного у Аристотеля «А что бесконечное существует, уверенность в этом скорее всего возникает у исследователей
- 40. Влияние идей Аристотеля в последующие эпохи Мусульманский Восток: Ибн-Сина, Аль-Фараби, Ибн-Рушд Европейцы: Альберт Великий, Фома Аквинский,
- 41. Философские школы эллинизма Стоицизм Кинизм Эпикуреизм Неоплатонизм
- 42. Конец античной философии? Платон: подлинное бытие (идея) – сверхчувственное бытие – пропасть между сущим (низшим) и
- 43. Сумма античной мудрости «Этот космос, один и тот же для всего сущего, не создал никто из
- 44. Античная философия Сюжет второй. Философия и миф.
- 45. От почитания мифов до их осмеяния Слава Одиссея больше испытанного им, А виною тому сладкое слово
- 46. Личностное переживание мифа: древнегреческая лирика Однодневка, Что – мы? Что – не мы? Сон тени –
- 47. Сократ иронизирует над мифом «Поэт – если только он хочет быть настоящим поэтом – должен творить
- 48. Платон и миф «Платон мыслит миф не в прошлом, а в будущем, в желаемом» А.А. Тахо-Годи
- 49. Аристотель об истине и о мифе Истина – соответствие мыслей действительности Противоположно стоику Понтию Пилату (Что
- 50. Религиозное сознание в эпоху эллинизма Исчерпывает себя первобытная мифология, но миф все же остается единственным способом
- 51. Эпикур, скептики, неоплатоники о мифе Эпикур: мифология лишается внечеловеческих оснований (богам нет дела до людей); Скептики:
- 53. Скачать презентацию