Античная философия

Содержание

Слайд 2

Сколько этапов развития прошла философия за 2,5 тысячи лет? На поставленный

Сколько этапов развития прошла философия за 2,5 тысячи лет?

На поставленный вопрос

ответить совсем не просто. Ведь можно рассуждать как о крупных, так и о мелких этапах развития философии. В первую очередь нас интересуют именно крупные, особенно значимые этапы развития философии. Таких этапов всего четыре, а именно:
античная философия — VI в. до н.э.- Ш н.э.;
средневековая философия — IV—XIV вв.;
нововременная философия — XV-XIX вв.;
новейшая (современная) философия — XX в.
В каждую из четырех выделенных нами эпох существовала особенная философия, сохранявшая тесную пре-
емственность с предыдущей философией, но и довольно резко отличающаяся от нее.
Слайд 3

Первая головоломка античной Философии: МНОГОЕ И ЕДИНОЕ Вся история развития философии

Первая головоломка античной Философии: МНОГОЕ И ЕДИНОЕ

Вся история развития философии складывается

из поиска ответов на актуальные, значимые и сложные вопросы. Речь идет о вопросах, которые требуют разрешения. Такие вопросы греки называли проблемами. Философия имеет проблемный характер, это всегда творческий поиск.
Первой особо значимой проблемой, которую изобрели древнегреческие философы, была проблема многого и единого. В мире людей существует огромное разнообразие явлений, с чем только не приходится иметь дело человеку, сколько неожиданностей, а порой и опасностей встречается ему на каждом шагу. Неужели человеку надо непрестанно прилагать всю совокупность усилий, чтобы «справиться» всего с одним явлением? Как хорошо было бы, если бы человек мог совладать с самыми
различными явлениями, понимая их единообразно. Так родилась гениальная философская идея: многое надо увидеть (греки именно так и выражались, увидеть) как одно. Одно, объединяющее в себе многое, называли единым. Но как увидеть единое?
Слайд 4

Единое — это материальная субстанция Первым философом часто называют Фалеса из

Единое — это материальная субстанция

Первым философом часто называют Фалеса из города

Милета. Фалес разрешил головоломку многого и единого следующим образом: он заявил, что началом всего является вода. Мир удивителен, он одушевлен и полон божеств, но началом всего существующего является вода. Ученик Фалеса Анаксимен считал началом всего воздух. Гераклит признал первоначалом огонь. Анаксимандр считал, что все произошло из беспредельного вещества, которое он назвал апейроном. Эмпедокл брал в качестве основы четыре вещества: огонь, воду, воздух и землю.
Все указанные философы использовали один и тот же способ понимания многого: они считали, что в основе мира находится материальная субстанция. Субстанция есть то, что не нуждается для своего объяснения в другом.
Слайд 5

Разве действительно можно все объяснить исходя из одной (или нескольких) материальных,

Разве действительно можно все объяснить исходя из одной (или нескольких) материальных,

т.е. вещественных, субстанций? Конечно же, нельзя. Но первые философы были правы в другом: имея дело со многим, полезно искать общее. Если на этом пути удастся добиться успеха, то человек получит ключ, которым он откроет тайны сразу же многих миллиардов явлений.
Слайд 6

Единое - это числа. Пифагор Первая атака на проблему многого и

Единое - это числа. Пифагор

Первая атака на проблему многого и единого

оказалась несколько грубоватой, возможно успех достигается более изящными средствами. Видимо, Пифагор думал именно так. Он не отказался от четырех субстанций — огня, воды, земли и воздуха, но стремился найти их первоосновы, каковыми он считал числа. Начало всего единица, двойка, тройка, четверка; им соответствуют по порядку точка, линия (два конца), плоскость (три вершины треугольника), объем (четыре вершины пирамиды). Из объемных фигур происходят чувственно воспринимаемые тела, которые имеют четыре основы — огонь, воду, землю и воздух; превращение последних приводят к миру живого и человека. Пифагор везде как первичную рассматривает числовую сторону дела. А это означает, что все надо соизмерять, в том числе свои усилия. Один из афоризмов Пифагора гласил: «Весы не переступать», т.е. не переступать равенства и справедливости. Дружба есть равенство, у друзей все должно быть общим. Говорят, что ученики Пифагора считали свое имущество общим.
Слайд 7

В какой степени прав Пифагор? Пифагора должны глубоко чтить математики Действительно,

В какой степени прав Пифагор? Пифагора должны глубоко чтить математики Действительно,

именно математики показали всю силу теории чисел и числовых методов. Отдавая должное математике, мы все-таки вряд ли согласимся с Пифагором, что все можно свести к числу. Числа позволяют нам понять количественную сторону дела, но не качественную.
Слайд 8

Допустим, у меня зубная боль. Используя числа или их своеобразные словесные

Допустим, у меня зубная боль. Используя
числа или их своеобразные словесные заместители

типа «сильно», «не очень», «немножко», «противно», я могу сообщить врачу значимую для него информацию («Ой, как сильно болит зуб!»), но отсюда не следует, что зубная боль есть число; зубная боль, как и всякая боль, есть чувство.
Если бы Пифагор был прав, то философия была бы математикой. Но в такой подмене нет необходимости. Математика не может заменить философию, философия не может заменить математику.
Нам вновь не удалось раз и навсегда разрешить проблему многого и единого. Тем не менее в понимании этой проблемы мы сделали существенный шаг вперед. Это ясно из того, что числа позволяют нам описывать самые различные по качеству явления, используя единообразный подход.
Слайд 9

Многое не существует. Сюрпризы элеатов нашлись философы, среди них мудрейшие —

Многое не существует. Сюрпризы элеатов

нашлись философы, среди них мудрейшие — Парменид

и Зенон (оба из города Элеи), которые очевидное сделали неочевидным и, как говорится, перевернули все «с ног на голову». Они не только утверждали, но и доказывали, что многое вообще не существует. Мнение о реальности многого, говорили они своим оппонентам, является облаком чувств. Нельзя слепо доверять чувствам: прямая палка на границе вода кажется изломанной, но она на является таковой. Мнения надо обосновывать, учили элеаты.
Слайд 10

Элеаты рассуждали таким образом. 1. Вопреки чувствам и впечатлениям нельзя помыслить

Элеаты рассуждали таким образом.
1. Вопреки чувствам и впечатлениям нельзя помыслить множественность.

Если вещи могут быть бесконечно малыми, то их сумма (а это сумма нулей) никак не даст конечную вещь. Если же вещи конечны, то между двумя вещами всегда есть третья вещь; снова мы переходим к противоречию, ибо конечная вещь состоит из бесконечного числа конечных вещей, что невозможно. Выходит, что, возможно, непротиворечивым утверждением будет такое: в мире нет множественности, нет отдельных вещей, он один и един, целокупен. Мы пришли к неожиданному высказыванию. Греки называли такое высказывание парадоксом, буквально: пара (отклонение) от доксы (мнения).
2. Если нет отдельных вещей, то нет и движения, ибо движение выступает как изменение положения вещей. Опять же, говорят элеаты давайте логично непротиворечиво рассуждать. Разве действительно стрела может лететь? Может быть, чувства обманывают нас в очередной раз?
Слайд 11

Чтобы пролететь определенное расстояние, стреле надо сначала пройти его половину, а

Чтобы пролететь определенное расстояние, стреле надо сначала пройти его половину, а

чтобы ее пролететь, надо пролететь четверть расстояния, и далее — одну восьмую пути, и так до бесконечности. Получается, что невозможно из данной точки попасть в соседнюю, ибо ее, по логике рассуждений, нет. Получаем снова парадокс: стрела не летит.
Рассуждения элеатов произвели на греческих философов неизгладимое впечатление. Они сознавали, что попали в безвыходное положение. Рассуждения элеатов они расценивали как апории (а, т.е. нет, и пора — щели).
Если верить чувствам и практическим данным, то выходит, что стрела летит. Если же верить уму, то она вроде бы покоится на месте, весь мир покоится. Для ищущих впечатлительных греков такое положение дел было невыносимым. И выход из ситуации нашелся.
Слайд 12

Единое — это атомы и пустота Лучшие греческие философы заметили, что

Единое — это атомы и пустота

Лучшие греческие философы заметили, что элеаты

в своих рассуждениях делят рассматриваемую реальность до бесконечности. Например, рассуждая о множественности, элеаты считают, что между двумя вещами есть третья, меньшая и так далее, вплоть до бесконечно малых вещей. В рассуждениях стрела не сдвигается с места, ибо перед ней поставили бесконечный ряд уменьшающихся по направлению к нулю отрезков. Левкипп и Демокрит нашли радикальный выход: они стали утверждать, что существуют неделимые фрагменты (атомы) вещества, пространства и времени. Атомы вещества с эпохи древних греков и до наших дней называют просто атомами, атомы пространства называются амерами, а атомы времени хрононами. Кроме атомов вещества есть еще и пустота. Итак, любая вещь состоит из атомов и пустоты. В этом, мол, и состоит тайна соотношения единого и многого, вещей много, но все они построены из атомов и пустоты.
Слайд 13

Каждая вещь состоит из определенного, не бесконечного числа атомов и промежутков

Каждая вещь состоит из определенного, не бесконечного числа атомов и промежутков

пустоты. Неправомерно считать, что между атомами и пустотой находится еще нечто. Всякая вещь имеет конечные размеры. Стрела действительно движется, ибо движение есть, по определению,
прохождение определенного числа атомов пространства (амер) за определенное число атомов времени—хрононов.
Представления, развитые атомистами, позволили объяснить множество явлений природы, не случайно они вошли в золотой фонд физики, а также биологии (после открытия гена). На философском же фронте уже во времена атомистов разразился нешуточный кризис. «Подвела» теорема Пифагора.
Слайд 14

В прямоугольном треугольнике с единичными катетами длина гипотенузы равна 2 и

В прямоугольном треугольнике с единичными катетами длина гипотенузы равна 2 и

выражается нерациональным числом. По определению длина каждой из сторон треугольника должна определяться числом атомов. Но в нашем примере на гипотенузе лежит 1,414 атома. Это противоречит концепции атомизма, а противоречия в философии недопустимы.
Кризис!
Слайд 15

Конечно, можно отказаться от атомизма, но тогда что делать с парадоксами

Конечно, можно отказаться от атомизма, но тогда что делать с парадоксами

и апориями элеатов?! Сюда добавляется еще одна трудность: неясно, как подступиться с атомистическими воззрениями к духовному миру человека. Из каких атомов состоят мысли? Неясно.
Слайд 16

Натурфилософия

Натурфилософия

Слайд 17

первые философы намного успешнее объясняли явления природы, чем духовный мир человека.

первые философы намного успешнее объясняли явления природы, чем духовный мир человека.

По этой причине их называют натурфилософами, т.е. философами природы.
Слайд 18

СОКРАТ Сократ совершил в философии коренной переворот. Натурфилософы бились над разрешением

СОКРАТ

Сократ совершил в философии коренной переворот. Натурфилософы бились над разрешением проблемы:

что такое природа и последняя реальность вещей? Поняв, что натурфилософия во многом безразлична человеку, Сократ переиначивает основное философское вопрошание: в чем природа и главное содержание человека? Не физику, а эти-ку ставит Сократ на первое место. Именно философия
человека должна стать ключом к философии природы, а не наоборот. В этой связи Сократ придает первостепенное значение тому, что человек есть существо познающее, разумное.
Сущность человека — душа. Этика Сократа. Человека отличает от других существ душа, считает Сократ.
Слайд 19

Проблема первоначала в древнегреческой философии Фалес Анаксимен Гераклит Ксенофан Анаксимандр Демокрит

Проблема первоначала в древнегреческой философии

Фалес
Анаксимен
Гераклит
Ксенофан
Анаксимандр
Демокрит

Вода

Земля

Атомы

Воздух

Огонь

Анапейрон

Слайд 20

Проблема первоначала в древнегреческой философии Платон Аристотель Материя Идеи Ум Материя Форма

Проблема первоначала в древнегреческой философии

Платон
Аристотель

Материя

Идеи

Ум

Материя

Форма

Слайд 21

Философская система Платона — первая завершенная синтетическая кон­цепция, где через призму

Философская система Платона — первая завершенная синтетическая кон­цепция, где через призму

учения о идеях рассматривались все составляющие части античной философии: онтология, гносеология, этика, эстетика, философия политики.
Слайд 22

Платон Плато́н (др.-греч. Πλάτων) (428 или 427 до н. э., Афины

Платон

Плато́н (др.-греч. Πλάτων) (428 или 427 до н. э., Афины — 348

или 347 до н. э., там же) — древнегреческий философ, ученик Сократа, учитель Аристотеля. Настоящее имя — Аристокл (др.-греч. Αριστοκλής). Платон — прозвище, означающее «широкий, широкоплечий».
Слайд 23

Платон В своих бедствиях люди склонны винить судьбу, богов и все

Платон


В своих бедствиях люди склонны винить судьбу, богов и все что

угодно, но только не самих себя. Глупца можно узнать по двум приметам: он много говорит о вещах, для него бесполезных, и высказывается о том, про что его не спрашивают. Любимое часто ослепляет любящего.
Надежды — сны бодрствующих. Никто не становится хорошим человеком случайно. Круглое невежество — не самое большое зло: накопление плохо усвоенных знаний еще хуже. Стараясь о счастье других, мы находим свое собственное. Основа всякой мудрости есть терпение.
Слайд 24

Платон – основатель объективного идеализма

Платон – основатель объективного идеализма

Слайд 25

Платон – основатель объективного идеализма Главный мир – мир идей: он

Платон – основатель объективного идеализма
Главный мир – мир идей: он определяет

мир, в котором мы живём .
Идеи - причина бытия, образец, по которому творит реальный мир.
Мир идей вечен, несотворим, неуничтожим.
Мир идей –истинное бытие, он познаётся разумом.
Мир вещей – мир возникновения и постоянной гибели
Слайд 26

Учение Платона об идеальном государстве

Учение Платона об идеальном государстве

Слайд 27

Предлагая жёсткое разделение труда среди граждан идеального государства, Платон исходил из

Предлагая жёсткое разделение труда среди граждан идеального государства, Платон исходил

из того, что каждый человек имеет склонность к определённому виду деятельности: специализируясь в нём, он принесёт максимальную пользу обществу.
Поэтому сословия должны заниматься только своим делом.
Разделяете ли вывод Платона?
Согласны ли вы сего аргументами?
Обоснуйте свою позицию.
Слайд 28

Классификация форм правления по Платону Близкие к совершенству – правление по закону

Классификация форм правления по Платону

Близкие к совершенству – правление по закону

Слайд 29

Классификация форм правления по Платону Несовершенные – правление по произволу правящих

Классификация форм правления по Платону

Несовершенные – правление по произволу правящих

Слайд 30

Платон Против частной собственности – от неё больше всего зла и

Платон

Против частной собственности – от неё больше всего зла и

раздора в государстве.
Против семьи – дети и жена тоже разобщают
Не государство существует ради человека, а человек ради государства
Слайд 31

Платон жил в эпоху кризиса афинской демократии. Покажите, как это отразилось на его взглядах?


Платон жил в эпоху кризиса афинской демократии.
Покажите, как

это отразилось на его взглядах?
Слайд 32

Аристотель Дата рождения: 384 год до н. э.(-384) Место рождения: Стагир,

Аристотель

Дата рождения:
384 год до н. э.(-384)
Место рождения:
Стагир, п-ов Халкидики
Дата смерти:
7 марта 322 до н. э.(-322-03-07)
Место смерти:
Халкида, о. Эвбея
Школа/традиция:
Перипатетики
Период:
Античная философия
Направление:
Западные

философы
Основные интересы:
этика, политика, метафизика, науки о жизни, логика, экономика
Значительные идеи:
катарсис, причина, силлогистика, хрематистика
Оказавшие влияние:
Платон
Слайд 33

Аристотель Аристо́тель (др.-греч. Ἀριστοτέλης) (384 до н. э., Стагир — 322

Аристотель

Аристо́тель (др.-греч. Ἀριστοτέλης) (384 до н. э., Стагир — 322 до

н. э., Халкида, о. Эвбея) — древнегреческий философ и учёный. Ученик Платона. С 343 до н. э. — воспитатель Александра Македонского. В 335/4 г. до н. э.[1] основал Ликей (Лицей, или перипатетическую школу). Основоположник формальной логики. Создал понятийный аппарат, который до сих пор пронизывает философский лексикон и сам стиль научного мышления.
Аристотель был первым учёным, создавшим всестороннюю систему философии, охватившую все сферы человеческого развития — социологию, философию, политику, логику, физику. Его взгляды на онтологию имели серьёзное влияние на последующее развитие человеческой мысли
Слайд 34

Аристотель «Платон мне друг, но истина дороже»

Аристотель

«Платон мне друг, но истина дороже»

Слайд 35

Аристотель о проблемах бытия Всё сущее происходит и состоит из двух

Аристотель о проблемах бытия

Всё сущее происходит и состоит из двух

начал: формы(платоновская идея) и материи. Вещь и идея вещи находятся в неразрывном единстве.
Идея вещи – не занебесная сущность, а такая сущность, которая в ней же и находится. Вещь, собственно, и представляет собой то, что составляет её форму( идею). Все вещи окружающего нас мира – это материя, преобразованная идеальными сущностями (формами).
Слайд 36

Аристотель о разновидностях сообщества Государство Семья Поселение

Аристотель о разновидностях сообщества

Государство

Семья

Поселение

Слайд 37

Три главных класса по Аристотелю «Очень зажиточные» «Средние» «Крайне неимущие» Основа стабильности общества – средний класс

Три главных класса по Аристотелю

«Очень зажиточные»
«Средние»
«Крайне неимущие»
Основа стабильности общества – средний

класс
Слайд 38

Формы правления по Аристотелю Правильные (по закону), если цель верховной власти – общественное благо

Формы правления по Аристотелю

Правильные (по закону), если цель верховной власти –

общественное благо
Слайд 39

Формы правления по Аристотелю Неправильные ( по произволу), если верховная власть преследует своё, частное благо

Формы правления по Аристотелю

Неправильные ( по произволу), если верховная власть преследует

своё, частное благо
Слайд 40

Аристотель 1.Основа стабильности общества – средний класс. 2.Целое не может быть

Аристотель

1.Основа стабильности общества – средний класс.
2.Целое не может быть счастливо, если

несчастливы его части.
3.Отрицание идеи об общественной собственности: «Частная собственность является важнейшим фактором трудолюбия, общая собственность порождает общие
(« бесхозные») дела, которые все сваливают друг на друга.
Слайд 41

Сравните взгляды Платона и взгляды Аристотеля на общество и на формы

Сравните взгляды Платона и взгляды Аристотеля на общество и на формы

государства. Что в них общее? В Чём отличие?
Какие идеи Аристотеля особенно актуальны для нашего времени?
Слайд 42

Аристотель « Тот, кто не может войти и составить часть некоего

Аристотель

« Тот, кто не может войти и составить часть некоего сообщества,

кто не нуждается ни в чём, ни в ком, достаточен самому себе, то, не являясь частью государства, он – либо зверь, либо БОГ».
Человек – «животное политическое».
Согласны ли вы с высказываниями Аристотеля? Докажите свою точку зрения.