Содержание
- 2. Античная философия. Космоцентризм.
- 3. «Кто не знает истории философии, в том числе и античной, тот не может по-настоящему знать и
- 4. Становление античной философии Слово «философия» пришло к нам из Древней Греции. Состоящее из двух корней -
- 5. Грекам были известны множество историй, касающихся богов, их влиянии на жизнь человека и роли в сотворении
- 6. Античной философии характерны такие основные черты, как: Чрезвычайно важным для античной философии, особенно на первых этапах
- 7. Именно на постижение космоса направляли свои интеллектуальные усилия античные философы. Однако представления античных мыслителей о космосе
- 8. Онтологизм прежде всего заключается в признании бытия мира независимого от нашего сознания в качестве предпосылки нашего
- 9. 1. Философия физиков (6 – сер. 5 вв. до н.э.). Первых греческих философов принято называть физиками,
- 10. 2. Классический период (сер. 5 – кон. 4 вв. до н.э.). В начале этого периода происходит
- 11. 3. Эллинистическая философия (3 - 1 в. до н.э.). В этот период разворачивается деятельность множества философских
- 12. Общая характеристика античной философии Античная философия — это философия древних греков и древних римлян, охватывающая период
- 13. Философия физиков (6 – сер. 5 вв. до н.э.). Демократические философские школы Древней Греции возникли в
- 14. Характерные теории Милетская школа Главной проблемой, занимавшей милетских мыслителей, был вопрос об архе (первоначале), из которого
- 15. Фалес Милетский (7 - 6 вв. до н. э.) (625-547 г.г.до н.э.) Основоположник милетской школы философии;
- 16. Характерные теории Школа Гераклита В основе всего существующего лежит огонь. Это первоначало, находящееся в вечном движении
- 17. Другой важнейшей чертой философии Гераклита является её ярко выраженный диалектический характер. По сути, Гераклита можно считать
- 18. Гераклит Эфесский (ок. 530-520 – 470-460 до н.э.) родился в Эфесе, средняя Азия (ныне Турция). Единственное
- 19. Характерные теории Школа Пифагора По мнению философа и его последователей, в основе вещей лежит число, а
- 20. Главная заслуга Пифагора в области философии заключается в утверждении связи между математикой и философией. Он впервые
- 21. Пифагор Самосский (580-570 — ок. 490 гг. до н. э.). Пифагор Самосский — древнегреческий философ, создатель
- 22. Ученики и последователи Пифагорийской школы Алкмеон или Алкмеон Кротонский — древнегреческий философ и врач, живший в
- 23. Характерные теории Элейская школа В учении Э. ш. заметно влияние идей Ксенофана и ранних пифагорейцев. Общим
- 24. Ксенофан Колофонский (570 - 478 гг. до н. э.) Ксенофан Колофонский – древнегреческий поэт и философ.
- 25. Характерные теории Школа атомистов Высказали идею о существовании атомов - мельчайших неделимых частиц, обладающих разнообразной формой.
- 26. Роль атомистов в философии, прежде всего, состояла в том, что: была создана рационально-эмпирическая программа исключительно в
- 27. Левкипп (V в. до н. э.) Левкипп из Абдеры или Милета жил в пятом веке до
- 28. Демокрит (460 - 370 гг. до н. э.) Демокрит Абдерский (ок. 460 до н. э. —
- 29. Классический период (середина V — конец IV вв. до н.э.) Философские школы Философия Софистов ФилософияСократа Сократические
- 30. Характерные черты Софисты В области философии софисты интересны тем, что являлись первыми последовательными представителями субъективного идеализма,
- 31. Как правило, выделяют три основные эпохи софистики: Классическая или древняя софистика (V — первая половина IV
- 32. Протагор (ок. 490-480 до н. э. - ок. 420-410 до н. э.). Протагор (ок. 490-480 до
- 33. Философия Сократа, как и софистов, была ярким выражением антропо- логического поворота в античной философии. Сократ считал
- 34. Сократ (470 - 399 гг. до н. э.) Сократ - древнегреческий философ, совершивший переход от рассмотрения
- 35. Характерные черты Мегарская школа Основные интересы мегариков были направлены на вопросы логики, искусства, словесного спора, эвристики;
- 36. Характерные черты Элидо-эритрийская школа По своему направлению эта школа очень близка к мегарской школе. Сторонники школы
- 37. Характерные черты Киренская школа Киренская школа отрицала науки о природе как не дающие надежных знаний и
- 38. Философская система Платона — первая завершенная синтетическая концепция, где через призму учения о идеях рассматривались все
- 39. Платон (428 - 348 г. до н.э.) Платон (греч. Πλάτων, "широкий") (428/427 до н.э. - 348/347
- 40. Аристотель считал, что философия не есть продукт единоличного индивидуального творчества, а итог работы целых поколений мыслителей.
- 41. Аристотель (384 - 322 гг. до н.э.) Аристотель (греч. ριστοτέλης) (384 –Ἀ 322 гг. до н.э.)
- 42. Эллинистическая античная философия Эллинистический период (конец IV – II в.в. до н.э.) Философские школы Философия Эпикура
- 43. Философские школы Философия скептиков Скептики всегда видели и поныне видят свою цель в опровержении догм всех
- 44. Характерные черты Киническая школа Основной чертой кинической философии следует признать принципиальный и последовательно проводимый аскетизм, неприятие
- 45. Киники: Антисфен (греч. ντισθένης) (ок. 445-365 доἈ н.э.) - греческий философ, ученик Сократа. Философ обучался риторике
- 46. Философская система Эпикура Основные черты: Эпикурейская теория познания получила название «каноника». В учении о познании Эпикур
- 47. Эпикур (341 - 270 гг. до н. э.) Эпикур (греч. πίκουρος) (341 - 270 гг. до
- 48. Философия стоицизма Стоицизм является одним из основных направлений эллинистической философии. Стоическая философия возникла около 300 г.
- 49. Основоположник стоицизма - Зенон Китионский (336-332 – 270-262) — древнегреческий философ, основатель стоической школы, самые знаменитые
- 50. Субъективно-идеалистическое направление в философии поздней античности, утверждавшее непознаваемость мира и необходимость сомнения в любом утверждении о
- 51. Пиррон из Элиды (ок. 365 — ок. 275 до н. э.) Пирро́н из Элиды — древнегреческий
- 52. Неоплатонизм, направление античной философии 3-6 вв., систематизиро- вавшее учение Платона, Аристотеля, пифагорейства и стоицизма. В центре
- 53. Плотин (205 - 270 гг.) Древнегреческий философ поздней античности, основоположник неоплатонизма. Родился в Египте, в конце
- 54. Философия Римского периода (1 в. до н.э. – 6 в. н.э.) Продолжают существовать те же школы,
- 55. Марк Туллий Цицерон (106- 43 гг. до н.э.) Древнеримский философ, политический деятель, оратор Провёл большую работу
- 56. Марк Аврелий (121 - 180 гг.) Древнеримский император, философ-стоик, автор сочинения «К самому себе». Время правления
- 57. Древнеримский философ-стоик и писатель, политический деятель. Некоторое время был воспитателем и приближённым императора Нерона. Был обвинён
- 58. Античная философия закончилась на неоплатонике Прокле, жившем в V веке н.э. У этого философа громадное наследие,
- 59. Космоцентризм интересен не только своими интеллектуальными результатами, но и спецификой постановки вопросов, которые носили принципиально мировоззренческий,
- 60. Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С.
- 62. Скачать презентацию
Античная философия.
Космоцентризм.
Античная философия.
Космоцентризм.
«Кто не знает истории философии, в том числе и античной, тот
«Кто не знает истории философии, в том числе и античной, тот
А.Г. СПИРКИН
Становление античной философии
Слово «философия» пришло к нам из Древней Греции. Состоящее
Становление античной философии
Слово «философия» пришло к нам из Древней Греции. Состоящее
Принято считать, что слово «философия» первым употребил в речи мудрец Пифагор. Об этом факте упоминается в книге Диогена Лаэртского «О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов»
Однако с учетом того, что Пифагор не оставил после себя каких-либо сочинений, первым мудрецом, у которого в трудах встречается слово «философ», является Гераклит. Свидетельство этого сохранилось в 35 из «Фрагментов Гераклита»: Очень много должны знать мужи-философы.
Изначально предпосылкой собственно научного знания в Древней Греции стали мифы. Они были призваны объяснить простому человеку мир, его устройство и помочь понять необъяснимые порой явления природы.
Греческая философия возникла на рубеже 7 – 6 вв. до н.э. в Ионии, на побережье Малой Азии, где располагалось множество поселений-колоний. Традиционно первым философом считается Фалес Милетский.
Грекам были известны множество историй, касающихся богов, их влиянии на жизнь
Грекам были известны множество историй, касающихся богов, их влиянии на жизнь
В определенном смысле, миф был своего рода законом, на основании которого человек черпал знания о том, как ему следует поступать в том или ином случае и что является нормами его поведения.
Древнегреческая философия зародилась на основе мифологии и в течении длительного времени сохраняла с ней тесную связь. Так, например, античная философия в общем смысле опиралась на терминологию и основные положения мифологии. Имена богов использовались философами для объяснения природных явлений, в качестве основы мироздания из мифологии были взяты четыре основных первоэлемента - вода, воздух, огонь, земля, равно как и идеи образования вселенной и мироустройства.
Античной философии характерны такие основные черты, как:
Чрезвычайно важным для античной философии,
Античной философии характерны такие основные черты, как:
Чрезвычайно важным для античной философии,
Основные черты античной философии
1. Космоцентризм.
Именно на постижение космоса направляли свои интеллектуальные усилия античные философы. Однако
Именно на постижение космоса направляли свои интеллектуальные усилия античные философы. Однако
Впервые назвал Вселенную космосом Пифагор.
Космоцентризм – система философских взглядов, появившаяся в Древней Греции, согласно которой мир воспринимается как космос, многообразный, гармоничный и одновременно вселяющий ужас. Все явления окружающего мира рассматривались через призму космоса.
Таким образом:
Онтологизм прежде всего заключается в признании бытия мира независимого от
Онтологизм прежде всего заключается в признании бытия мира независимого от
Именно античной философии европейская традиция обязана формированием основ диалектического метода. Греческие мыслители первые начали рассматривать мир как постоянно изменяющееся противоречивое целое. Они заложили традицию изучения бытия в процессе его становления. Особое место как основоположнику диалектики принадлежит Гераклиту. Даже те из античных мыслителей, которые выступали против представлений о мире как изменчивости, текучести (элеаты), прибегали к диалектике понятий как особому методу решения интеллектуальных задач.
2. Онтологизм античной философии.
3. Диалектичность.
1. Философия физиков (6 – сер. 5 вв. до н.э.). Первых
1. Философия физиков (6 – сер. 5 вв. до н.э.). Первых
Периодизация античной философии
В своём развитии античная философия прошла через ряд периодов,
существенно отличающихся между собой:
2. Классический период (сер. 5 – кон. 4 вв. до
2. Классический период (сер. 5 – кон. 4 вв. до
3. Эллинистическая философия (3 - 1 в. до н.э.). В этот
3. Эллинистическая философия (3 - 1 в. до н.э.). В этот
4. Философия Римского периода (1 в. до н.э. – 6 в. н.э.). По основным тенденциям развития философии этот период мало отличается от предыдущего. Продолжают существовать те же школы, что и в период эллинизма, одним из значительных феноменов поздней античной философии следует считать распространения, появившегося в 3 в. н.э. неоплатонизма. Появляется плеяда древнеримских мыслителей (Лукреций, Цицерон, Сенека, Марк Аврелий), однако они философствуют в рамках сложившихся в эллинистическую эпоху школ. К числу языков философствования наряду с древнегреческим присоединяется и латинский язык, который начинает активно разрабатывать философскую терминологию. Развитие античной философии было прервано общим крушением античной культуры под напором варварских нашествий и победы христианства. Датой окончания античного периода развития философии считается 529 г., когда была закрыта последняя философская школа – платоновская Академия.
Общая характеристика античной философии
Античная философия — это философия древних греков и
Общая характеристика античной философии
Античная философия — это философия древних греков и
Особенности
Античная философия зародилась не как область специальных философских исследований, а в
неразрывной связи с научными знаниями - математическими, естественно-научными, с зачатками
политических понятий, а также с мифологией и искусством. Духовное развитие в VII—IV вв. до н.э.
шло от мифологии и религии к науке и философии.
Возникают два основных типа философского мировоззрения — материализм («линия Демокрита»)
и идеализм («линия Платона»).
Возникают два противоположных основных метода мышления — диалектика и метафизика.
Античная философия была первой исторически известной формой диалектической философии.
В широком смысле слова термин «античность» (лат. antiquus – древний) означает «древность». В узком смысле с понятием «античность» связывают историю и культуру Древней Греции (Эллады) и Древнего Рима.
Философия физиков (6 – сер. 5 вв. до н.э.).
Демократические философские школы
Философия физиков (6 – сер. 5 вв. до н.э.).
Демократические философские школы
Философские школы
Милетская школа (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен, Гераклит)
Пифагорейская школа (Пифагор, Архит Тарентский)
Элейская школа (Ксенофан, Парменид, Зенон, Мелисс)
Атомистика (Левкипп, Демокрит)
Иные философы (Эмпедокл, .Анаксагор)
Характерные теории
Милетская школа
Главной проблемой, занимавшей милетских мыслителей, был вопрос об архе
Характерные теории
Милетская школа
Главной проблемой, занимавшей милетских мыслителей, был вопрос об архе
МИЛЕТСКАЯ ШКОЛА существовала на протяжение 6 в до н.э. в городе Милете,
от которого и получила своё название.
Фалес Милетский
(7 - 6 вв. до н. э.) (625-547 г.г.до
Фалес Милетский (7 - 6 вв. до н. э.) (625-547 г.г.до
Основоположник милетской школы философии; стихийный материалист, включался античными авторами в число знаменитых семи мудрецов.
Считается первым греческим философом, поскольку первым начал размышлять о природе (фюзисе) и прибегать к доказательству своих положений。
Первым поставил проблему архе (первоначала), из которого всё происходит; Фалес таким началом считал воду。
Утверждал, что всё имеет душу, приводящую тела в движение.
Первым из греков предсказал солнечное затмение 585 г. до . н. э.
Характерные теории
Школа Гераклита
В основе всего существующего лежит огонь. Это первоначало, находящееся
Характерные теории
Школа Гераклита
В основе всего существующего лежит огонь. Это первоначало, находящееся
Наряду с огнём, материальной первоосновой сущего, Гераклит вводит и идеальное начало, придающее космосу гармонию и упорядоченность. Таким началом оказывается логос (буквально «слово», «понятие»).
Глава названа «Школой Гераклита» в достаточной степени условно в силу
того, что Гераклит никогда не обучался у других философов и, более того,
вероятнее всего, не обучал студентов сам. Однако у его учения был ряд
последователей и он оказал значительное влияние на целый ряд философов
Древней Греции. Местом зарождения учения Гераклита является его родной
город Эфес.
Вторым после Милета очагом древнегреческой философии в Малой
Азии был город Эфес, родина философа Гераклита.
Другой важнейшей чертой философии Гераклита является её ярко выраженный диалектический характер.
Другой важнейшей чертой философии Гераклита является её ярко выраженный диалектический характер.
Также Гераклиту принадлежит впервые высказанная мысль об объективно существующем относительном характере многих качеств. Одна и та же вещь может обладать противоположными качествами в отношении к разным субъектам.
В области социальной мысли Гераклит выступал противником демократии как власти неразумного большинства. Он был сторонником правления «лучших», к которым он, однако причислял не аристократов по происхождению, а интеллектуалов, постигших основные закономерности мироздания и собирающихся их реализовывать в обществе.
Гераклит Эфесский (ок. 530-520 – 470-460 до н.э.) родился в Эфесе, средняя
Гераклит Эфесский (ок. 530-520 – 470-460 до н.э.) родился в Эфесе, средняя
В качестве архе Гераклит рассматривал огонь, который существует лишь в изменении. Все в конце концов превращается в огонь, и все возникает из огня.
Гераклит Эфесский
(6 в. до н. э.)
Характерные теории
Школа Пифагора
По мнению философа и его последователей, в основе вещей
Характерные теории
Школа Пифагора
По мнению философа и его последователей, в основе вещей
Пифагорейцам приписывают установление инкубационных периодов созревания зародышей, циклов развития животных и растений, определение числовых закономерностей календарного года.
Достижения пифагорейцев в области математики были крайне велики для своего времени (теория пропорций, теория четных и нечетных чисел, связи при вычитании чисел, теория совершенных и дружественных чисел).
Первую из философских школ того времени основал Пифагор, сын Мнесарха,
уроженец Самоса в Ионии. После длительных путешествий по миру Пифагор
осел в италийском городе Кротон, где и основал пифагорейскую школу.
После завоевания Ионии и Милета персами центр античной философ-
ской мысли переместился в «Великую Грецию», совокупность гречес-
ких полисов на острове Сицилия и на юге Аппенинского полуострова.
Главная заслуга Пифагора в области философии заключается в утверждении связи между
Главная заслуга Пифагора в области философии заключается в утверждении связи между
Пифагору приписывают разделение небесной и земной сфер на зоны (в частности, выделение арктической, экваториальной и антарктической зон).
К достижениям ранних пифагорейцев относят также и определение порядка планет - Земля, Луна, Солнце, Венера, Меркурий, Марс, Юпитер, Сатурн.
Пифагор Самосский
(580-570 — ок. 490 гг. до н. э.).
Пифагор Самосский
Пифагор Самосский
(580-570 — ок. 490 гг. до н. э.).
Пифагор Самосский
Основными источниками о жизни Пифагора являются дошедшие до нашего времени работы Ямвлиха (242—306 гг.) «О Пифагоровой жизни»; Порфирия (234—305 гг.) «Жизнь Пифагора» и Диогена Лаэртского (200—250 гг.) «Пифагор».
Ученики и последователи Пифагорийской школы
Алкмеон или Алкмеон Кротонский — древнегреческий философ
Ученики и последователи Пифагорийской школы
Алкмеон или Алкмеон Кротонский — древнегреческий философ
Является автором первой в Греции медицинской книги.
Установил, что строение нервной системы человека и животных в целом схоже, а значит вторым также должны быть свойственны процессы восприятия, ощущения и переживания. При этом, в отличие от животных, человек обладает разумом.
Филолай (вторая половина V в. до н. э.) — древнегреческий философ, ученик Пифагора, современник Сократа и Демокрита.
Первым из пифагорейцев открыл миру их учение о природе и космологии, до того бывшее тайным и передававшееся только на словах.
Является автором сочинения «О природе», состоящего из трех книг: О космосе или космологии, О числе, О душе.
Был первым ученым, кто предположил возможность движения Земли.
Характерные теории
Элейская школа
В учении Э. ш. заметно влияние идей Ксенофана и
Характерные теории
Элейская школа
В учении Э. ш. заметно влияние идей Ксенофана и
Элеаты первыми попытались понять мир, применяя к многообразию вещей филос. понятия предельной общности (бытие, небытие, движение). Отрицая существование отдельных вещей и отвергая возможность движения, Э. ш. впервые продемонстрировала тупик, в который попадает филос. мысль, выходящая из-под контроля опытного знания.
Ксенофан первый представитель монотеизма (единобожия) и пантеизма (отождествления Бога с природой) в истории мировой философии. Обладающий, как и космос, сферической формой Бог Ксенофана весь мыслит и чувствует.
Важнейшая заслуга Парменида заключалась в том, что он первый в истории философии поставил вопрос о бытии, и поэтому именно Парменид считается основателем онтологии как философской дисциплины.
Элейская философская школа возникла в конце VI века до н.э.
В состав школы входили Парменид, Зенон Элейский и Мелисс.
Хронологически первым философом элейской школы был Ксенофан.
Ксенофан Колофонский
(570 - 478 гг. до н. э.)
Ксенофан Колофонский –
Ксенофан Колофонский
(570 - 478 гг. до н. э.)
Ксенофан Колофонский –
Первым из греческих мыслителей развернул острую критику антропоморфизма традиционной эллинской религии. Все изображённые в поэмах Гомера и Гесиода «боги» изобретены людьми, которые приписали им свои физические черты и нравственные пороки.
Таким образом, Ксенофан первым выдвинул мысль о том, что сами люди творят богов по своему образу и подобию. Развивая эту мысль, он заявляет, что если бы животные имели руки и могли бы рисовать, они изобразили бы своих богов в свойственном себе облике.
Характерные теории
Школа атомистов
Высказали идею о существовании атомов - мельчайших неделимых
Характерные теории
Школа атомистов
Высказали идею о существовании атомов - мельчайших неделимых
По мнению представителей атомистической школы, эти частицы являются первоначалом всего сущего, всех предметов материального мира. Свойства же этих предметов определяются формой составляющих их атомов. Левкипп и Демокрит провозгласили идею о существовании некоторой пустоты, позволяющей атомам двигаться в пространстве, сталкиваться между собой и образовывать новые предметы.
В атомизме отвергается положение элеатов о неподвижности бытия, поскольку это положение не дает возможности объяснить движение и изменение, происходящее в чувственном мире. Стремясь найти причину движения, Демокрит «раздробляет» единое бытие Парменида на множество отдельных «бытий»-атомов, мысля их как материальные, телесные частицы.
Школа атомистов зародилась благодаря философу Левкиппу и его
ученику Демокриту.
Роль атомистов в философии, прежде всего, состояла в том, что:
была создана рационально-эмпирическая
была создана рационально-эмпирическая
создана теория атомов, простая, объясняющая огромное количество явлений и имеющая неоспоримые преимущества перед другими теориями материи;
сформулирована теория субъективности чувственных качеств
создана наиболее полная во всей античности система материалистичес-кой философии.
Атомисты отрицали существование некой разумной силы, которая целенаправленно управляет миром; разум они считали совершенной, но исключительно человеческой силой, которая служит познанию и не является силой космоса.
Левкипп
(V в. до н. э.)
Левкипп из Абдеры или Милета жил в
Левкипп
(V в. до н. э.)
Левкипп из Абдеры или Милета жил в
Левкипп выдвинул идею множественности элементов существующего. Для объяснения разнообразия существующих предметов философ высказал предположение о наличии некоторой пустоты, которая разделяет все сущее на множество элементов. Такие элементы различаются по величине, форме, движению, однако при этом являются однородными, непрерывными и неделимыми. Атомы и пустота остаются всегда вечными и неизменными.
Демокрит
(460 - 370 гг. до н. э.)
Демокрит Абдерский (ок. 460 до
Демокрит
(460 - 370 гг. до н. э.)
Демокрит Абдерский (ок. 460 до
Автор сочинения «Большой мирострой» и «Малый мирострой». Впервые вводит понятия «микрокосм» (вселенная) и «макрокосм» (человек), которые подобны друг другу.
Считал, что все тела составлены из мельчайших неделимых бескачественных частиц - атомов, различающихся формой, порядком и положением. Допускал наличие небытия в качестве пустоты.
Впервые ввёл проблему первичных (форма, объём) и вторичных (цвет, вкус, запах) качеств вещей. Считал, что вещам присущи лишь первичные качества, а вторичные возникают в субъекте под влиянием тех или иных первичных качеств объекта.
В гносеологии отдавал предпочтение рациональному познанию, называя чувственное познание «тёмным».
Классический период (середина V — конец IV вв. до н.э.)
Философские школы
Философия
Классический период (середина V — конец IV вв. до н.э.)
Философские школы
Философия
ФилософияСократа
Сократические школы:
Мегарская школа (Евклид из Мегар, Евбулид, Стильпон, Диодор Крон)
Элидо-эритрейская школа (Фе- лон, Менедем, Асклепиад)
Киренская школа (Аристипп, Феодор, Гегезий, Анникерид)
Философия Платона
Философия Аристотеля
Появляются чётко сформулированные учения субъективного
(софисты) и объективного идеализма (Платон).
Основным итогом классического периода античной философии
следует считать размежевание основных направлений в филосо-
фии, создание первых грандиозных философских систем (Платон,
Аристотель), а также совершенствование терминологии и
философского метода.
Особенности
Классическая античная философия
Характерные черты
Софисты
В области философии софисты интересны тем, что являлись первыми
Характерные черты
Софисты
В области философии софисты интересны тем, что являлись первыми
Образцом деятельности философов данного направления могут служить софизмы - «уловки», парадоксальные задачи. Например, «То, что ты не терял, ты имеешь; ты не терял рогов; стало быть, у тебя есть рога».
Для софистов характерно критическое отношение к традиционному укладу жизни, традициям, обычаям, религии. Всё это может быть изменено в соответствии с новыми потребностями людей.
Будучи первыми последовательными представителями субъективного идеализма, софисты отрицали наличие объективного бытия и возможность его познания. Софисты также настаивали на относительности (релятивизме) нравственных и эстетических оценок.
Софисты внесли значительный вклад в развитие гуманитарных наук: риторики, филологии, учения об обществе и т. д.
Софисты (от др.-греч. σοφιστής - «умелец, изобретатель, мудрец, знаток») –
термин, которым в древнегреческой литературе обозначали в общем смысле
умных людей, а в узком смысле учителей мудрости и красноречия, которые
впервые в Греции стали преподавать свое искусство за деньги.
Как правило, выделяют три основные эпохи софистики:
Классическая или древняя софистика (V
Классическая или древняя софистика (V
2. Вторая или новая софистика (2 век — начало 3 века н. э.). Основными представителями данной эпохи являются Лукиан Самосатский, Флавий Филострат и другие.
3. Третья или поздняя софистика (4 в. н. э.), наиболее значимыми софистами данного периода являлись Либаний и Юлиан Отступник.
Протагор
(ок. 490-480 до н. э. - ок. 420-410 до н.
Протагор (ок. 490-480 до н. э. - ок. 420-410 до н.
Протагор (ок. 490-480 до н. э. — ок. 420-410 до н. э.). Родился в Абдере. Согласно некоторым источникам, учителем Протагора был Демокрит.
Один из самых известных софистов. Из его сочинений «Ниспровергающие речи» и «О богах» до нас дошли лишь фрагменты.
Первый представитель субъективного идеализма в истории философии. Знаменито высказывание Протагора: «Человек есть мера всех вещей: существующих, что они существуют, и не существующих, что они не существуют». Таким образом, именно человек (субъект) является критерием достоверности всех явлений и качеств.
Всё являющееся человеку истинно. Из двух противоположных мнений истинными являются оба, но лишь в отношении к породившему их сознанию. То есть все воззрения следует считать истинными и относительными. Объективное познание мира недостижимо, возможно лишь мнение. Вся действительность зависит от чувственного восприятия человеком.
Философия Сократа, как и софистов, была ярким выражением антропо-
логического
Философия Сократа, как и софистов, была ярким выражением антропо-
логического
занятия естествознанием, поскольку природа ничему не может научить.
Человек - главный предмет философствования Сократа. В этом проявля-
лось противостояние Сократа предшествующей физической философии. На
первый план он выдвигает этическую проблематику.
Для философствования Сократа также характерна ироничность, заклю-
чающаяся в первоначальном показном признании своего невежества.
Однако этот притворяющийся простаком человек одерживал победу в спорах
с самыми изощрёнными софистами. Ироничность Сократа проявляется
также в его знаменитом высказывании: «Я знаю только то, что ничего не
знаю».
Открытый Сократом диалектический метод представляет собой движение
мысли к пониманию идеи. В своем методе Сократ опирался на: на иронию,
маевтику, индукцию.
Философская система Сократа
С Сократа начался классический этап в развитии древнегреческой
философии.
Основные идеи
Сократ
(470 - 399 гг.
до н. э.)
Сократ - древнегреческий
Сократ
(470 - 399 гг.
до н. э.)
Сократ - древнегреческий
Метод диалектических споров - обнаружение противоречий в рассуждениях собеседника и приведения его к истине посредством вопросов и ответов. Он первый увидел в отчетливости и ясности суждений основной признак их истинности.
Самопознание - девиз "Познай самого себя" - как общественное и нравственное существо.
Характерные черты
Мегарская школа
Основные интересы мегариков были направлены на вопросы
Характерные черты
Мегарская школа
Основные интересы мегариков были направлены на вопросы
Представители: Евбулид из Милета, Диодор Крон, к которым восходят многие традиционные софизмы («Лжец», «Куча» и т. п.), Стильпон из Мегары, Клиномах, Филон Диалектик и другие.
Важны две линии влияния мегарских идей. 1) Мегарики и Аристотель: в Метафизике Аристотель критикует анонимных «мегариков» за неверное учение о возможности. 2) Мегарики и стоики: неоспоримо влияние Мегарской школы на формирование стоической пропозициональной логики (стоик Зенон учился у Диодора Крона). Стоики и «диалектики» были создателями новой, не-аристотелевской, логики, в которой за базовые единицы были приняты не предикаты (-понятие, определяющее предмет суждения), а целые высказывания.
Мегарская школа — одна из сократических школ древнегреческой
философии, основанная Евклидом из Мегары. Данная школа существовала
в пятом веке до н. э. и сочетала идеи Сократа, элейской школы и софистов.
Сократические школы
Характерные черты
Элидо-эритрийская школа
По своему направлению эта школа очень близка
Характерные черты
Элидо-эритрийская школа
По своему направлению эта школа очень близка
Менедем утверждал, что все разнообразные добродетели едины в своей основе и поэтому сводятся к одному благу, к-рое представляет собой постигаемую разумом истину. Менедему также Приписывается взгляд, что общие свойства вещей не являются самостоятельно существующими, а проявляются лишь в отдельных конкретных вещах.
ЭЛИДО-ЭРЕТРИЙСКАЯ ШКОЛА— одна из сократических школ,
существовала в 4—3 вв. до н. э. Основана Федоном из Элиды, любимцем
Сократа. Впоследствии она была перенесена Менедемом (учеником
Стилпона) в Эретрию.
Характерные черты
Киренская школа
Киренская школа отрицала науки о природе как
Характерные черты
Киренская школа
Киренская школа отрицала науки о природе как
Одна из сократических школ, основанная в 4 в. до н. э.
Аристиппом из Кирены, учеником Сократа. К ней принадлежали: дочь Аристи-
ппа — Арета, позднее её сын — Аристипп Младший, Феодор, Гегесий,
Анникерид.
Философская система Платона — первая завершенная синтетическая
концепция, где через призму
концепция, где через призму
ющие части античной философии: онтология, гносеология, этика, эстетика,
философия политики.
Главным в философии Платона было учение об идеях. Есть материальный
мир, в котором живет человек. Но есть и другой мир — несотворимый и
неуничтожимый, т.е. вечный. Это мир причины, чистых форм и сущностей
вещей. Это мир, который обозначается понятием «бытие» есть «мир идей».
Отдельная вещь является материальной копией первоначальной идеи
(эйдоса). Материальные вещи изменчивы и со временем прекращают свое
существование; идеи вечны и неизменны.
Идеи - причины вещей и причина мира в целом, но они не присутствуют в
мире. Они пребывают в душе человека. Материальный мир познается, мир
идей — «припоминается». Этим и определяется строение души: высший уровень - разумный, с высоты которого человек созерцает вечный
мир идей и стремится к благу, и низший - чувственный, с помощью которого
он познает мир вещей.
Философия Платона
Вместе со своим наставником Сократом и учеником Аристотелем,
Платон заложил основы западной философии и стал своего рода
символом науки.
Платон
(428 - 348 г. до н.э.)
Платон (греч. Πλάτων, "широкий") (428/427 до
Платон
(428 - 348 г. до н.э.)
Платон (греч. Πλάτων, "широкий") (428/427 до
Платон - первый философ, от которого дошли почти все сочинения.Сочинения Платона написаны в художественной форме диалогов. Основные сочинения: «Пир», «Государство», «Законы». Главное действующее лицо диалогов - Сократ, от имени которого Платон выражает свои взгляды.
Оказал огромное влияние на развитие философии. По мнению А. Уайтхеда, вся последующая философия есть лишь примечания к Платону.
Аристотель считал, что философия не есть продукт единоличного
индивидуального творчества, а
Аристотель считал, что философия не есть продукт единоличного
индивидуального творчества, а
мыслителей.
Аристотель определил сущность материи и дал материалистическую
трактовку происхождения мира и человека.
Аристотель выделяет шесть типов государства: «плохие» (тирания,
крайняя олигархия и охлократия — власть толпы, крайняя демократия)
и «хорошие» (монархия, аристократия и полития).
Философию Аристотель разделил на три вида: теоретическую, изучаю-
щую проблемы бытия, различных сфер бытия, происхождения всего сущего,
причины различных явлений (получила название «первичная философия»);
практическую – о деятельности человека, устройстве государства;
поэтическую.
Аристотель внес существенный вклад в развитие логики (дал понятие
дедуктивного метода – от частного к общему, обосновал систему силлогиз-
мов – вывода из двух и более посылок заключения).
Философия Аристотеля
Основные черты:
Аристотель
(384 -
322 гг. до н.э.)
Аристотель (греч. ριστοτέλης) (384 –Ἀ 322 гг.
Аристотель
(384 -
322 гг. до н.э.)
Аристотель (греч. ριστοτέλης) (384 –Ἀ 322 гг.
Был приглашён к македонскому двору, где занимался воспитанием наследника престола, будущего знаменитого завоевателя Александра Македонского. Позже из восточного похода Александр присылал учителю редкие камни, растения, животных.
В Афинах основывает свою философскую школу - Ликей. Учение Аристотеля получило название перипатетизм.
Сочинения написаны в строгой форме трактатов.
Эллинистическая
античная философия
Эллинистический период (конец IV – II в.в. до н.э.)
Философские школы
Философия
Эллинистическая
античная философия
Эллинистический период (конец IV – II в.в. до н.э.)
Философские школы
Философия
Эпикура
Источником философского учения явилось учение милетской
школы о первооснове всего сущего, диалектика Гераклита, учение о
наслаждении. Эпикурейская философия, в особенности философия самого Эпикура,
не имеет конечной целью нахождение теоретической истины, она не ставит перед
собой задачу получить некое чистое знание. Эпикуреизм служит вполне конкретным
нуждам: ищет способ избавления человека от страдания.
Эпикуреизм большое место в своей философии отводит этическому учению.
Главным принципом, целью жизни человека объявляется наслаждение,
удовольствие.
Особенности взглядов
Главная задача философии — в этике; знание — лишь средство для приобрете-
ния мудрости, умения жить сообразно Природе.
Конечная цель человека - счастье. Человек — часть великой Вселенной, он связан
со всем существующим в ней и живет по ее законам. Поэтому проблемы и неудачи
человека возникают из-за того, что он отрывается от Природы, от Божественного
мира.
Имеется четыре добродетели в жизни: мудрость, умеренность, мужество и
справедливость.
Философия
стоиков
Философские школы
Философия
скептиков
Скептики всегда видели и поныне видят свою цель в
Философские школы
Философия
скептиков
Скептики всегда видели и поныне видят свою цель в
философских школ.
Всякая вещь, с точки зрения скептиков, «есть это не в большей степени, чем то»
Скептики также отмечали разницу между чувственным восприятием и мышлением.
Поэтому утверждать ничего в точности не имеет смысла.
Основываясь на учении Демокрита о недостоверности чувственного познания,
скептики отрицали возможность получения достоверного знания. Они отвергали
движение и становление, существование причин явлений, отрицали объективное
(«по природе») существование добра и зла, и т.д.
Особенности взглядов
Человек может избежать зла в той мере, в какой ему удастся подняться по
лестнице, ведущей вверх, к Единому-Благу.
Бог — единое,сверхмировое, сверхра́зумное, непознаваемое, неизреченное
начало. Но, будучи непознаваем, Бог сам может открыться человеку в
мистическом откровении.
(отрицательное отношение к телесности и материи, стремление изобразить сущее
в виде иерархии и пр.).
Философия
неоплатонис-
тов
Философия
киников
За основу своей философии они взяли практическую мораль Сократа, присущие
ему самообладание, спокойствие, неприхотливость в еде и одежде..
Киники считали, что именно «закон» исказил природу людей, разрушил их
естественное счастье, внес зло и несправедливость. Поэтому законы бесполезны:
хорошие люди в законах не нуждаются, а плохие от законов лучше не становятся.
Характерные черты
Киническая школа
Основной чертой кинической философии следует признать принципиальный
Характерные черты
Киническая школа
Основной чертой кинической философии следует признать принципиальный
Киники утверждали, что существует лишь единичное и отрицали бытие общего. В этом они противостояли Платону и критиковали его теорию идей, являясь отдалёнными предшественниками средневекового номинализма.
Главной характерной чертой кинизма было стремление к максимальному опрощению, делающему человека свободным и независимым. Аскетизм, автаркия (самостоятельность, независимость) и невозмутимость (атараксия) выделялись киниками как основные качества мудреца, к обладанию которыми необходимо стремиться.
Школа была основана в 4 веке до н.э. Антисфеном Афинским.
Киники:
Антисфен (греч. ντισθένης) (ок. 445-365 доἈ н.э.) - греческий философ, ученик
Киники:
Антисфен (греч. ντισθένης) (ок. 445-365 доἈ н.э.) - греческий философ, ученик
Диоген или Диоген Синопский (греч. Διογένης ὁ Σινωπεύς) (412-323 гг. до н.э.) - "циник", греческий философ, родился в городе Синопы (современный Синоп, Турция) на южном побережье Черного моря.
Кратет Фиванский (гр. Κράτης) (ок. 365-288/285 до н. э.) - древнегреческий философ, ученик Диогена Синопского и первый учитель стоика Зенона.
Философская система Эпикура
Основные черты:
Эпикурейская теория познания получила название «каноника». В учении о
Философская система Эпикура
Основные черты:
Эпикурейская теория познания получила название «каноника». В учении о
Эпикур призывал безоговорочно доверять чувствам, полагая, например, что Солнце на самом деле той же величины, каким оно предстаёт нам на небе.
Эпикур считал, что ошибаться может лишь разум, зачастую выносящий неверные суждения о данных, предоставляемых ему чувствами, а не сами чувства. Все рациональные предвосхище-ния, «броски мысли» должны быть также основаны на чувственном опыте. Разумеется, занятая Эпикуром позиция крайнего сенсуализма является неверной. Чувства очень часто искажают картину мира, порождая иллюзии.
Эпикур
(341 - 270 гг.
до н. э.)
Эпикур (греч. πίκουρος) (341 -
Эпикур
(341 - 270 гг.
до н. э.)
Эпикур (греч. πίκουρος) (341 -
Утверждал, что основной целью занятия философией и изучения природы является обретение душевного покоя. Изучение природы должно помочь людям избавиться от страхов и тревог.
Эпикур полагал, что государство основывается на взаимном договоре людей.
Эпикур считал, что космос не имеет границ, а во вселенной существует множество миров.
В теории познания был сенсуалистом, призывал безоговорочно доверять чувствам; считал, что ошибаться может лишь разум.
Будучи гедонистом, полагал, что целью жизни является достижение удовольствия.
Философия стоицизма
Стоицизм является одним из основных направлений эллинистической философии. Стоическая философия возникла
Философия стоицизма
Стоицизм является одним из основных направлений эллинистической философии. Стоическая философия возникла
Стоики впервые чётко разделили философию на три части: физику, логику и этику. В физике стоики эклектично сочетали элементы материализма и идеализма. Вслед за Гераклитом они полагали, что мир состоит из огня и в конце космического цикла уничтожается пожаром. Стоики разделяли представления о цикличности всех процессов в природе и обществе. Весь мир, по учению стоиков, наполнен огненной пневмой, содержащей разумные начала - семенные логосы, порождающие все вещи. Большинство стоиков были пантеистами и отождествляли космос и природу с единым Богом. В мире по их представлениям, господствует строгая необходимость, проявляющаяся как неотвратимая судьба.
Выделяют несколько этапов в развитии стоицизма:
1. Древняя Стоя (3-2 вв. до н.э.). 2. Средняя Стоя (2 – 1 вв. до н.э.) 3. Поздняя Стоя (1 – 3 вв. н.э.).
Основные черты:
Основоположник стоицизма - Зенон Китионский (336-332 – 270-262) — древнегреческий философ,
Основоположник стоицизма - Зенон Китионский (336-332 – 270-262) — древнегреческий философ,
Разделили философию на три части: физику, логику и этику.
В «физике» эклектично сочетали элементы материализма и идеализма. Вслед за Гераклитом полагали, что мир состоит из огня и в конце космического цикла уничтожается пожаром. Весь мир наполнен огненной пневмой, содержащей разумные начала - семенные логосы, порождающие все вещи.
Стоики - пантеисты: космос отождествляется ими с единым Богом.
В «логике» выдвинули учение о внутреннем (мышление) и внешнем (речь) логосе. Большое внимание уделяли исследованию диалектики и языка.
Зенон Китионский (336-332 – 270-262)
Субъективно-идеалистическое направление в философии поздней
античности, утверждавшее непознаваемость мира и необходимость
античности, утверждавшее непознаваемость мира и необходимость
сомнения в любом утверждении о мире. «Скепсис» в переводе с гречес-
кого - «исследование».
Скептицизм возникает как течение на рубеже IV-III веков до н.э.
Опирается на учения первых философов о текучести и изменчивости
окружающего мира и противоречивости чувственных явлений, т.е. на Герак-
лита и Зенона.
Основные представители античного скептицизма: Пиррон (3 в. до н. э.)
и Секст Эмпирик (2 в. н. э.), автор труда «Против математиков». Последо-
ватели Пиррона – Тимон, Энисидем, Агриппа.
Скептики противопоставляли себя «догматическим философам» и утвер-
ждали, что суждения людей о вещах произвольны и недоказуемы, поэтому
следует воздерживаться от всяких суждений вообще. Именно в воздержании
от суждений заключается суть скептического «эпохэ».
Скептицизм развивался семь столетий, развитие шло по линии все более
утонченной аргументации непознаваемости сути вещей. На множестве
примеров показывали ограниченность и релятивность всякого знания.
Сформулировали 10 принципов (тропов), обосновывающих скептические
воззрения. Каждый вид животных, каждый человек по-своему воспринимает
окружающий мир, одни и те же вещи могут представляться по-разному.
Основная цель скепсиса - достижение душевной невозмутимости
(атараксии). Скептик, воздерживаясь от суждений, будет следовать законам
государства, в котором он проживает.
Философия скептицизма
Основные черты:
Пиррон из Элиды
(ок. 365 — ок. 275
до н. э.)
Пирро́н из
Пиррон из Элиды
(ок. 365 — ок. 275
до н. э.)
Пирро́н из
Придерживался того мнения, что ничто в действительности не является ни прекрасным, ни безобразным, ни справедливым, ни несправедливым, так как в себе все одинаково (αδιάφορον — безразличное), и поэтому оно не в большей степени одно, чем другое.
Все неодинаковое, различное является (произвольными) человеческими установлениями и обычаями.
Вещи недоступны для нашего познания; на этом основан метод воздержания от суждений.
Неоплатонизм, направление античной философии 3-6 вв., систематизиро-
вавшее учение Платона, Аристотеля, пифагорейства
Неоплатонизм, направление античной философии 3-6 вв., систематизиро-
вавшее учение Платона, Аристотеля, пифагорейства
В центре неоплатонизма учение о сверхсущем едином и иерархическом
строении бытия, разработанное Плотином и завершенное Проклом.
Основные школы: гимская (3 в., Плотин, Порфирий), сирийская (4 в., Ямв-
лих), пергамская (4 в., император Юлиан), афинская (5-6 вв., Прокл),
александрийская (5 нач. 7 вв.). Латинские неоплатоники Марий Викторин,
Марциан Капелла, Боэций.
Вся философия Плотина представляет собой мистическое, смыкающиеся
с религией учение. Причём, мистицизм Плотина направлен на преодоление
плоти и освобождении духа от власти телесного начала путём мистического
экстаза.
Свою систему неоплатоники излагали и дедуктивно и индуктивно.
Если исходить из низших принципов к более высоким, то следует начать с
материи, с тел, с физического мира, с космоса, а затем прийти к
первопричинам, благодаря которым космос становиться возможным.
Важнейшей характеристикой физического мира является движение.
Движение возникает благодаря второй ступени - Мировой Душе.
Человек должен подняться над происходящим на «подмостках» мира сего,
оставить земную суету, уйти в себя, чтобы путем интеллектуального
самососредоточения созерцать божественное и, наконец, соединиться с ним.
Философия неоплатонизма
Основные черты:
Плотин
(205 - 270 гг.)
Древнегреческий философ поздней античности, основоположник неоплатонизма. Родился в
Плотин
(205 - 270 гг.)
Древнегреческий философ поздней античности, основоположник неоплатонизма. Родился в
Написал ряд трактатов, объединённых после его смерти в 7 «эннеад» (девяток) по близости обсуждаемых в них вопросов.
В центре философии Плотина —диалектика трёх основных онтологичес-ких субстанций — Единого, Ума и Души. Плотин впервые дает чёткий систематический анализ этой триады, фрагментарно намеченной у Платона.
Философия Римского периода
(1 в. до н.э. – 6 в. н.э.)
Продолжают существовать
Философия Римского периода
(1 в. до н.э. – 6 в. н.э.)
Продолжают существовать
Поздний стоицизм (Сенека, Марк Аврелий)
Эклектизм (Цицерон)
Атомистический материализм (Тит Лукреций)
Марк Туллий Цицерон
(106- 43 гг. до н.э.)
Древнеримский философ, политический деятель,
Марк Туллий Цицерон
(106- 43 гг. до н.э.)
Древнеримский философ, политический деятель,
Провёл большую работу по популяризации греческой философии в Риме, подобрал латинские аналоги многим греческим философским терминам
Склонялся к эклектизму - сочетанию наиболее ценного из наследия всех философских школ
Основные философские работы: «Тускуланские беседы», «О природе богов»
В качестве политического деятеля Цицерон был одним из последних приверженцев республики и погиб в ходе репрессий цезарианцев.
Марк Аврелий
(121 - 180 гг.)
Древнеримский император, философ-стоик, автор сочинения «К самому
Марк Аврелий
(121 - 180 гг.)
Древнеримский император, философ-стоик, автор сочинения «К самому
Для мировоззрения Марка Аврелия характерно ощущение непрочности, бренности земного существования. Все дела человека ничтожны перед течением времени.
Воззрения Марка Аврелия проникнуты разочарованностью и пессимизмом. В мире не может быть ничего нового, всё «сущая суета».
Однако человек (а тем более правитель) не должен предаваться отчаянию. Надо действовать в соответствии с твёрдой системой нравственных принципов. Только действия, опирающиеся на справедливость, истину, благоразумие и мужество, могут оказаться спасительными для личности и общества.
Древнеримский философ-стоик и писатель, политический деятель. Некоторое время был воспитателем и
Древнеримский философ-стоик и писатель, политический деятель. Некоторое время был воспитателем и
Самые известные сочинения: «Нравственные письма к Луцилию», «О блаженной жизни», «Естественнонаучные вопросы».
Философия служит не для познания мира, а для правильной жизни, помогающей выстоять среди превратностей судьбы и сохранить чистоту души.
Сенека отождествляет Бога и природу, утверждая разумность мироздания. В мире господствует судьба. Именно он сказал: «Судьба желающего ведёт, а не желающего тащит».
Разделяет представления стоиков об огненной природе вселенной.
Выступал за смягчение нравов общества, призывал к милосердию, к гуманному отношению к рабам. Все мы являемся рабами своих страстей и этот вид рабства намного хуже юридического, поскольку у раба по закону в рабстве находится только тело, а у добровольного раба своих страстей - и тело и душа.
Луций Анней
Сенека
(4 г. до н.э.
- 65 г. н.э.)
Античная философия закончилась на неоплатонике Прокле, жившем в V веке н.э.
Античная философия закончилась на неоплатонике Прокле, жившем в V веке н.э.
Официально античная философия окончилась в VI веке, когда в 529 году декретом императора Юстина была закрыта платоновская Академия в Афинах. Таким образом, античная философия просуществовала с VII-VI веков до н.э. по VI век н.э., т.е. около 1000 лет.
Космоцентризм интересен не только своими интеллектуальными результатами, но и спецификой постановки
Космоцентризм интересен не только своими интеллектуальными результатами, но и спецификой постановки
Греки открыли природу как объект философии, впервые оставив вопрос о ее первоначале. Здесь важным оказался не столько характер самих принятых первоначал — воды, воздуха, огня, сколько форма постановки вопросов. После открытия природы легче было поставить вопрос о человеке, затем о Боге.
ВЫВОДЫ:
Античная философия – теоретический и методологический фундамент европейского мировоззрения, которое составило основу западного рационально- логического мышления.
Знакомство с античной философией показывает, что философия является, по существу, первой осознанной формой деятельности человека на том этапе его развития, когда начинают формироваться культурные сообщества людей.
Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв,
Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв,
Литература: