Диннамика науки как процесс порождения нового знания

Содержание

Слайд 2

Аспекты проблемы Первый. Что составляет сущность динамики науки? Второй. Является ли

Аспекты проблемы

Первый. Что составляет сущность динамики науки?
Второй. Является ли динамика науки процессом

в целом кумулятивным (накопительным) или антикумулятивным (включающим постоянный отказ от прежних взглядов как неприемлемых и несоизмеримых с новыми, сменяющими их)?
Третий. Можно ли объяснить динамику научного знания только его самоизменением или также существенным влиянием на него вненаучных (социокультурных) факторов?
Слайд 3

Динамика науки:кумулятивизм Кумулятивизм (от лат. cumula - увеличение, скопление) считает, что

Динамика науки:кумулятивизм

Кумулятивизм (от лат. cumula - увеличение, скопление) считает, что развитие

знания происходит путем постепенного добавления новых положений к накопленной сумме знаний.
Кумулятивная концепция динамики науки характерна для XVII в. Ее представители стоят на идеи, что наука развивается простым приращением нового к уже существующим научным теориям и положениям. При этом предшествующее знание является фундаментом для последующего. В итоге получается совокупность, сумма знаний.
В основе -индуктивизм как господствующий метод философии науки вплоть до середины XX века.
Слайд 4

Кумулятивизм развитие научного знания как простое постепенное умножение числа накопленных фактов

Кумулятивизм

развитие научного знания как простое постепенное умножение числа накопленных фактов и

увеличение степени общности устанавливаемых на этой основе законов.
Г. Спенсер: механизм развития знания истины, накопленные опытом ученых предшествующих поколений, становятся достоянием учебников, превращаются в априорные положения, подлежащие заучиванию.
В качестве аргумента в ее защиту был выдви­нут так называемый принцип соответствия, согласно которому отношение между старой и новой научной теорией (должно быть) таково, чтобы все положения предшествующей (и тем самым все факты, которые она объясняла и предсказывала) выводились в качестве частного случая в новой, сменяющей ее теории.
Слайд 5

Динамика науки: антикумулятивизм Антикумулятивизм полагает, что в ходе развития познания не

Динамика науки: антикумулятивизм

Антикумулятивизм полагает, что в ходе развития познания не

существует каких-либо устойчивых (непрерывных) и сохраняющихся компонентов. Переход от одного этапа эволюции науки к другому связан лишь с пересмотром фундаментальных идей и методов. История науки изображается представителями антикумулятивизма в виде непрекращающейся борьбы и смены теорий и методов, между которыми нет ни логической, ни даже содержательной преемственности.
Пример несоответствия:
 Классическая механика утверждает одно, реля­тивистская — прямо противоположное. Они несовме­ стимы и, как показали постпозитивисты, несоизмери­ мы, т. к. у них нет общего нейтрального эмпирического базиса. Они говорят разные и порой несовместимые вещи об одном и том же (массе, пространстве, време­ ни и др.).
Слайд 6

Динамика науки Признание наличия качественных скачков в эво­люции научного знания:новые научные

Динамика науки

Признание наличия качественных скачков в эво­люции научного знания:новые научные

теории ставят под вопрос истинность старых теорий, посколь­ку они не могут быть совместимы друг с другом
развитие научного знания представляет со­бой непрерывно-прерывный процесс, характеризую­щийся качественными скачками в видении одной и той же предметной области, Поэтому в целом развитие науки является некумулятивным. Твер­до можно сказать лишь то, что старые и сменяющие их фундаментальные теории видят мир не просто суще­ственно по-разному, но зачастую и противоположным образом.
Слайд 7

Движущие силы развития научного познания. интернализм и экстернализм - две альтернативные,

Движущие силы развития научного познания.

интернализм и экстернализм - две альтернативные,

взаи­моисключающие друг друга позиции по вопросу о движущих силах развития науки
Интернализм: главную дви­жущую силу развития науки составляют имманентно присущие ей внутренние цели, средства и законо­ мерности; научное знание должно рассматриваться как саморазвивающаяся система, содержание которой не зависит от экономики, техники, политики, философии, религии, искусства и т. д.
Как сознательно отрефлексированная позиция интернализм оформился в 30-е гг. X X века в качестве оппозиции экстернализму, подчер­кивавшему фундаментальную роль социальных фак­ торов как на этапе генезиса науки, так и на всех пос­ледующих этапах развития научного знания.
Слайд 8

Интернализм наука развивается не благодаря воздействиям извне, из социальной действительности, а

Интернализм

наука развивается не благодаря воздействиям извне, из социальной действительности, а в

результате своей внутренней эволюции, творческого напряжения самого научного мышления.
Интерналист А. Койре (1892-1964) - французский философ и историк науки :«Мне кажется тщетным желание вывести греческую науку из социальной структуры городов. Афины не объясняют ни Евдокса, ни Платона. Тем более Сиракузы не объясняют Архимеда или Фло­ренция — Галилея»
Интернализм фактичес­ки призывает абстрагироваться от социального и исторического времени бытия науки
Слайд 9

Экстернализм. Ставит своей задачей выявление связей между социально-экономическими изменениями в жизни

Экстернализм.

Ставит своей задачей выявление связей между социально-экономическими изменениями в жизни

общества и развитием науки. Лидер - английский физик и науковед Д. Бернал (1901-1971),
экстерналисты обращали внимание на хронологическую систематизацию, описание механизма прогрессивных идей, изу­чение социально-экономического контекста.
основным источником инноваций в науке являются социальные потребности и культур­ные ресурсы общества, его материальный и духовный потенциал, а не сами по себе новые эмпирические данные или имманентная логика развития научного знания
Слайд 10

Экстернализм. познавательный интерес в научном познании всегда «замкнут» на определенный практический

Экстернализм.

познавательный интерес в научном познании всегда «замкнут» на определенный практический

интерес, на необходимость решения, множества инженерных, технических, экономических и социально-гуманитарных проблем.
главные факторы, влияющие на разви­тие науки: экономические, технические и технологи­ческие потребности общества; тип социальной организации; ̆ духовный потенциал общества (религия, философия, искусство, нравственность и т.д.) и др.
Экстерналистское истолкование движущих сил науки значительно усложняет работу историков на­уки. Усложняет, но не обедняет.
Слайд 11

Интернализм- Экстернализм представители интерналистской концепции развития науки считают, что наука развивается

Интернализм- Экстернализм

представители интерналистской концепции развития науки считают, что наука развивается в

силу имманентной, т.е. внутренне присущей ей, логики. Представители экстерналистской концепции полагают, что развитие науки тесно связано с со­циально-экономическим развитием общества, т.е. делают акцент на внешних факторах.
ни один из факторов социальной среды,ни даже социокультурная среда в целом не может детерминировать появление новой идеи. Роль социкультурной среды состоит в том, что она способна «провоцировать» (или «не провоцировать») рождение конкретной идеи.
среди основных концепций разви­тия научного знания наиболее приемлемым оказыва­ется «срединный путь», исходящий из взаимосвязи внутринаучных факторов и социокультурных факторов. Именно эта взаи­мосвязь и образует подлинную основу развития систе­мы научного знания
Слайд 12

Критический рационализм К. Поппера рост знания не является повторяющимся или кумулятивным

Критический рационализм К. Поппера

рост знания не является повторяющимся или кумулятивным

процессом, он есть процесс устранения ошибок, "дарвиновский отбор»
рост научного знания состоит в выдвижении смелых гипотез и наилучших (из возможных) теорий и осуществлении их опровержений, в результате чего и решаются научные проблемы.
рост научного знания осуществляется методом проб и ошибок и есть не что иное, как способ выбора теории в определенной проблемной ситуации
именно это делает науку рациональной и обеспечивает ее прогресс
Слайд 13

Критический рационализм К. Поппера Поппер формулирует три основных требования к росту

Критический рационализм К. Поппера

Поппер формулирует три основных требования к росту

знания
Во-первых, новая теория должна исходить из простой, новой, плодотворной и объединяющей идеи
Во-вторых, она должна быть независимо проверяемой, т.е. вести к представлению явлений, которые до сих пор не наблюдались.
В-третьих, хорошая теория должна выдерживать некоторые новые и строгие проверки.
Теорией научного знания и его роста является эпистемология, которая в процессе своего формирования становится теорией решения проблем, конструирования, критического обсуждения, оценки и критической проверки конкурирующих гипотез и теорий.
Слайд 14

Динамика науки как революция “История… могла бы стать основой для решительной

Динамика науки как революция

“История… могла бы стать основой для  решительной перестройки

тех представлений о науке,которые сложились у нас к настоящему времени” (Т.Кун, американский историк и философ науки.) 
Слайд 15

Динамика науки как революция Кун разрабатывает свою модель развития науки, в

Динамика науки как революция

Кун разрабатывает свою модель развития науки, в

которой делает акцент на наличии скачков-революций. Последние характеризуются такими понятиями, как “ несоизмеримость” и “некумулятивность”.
Основными элементами куновской модели являются четыре понятия: "научная парадигма", "научное сообщество", "нормальная наука" и “научная революция”. Взаимоотношение этих понятий, образующих систему, составляет ядро куновской модели функционирования и развития науки.
"Нормальная наука" – это рост научного знания в рамках одной парадигмы. Парадигма – центральное понятие куновской модели – задает образцы, средства постановки и решения проблем в рамках нормальной науки. Научная революция – это смена парадигмы и, соответственно, переход от одной “нормальной науки” к другой.
Слайд 16

Характерные черты «нормальной науки» уменьшение до одной числа тех теорий, которые

Характерные черты «нормальной науки»

уменьшение до одной числа тех теорий, которые конкурируют

в объяснении исследуемой области явлений;
• твердое убеждение в том, что монопольная теория способна обеспечить решительное продвижение в изучении рассматриваемого круга явлений, что она впервые даст полное и исчерпывающее объяснение всех относящихся к делу фактов и исключит все аномалии;
• сведение к минимуму фундаментальных исследований, касающихся той парадигмы, которая лежит в основе «нормальной» науки;
• резкое ограничение научной критики, и прежде всего критики, касающейся оснований «нормальной» науки;
• сведение всех задач научного исследования к конкретизации знания, даваемого «нормальной» наукой, развитию его деталей и распространению исходной и не подлежащей критике теории на всю исследуемую область;
• ограничение рассматриваемых проблем проблемами-головоломками, ответ на которые вытекает из принятой парадигмы и не требует введения новых фундаментальных допущений;
нетерпимое отношение к тем, кто отказывается признать монополию теории, принимаемой «нормальной» наукой в качестве своей парадигмы.
Слайд 17

Динамика науки как революция Кун полагает, что переход одной парадигмы к

Динамика науки как революция

Кун полагает, что переход одной парадигмы к

другой через революцию является обычной моделью развития, характерной для зрелой науки. 
Допарадигмальный период характеризуется соперничеством различных школ и отсутствием общепринятых концепций и методов исследования.
С признания новой парадигмы начинается период «нормальной науки», где формулируются и широко применяются (правда не всеми и не всегда осознанно) самые многообразные и разноуровневые (вплоть до философских) методы, приемы и нормы научной деятельности
Слайд 18

Динамика науки как революция Т.Кун: развитие научных теорий идет по схеме:

Динамика науки как революция

Т.Кун: развитие научных теорий идет по схеме:

«нормальная» наука —> научная революция —» «нормальная» наука —> …
научная революция как смена парадигм не подлежит рационально-логическому объяснению, т.к. имеет случайно-эвристический характер
Кун исходит из представления о науке как социальном институте, в котором действуют определенные социальные группы и организации.
Наибольшая заслуга Куна – в том, что он, в отличие от Поппера вносит в проблему развития науки «человеческий фактор», обращая внимание на социальные и психологические мотивы
Слайд 19

Т.Кун Процессу кумулятивного "развития через накопления", характерному для нормальной науки, Кун

Т.Кун

Процессу кумулятивного "развития через накопления", характерному для нормальной науки, Кун противопоставляет

“научные революции” (или "аномальные" фазы развития науки), суть которых состоит в смене лидирующей парадигмы.
 “Научные революции рассматриваются здесь как такие некумулятивные эпизоды развития науки, во время которых старая парадигма замещается целиком или частично новой парадигмой, несовместимой со старойК.
Кун рассматривает “научную революцию как смену понятийной сетки, через которую ученые рассматривают мир”
Слайд 20

Т.Кун Кун использовал термин «парадигма» в двух смыслах: 1) совокупность убеждений,

Т.Кун

Кун использовал термин «парадигма» в двух смыслах: 1) совокупность убеждений, ценностей

и техник, характерных для данного научного сообщества; 2) один из элементов в этой совокупности, т. е. конкретные решения «головоломок» или проблем науки.
C прагматической точки зрения, парадигма – это набор норм и правил (письменных и устных), который выполняет две функции: 1) устанавливает границы; 2) говорит, как действовать в пределах заданных границ, чтобы добиться успеха.
Слайд 21

И. Лакатос (1922−1974) динамика науки - противоборство и конкуренция различных исследовательских

И. Лакатос (1922−1974)

динамика науки - противоборство и конкуренция различных исследовательских

программ
Структура научно-исследовательской программы: «ядро» и сохраняющий его пояс, состоящего из вспомогательных теорий.
Теория держится до тех пор, пока пояс вспомогательных теорий может объяснить возникающие нестыковки, связанные с использованием в научном исследовании «ядра» исследовательской программы.
Смена теории – сдвиг программы- научная революция
Слайд 22

«Наука как идеология научной элиты должна быть лишена своего центрального места

«Наука как идеология научной элиты должна быть лишена своего центрального места

и уравнена с мифологией, религией и даже магией»
Пол Карл Фейерабенд австрийско-американский учёный, философ, методолог науки (1924-1994)

Эпистемологический анархизм

Слайд 23

«Эпистемологический анархизм» “единственным принципом, не препятствующим прогрессу, является принцип допустимо все

«Эпистемологический анархизм»

“единственным принципом, не препятствующим прогрессу, является принцип допустимо все (anything

goes)”
Познание - не есть ряд непротиворечивых теорий, приближающихся к некоторой идеальной концепции. Оно не является постепенным приближением к истине, а скорее представляет собой увеличивающийся океан взаимно несовместимых  (быть может даже несоизмеримых) альтернатив , в котором каждая отдельная теория, сказка или миф являются частями одной совокупности, побуждающими друг друга к более тщательной разработке.  В этом всеобъемлющем процессе ничто не устанавливается навечно и ничто не опускается"
Слайд 24

«Эпистемологический анархизм» научные теории не сменяются замещением старого новым. Все теории

«Эпистемологический анархизм»

научные теории не сменяются замещением старого новым. Все теории присутствует

одновременно и динамика науки связана с борьбой этих альтернатив. Также не существует устоявшегося языка науки, каждый ученый по-своему понимает научные понятия и категории. 
развитие науки идет не путем сравнения теорий с эмпирическими фактами, а путем взаимной критики несовместимых теорий, учитывающей имеющиеся факты. 
бессмысленными оказываются методологические критерии верификационизма и фальсификационизма, а также принципы соответствия, недопустимости противоречия, избегания гипотез ad hoc, простоты 
Слайд 25

Эволюционная эпистемология направление в западной философско-гносеологической мысли, основная задача которого -

Эволюционная эпистемология

направление в западной философско-гносеологической мысли, основная задача которого - выявление

генезиса и этапов развития познания, его форм и механизмов в эволюционном ключе и, в частности, построение на этой основе теории эволюции науки.
строит свои модели развития научного знания на основе общей теории органической эволюции, прежде всего сход­ства механизмов развития, действующих в живой природе и по­знании
стремится создать обобщенную теорию развития науки, положив в основу принцип историзма
Слайд 26

Эволюционная эпистемология Два направления эволюционной эпистемологии : а) по линии альтернативной

Эволюционная эпистемология

Два направления эволюционной эпистемологии :
а) по линии альтернативной модели эволюции; 
б)

по линии синергетического подхода.
синергетический подход: во-первых, идея самоорганизации лежит в основе прогрессивной эволюции, которая характеризуется возникновением все более сложных и иерархически организованных систем; во-вторых, она позволяет лучше учитывать воздействие социальной среды на развитие научного познания; в-третьих, такой подход свободен от малоубедительного метода проб и ошибок в качестве средства решения научных проблем
Слайд 27

Синергетика и креативность Спонтанные креативные процессы наиболее вероятны и активны в

Синергетика и креативность

Спонтанные креативные процессы наиболее вероятны и активны в системах,

отличающимися следующими качествами:
Открытость
Неравновесность
Нелинейность
Большая сложность
Возникновение нового происходит наиболее интенсивно на стыках разнородных сред (химия + биология = биохимия)
Существенным фактором креативности является экстремальная ситуация в развитии объекта (колоссальный рывок СССР в экстремальной ситуации в годы II-ой мировой войны).
Слайд 28

Эвристика от греч. heurisko отыскиваю, открываю - организация процесса продуктивного творчесого

Эвристика

от греч. heurisko отыскиваю, открываю - организация процесса продуктивного творчесого мышления
спец. методы решения задач (эвристич. методы), которые обычно противопоставляются формальным методам решения, опирающимся на точные математич. модели
связывается с инсайтом,"озарением", мгновенным нахождением решения задачи в результате завершения осознанного или неосознанного процесса поиска этого решения.
Использование эвристич. методов  сокращает время решения за-дачи по сравнению с методом полного ненаправленного перебора возможных альтернатив

Слайд 29

Интуиция – метод эвристического познания от позднелат. intuitio, от лат. intueor

Интуиция – метод эвристического познания

от позднелат. intuitio, от лат. intueor — пристальное, внимательное всматривание, созерцание внезапное озарение - способность прямого, непосредственного

постижения истины без предварительных логических рассуждений и без доказательств.
Декарт: вводит поятие «интеллектуальная интуиция» с помощью которой усматриваются первые начала (принципы)
А. Бергсон:  непосредственное слияние субъекта с объектом и преодоление противоположности между ними;
Фрейда - интуиция скрытый, бессознательный первопринцип творчества.
Слайд 30

Эвристика- методолгия открытий В логике открытий большое место отводится смелым догадкам,

Эвристика- методолгия открытий

В логике открытий большое место отводится смелым догадкам, часто

ссылаются на переключение гештальтов («образцов») на аналоговое моделирование, указыва­ют на эвристику и интуицию, которая сопровождает процесс на­учного открытия.
Интуитивно ясным оказывается противопоставление формально-логических методов эвристическим, как зависящим от всех перечисленных и еще множества иных ментально-когнитивных факторов. Во всех возможных случаях с эвристикой связываются ожидания по расширению содержательного потенциала знания, возникновение нового, неизвестного ранее.
Слайд 31

Синергетика в эпистемологии С точки зрения синергетики механизм интуиции можно представить

Синергетика в эпистемологии

С точки зрения синергетики механизм интуиции можно представить как

механизм самодостраивания структуры (визуальных и мысленных образов, идей, представлений) на поле мозга и сознания. Самодостраивание целостной структуры, по-видимому, происходит как в процессе научного, так и в процессе художественного творчества.
Синергетика свидетельствует о том, что хаос является конструктивным механизмом самоорганизации сложных систем.
Фридрих Ницше : “Нужно носить в себе еще хаос, чтобы быть в состоянии родить танцующую звезду»
Слайд 32

Эвристика Эвристическое чутье сопровождает чуть ли не каждый шаг научного поиска,

Эвристика

Эвристическое чутье сопровождает чуть ли не каждый шаг научного поиска, принципиально

не поддаваясь формализации. Эвристика предстает связующим звеном научного и вненаучного знания, рациональности и внерациональных ориентаций.
Характерным признаком этой уникальной сферы является ее принципиальная междисциплинарность
в постнеклассической картине мира качество эвристичности теории выдвинуто на роль критерия научного знания, который позволяет изменить и сам процесс трансляции знания, сделать его творческим, проблемным, игровым.
Слайд 33

Модели эвристической деятельности модель слепого поиска - самая элементарная и ненадежная

Модели эвристической деятельности

модель слепого поиска - самая элементарная и ненадежная
модель

"мозгового штурма»- коллективный метод решения трудных проблем основан на том, что участники коллектива задают автору идеи решения, наводящие вопросы, примеры, аналогии. Запрещена любого рода критика, от откровенных опровержений до скрытых в улыбке, жестах и мимике знаков неприятия. Ценность выдвинутых гипотез рассматривается на уровне экспертов
Модель "шлюз" отталкивается от необходимости "открыть шлюзы" изначальной творческой активности человека
Слайд 34

Модели эвристической деятельности Модель "ракета" акцентирует важность и значимость внутреннего импульса

Модели эвристической деятельности

Модель "ракета" акцентирует важность и значимость внутреннего импульса

и энергии
Модель "призма" указывает на необходимость преломления угла зрения или поставленной задачи и рассмотрение различных граней, высветившихся в связи с изменением призмы видения проблемы.
Модель "некомического остроумия" предполагает, что творчество связано с преувеличением, пародированием, сочетанием обычного и необычного с двойным сопоставлением, сочетанием по случайному признаку