Эволюционизм и неоэволюционизм

Содержание

Слайд 2

Вопросы: Возникновение и развитие эволюционизма Особенности методологии неоэволюционизма

Вопросы:

Возникновение и развитие эволюционизма
Особенности методологии неоэволюционизма

Слайд 3

Литература: Carneiro R. L. The Four Faces of Evolution // Honigman,

Литература:

Carneiro R. L. The Four Faces of Evolution // Honigman, J.

J. (ed.), Handbook of Social and Cultural Anthropology. Chicago, 1973. p.p. 89–110.
Carneiro, R. L. The Chiefdom: Precursor of the State // Jones, G. D., and Kautz, R. R. (eds.), The Transition to Statehood in the New World. New York: Cambridge University Press. 1981. Р. 37–79.
Claessen H. J. M., van de Velde, P., Smith M. E. (eds.). Development and Decline; The Evolution of Sociopolitical Organization. South Hadley: Bergin and Garvey, 1985. Р. 6.
Ferguson А. An essay on the history of civil society. Basil: Printed by J.J. Tourneisen, 1789
Fried M. H. The Evolution of Political Society: An Essay in Political Anthropology. New York: Random House, 1967.
Johnson A.W., Earle T.K. The Evolution of Human Societies: from Foraging Group to Agrarian State. Stanford, 2000.
Oberg K. Types of social structure among the lowland tribes of South and Central America // American anthropologist. Vol.57. 1955.
Sahlins M. D., Service E. R. (eds.) Evolution and Culture. Ann Arbor: University of Michigan Press, 1960.
Service E. R. Primitive Social Organization. An Evolutionary Perspective. New York: Random House, 1962.
Yoffee N. The Decline and Rise of Mesopotamian Civilization: An Ethnoarchaeological Perspective on the Evolution of Social Complexity. American Antiquity. 1979. № 44. р.р. 5–35.
Слайд 4

Вопрос 1 Возникновение и развитие эволюционизма

Вопрос 1

Возникновение и развитие эволюционизма

Слайд 5

Эволюционизм

Эволюционизм

Слайд 6

Возникновение общественных институтов – результат неосознанного процесса, проистекающего из естественных потребностей

Возникновение общественных институтов – результат неосознанного процесса, проистекающего из естественных потребностей

людей, и сводящегося к нормативному закреплению успешных практик взаимодействия
Периодизация Фергюсона:
Дикость
Варварство
Цивилизация

Адам Фергюсон: «An essay on the history of civil society» (1789)

Слайд 7

Основа периодизации - эмпирически наблюдаемые критерии, характеризующие уровень развития материальной культуры

Основа периодизации - эмпирически наблюдаемые критерии, характеризующие уровень развития материальной культуры
«Хронологическая

линейка»:
Дикость
низшая ступень - господство присваивающего хозяйства во влажных лесах
средняя ступень введение рыбной пищи, применение огня и изготовление неотшлифованных каменных орудий
высшая ступень - изобретение лука и стрелы, использование каменного топора
Варварство
низшая ступень - введение гончарного искусства
средняя ступень –доместификация животных и возникновением ирригационного земледелия, а также распространение строительства из необожженной глины, дерева или камня,
высшая ступень - плавка железной руды, применение гончарного круга и переход к пашенному земледелию,
Цивилизация – изобретение письменности, создание промышленных способов обработки продуктов природы а также искусства.

Периодизация Л.Г.Моргана: «Древнее общество» (1877)

Слайд 8

«Поскольку несомненно, что одни части человеческой семьи находились в состоянии дикости,

«Поскольку несомненно, что одни части человеческой семьи находились в состоянии дикости,

другие - в состоянии варварства, и, наконец, третьи - в состоянии цивилизации, очевидно и то, что эти три различных состояния связаны между собой естественной и необходимой прогрессивной последовательностью. Более того, эта последовательность является историческим фактом для всей человеческой семьи вплоть до той ступени развития, которая была достигнута каждой ветвью в отдельности»
Морган Л.Г. Древнее общество. – Л.: Издательство института народов Севера ЦИК СССР, 1934, С. 5

Л.Г.Морган: постулат о линейности развития доиндустриального общества – методологическая основа исторической реконструкции

Слайд 9

«Время, прошедшее с наступления цивилизации - это ничтожная доля времени, прожитого

«Время, прошедшее с наступления цивилизации - это ничтожная доля времени, прожитого

человечеством, ничтожная доля времени, которое ему еще предстоит прожить. Завершение исторического поприща, единственной конечной целью которого является богатство, угрожает нам гибелью общества, ибо такое поприще содержит элементы своего собственного уничтожения. Демократия в управлении, братство внутри общества, равенство прав, всеобщее образование освятят следующую, высшую ступень общества, к которой непрерывно стремятся опыт, разум и наука. Оно будет возрождением - но в высшей форме - свободы, равенства и братства древних родов»
Цит. по: Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т. 45. С. 269

Л.Г.Морган : гипотеза о возрождении принципов древнего общества – предпосылка для дискуссии о нелинейности развития

Слайд 10

Эволюция общества: трактовка Э.Дюркгейма

Эволюция общества:
трактовка Э.Дюркгейма


Слайд 11

Слайд 12

Вопрос 2 Особенности методологии неоэволюционизма

Вопрос 2

Особенности методологии неоэволюционизма

Слайд 13

Ф.Вогет Эволюция – «процесс, посредством которого на протяжении времени оказывается воздействие

Ф.Вогет
Эволюция – «процесс, посредством которого на протяжении времени оказывается воздействие на

структурную реорганизацию, которая, в конечном счете, продуцирует форму или структуру, которая качественно отличается от предшествующей формы».
Voget F. W. A History of Ethnology. New York: Holt, Rinehart and Winston. 1975. Р. 862.
Эволюция – «переход от относительно неопределенной, рыхлой однородности к относительно определенной, последовательной неоднородности посредством последовательной дифференциации и интеграции».
Carneiro R. L. The Four Faces of Evolution // Honigman, J. J. (ed.), Handbook of So-cial and Cultural Anthropology. Chicago. 1973. Р. 89–110. Р. 90.

Социальные критерии эволюции

Р.Карнейро

Слайд 14

семейная группа локальная группа коллективы во главе с бигменами вождества простые,

семейная группа
локальная группа
коллективы во главе с бигменами
вождества
простые, с населением в

тысячи человек
сложные в – десятки тысяч человек
государство
архаическое
национальное.
Johnson A.W., Earle T.K. The Evolution of Human Societies: from Foraging Group to Agrarian State. Stanford, 2000. р.р. 245-246, 304.

Последовательность А.Джонсона и Т.Ерла

Слайд 15

первая фаза – эгалитарное общество вторая фаза – ранжированное общество третья

первая фаза – эгалитарное общество
вторая фаза – ранжированное общество
третья фаза –

стратифицированное общество
четвертая фаза – государство, с самым высоким уровнем неравенства
Fried M. H. The Evolution of Political Society: An Essay in Political Anthropology. New York: Random House, 1967.

Последовательность М.Фрида

Слайд 16

акефальная группа охотников-собирателей (local band) племя вождество (chiefdom) раннее государство государство

акефальная группа охотников-собирателей (local band)
племя
вождество (chiefdom)
раннее государство
государство
Service E. R.

Primitive Social Organization. An Evolutionary Perspective. New York: Random House, 1962.

Шкала Сервиса-Салинза

Слайд 17

Основные парадигмы неоэволюционизма Сохранение посылки о поступательном развитии Ослабление посылки о

Основные парадигмы неоэволюционизма

Сохранение посылки о поступательном развитии
Ослабление посылки о непрерывности процесса

возрастания сложности социальной структуры общества
Допущение о многолинейности развития общества
Допущение о существовании структурных аналогов

Генри Классен:
«У вас сложилось впечатление, что мой подход к эволюционизму представляет собой "откровенно однолинейный' социальный эволюционизм". Пока вы рассматриваете только возможную линию эволюции "община — вождество — раннее государство — зрелое государство", вы правы. Но, так как мы никогда не утверждали, что это единственная линия, ваше утверждение, к счастью, не является верным... Мы намереваемся предложить совершенно другой подход. По нашему мнению, эволюция есть не что иное, как Структурное изменение, а изменение в направлении упадка и коллапса так же эволюционно, как и структурное изменение в направлении роста. На самом деле, мы признаем, что упадок и деградация являются в человеческой истории более обычными феноменами, чем рост и расцвет. Любой подход к эволюции, который не принимает во внимание упадок и деградацию, является таким образом недостаточным, оставляющим за пределами рассмотрения важнейшую часть человеческой истории»