Содержание
- 2. ФИЛОН АЛЕКСАНДРИЙСКИЙ (20 до Р.Х. – 50 гг.) Принадлежал к знатнейшей еврейской семье в Александрии, связанной
- 3. Полное издание в Loeb Classical Library (греч.-англ.) Том I. О творении. Аллегорическое толкование «Бытия» 2 и
- 4. «И подобно тому как науки, составляющие круг общего образования, помогают восприятию философии, так и философия —
- 5. «Грамматика, научая тому, о чем рассказывают поэты и прозаики, даст ум и многознание и научит с
- 6. Аллегорическое толкование Библии. О Боге – только апофатика. Т.к. Он абсолютно прост. Логос. 1) значения, приписанные
- 7. Библия и греческая философия не противоречат друг другу, потому что обе порождены Логосом: первая — божественным
- 8. Ветхозаветные богоявления как явления не Бога-Отца, а Логоса. 1) Логос есть энергия Божества или сумма Его
- 9. Человек В человеке, созданном по «образу» Божию, который есть самый верховный Логос, живет часть божественного разума
- 10. Человек образован из 1) тела, 2) души-интеллекта, 3) и Духа, что нисходит от Бога. Бог –
- 11. «…Я сам, когда впервые пожелал познакомиться с одним из философских учений, отдал себя в руководство стоика;
- 12. Иустин Философ (ок. 100-165) «Первая апология», «Вторая апология», «Разговор с Трифоном иудеем».
- 13. Идеи стоиков, Филона и платоников. Убежден в высоком достоинстве человеческого разума и его способности найти истину.
- 14. Преимущества христианства перед философией: 1. философия - собственность только малочисленной элиты, христианская же мудрость открыта всем.
- 15. Учение о едином Боге, создании Им мира, бессмертии души, провидении и т. п. «Ибо всякий из
- 16. Татиан (ок. 120 - 180) «Ваши книги подобны лабиринтам, а читающие их — бочке Данаид… Вы
- 17. Диоген умер от обжорства, Аристипп был развратником, Платон был продан Дионисием в рабство из-за того, что
- 18. Тертуллиан (160—220)
- 19. Человечество, придумав философию, все исказило. «Философы только стремятся к истине, особенно недоступной в этом веке, христиане
- 20. Тертуллиан отрицает не разум, а чрезмерный интеллектуализм. Истину нужно видеть в глубинах души. Простая душа лучше
- 21. Главная причина всех ересей - философия. Для единства Церкви Тертуллиан старался уязвить философию. «…немудрое мира (1
- 23. Скачать презентацию
ФИЛОН АЛЕКСАНДРИЙСКИЙ (20 до Р.Х. – 50 гг.)
Принадлежал к знатнейшей еврейской
ФИЛОН АЛЕКСАНДРИЙСКИЙ (20 до Р.Х. – 50 гг.)
Принадлежал к знатнейшей еврейской
Полное издание в Loeb Classical Library (греч.-англ.)
Том I. О творении. Аллегорическое
Полное издание в Loeb Classical Library (греч.-англ.)
Том I. О творении. Аллегорическое
Том II. О херувимах. Жертвы Авеля и Каина. Худшее нападает на лучшее. О последующем и изгнании Каина. О гигантах.
Том III. О неизменности Бога. О браке. О Ное как садовнике. О пьянстве. О трезвости.
Том IV. О смешении языков. О переселении Авраама. Кто наследник божественного? О соитии для предварительного обучения.
Том V. О бегстве и нахождении. Об изменении имен. О снах.
Том VI. Об Аврааме. Об Иосифе. О Моисее.
Том VII. О декалоге. Об особенных законах, книги 1-3.
Том VIII. Об особенных законах, книга 4. О добродетелях. О наградах и наказаниях.
Том IX. Каждый хороший человек свободен. О созерцательной жизни. О вечности мира. Против Флакка. Апология иудеев. О провидении.
Том X. О посольстве к Гаю. Указатели.
Том дополнительный I. Вопросы и ответы на книгу Бытия. (пер. с армян.)
Том дополнительный II. Вопросы и ответы на книгу Исхода. (пер. с армян.)
«И подобно тому как науки, составляющие круг общего образования, помогают восприятию
«И подобно тому как науки, составляющие круг общего образования, помогают восприятию
«Сказала Сара Авраму: вот, Господь заключил чрево мое, чтобы мне не рождать; войди же к служанке моей, чтобы ты родил детей от нее» (Быт. 16:1–2).
«Грамматика, научая тому, о чем рассказывают поэты и прозаики, даст ум
«Грамматика, научая тому, о чем рассказывают поэты и прозаики, даст ум
Аллегорическое толкование Библии.
О Боге – только апофатика. Т.к. Он абсолютно прост.
Логос.
Аллегорическое толкование Библии.
О Боге – только апофатика. Т.к. Он абсолютно прост.
Логос.
1) значения, приписанные ему античной философией (рационально-логическая и структурно-упорядочивающая функции. Платонизм и стоицизм);
2) значения, выводимые из Библии (это божественный разум и производящая энергия);
3) значения, приданные ему самим Филоном (посредник между Богом и миром) (первородный сын Бога-Отца, «человек Бога», «небесный Адам», «небесная манна», «архангел»).
Библия и греческая философия не противоречат друг другу, потому что обе
Библия и греческая философия не противоречат друг другу, потому что обе
первая — божественным Логосом, открывшим себя пророкам; вторая — Логосом, отраженным в человеческом разуме и мире.
О Логосе
«Там он созерцает образцы и идеи, превосходную красоту того, что он видел здесь чувственным, и объятый трезвым опьянением, словно вдохновением корибанты, но исполнившись иного желания и вожделения лучшего и достигнув благодаря этому высот свода умопостигаемого, он как бы попадает к самому великому царю. Лучи невыносимого для зрения насыщенного света, чистые и беспримесные, изливаются, как поток, так что око рассудка слепнет от их блеска» » (О сотворении… 71).
Ветхозаветные богоявления как явления не Бога-Отца, а Логоса.
1) Логос есть энергия
Ветхозаветные богоявления как явления не Бога-Отца, а Логоса.
1) Логос есть энергия
2) Он есть связь мира, его внутренний закон и вместе как бы его душа, которая проницает все вещи, различает и разделяет их. Мир есть также образ Божий, видимый бог, или, точнее, видимый Логос.
3) Он есть тварно-личный посредник между Богом и миром, между нерожденным и сотворенным; он есть «орган творения и откровения», «первородный Сын Божий», верховный архангел, великий Первосвященник Божий, Мельхиседек — царственный священник.
Человек
В человеке, созданном по «образу» Божию, который есть самый верховный Логос,
Человек
В человеке, созданном по «образу» Божию, который есть самый верховный Логос,
Человек, как и мир, есть образ Логоса и подобие невидимого, идеального небесного человека, который вмещает в себе небо и землю, Адама и Еву, разум и чувственность.
Человек образован из 1) тела, 2) души-интеллекта, 3) и Духа, что
Человек образован из 1) тела, 2) души-интеллекта, 3) и Духа, что
Бог – не виновник зла, причину его следует искать в свободной воле нашего духа.
Свобода души. Душа помещена посредине между смертным и бессмертным, разумным и неразумным, божественным и плотским миром, и ей предоставлен выбор между законом свободы и законом необходимости, Богом и плотью: стало быть, она не только независима от низших стихий, но отчасти и от высших сил.
Этика: главное - полное самоотречение и подчинение себя Богу.
«…Я сам, когда впервые пожелал познакомиться с одним из философских учений,
«…Я сам, когда впервые пожелал познакомиться с одним из философских учений,
Иустин Философ (ок. 100-165)
«Первая апология», «Вторая апология», «Разговор с Трифоном иудеем».
Иустин Философ (ок. 100-165)
«Первая апология», «Вторая апология», «Разговор с Трифоном иудеем».
Идеи стоиков, Филона и платоников. Убежден в высоком достоинстве человеческого разума
Идеи стоиков, Филона и платоников. Убежден в высоком достоинстве человеческого разума
«…разум владычествует над всем, и… человек, который сделал его своею опорою и поддерживается им, может смотреть на блуждания и стремления других и видеть, что они не делают ничего здравого, ничего угодного Богу. Без философии и здравого разума никто не может обладать мудростью. Поэтому всякий человек должен философствовать и почитать это делом важнейшим и превосходнейшим» («Разговор с Трифоном иудеем»)
«До тех пор, пока правители и народы не будут философствовать, государства не будут благоденствовать» (Апология I 3).
Быть философом — значит быть христианином.
Преимущества христианства перед философией:
1. философия - собственность только малочисленной элиты, христианская
Преимущества христианства перед философией:
1. философия - собственность только малочисленной элиты, христианская
2. философия выражает свои положения в труднодоступной форме и сложным языком
3. философия разделена на многие школы
4. христианская мудрость имеет превосходство авторитета, философия есть творение людей, а христианство - творение божественное.
5. Бóльшая по сравнению с философией древность.
Учение о едином Боге, создании Им мира, бессмертии души, провидении и
Учение о едином Боге, создании Им мира, бессмертии души, провидении и
«Ибо всякий из них говорил прекрасно потому именно, что познавал отчасти сродное с посеянным Словом Божьим. А те, которые противоречили сами себе в главнейших предметах, очевидно, не имели твердого ведения и неопровержимого познания. Итак, все, что сказано кем-нибудь хорошего, принадлежит нам христианам» (Апология II 13).
«Во всем, что философы и поэты говорили о бессмертии души, о наказаниях по смерти, о созерцании небесном и о подобных предметах, пользовались они от пророков» (Апология I 44). Например, Платон.
Поэтому «те, которые жили согласно со Словом (Логосом), суть христиане, хотя бы считались за безбожников: таковы между эллинами — Сократ и Гераклит и им подобные, а из варваров — Авраам, Анания, Азария и Мисаил, и Илия и многие другие» (Апология I 46).
Стоическое учение о добродетелях и естественной (природной) основе нравственности («всякий народ знает, что прелюбодеяние, блуд, человекоубийство и все прочие тому подобные дела — зло» (Разговор…, 93))
Врожденность всем людям «естественного понятия» о Боге.
Татиан (ок. 120 - 180)
«Ваши книги подобны лабиринтам, а читающие их
Татиан (ок. 120 - 180)
«Ваши книги подобны лабиринтам, а читающие их
«Мудрость варваров» выше эллинской и в смысле своего единства, и в отношении универсальности, простоты, авторитетности и древности, но особенно в отношении своей моральности.
Диоген умер от обжорства, Аристипп был развратником, Платон был продан Дионисием
Диоген умер от обжорства, Аристипп был развратником, Платон был продан Дионисием
«Зачем вы присваиваете мудрость только себе,— говорит Татиан грекам,— не имея ни другого солнца, ни других звезд над собой, ни лучшего происхождения, ни даже смерти, отличной от других людей?..» (Речь…, 26).
Плагиат: алфавит греки взяли у финикиян, геометрию и историю — у египтян, астрономию — у вавилонян и т. д.
Философию греки похитили у иудеев, но до неузнаваемости ее испортили: «…Многие из их софистов, по своему любопытству познакомившись с писаниями Моисея и подобных ему философов, старались переделать их учение, во-первых, для того, чтобы думали, что они говорят что-нибудь свое, во-вторых, для того, чтобы то, чего они не понимали, прикрыть вымышленной словесной оболочкою, придавая истине вид басни» (Речь…, 40).
Например, Аристотель неразумно положил предел Провидению, стоики учили о всеобщем возвращении и т.д. Да и сами они критиковали друг друга.
Тертуллиан (160—220)
Тертуллиан (160—220)
Человечество, придумав философию, все исказило.
«Философы только стремятся к истине, особенно недоступной
Человечество, придумав философию, все исказило.
«Философы только стремятся к истине, особенно недоступной
После проповеди Евангелия у христиан нет необходимости ни в каком исследовании.
Буквальное прочтение Библии.
«Верую, ибо абсурдно» (Credo quia absurdum est).
«Сын Божий распят — это не стыдно, ибо достойно стыда; и умер Сын Божий — это совершенно достоверно, ибо нелепо; и, погребенный, воскрес — это несомненно, ибо невозможно» (О плоти Христа, 5).
Тертуллиан отрицает не разум, а чрезмерный интеллектуализм. Истину нужно видеть в
Тертуллиан отрицает не разум, а чрезмерный интеллектуализм. Истину нужно видеть в
«Эти свидетельства души чем истиннее, тем проще, чем проще, тем доступнее, чем доступнее, чем известнее, тем естественнее, а чем естественнее, тем божественнее» (О свидетельствах души 5).
«Душа обыкновенно становится христианкой, а не рождается ею» (О свидетельствах души, 1).
Главная причина всех ересей - философия. Для единства Церкви Тертуллиан старался
Главная причина всех ересей - философия. Для единства Церкви Тертуллиан старался
«…немудрое мира (1 Кор. 1, 27) избрал Он для посрамления даже самой философии. …Как раз от философии сами-то ереси и получают подстрекательство. Отсюда эоны, какие-то неопределенные формы и троичность человека у Валентина: был он платоник. Отсюда и Маркионов Бог, который лучше из-за безмятежности своей: этот пришел от стоиков. А эпикурейцы особенно настаивают на мнении, что душа погибает. И все философы сходны в том, чтобы отрицать воскресение плоти. А где материя уравнивается с богом, там учение Зенона; где речь идет об огненном боге, там выступает Гераклит... Жалкий Аристотель! Он сочинил для них диалектику — искусство строить и разрушать, притворную в суждениях, изворотливую в посылках, недалекую в доказательствах, деятельную в пререканиях, тягостную даже для самой себя, трактующую обо всем, но так ничего и не выясняющую... Удерживая нас от них, апостол особенно указывает, что должно остерегаться философии, когда пишет к Колоссянам: Смотрите, чтобы никто не увлек вас философией и пустым обольщением, по преданию человеческому вопреки промыслу Духа Святого (ср. 2,8)» (О прескрипции против еретиков, 7).