Философия эпохи Нового времени. (Лекция 6)

Содержание

Слайд 2

Предпосылки возникновения европейской философии Нового времени Модернизация: от аграрной - к

Предпосылки возникновения европейской философии Нового времени

Модернизация: от аграрной - к индустриальной

цивилизации
Научная революция
Буржуазные революции
Утверждение свободомыслия и атеизма: «Поместить веру в границы разума!»
Слайд 3

Основные понятия философии Нового времени Эмпиризм (от греч. emperia – опыт)

Основные понятия философии Нового времени

Эмпиризм (от греч. emperia – опыт) – направление

в гносеологии, которое основным источником знания считает чувственный опыт (эмпирию)
Сенсуализм (от лат. sensus – чувство, ощущение) - метод познания посредством органов чувств, выводящий любые знания из ощущений
Рационализм (от лат. ratio – разум, rationalis – разумный) – совокупность философских концепций, основывающихся на признании приоритета разума в познании
Слайд 4

Главные направления в философии Нового времени XVII-XVIII вв. Учение о методе

Главные направления в философии Нового времени XVII-XVIII вв.

Учение о методе научного

познания
(эмпиризм, сенсуализм, рационализм)
Учение о субстанции (монизм, дуализм, плюрализм)
Социально-политические теории
( теория естественного права и «общественного договора)
Слайд 5

Эмпиризм и сенсуализм(Ф. Бэкон, Т. Гоббс, Дж. Локк, Дж. Беркли, Д.

Эмпиризм и сенсуализм(Ф. Бэкон, Т. Гоббс, Дж. Локк, Дж. Беркли, Д. Юм)

Главный источник

знаний - опыт
Связь со средневековым номинализмом
Против концепции «врожденных идей» как источника познания
Против категории «субстанция» как чисто абстрактного понятия
Индуктивный метод, опытное познание
Индукция -(inductio – от лат. наведение) восхождение от частного к общему
Слайд 6

Ф. Бэкон «Знание – сила» Факторы, препятствующие познанию – «Идолы познания»:

Ф. Бэкон

«Знание – сила»
Факторы, препятствующие познанию –
«Идолы познания»:
«идол пещеры»
«идол

театра»
«идол площади»
«идол рода»
Слайд 7

Рационализм (Р. Декарт, Б. Спиноза, Г.В. Лейбниц) Главный источник знаний -

Рационализм (Р. Декарт, Б. Спиноза, Г.В. Лейбниц)
Главный источник знаний - разум
Связь со

средневековым реализмом
Основа познания - уяснение «врожденных идей»
«Субстанция» - одна из основных категорий
Дедуктивный метод, теоретическое познание
Дедукция (от лат. deductio – выведение) - выведение частного из общего
Слайд 8

Декарт «Я мыслю, следовательно, я существую» «Врожденные идеи» - обобщенные истинные

Декарт

«Я мыслю, следовательно, я существую»
«Врожденные идеи» - обобщенные истинные знания

в сознании мыслящего субъекта, привнесенные человеческой душой из иного мира
Метод «радикального сомнения»,
Интеллектуальная интуиция и дедукция
Слайд 9

Учение о субстанции Субстанция (от лат. substanzia – нечто, лежащее в

Учение о субстанции

Субстанция (от лат. substanzia – нечто, лежащее в основе)

– предельное основание, является причиной единства многообразных вещей, процессов, явлений; нечто вечное, самодостаточное, существующее в самом себе и благодаря самому себе
Три основных подхода: дуализм (Р. Декарт), монизм (Б. Спиноза), плюрализм (Г. Лейбниц)
Дуализм (от лат. dualis – двойственный) – исходит из признания двух равноправных начал – духа и материи
Р. Декарт: мир- две равноправные субстанции (материальная и духовная). Атрибут духовной – мышление, материальной – протяженность
.
Слайд 10

Б. Спиноза Монизм (от греч. mones – один) – принцип рассмотрения

Б. Спиноза

Монизм (от греч. mones – один) – принцип рассмотрения многообразия

явлений из единого начала, единой основы
Признание одной субстанции – Бога,
понимаемого как природа (пантеизм)
Слайд 11

Г. Лейбниц Плюрализм (от лат. pluralis- множественный) – признание существования множества

Г. Лейбниц
Плюрализм (от лат. pluralis- множественный) – признание существования множества независимых

и несводимых друг к другу начал бытия
Монады – духовные неделимые частицы мира
Монадология – учение о бессмертных монадах, координирующихся высшей монадой – Богом
Слайд 12

Социально-политические теории (Т. Гоббс, Дж. Локк) Теории государства и общественного договора

Социально-политические теории (Т. Гоббс, Дж. Локк)
Теории государства и общественного договора
Развитие юридического

мировоззрения
Установление юридического «равенства без уравнивания»- равенства возможностей разных личностей
Подчинение всех людей одним и тем же юридическим законам
Юридическое обоснование отношений собственности
Слайд 13

Т. Гоббс Мир – единая материальная субстанция Теория государства как «договора

Т. Гоббс

Мир – единая материальная субстанция
Теория государства как «договора между людьми»

«Без общественного договора люди в силу своей естественной вражды друг с другом не способны к мирному сосуществованию»
Слайд 14

Дж. Локк В разуме нет ничего, чего раньше не было бы

Дж. Локк
В разуме нет ничего, чего раньше не было бы в

наших чувствах
Личность от рождения обладает тремя основными правами: на жизнь, свободу и собственность (естественные и неотчуждаемые права человека)
Слайд 15

Просвещение Просвещение – эпоха XVII-XVIII вв. в Англии и Франции, породившая

Просвещение

Просвещение – эпоха XVII-XVIII вв. в Англии и Франции, породившая движение

по распространению научных знаний в обществе и идеологию, основанную на преобразовательной роли разума
Естественное = разумное = полезное = благое = законное = познаваемое = осуществимое
Просвещение – совокупность философских и культурно-идеологических концепций, отличающихся: рационализмом и историческим оптимизмом; ориентацией на развитие естествознания; либерализмом и радикализмом
Слайд 16

Субъективный идеализм (Дж. Беркли, Д. Юм) Ощущения – основа познания. Идеи

Субъективный идеализм (Дж. Беркли, Д. Юм)

Ощущения – основа познания. Идеи

– это ощущения или результаты воздействия разума на ощущения
Существовать – быть воспринимаемым
Мир есть комплекс моих ощущений
(Д. Юм)
Слайд 17

Материализм и атеизм (П. Гольбах) Труд «Система природы» - «библия материализма»:,

Материализм и атеизм (П. Гольбах)

Труд «Система природы» - «библия материализма»:, обоснование

вечности и несотворенности материи
«Природа есть причина всего»
Отвергал идею существования Бога
Слайд 18

Механицизм (Ж.-О. Ламетри) Механицизм – метод познания, признающий механические формы движения

Механицизм (Ж.-О. Ламетри)

Механицизм – метод познания, признающий механические формы движения материи

единственно объективными
Человек - самозаводящаяся машина
Слайд 19

Деизм (Вольтер) Свобода вероисповедания: и «естественная религия» (Бог –Творец, но не

Деизм (Вольтер)

Свобода вероисповедания: и «естественная религия» (Бог –Творец, но не более)

«Если бы Бога не было, его следовало бы выдумать»
Призыв к уничтожению церкви: «Раздавите гадину!»
Слайд 20

Утопический социализм (Г. Бабеф, К. Сен-Симон) Теория идеального общества на основе

Утопический социализм (Г. Бабеф, К. Сен-Симон)

Теория идеального общества на основе равенства

и социальной справедливости
Утверждение нового христианства, без священников и догм
Интернационализм и братская любовь
Слайд 21

Натурализм Ж.-Ж.Руссо «Все является прекрасным, когда только выходит из рук Творца,

Натурализм Ж.-Ж.Руссо

«Все является прекрасным, когда только выходит из рук Творца, но

вырождается под руками человека»
Концепция «естественного» человека: «Назад к природе!»
Слайд 22

Основные черты философии эпохи Нового времени Учение о субстанции: монизм, дуализм,

Основные черты философии эпохи Нового времени

Учение о субстанции: монизм, дуализм, плюрализм (онтология)
Признание

разума высшей инстанцией (гносеология)
Учение о методе научного познания: эмпиризм, сенсуализм, рационализм (гносеология)
Деизм и атеизм (философия религии)
Принцип автономного мыслящего субъекта (антропология)
Обоснование и защита прав гражданина и человека (политика и этика)