Философия и культура

Содержание

Слайд 2

Самое первое научное определение термину «культура» дал английский этнограф Эдуард Тайлор

Самое первое научное определение термину «культура» дал английский этнограф Эдуард

Тайлор (1832—1917). «Культура–комплекс, включающий знания, верования, искусство, мораль, законы, обычаи, а также иные способности и навыки, усвоенные человеком как членом общества».
Слайд 3

Полисемантичность понятия «культура» обработка воспитание возделывание почитание культура

Полисемантичность понятия «культура»

обработка

воспитание

возделывание

почитание

культура

Слайд 4

Объем понятия «культура» Результат этой деятельности, взятый в своем высшем проявлении-

Объем понятия «культура»

Результат этой деятельности,
взятый в своем высшем
проявлении-

искусстве,
а также включающий все,
что создано руками человека,
и так называемую природу
Слайд 5

Функции культуры Преобразовательная Познавательно-образовательная Коммуникативная Аксиологическая Технологическая Эстетико-творческая

Функции культуры

Преобразовательная
Познавательно-образовательная
Коммуникативная
Аксиологическая
Технологическая
Эстетико-творческая

Слайд 6

Концепции динамики культуры Прогрессивно-поступательная (Гердер –Гегель – Маркс) Циклического развития (

Концепции динамики культуры

Прогрессивно-поступательная (Гердер –Гегель – Маркс)
Циклического развития ( античные авторы

– Шпенглер –Тойнби – Гумилев)
Синергетическая (Герман Хакен – Илья Пригожин)
Слайд 7

Синергетика (от греч. — «совместно» и «действующий») — междисциплинарное направление научных

Синергетика (от греч. — «совместно» и «действующий») — междисциплинарное направление

научных исследований, задачей которого является изучение природных явлений и процессов на основе принципов самоорганизации систем (состоящих из подсистем). Определение термина «синергетика», близкое к современному пониманию, ввёл Герман Хакен в 1977 году в своей книге «Синергетика».
Слайд 8

Civil – городской, гражданский, государственный стадиального развития «локальных» цивилизаций

Civil – городской, гражданский, государственный
стадиального развития
«локальных» цивилизаций

Слайд 9

Черты цивилизаций Восточная Египет, Шумер, Аккад Религиозность Традиционализм Коллективизм Государственная собственность

Черты цивилизаций

Восточная
Египет, Шумер, Аккад
Религиозность
Традиционализм
Коллективизм
Государственная собственность
Восточная деспотия
Космогонизм

Западная
Др.Греция и Рим
Рационализм
Индивидуализм
Частная собственность
Полисное устройство
Частая смена

форм правления
Антропоцентризм
Слайд 10

Точки зрения на соотношение понятий «культура» и «цивилизация» • отождествление –

Точки зрения на соотношение понятий «культура» и «цивилизация»

• отождествление – А.Гумбольдт,

Э.Тайлор. А. Тойнби рассматривал цивилизацию в качестве определенной фазы культуры, делая акцент на ее духовном аспекте и считая религию главным и определяющим элементом;
• взаимообусловленность – американский антрополог Л.Морган, французский историк Ф. Бродель, у которого цивилизация составляет базу культуры, выступающей в качестве одного из элементов, образующих совокупность прежде всего духовных явлений.
• противопоставление – Н.А.Бердяев, немецкий культуролог О. Шпенглер в книге"Закат Европы" (1918 — 1922) изложил теорию, согласно которой цивилизация является умирающей, гибнущей и распадающейся культурой.
В цивилизации нет места для художественного творчества, в ней господствуют техника и бездушный интеллект, она нивелирует людей, превращая их в безликие существа.
Слайд 11

Два типа цивилизаций • техногенная — объявляется характерной для Западной Европы;

Два типа цивилизаций

• техногенная — объявляется характерной для Западной Европы;
психогенная

— для восточных стран
"Характерные для Востока и Запада типы мышления настолько
различны, что сближение между ними не только невозможно,
но и нежелательно" (К. Юнг).
Слайд 12

К. Юнг: восточный человек — интроверт, его сознание направлено внутрь себя,

К. Юнг:
восточный человек — интроверт, его сознание направлено внутрь себя,

он ищет спасения в самом себе, в совершенствовании своей духовности
западный человек — экстраверт, его разум направлен вовне. Он ищет спасения не в самом себе, а в господстве над природой и окружающим миром. Он давно уже видит себя преобразователем и покорителем природы. Отсюда известное выражение: "Природа —не храм, а мастерская, и человек в ней — работник". Такой подход во многом обусловлен тем, что труд в христианстве выступает как основной удел человека, одна из главных его ценностей..
Слайд 13

Социализация – процесс усвоения индивидом социальных ролей и норм. Формирует человека

Социализация – процесс усвоения индивидом социальных ролей и норм. Формирует

человека как личность, социально и культурно адекватную обществу

Формирование личностных качеств происходит через воспитание, т.е. целенаправленную передачу норм и правил достойного поведения от старшего поколения к младшему
Инкультурация – обучение человека традициям и нормам поведения в конкретной культуре. Происходит в процессе взаимообмена между человеком и его культурой