Философия и наука. Философская картина мира

Содержание

Слайд 2

План: Введение 1.ФИЛОСОФИЯ И НАУКА. СХОДСТВА И ОТЛИЧИЯ 2. ФИЛОСОФСКАЯ КАРТИНА

План:

Введение
1.ФИЛОСОФИЯ И НАУКА. СХОДСТВА И ОТЛИЧИЯ
2. ФИЛОСОФСКАЯ КАРТИНА МИРА
3. ФИЛОСОФИЯ

И ИСКУССТВО
Заключение
Слайд 3

Введение Соотнесение понятий «наука» и «философия» Наука – особый вид познавательной

Введение Соотнесение понятий «наука» и «философия»

Наука – особый вид познавательной деятельности, направленной на

выработку объективных знаний о мире и их теоретическую систематизацию. 
Философия - особая форма познания мира, существующая в рамках научной познавательной деятельности, устанавливающая общие принципы бытия и принципы отношения человека к миру. Она не может быть наукой всех наук, равно как быть одной из частных наук в ряду прочих.
Слайд 4

1. ФИЛОСОФИЯ И НАУКА. СХОДСТВА И ОТЛИЧИЯ

1. ФИЛОСОФИЯ И НАУКА. СХОДСТВА И ОТЛИЧИЯ

Слайд 5

Философия и наука Философия и наука. Сходства И философия и наука

Философия и наука

Философия и наука. Сходства

И философия и наука – это

мысль.
Ни философия ни наука никогда не говорят последнее слово.
Постоянное развитие мысли.
наука и философия являются сферами рациональной и доказательной духовной деятельности, ориентированными на достижение истины.

Философия и наука. Отличия

Разный масштаб. Наука не дает целостного знания о мире, а философия дает. Философия в отличие от науки, выносит именно универсальные суждения и стремится вскрыть метафизические законы всего мирового целого.
Философия рассматривает всё и вся через отношение к человеку.
Наука традиционно абстрагируется от проблемы ценностей и от вынесения ценностных суждений. Для философии, напротив, ценностная компонента знания неустранима.

Слайд 6

Вывод: Философия представляет собой прежде всего систематическую и критическую работу разума,

Вывод:

Философия представляет собой прежде всего систематическую и критическую работу разума, размышляющего

над наиболее общими проблемами бытия. Такой тип размышления получил в философской традиции название рефлексии.
Философская рефлексия — это особое понимание мира посредством его познания и переживания, когда познанные объективные закономерности преломляются сквозь призму интересов человека, а субъективное ценностно-эмоциональное восприятие мира подвергается рациональному — критическому и систематическому — осмыслению.
Слайд 7

2. ФИЛОСОФСКАЯ КАРТИНА МИРА

2. ФИЛОСОФСКАЯ КАРТИНА МИРА

Слайд 8

Понятие «Картина мира» «Картина мира» – это совокупность знаний, дающая интегральное

Понятие «Картина мира»

«Картина мира» – это совокупность знаний, дающая интегральное отображение

бытия природы, общества и человека, материальной и духовной жизни людей (общества).
Структура картины мира:
концептуальный компонент (понятийный) – это знания, выраженные в категориях и понятиях, законах и принципах, теориях и учениях;
чувственно-образный компонент (обыденно-практический) – совокупность обыденных знаний, ощущений, восприятий и представлений о мире и самом человеке.
Слайд 9

Философская картина мира философская картина мира – это обобщенная, выраженная философскими

Философская картина мира

философская картина мира – это обобщенная, выраженная философскими понятиями,

теоретическая модель бытия в соотнесении с жизнью человека, его духовностью и активностью, которая формируется на определенном этапе исторического развития.
Основа философской картины мира – знания
Философская картина мира носит конкретно-исторический характер. Она исторически обусловлена временем появления и формирования
Системообразующим принципом философской картины мира вступает понятие бытия. В этой категории фиксируется убеждение человека в существовании окружающего его мира и самого человека с его сознанием.
Раздел философии, где излагается общее представление о бытии и его первоосновах, получил название философской онтологии (учение о первоосновах).
Слайд 10

Философская картина мира античности (конец VII в. до н.э – V

Философская картина мира античности (конец VII в. до н.э – V в.

н.э)

Космоцентризм. Греки не выделяли себя из мира космоса и не противопоставляли себя ему, наоборот, они ощущали свое нераздельное единство с миром. Весь окружавший их мир они называли макрокосмосом, а себя – микрокосмосом. Человек, будучи маленьким космосом, является отражением большого космоса, точнее его частью, в которой в снятом, уменьшенном виде содержится весь космос.
Логоцентризм:
- логос – условие всеобщего порядка;
- логос – это некий безличный принцип организации мира. Будучи законом бытия, он вечен, всеобщ и необходим. Мир без логоса – хаос. Логос царит над вещами и внутри них, он – подлинный правитель космоса и разумная душа ве­щей (Гераклит).

Слайд 11

Философская картина мира античности (конец VII в. до н.э – V

Философская картина мира античности (конец VII в. до н.э – V в.

н.э)

Гармония. Гармония в переводе с греческого – согласие, стройность. Это понятие заключает в себе идею соразмер­ности и упорядоченности частей чего-либо, мыслимого в качестве некоторого целого.
Если окружающий человека мир совершенен, то столь же совершенным должен быть и сам человек, таким же совершенным должно быть и общество, в котором он живет. Забота о себе, забота о том, чтобы привести себя в соответствие с окружающим миром – одна из главных задач греческого сознания.

Слайд 12

Философская картина мира Средних веков (V – XV вв.) Теоцентризм. Главным

Философская картина мира Средних веков (V – XV вв.)

Теоцентризм. Главным понятием, а

точнее фигурой, с которой человек соотносит себя, является Бог (а не космос, как в рамках античности), который един (единосущен) и обладает абсолютным могуществом, в отличие от античных богов.Бог сотворил мир. Философия подчинена богословию: она должна служить «делу веры», укреплять разумными аргументами чувства верующих.
Антропоцентнризм - Все важнейшие теологические вопросы решаются посредством осмысления бытия человека. Судьба мира – это судьба человека, однажды лишившегося божественной благодати, но способного при определенных усилиях обрести ее вновь. Его спасение в этом смысле оказывается и спасением мира.
Слайд 13

Философская картина мира Нового времени (VI – н. XX вв.) Индивидуализм

Философская картина мира Нового времени (VI – н. XX вв.)

Индивидуализм - признание

автономности и самоценности человека. Человек сам определяет и устанавливает в обществе иерархию ценностей, на вершине которой оказывается то, что служит его благу.
Рационализм - это не только убеждение в том, что в познании природы и общества человек должен исходить из разума. Рационализм тесно связан с рациональностью – способностью эффективно и экономично распоряжаться средствами и ресурсами, умением подчинить все стороны человеческого бытия требованиям разумности и целесообразности.
Слайд 14

3.ФИЛОСОФИЯ И ИСКУССТВО

3.ФИЛОСОФИЯ И ИСКУССТВО

Слайд 15

Философия и искусство Сходства И философия и искусство – это формы

Философия и искусство

Сходства

И философия и искусство – это формы культуры.
Философия

и искусство не устаревают.
В любом искусстве есть философская мысль, так же как и философия – это своего рода искусство.

Отличия

Искусство творит художественный образ (с помощью красок, слова, музыки).
Философия использует художественный образ, главная идея – мысль в какой бы форме она не существовала.

Слайд 16

Философия в искусстве Уильям Блейк (1757 - 1827) Английский поэт, художник

Философия в искусстве

Уильям Блейк (1757 - 1827)

Английский поэт, художник и гравёр.

Почти непризнанный при жизни, Блейк в настоящее время считается важной фигурой в истории поэзии и изобразительного искусства романтической эпохи. Всю жизнь прожил в Лондоне

В одном мгновенье видеть вечность,
Огромный мир — в зерне песка,
В единой горсти — бесконечность,
И небо — в чашечке цветка.

Слайд 17

Уильям Блейк. Ньютон (1795 - 1805). Монотипия, акварель, тушь, перо. Галерея Тейт Бритон. Лондон

Уильям Блейк. Ньютон (1795 - 1805). Монотипия, акварель, тушь, перо. Галерея

Тейт Бритон. Лондон
Слайд 18

Уильям Блейк. Иллюстрация к «Божественной Комедии» Данте. 1824 – 1827.

Уильям Блейк. Иллюстрация к «Божественной Комедии» Данте. 1824 – 1827.

Слайд 19

Бумага, монотипия, акварель, тушь, перо. 1795. Галерея Тейт Бритен, Лондон.

Бумага, монотипия, акварель, тушь, перо. 1795. Галерея Тейт Бритен, Лондон.

Слайд 20

Искусство в философии Сёрен Кьеркегор (1813 - 1655) Датский религиозный философ,

Искусство в философии

Сёрен Кьеркегор (1813 - 1655)

Датский религиозный философ, психолог, теолог

и писатель. Основоположник экзистенциализма.
Роман «Дневник обольстителя» (часть самой известной книги мыслителя «Или - Или» имеет глубокий философский смысл
Слайд 21

Искусство в философии Альбер Камю. «Чума», 1947. Роман французского писателя Альбера

Искусство в философии

Альбер Камю. «Чума», 1947.
Роман французского писателя Альбера Камю.

По словам автора, содержание «Чумы» — это борьба европейского сопротивления против нацизма и фашизма. Но этим содержание его не исчерпывается.
Как отметил Альбер Камю, он «распространил значение этого образа на бытие в целом».

Альбер Камю (1913 - 1960). французский прозаик, философ, эссеист, публицист, близкий к экзистенциализму. Получил нарицательное имя при жизни «Совесть Запада». Лауреат Нобелевской премии по литературе 1957 года.

Слайд 22

Заключение Философская картина мира осмысливает мироздание в плане взаимоотношений человека и

Заключение

Философская картина мира осмысливает мироздание в плане взаимоотношений человека и

мира во всех ракурсах онтологическом, познавательном, ценностном и деятельностном.
Философские картины мира разнообразны. Их объединяет и отличает от религиозной и мифологической картин мира, то, что философия относится к теоретическому способу освоения мира. Человек познает мир в понятиях, умозрительно (в мысли, в слове).
Философское знание, это знание или взгляд живого человека. Поэтому наряду со знанием о мире философия формирует и ценностное отношение к нему.
Философия отдает отчет в том, что мир бесконечно сложен, необъятен и бесконечен. Понять мир не «вширь», а «вглубь», не в многообразии его явлений, а в единстве его сущности.