Содержание
- 2. Предпосылки и основные черты философии Английский эмпиризм и сенсуализм XVII столетия (Бэкон, Гоббс, Локк) Европейский рационализм
- 3. Капиталистические преобразования в промышленности Процессы урбанизации Церковная реформация Демократизация всех сфер жизни общества, приобретение наукой почти
- 4. Главная задача философии – проблемы обоснования способов достижения знания – проблемы методологии познания
- 5. б) Социально-исторические предпосылки философии Ослабление духовной диктатуры церкви. Новое мировоззрение, где главной ценностью является человек, его
- 6. в) естественнонаучные предпосылки философии Нового времени начало XVII века 1. развитие естествознания
- 7. Потребности мореходства 2. развитие астрономии Строительство городов Кораблестроение Военное дело 3. развитие математики и механики
- 8. новая наука опирается на практику материального производства Изобретение машин в текстильной промышленности Совершенствование орудий труда в
- 9. общественно-экономическими условиями (утверждение капитализма и острая потребность в росте его производительных сил); социальными условиями (процесс секуляризации:
- 10. Развитие науки оказало воздействие на философию Нового времени в философии происходит решительный разрыв со схоластикой и
- 11. Основные гносеологические направления Эмпиризм Сенсуализм Рационализм Френсис Бэкон Томас Гоббс Джон Локк Рене Декарт Г. В.
- 12. Выдающиеся философы в Европе XVII века Англия Ф. Бэкон 1561-1626 Т. Гоббс 1588-1679 Дж. Локк 1632-1704
- 13. Механицизм Разрушение антропоцентризма Предмет - проблемы познания Метод познания – метафизический Деизм Специфика философии Нового времени
- 14. Механицизм – абсолютизация законов механики. Деизм – признание Бога первопричиной развития природы. Бог как безличная причина
- 15. Основные черты философии Нового времени Эмпиризм – опора на опыт Рационализм – опора на разум Высокая
- 16. В центре внимания философии Нового времени – теория познания Главная проблема поиск философского научного метода Задача
- 17. Эмпиризм – философское направление, которое утверждает, что источником истинного познания является чувственный опыт и считающее, что
- 18. Эмпиризм Философское направление Чувственный опыт единственный или важнейший источник человеческого познания Индукция истинный метод в философии
- 19. Фрэнсис Бэкон (Bacon) (22.1.1561 — 9.4.1626) английский философ, родоначальник английского материализма и эмпиризма
- 20. Френсис Бэкон родился в аристократической семье. Получив юридическое образование, достиг вершин власти. В 1584 был избран
- 21. Считал целью научного познания принесение пользы человеческому роду. Знание, которое не приносит практических плодов, Ф. Бэкон
- 22. основные идеи Фрэнсиса Бэкона Научное знание способно принести человечеству огромную пользу, значительно улучшив его жизнь Наука
- 23. Основные идеи Эмпирическая методология «ни голая рука, ни предоставленный самому себе разум не имеют большой силы»
- 24. статуя Бэкона в часовне Тринити-колледжа Препятствия на пути познания Препятствиями на пути познания могут быть 4
- 25. Учение об «идолах» или призраках познания Идолы рода – присущи всем людям, т.к. они примешивают к
- 26. «Идолы» познания 1. ИДОЛЫ РОДА: Люди, истолковывая природу «по аналогии человека», приписывают природе конечные цели, РАЗУМНОСТЬ,
- 27. 3. Идолы «площади» или «рынка» «Плохое и нелепое установление слов удивительным образом осаждает разум». «Слова прямо
- 28. Считал, что знания должны иметь практическую направленность: «Знание - сила». Основная задача философии – конструирование нового
- 29. В 1620 г. опубликован наиболее известный труд Бэкона «Новый Органон» ► Применение дедукции в познании, создает
- 30. Основные пути познания «Путь муравья» - акцент на фактах, без умения увидеть общее. «Путь паука» -
- 31. ► «Мы столько можем, сколько знаем». «Знание – сила» Конечная цель науки — изобретения и открытия.
- 32. Эмпирико-индуктивный метод Объект познания – природа. Задача познавания - получение истинного знания. Цель знания - господство
- 33. Индуктивный метод Методы установления причинной связи: Метод сходства Метод различия Метод сходства и различия Метод сопутствующих
- 34. СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ ВОЗЗРЕНИЯ БЭКОНА Бэкон сторонник сильной централизованной власти, подчиняющей себе противоречия различных социальных сил в интересах
- 35. Мысли «Мы столько можем, сколько знаем. Знание - сила» «Природу побеждают только повинуясь ее законам» «Атеизм
- 36. Английский философ Томас Гоббс (1588-1679 гг.) Философия для Томаса Гоббса представляет собой единство трех составляющих ее
- 37. Родился в семье приходского священника. В возрасте 15 лет стал студентом Оксфордского университета, который закончил через
- 38. Основные идеи и работы «Левиафан, или Материя, форма и власть государства церковного и гражданского» (одна из
- 39. Основные идеи Главной целью познания является выяснение причин того или иного процесса. Познание начинается с чувственности.
- 40. Социально-политическая концепция Гоббса «Теория общественного договора» По Гоббсу существовало два состояния человеческого общества: естественное и государственное,
- 41. Только в условиях гражданского состояния человек становится подлинно моральным существом, каковым он не может быть в
- 42. Учение о государстве В «естественном состоянии» люди склонны вредить себе в силу необузданности страстей – «война
- 43. Гоббс не признает в человеке самостоятельную духовную субстанцию, он склонен понимать «душу» как некое тонкое телесное
- 44. Гоббс — сторонник сильной нейтрализованной власти, противник ее разделения. Разделение власти только ослабило бы ее. Какой
- 45. Главный труд Гоббса «Левиафан, или материя, форма и власть государства церковного и гражданского» (опубликован в 1651
- 46. Продолжая линию номинализма, Гоббс признавал объективность существования только единичных вещей. Общие понятия имеются только в уме.
- 47. В своей онтологии Гоббс рассматривает материю как совокупность отдельных материальных тел. «Телом является все то, что
- 48. Гоббс отрицал представление об абсолютной пустоте. Пространство — это не пустота, а протяженность тел. Аналогичным образом,
- 49. Гоббс уподобляет органы животных и человека различным механическим устройствам: «Что такое сердце, как не пружина? Что
- 50. Последовательный материалист Гоббс является противником всяческих суеверий: «Астрология – один из эффективных способов опустошения карманов у
- 51. Мысли «Мы находим в природе человека три основных причины войны: во-первых, соперничество; во-вторых, недоверие; в третьих,
- 52. Разработал эмпирическую теорию познания и идейно-политическую доктрину либерализма Родился в пуританской семье мелкого землевладельца. Окончил Вестминстерскую
- 53. Главное сочинение — «Опыт о человеческом разуме» (1690), посвящено рассмотрению происхождения, видов и возможностей человеческого познания.
- 54. Сенсуализм Опровергая концепцию врожденных идей, Локк исходит из трех основных положений: 1) нет врожденных идей, все
- 55. В отличие от абсолютистской теории государства Гоббса, по Локку, правительству передаётся только некоторая часть «естественных прав»
- 56. ПРЕДСТАВИТЕЛИ: Р. Декарт Г. Лейбниц Б. Спиноза Рационализм - философское направление, которое утверждает, что источником истинного
- 57. Рационализм Философское направление Разум Основная способность познания человека Дедукция Истинный метод в философии и всех науках
- 58. Исторически рационалистическая традиция восходит к древнегреческой философии. Ещё Парменид (элеат), различавший в VI в до н.э.
- 59. Рене Декарт 1596-1650 Французский философ, математик, физик и физиолог, основоположник рационализма Нового времени Основные произведения: «Рассуждения
- 60. Рене Декарт родился в семье небогатого землевладельца. После окончания иезуитского колледжа переехал в Париж. Устав от
- 61. Учился в иезуитской коллегии Ла Флеш. Затем изучал право и медицину в университете в Пуатье, получил
- 62. Рене Декарт критиковал прежнюю науку, считал, что новая наука должна создаваться с помощью единого метода. Основанием
- 63. Основные работы «Мир или трактат о свете» (написан на основе идей Галилея, не опубликован при жизни)
- 64. Р. Декарт Принцип тотального сомнения Предел сомнения – мышление «Ego cogito ergo sum» 4 правила метода
- 65. основные идеи философии Рене Декарта В основании философии – разум, мышление Познание осуществляется не чувствами, а
- 66. Учение о познании Начало процесса познания – сомнение в истинности общепризнанного знания. Можно сомневаться во всем.
- 67. общий ход философских рассуждений Декарта 1.Во всём – явлениях, вещах, знаниях – можно сомневаться. То, что
- 68. Гносеология Декарта ►Принцип радикального сомнения по отношению к человеческому ощущению и сознанию в целом. «Палка, опущенная
- 69. ► Можно сомневаться в существовании чего угодно, даже в собственном существовании, но нельзя при этом сомневаться
- 70. ►Познание сущностей вещей происходит как акт интуиции – извлечения из шишковидной железы врожденных идей. ►«Под интуицией
- 71. Критерий истинности познания «Первое — никогда не принимать за истинное ничего, что я не признал бы
- 72. ► Ясность и очевидность суждения - критерий его истинности «Кто ясно мыслит, то ясно излагает» ►
- 73. Учение о методе четыре правила метода: 1) считать истинным только очевидное, т.е. ясно и отчетливо воспринимаемое
- 74. ►Образец познания — математика, ибо она свободна от заблуждений; а она потому свободна от заблуждений, что
- 75. Онтология Декарта ►Дуализм «Всякая субстанция имеет преимущественный атрибут: для души — мысль, подобно тому как для
- 76. Субстанция В учении о бытии центральным понятием является субстанция – всякое сущее, которое не нуждается для
- 77. ►Деизм: Бог дал природе изначальные законы движения, а реализация этих законов происходит уже естественным образом; Бог,
- 78. ►Все бесконечно делимо, атомов нет: «Невозможно существование каких-либо атомов, то есть частей материи, неделимых по своей
- 79. Занимая места в театре «согласно купленным билетам», мы даже не подозреваем, кто и когда предложил ставший
- 80. ►Животные – автоматы (в них нет духовной субстанции): «Будучи автоматами, лишёнными души, животные не могут думать.
- 81. ► Связь материального и духовного в человеке – путь к познанию природы «Человек есть реальная связь
- 82. Эпифиз - «шишковидная железа»
- 83. Мысли «Я еще в школе усвоил, что нельзя выдумать ничего столь оригинального и маловероятного, что не
- 84. Родился в семье зажиточного купца. Юный Барух проявил большие способности учась в религиозном училище. Но училище
- 85. Общие идеи философии Создал учение о единой субстанции. Кроме Бога не существует никакой другой субстанции. Бог
- 86. ► В 1670 году был анонимно опубликован «Богословско-политический трактат». Здесь Спиноза подвергает критическому анализу Библию, показывая,
- 87. Онтология Спинозы Философия Спинозы складывалась под влиянием пантеистическо-материалистических воззрений Дж. Бруно, рационалистического метода Р. Декарта, механистического
- 88. ►Субстанция, атрибуты, модусы. Если мировой порядок понимать по аналогии с системой математических истин, то порядок вещей
- 89. ►Природа субстанции выражается в ее атрибутах — существенных и всеобщих свойствах. Субстанция обладает бесконечно многими атрибутами,
- 90. ►Случайность и необходимость Так как все определяется субстанцией, то «в природе вещей нет ничего случайного» и
- 91. Этика Спинозы Решается вопрос о соотношении свободы и необходимости. Бог (субстанция) свободен, в природе господствует детерминизм
- 92. ► Свобода и необходимость В основе этики Спинозы лежит его концепция соотношения необходимости и свободы. Он
- 93. ►Но свобода – основа нравственного поведения, поэтому Спиноза провозглашает девиз «Свобода – это осознанная необходимость». ►«Свободная
- 94. Гносеология Спинозы В отличие от Декарта, Спиноза отрицает существование врожденных идей, признавая у человека наличие врожденной
- 95. ►Второй уровень познания — рациональное познание. Рационально-разумное и прежде всего математико-геометрическое знание лишено, согласно Спинозе, каких-либо
- 96. ►Спиноза сравнивает процесс познания со знакомством с книгой: - при помощи ощущения мы видим значки -
- 97. Подобно другим представителям теории естественного права и общественного договора Спиноза выводил закономерности общества из особенностей неизменной
- 98. немецкий физик, юрист, философ-идеалист, математик и изобретатель, историк, языковед. Изучал юриспруденцию и философию в Лейпцигском и
- 99. В 1672-1676 гг. Лейбниц выполняет дипломатические поручения в Париже, дважды посещает Лондон. Знакомится с многими учеными
- 100. ►Основные философские сочинения: «Рассуждение о метафизике» (изд. 1846), «Новая система природы» (1695), «Новые опыты о человеческом
- 101. Общие идеи Важнейшими требованиями его методологии были универсальность и строгость философских рассуждений. Выполнимость этих требований обеспечивается
- 102. Онтология Лейбница ► «Априорные» принципы бытия: 1) непротиворечивость всякого возможного, или мыслимого, бытия (закон противоречия) 2)
- 103. ►Реальный мир, по Лейбницу, состоит из бесчисленных психических деятельных субстанций, неделимых первоэлементов бытия — монад, которые
- 104. В силу этой гармонии, хотя ни одна монада не может влиять на другие (монады как субстанции
- 105. Реальный мир состоит из бесчисленных психических деятельных субстанций, неделимых первоэлементов бытия – монад, которые находятся между
- 106. Т.о., все действия монад полностью взаимосвязаны и предопределены. Монады образуют восходящую иерархию сообразно тому, насколько ясно
- 107. ►Существуют три основные разновидности монад, как духовных атомов мира: 1. Низшие в ряду монад — «голые».
- 108. Развитие монад есть саморазвертывание заложенного в них знания. Поэтому Лейбниц выступает как защитник концепции врожденных идей.
- 109. ►Все наши знания, по Лейбницу, состоят либо из рациональных, либо из эмпирических истин. ►Первичные рациональные истины
- 110. ►Истины разума не всегда выражают то, что действительно существует. Они позволяют мыслить то, что возможно, непротиворечиво;
- 111. ► C точки зрения Лейбница существуют три критерия истинности: 1.непротиворечивость идеи, 2.соответствие опыту, 3.выводимость из идей,
- 112. Как бы человек ни трудился над собой, он все же не может достичь абсолютного счастья, хотя
- 113. Философия Лейбница легла в основу обширной, детально разработанной метафизической системы X. Вольфа (1679 – 1754). Лейбницеанско-вольфовская
- 115. Скачать презентацию