Философия общества

Слайд 2

Культура и цивилизация, по мнению Шпенглера, - это принципиально разные явления.

Культура и цивилизация, по мнению Шпенглера, - это принципиально разные явления.

Культура воплощает в себе подлинно человеческие, лучшие качества: благородство, бескорыстие, стремление к нравственному совершенствованию. Цивилизация - это заключительный этап развития любой культуры, с которого начинается ее гибель. Основные признаки цивилизации следующие: развитие индустрии и техники, деградация искусства, падение морали, скопление людей в городах.
Большие города цивилизованны, но не имеют культуры, нравственности. Здесь люди отчуждены друг от друга, чувствуют себя более одинокими, чем в любой деревне. В городах меньше соблюдаются традиции и обычаи.
Цивилизационный подход к развитию общества представлен философией английского историка, философа и социолога Арнольда Тойнби (1889-1975). В своей 12-томной работе «Исследование истории» (1934-1961) он предпринял попытку объяснить смысл процесса общественного развития через понятие «цивилизация».
Общественная жизнь, с точки зрения Тойнби, представляет собой совокупность единиц социальной организации, которые и названы «цивилизациями». Каждая цивилизация уникальна, неповторима. Философ объясняет это географическими условиями, то есть средой обитания.
Слайд 3

Цивилизация - это устойчивая общность людей, объединенная, прежде всего, духовными традициями,

Цивилизация - это устойчивая общность людей, объединенная, прежде всего, духовными традициями,

а также географическими рамками. Каждая цивилизация в своем развитии проходит несколько этапов: возникновение, рост, зрелость, расцвет, надлом, упадок, разложение. Не все цивилизации могут пройти весь путь от начала до конца; некоторые из них погибают, не успев расцвести.
Системно-синергетический подход к анализу общества основан на общей теории систем, создателем которой считают австрийского биолога и философа Людвига фон Берталанфи (1901 - 1972). Синергетика как междисциплинарное направление научных исследований возникает в 60-70-е гг. XX столетия. Такое название этой дисциплины было предложено немецким физиком Г.Хакеном. Буквально термин «синергетика» означает «теория совместного действия». Синергетика изучает общие законы самоорганизации различных систем.
С точки зрения системно-синергетического подхода, общество представляет собой открытую, динамическую, нелинейную, самоорганизующуюся систему. Поясним значение этих терминов.
Система - совокупность взаимосвязанных элементов. При этом возникающие в ней свойства и функции являются новыми; ими не обладает ни одна из частей системы, когда они (эти элементы) находятся в разрозненном состоянии.
Слайд 4

Такие качества называют «системными». Если речь идет об обществе как системе,

Такие качества называют «системными». Если речь идет об обществе как системе,

то его элементами являются - человек, личность, индивид, социальные группы и организации, отношения, состояния, процессы, уровни развития.
Динамическая система - это система, которая изменяет свое состояние во времени, например, живой организм, растение, человек.
Открытая система - это система, которая обменивается с внешней средой и энергией (природные системы), и веществом (биологические системы), и информацией (социальные системы). Открытыми являются почти все общественные системы. Между ними происходит обмен: 1) природными богатствами, территориями, сферами жизненного пространства, человеческими ресурсами - ресурсная сфера; 2) товарами, капиталом - экономическая сфера; 3) идеями, информацией, ценностями - информационно-культурная сфера.
Нелинейная система - это система, которая способна развиваться из одной точки по многим направлениям. Тем самым появляется ряд траекторий эволюции систем. Следовательно, пути эволюции таких нелинейных систем не являются строго предопределенными и одновариантными.
Примеры нелинейности применительно к развитию общества: «развитые страны» и «развивающиеся страны», разные варианты демократических государств.
Слайд 5

Самоорганизующаяся система - это система, которая спонтанно, самопроизвольно переходит из одного

Самоорганизующаяся система - это система, которая спонтанно, самопроизвольно переходит из одного

состояния в другое, изменяя свою организацию, структуру. Примерами самоорганизации человечества являются вспышки эпидемий (чума, холера, оспа, грипп, СПИД), войны, вооруженные конфликты, различные катастрофы, что спонтанно регулирует численность населения.
В качестве примера самоорганизации можно привести Интернет: распространение персональных компьютеров и развитие электронной связи привело к возможности свободного и спонтанного обмена и распространения информации по всей планете.
Итак, общество - это открытая, динамическая, нелинейная, самоорганизующаяся система.
2. Источники саморазвития общества можно усмотреть во взаимодействии трех сфер реальности не сводимых друг к другу. Во-первых, это мир природы и вещей, существующий независимо от воли и сознания человека, т. е. объективный и подчиненный физическим законам. Во-вторых, это мир общественного бытия вещей и предметов, являющихся продуктом человеческой деятельности, прежде всего, труда. Третий мир - человеческая субъективность, духовные сущности идеи, которые относительно независимы от внешнего мира и обладают максимальной степенью свободы.
Слайд 6

Первый источник развития общества находится в мире природы, являющейся основанием его

Первый источник развития общества находится в мире природы, являющейся основанием его

существования. Обращает на себя внимание тот факт, что крупнейшие цивилизации возникали в руслах великих рек, а наиболее успешное развитие капиталистической формации происходило в странах с умеренным климатом. Современный этап взаимодействия природы и общества характеризуется понятием экологического кризиса, основной причиной которого была установка на «покорение природы», игнорирование пределов ее устойчивости по отношению к антропогенным влияниям. Необходимо изменить сознание и поведение миллиардов людей, дабы этот источник саморазвития общества мог действовать и дальше.
Второй источник развития общества связан с технологическими детерминантами, с ролью техники и процессом разделения труда в общественном устройстве. В этом случае основное противоречие возникает между гуманными целями человеческого существования и "бездушным" миром информационной техники, несущим потенциальную угрозу человечеству.
Третий источник саморазвития общества усматривается в духовной сфере, в процессе реализации того или иного религиозного или светского идеала. История общества в этом случае рассматривается как реализация воли Бога, а задача человека - воплотить этот промысел, уделяя основное внимание не земным проблемам, а подготовке к будущей, вечной жизни.
Слайд 7

Очевидно, что в реальном общественном саморазвитии нужно учитывать все три источника.

Очевидно, что в реальном общественном саморазвитии нужно учитывать все три источника.

Приоритет каждого из них определяется в зависимости от конкретного этапа развития данного общества.
3. Общество, как и все сущее никогда не стоит на месте, оно находится в состоянии непрерывных изменений. Сегодня это признают все без исключения.
Целый ряд западных теоретиков утверждают, что мы действительно находимся в пути, но куда мы движемся, это практически нельзя определить.
Платон при этом считал, что после распада того или иного общества, оно находит в себе силы все начать с начала.
Американский ученый Парсонс - представляет общество, как социальный организм. Каждая из частей которого, выполняет ту или иную функцию. По этой схеме существует различие между общественным процессом и развитием живых организмов. Разделяют социальный круговорот, в его рамках общество проходит этапы изменения: рождение, становление, расцвет, гибель. Тем не менее, общество находит возможность как-то уцелеть и начать все сначала.
Исторические изменения нельзя обойти без выяснения основных факторов общественного развития, под этими факторами определяют такие, которые, обуславливают историческое развитие.