Философия Платона и Аристотеля

Содержание

Слайд 2

Платон (427 – 347 гг. до н.э.) крупнейший философ Древней Греции,

Платон (427 – 347 гг. до н.э.) крупнейший философ Древней Греции, ученик

Сократа, основатель собственной философской школы – Академии, основоположник идеалистического направления в философии.
Слайд 3

Платон является основателем идеализма. Главными положениями его идеалистического учения являются следующие:

Платон является основателем идеализма. Главными положениями его идеалистического учения являются следующие:

-материальные

вещи изменчивы, непостоянны и со временем прекращают свое существование;
-окружающий мир («мир вещей» также временен и изменчив и в действительности не существует как самостоятельная субстанция;
-реально существуют лишь чистые (бестелесные) идеи (эйдосы);
-чистые (бестелесные) идеи истинны, вечны и постоянны;
-любая существующая вещь является всего лишь материальным отображением первоначальной идеи (эйдоса) данной вещи (например, кони рождаются и умирают, но они лишь являются воплощением идеи коня, которая вечна и неизменна и т.д.);
-весь мир является отображением чистых идей (эйдосов).
Слайд 4

Слайд 5

«Единое» -является основой всякого бытия; -не имеет никаких признаков (ни начала,

«Единое»

-является основой всякого бытия;
-не имеет никаких признаков (ни начала, ни конца,

ни частей, ни целостности, ни формы, ни содержания, и т.д.);
-есть ничто;
-выше всякого бытия, выше всякого мышления, выше всякого ощущения;
-первоначало всего – всех идей, всех вещей, всей явлений, всех свойств (как всего хорошего с точки зрения человека, так и всего плохого).
Слайд 6

«Ум» -происходит от «единого»; -разделен с «единым»; -противоположен «единому»; -является сущностью

«Ум»

-происходит от «единого»;
-разделен с «единым»;
-противоположен «единому»;
-является сущностью всех вещей;
-есть обобщение всего

живого на земле.
Слайд 7

«Душа» -подвижная субстанция, которая объединяет и связывает»единое – ничто» и «ум

«Душа»

-подвижная субстанция, которая объединяет и связывает»единое – ничто» и «ум

– все живое», а также связывает между собой все вещи и все явления;
-также согласно Платону душа может быть мировой и душой отдельного человека; при гилозоическом (одушевленном) подходе душу могут иметь также вещи и неживая природа;
-душа человека (вещи) есть часть мировой души;
-душа бессмертна;
-при смерти человека умирает только тело, душа же, ответив в подземном царстве за свои земные поступки, приобретает новую телесную оболочку;
-постоянство души смена телесных форм – естественный закон Космоса
Слайд 8

Гносеология (учение о познании) Платона Касаясь гносеологии (учения о познании), Платон

Гносеология (учение о познании) Платона

Касаясь гносеологии (учения о познании), Платон

исходит из созданной им идеалистической картины мира:
поскольку материальный мир является всего лишь отображением «мира идей», то предметом познания должны стать прежде всего «чистые идеи»;
«чистые идеи» невозможно познать с помощью чувственного познания (такой тип познания дает не достоверное знание, а лишь мнение – «докса»);
высшей духовной деятельностью могут заниматься только люди подготовленные – образованные интеллектуалы, философы, следовательно, только они способны увидеть и осознать «чистые идеи».
Слайд 9

Проблема государства в философии Платона. Особую роль в своей философии Платон

Проблема государства в философии Платона.

Особую роль в своей философии Платон

уделил проблеме государства (что было нетипично для предшественников – «досократиков» Фалеса, Гераклита и др., которые занимались поисками первоначала мира и объяснением явлений окружающей природы, но не общества). Платон выделяет семь типов государства: идеальное «государство будущего», которого пока не существует и в котором отпадает необходимость в государственной власти и законах, и шесть типов ныне существующих государств. Среди шести существующих типов Платоном указываются:
монархия – справедливая власть одного человека;
тирания – несправедливая власть одного человека;
аристократия – справедливая власть меньшинства;
олигархия – несправедливая власть меньшинства;
демократия – справедливая власть большинства;
тимократия – несправедливая власть большинства, власть военных вождей, армии.
Поскольку тирания, олигархия и тимократия являются несправедливыми формами государства, а демократия – власть большинства – редко бывает справедливой и, как правило, вырождается в тиранию, олигархию или тимократию, двумя стабильными и оптимальными формами государства могут быть только аристократия и монархия.
Слайд 10

Значение философии Платона.

Значение философии Платона.

Слайд 11

-Историческое значение философии Платона в том, что впервые философом оставлено целое

-Историческое значение философии Платона в том, что
впервые философом оставлено целое собрание

фундаментальных произведений;
-положено начало идеализму как крупному философскому направлению (так называемая «линия Платона» - противоположность материалистической «линии Демократа»);
-впервые глубоко исследованы проблемы не только природы, но и общества – государство, законы и т.д.;
-были заложены основы понятийного мышления, произведена попытка выделить философские категории (бытие – становление, вечное – временное, покоящееся – движущееся, неделимое – делимое и др.);
-была создана философская школа (Академия), просуществовавшая около 1000 лет, где выросли многие видные последователи Платона (Аристотель и др.).
Слайд 12

Академия Платона.

Академия Платона.

Слайд 13

Академия Платона – религиозно-философская школа, созданная Платоном в 387 г. в

Академия Платона – религиозно-философская школа, созданная Платоном в 387 г. в

природе Афин и просуществовавшая около 1000 лет (до 529 г. н.э.). Наиболее знаменитыми воспитанниками академии являлись: Аристотель (учился у Платона, основал собственную философскую школу – Ликей), Ксенокрит, Кракет, Арксилай. Клитомах Карфагенский, Филон из Ларисы (учитель Цицерона). Академия была закрыта в 529 г. византийским императором Юстинианом как рассадник язычества и «вредных» идей, однако за свою историю успела добиться того, что платонизм и неоплатонизм стали ведущими направлениями европейской философии.
Слайд 14

В своих бедствиях люди склонны винить судьбу, богов и все что

В своих бедствиях люди склонны винить судьбу, богов и все что

угодно, но только не самих себя. Глупца можно узнать по двум приметам: он много говорит о вещах, для него бесполезных, и высказывается о том, про что его не спрашивают. Любимое часто ослепляет любящего. Надежды — сны бодрствующих. Никто не становится хорошим человеком случайно. Круглое невежество — не самое большое зло: накопление плохо усвоенных знаний еще хуже. Стараясь о счастье других, мы находим свое собственное. Основа всякой мудрости есть терпение. Платон
Слайд 15

Аристотель (384-322 гг. до н.э.) – древнегреческий философ классического периода, ученик Платона, воспитатель Александра Македонского.

Аристотель (384-322 гг. до н.э.) – древнегреческий философ классического периода, ученик

Платона, воспитатель Александра Македонского.
Слайд 16

Классификация философии, данная Аристотелем Философию Аристотель разделил на три вида: теоретическую,

Классификация философии, данная Аристотелем

Философию Аристотель разделил на три вида:
теоретическую, изучающую

проблемы бытия, различных сфер бытия, происхождения всего сущего, причины различных явлений (получила название «первичная философия»);
практическую – о деятельности человека, устройстве государства;
поэтическую.
Считается, что фактически Аристотелем как четвертая часть философии была выделена логика.
Слайд 17

Категории Аристотеля как способ объяснения сути бытия. Поскольку бытие не есть

Категории Аристотеля как способ объяснения сути бытия.

Поскольку бытие не есть

«чистые идеи» («эйдосы») и их материальное отражение («вещи»), возникает вопрос: что такое бытие?
Дать ответ на этот вопрос (что такое бытие) Аристотель пытается через высказывания о бытие, то есть через категории (в переводе с древнегреческого – высказывания).
Аристотель выделяет 10 категорий, которые отвечают на поставленный вопрос (о бытии), причем одна из категорий говорит о том, что такое бытие, а 9 остальных дают его характеристики. Данными категориями являются:
сущность (субстанция);
количество;
качество;
отношение;
место;
время;
положение;
состояние;
действие;
страдание.
Иначе говоря, по Аристотелю, бытие – это сущность (субстанция), обладающая свойствами количества, качества, места, времени, отношения, положения, состояния, действия, страдания.
Человек, как правило, способен воспринимать лишь свойства бытия, но не сущность. Также согласно Аристотелю категории – это высшее отражение и обобщение окружающей действительности, без которых немыслимо само бытие.
Слайд 18

Критика Аристотеля как способ объяснения сути бытия. Рассматривая проблему бытия, Аристотель

Критика Аристотеля как способ объяснения сути бытия.

Рассматривая проблему бытия, Аристотель выступил

с критикой философии Платона, согласно которой, окружающий мир делился на «мир вещей» и «мир чистых (бестелесных идей), и «мир вещей» в целом, как и каждая вещь в отдельности, являлся лишь материальным отображением соответствующей «чистой идеи».
Ошибка Платона, по Аристотелю, в том что он оторвал «мир идей» от реального мира и рассматривал «чистые идеи» вне всякой связи с окружающей действительностью, которая имеет и свои собственные характеристики – протяженность, покой, движение и др.
Аристотель дает свою трактовку данной проблемы:
не существует «чистых идей», не связанных с окружающей действительностью, отображением которых являются все вещи и предметы материального мира;
существуют только единичные и конкретно определенные вещи;
данные вещи называются индивидуумы (в переводе – «неделимые»), то есть существует только конкретная лошадь в конкретном месте, а не «идея лошади», воплощением которой данная лошадь является, конкретный стул, находящийся в конкретном месте и имеющий свои признаки, а не «идея стула», конкретный дом, имеющий точно определенные параметры, а не «идея дома», и т.д.;
индивидуумы являются первичной сущностью, а виды и роды индивидуумов (кони вообще, дома вообще и т.д.) – вторичной.
Слайд 19

Проблема души и человека в философии Аристотеля.

Проблема души и человека в философии Аристотеля.

Слайд 20

Растительная душа отвечает за функции питания, роста и размножения. Этими же

Растительная душа отвечает за функции питания, роста и размножения. Этими же

функциями (питание, рост, размножение) ведает и животная душа, однако благодаря ей организм дополняется функциями ощущения и желания. И только разумная (человеческая) душа, охватывая все вышеперечисленные функции, ведает еще и функциями рассуждения и мышления. Именно это выделяет человека из всего окружающего мира.
Аристотель материалистически подходит к проблеме человека. Он считает, что человек:
по биологической сущности является одним из видов высокоорганизованных животных;
отличается от животных наличием мышления и разума;
имеет врожденную склонность жить вместе с себе подобными (то есть жить в коллективе).
Именно последнее качество – потребность жить в коллективе – приводит к возникновению общества – большого коллектива людей, занимающегося производством материальных благ и их распределением, проживающего на одной территории и объединенного языком, родственными и культурными связями.
Регулирующим механизмом общества (защита от врагов, поддержание внутреннего порядка, содействие экономике и т.д.) является государство.
Слайд 21

Историческое значение философии Аристотеля в том, что он:

Историческое значение философии Аристотеля в том, что он:

Слайд 22

-внес существенные коррективы в ряд положений философии Платона, критикуя учение о

-внес существенные коррективы в ряд положений философии Платона, критикуя учение о

«чистых идеях»;
-дал материалистическую трактовку происхождения мира и человека;
-выделил 10 философских категорий;
-дал определение бытия через категории;
-определил сущность материи;
-выделил шесть типов государства и дал понятие идеального типа – политии;
-внес существенный вклад в развитие логики (дал понятие дедуктивного метода – от частного к общему, обосновал систему силлогизмов – вывода из двух и более посылок заключения).