Философская антропология и аксиология. Субъективистские концепции. Лекция 12

Содержание

Слайд 2

Философская антропология – раздел философского знания, посвященный всестороннему рассмотрению проблемы человека.

Философская антропология – раздел философского знания, посвященный всестороннему рассмотрению проблемы человека.
Концепции человека

делятся на две группы:  
Объективистские концепции рассматривают человека как существо, находящееся в существенной зависимости от объективных сфер и принципов.
Субъективистские концепции рассматривают человека как существо, полностью или в основном автономное и свободное от объективных сфер природы.
Аксиоло́гия — теория ценностей, раздел философии.
Слайд 3

Человек – это особое, биосоциальное существо. Индивид – это единичный представитель

Человек – это особое, биосоциальное существо.
Индивид – это единичный представитель вида homo sapiens, биологиче­ский организм,

носитель общих наследственных свойств биологи­ческого вида (индивидом рождается каждый человек).
Индивидуальность – это непохожесть, своеобразие, отличие одного индивида от другого. Она подразумевает своеобразие его психофизиологической структуры (тип тем­перамента, физические и психические осо­бенности, интеллект, мировоззрение, жиз­ненный опыт).
 Личность – совокупность индивидуальных особенностей человека, которые делают его существом нравственным и определяют его как члена общества. 
Слайд 4

Среди всех ролей, выполняемых личностями, обычно выделяется одна, реализацию которой в

Среди всех ролей, выполняемых личностями, обычно выделяется одна, реализацию которой в соответствующей сфере человек

считает для себя главным делом своей жизни. В зависимости от этого различают следующие социальные типы личности: деятели (земледельцы и ремесленники, рабочие, учителя, врачи, экономисты и т. д.) мыслители (философы) люди чувств и эмоций (творят искусство) гуманисты и подвижники (духовному и телесному исцелению людей всю жизнь)
Слайд 5

Ценности личности Социальные нормы – общепринятые в обществе правила, регулирующие поведение

Ценности личности

Социальные нормы – общепринятые в обществе правила, регулирующие поведение людей. Социальные

нормы имеют жизненно важное значение для общества: поддерживают порядок, равновесие в обществе; подавляют скрытые в человеке биологические инстинкты, «окультуривают» человека; помогают человеку приобщиться к жизни общества, социализироваться.
Видами социальных норм являются: нормы морали, нормы группы, коллектива, специальные (профессиональные) нормы и нормы права.
Жизненная позиция – отношение человека к окружающему миру, выражающееся в его мыслях и поступках:
пассивная (конформистская), направленная на подчинение окружающему миру, следованию обстоятельствам;
активная, направленная на преобразование окружающего мира, контроль над ситуацией.
Слайд 6

Смысл жизни человека Вопрос о смысле жизни – это вопрос о

Смысл жизни человека

Вопрос о смысле жизни – это вопрос о том, стоит ли

жить? А если все-таки стоит, то для чего жить?
Слайд 7

Отрицание смысла жизни - «Все суета» P.S. Царь Соломон В современной

Отрицание смысла жизни  - «Все суета» P.S. Царь Соломон

В современной философии

представители экзистенциализма утверждают, что мир хаотичен и абсурден, и существование человека абсурдно и бессмысленно.
Но все-таки попытки найти смысл жизни человека преобладали в истории человеческой мысли. Осуществленный смысл жизни, имеющий ценность не только для живущего, но и для общества, избавляет человека от страха смерти, помогает встретить ее спокойно с достоинством и чувством исполненного долга.
Слайд 8

Смерть и бессмертие Есть две наиболее общие полярные точки зрения на

Смерть и бессмертие

Есть две наиболее общие полярные точки зрения на смерть:
1. смерть как

отрицание будущего, следовательно, обесценивание прошлого, поскольку в таком случае оно как подготовка настоящего и будущего не имеет смысла. Отсюда делается вывод: бери от настоящего все, что можно взять.
2. смерть как переход прошлого в вечность. Жить, по мнению Франкла, значит творить для вечности. Осознавая это, человек должен максимально использовать все свои способности и время, чтобы внести свой посильный вклад в историю, обогатив тем самым будущее. Следовательно, смерть, как и жизнь, имеет смысл.
Смерть – это совершенно естественное явление, она играла полезную и необходимую роль в ходе длительной биологической эволюции. Действительно, без смерти, которая придала самое полное и серьезное значение факту выживания наиболее приспособленных, и таким образом сделала возможным прогресс органических видов, человек вообще никогда не появился бы.
Каждый человек должен пройти через трагедию смерти. Цель, к которой стремится всякая жизнь, есть смерть. Парадокс смерти в том, что смерть есть самое страшное зло, которое больше всего страшит человека, и через это зло раскрывается выход к вечной жизни, или один из выходов.
Слайд 9

Существуют различные концепции бессмертия: Многие понимают бессмертие геронтологически как продление жизни.

Существуют различные концепции бессмертия:

Многие понимают бессмертие геронтологически как продление жизни. Однако бессмертие определяется не количеством

прожитых лет, не экстенсивностью жизни, а ее качеством, интенсивностью, значимостью для человека и общества. Биологически, генетически бессмертие понимается как наследование в генах потомства: детей, внуков, правнуков и т. д.
Следующий вид бессмертия – мумификация тела в гробницах египетских фараонов, в мавзолеях государственных деятелей.
Третий вид бессмертия – это космизация тела и души умершего, вхождение их в так называемое космическое «тело», распад в нем на отдельные частицы, включенные в вечный круговорот материи. Верящие в это люди питают надежду, что когда-либо эти разрозненные частицы скомбинируются так же, как были в его теле, что приведет к его реальному телесному возрождению.
Четвертый путь в бессмертие связан с результатами жизненного творчества человека. Создание выдающегося произведения литературы или искусства, научные открытия, проявления полководческого таланта в военном сражении, определившем победу в войне, государственная мудрость политика, непревзойденный никем спортивный рекорд, незаурядное исполнительское искусство остаются навечно в памяти народной, социально наследуясь в сменяющихся поколениях.
Пятый путь в бессмертие – изменение состояния сознания в процессе и результате эзотерических (тайных, скрытых действий, погружения в свое внутреннее пространство души и «прорыв» в прошлое и будущее.
В заключение хотелось бы отметить, что, на наш взгляд, человек бессмертен и вечен как духовное существо. А его бессмертие завоевывается личностью и есть борьба за личность.
Слайд 10

Этика – наука, предметом которой является мораль.

Этика – наука, предметом которой является мораль.

Слайд 11

Теории происхождения морали

Теории происхождения морали

Слайд 12

Теории происхождения морали

Теории происхождения морали

Слайд 13

Теории происхождения морали

Теории происхождения морали

Слайд 14

Структура морали Сознание Деятельность Взаимоотношение между сознанием и деятельностью Нравственные нормы

Структура морали

Сознание
Деятельность
Взаимоотношение между сознанием и деятельностью
Нравственные нормы (простейшие формы утверждений)
Нравственные принципы

как моральные ориентиры личности
Нравственные идеалы
Высшие моральные ценности
Слайд 15

Особенности морали Характеристика индивида Совокупность нравственных представлений людей Форма общественного сознания

Особенности морали

Характеристика индивида
Совокупность нравственных представлений людей
Форма общественного сознания
Не имеет своих институтов
Входит

в состав всех сфер духовной деятельности
Как категория не имеет четких границ, трактуется субъективно
Слайд 16

Функции морали в обществе Воспитательная Ценностно-ориентирующая Коммуникативная Познавательная Регулятивная Гуманистическая

Функции морали в обществе

Воспитательная
Ценностно-ориентирующая
Коммуникативная
Познавательная
Регулятивная
Гуманистическая

Слайд 17

Свойства морали Социально-экономическая обусловленность содержания Воздействие на процессы, протекающие в обществе

Свойства морали

Социально-экономическая обусловленность содержания
Воздействие на процессы, протекающие в обществе
Взаимодействие с другими

формами общественного сознания (право, религия, наука и др.)
Императивность
Единство свободы воли человека и всеобщности законов морали
Слайд 18

Импертивность – требование определенного поведения, выполнения предписаний Кант И. (1724-1804) Категорический

Импертивность – требование определенного поведения, выполнения предписаний

Кант И. (1724-1804)
Категорический императив:

«Поступай только согласно такой максиме, руководствуясь которой, ты можешь пожелать, чтобы она стала всеобщим законом»
Слайд 19

Императивность обеспечивает: Согласование интересов личности с интересами общества Утверждение приоритетов общественных

Императивность обеспечивает:

Согласование интересов личности с интересами общества
Утверждение приоритетов общественных интересов
Не ограничивает

личную свободу (за исключением негативных проявлений)
Слайд 20

Единство свободы воли человека и всеобщности законов морали

Единство свободы воли человека и всеобщности законов морали

Слайд 21

Золотое правило этики – не делай другим того, чего ты не желаешь себе!

Золотое правило этики – не делай другим того, чего ты не

желаешь себе!
Слайд 22

ЭТИЧЕСКИЕ УЧЕНИЯ АНТИЧНОСТИ

ЭТИЧЕСКИЕ УЧЕНИЯ АНТИЧНОСТИ

Слайд 23

Протагор ок. 480 — ок. 410 до н. э. Горгий ок.

Протагор
ок. 480 — ок. 410 до н. э.

Горгий
ок. 483 - 375

гг. до н.э

С О Ф И С Т Ы

«Человек есть мера всех вещей»

Слайд 24

отрицали безусловность и общезначимость морали; провозглашали ценность человека, наличие у него

отрицали безусловность и общезначимость морали;
провозглашали ценность человека, наличие у него собственных

моральных принципов;
считали ценным все, что приносит пользу.
Слайд 25

Сократ (469-399 гг. д.н.э.)

Сократ (469-399 гг. д.н.э.)

Слайд 26

Учение Сократа Единство морали и права («что законно, то и справедливо»)

Учение Сократа

Единство морали и права («что законно, то и справедливо»)
Ограниченность

моральных оценок («человек знает, что ничего не знает»)
Добродетели (мудрость, справедливость, умеренность, мужество)
Эвдемонизм – высшее благо для человека – достижение счастья
Счастье – разумная моральная жизнь
Задача этики – сделать человека моральным
Основа моральности - знания
Слайд 27

Гедонизм ( Аристин, 5-4 вв.д.н.э.) Высшим благом является удовольствие Высшей моральной

Гедонизм ( Аристин, 5-4 вв.д.н.э.)

Высшим благом является удовольствие
Высшей моральной ценностью является

жизнь человека в ее чувственных проявлениях
Физические удовольствия важнее духовных
Мораль и разум вторичны
Смысл жизни – наслаждение каждым ее мигом
Слайд 28

Киники (Антисфен, Диоген Синопский (5-4 вв.д.н.э.) Аскетический образ жизни Отрицание удовольствий

Киники (Антисфен, Диоген Синопский (5-4 вв.д.н.э.)

Аскетический образ жизни
Отрицание удовольствий и удобств
Приоритет

духовных ценностей
Духовная свобода как высшая ценность, пренебрежение к ценностям общества («свобода от общества»)
Законы природы как законы общества
Отрицание элементарных моральных норм общества
Слайд 29

Этика Платона 427 – 342 до н.э.

Этика Платона

427 – 342 до н.э.

Слайд 30

Структура концепции Платона 1. Индивидуальная этика – учение о совершенствовании (нравственном,

Структура концепции Платона

1. Индивидуальная этика – учение о совершенствовании (нравственном, интеллектуальном)

человека, гармонизации его души:
Человек обладает добродетелями, которые являются врожденными;
Добродетели: мудрость, мужество, умеренность
2.Социальная этика – каждая добродетель присуща определенному сословию:
Мудрость – правителю, мужество – воинам, умеренность крестьянам и ремесленникам
Справедливость является добродетелью государства, а не личности
Рабы лишены добродетелей вообще
Слайд 31

Этика Аристотеля 384 – 322 до н.э.

Этика Аристотеля

384 – 322 до н.э.

Слайд 32

Аристотель считал, что этика – это наука, изучающая нравственность, добродетели, ее

Аристотель считал, что этика – это наука, изучающая нравственность, добродетели, ее

цель – сделать человека моральным, т.е. счастливым.

Основные черты этики Аристотеля:
1.Эвдемонизм – высшая цель человека – блаженство, счастье, которое заключается в разумной (моральной) деятельности человека
2.Критиковал идеализм Платона, считал, что счастье человек должен обрести в эмпирическом видимом мире. Задача этики – дать человеку моральные знания, научить его моральному поведению
3.Отстаивал принципы гармонии взаимоотношений человека и общества. Человек должен разумно ограничивать потребности и ориентироваться на общественное благо
4.Разделял добродетели на дианоэтические (интеллектуальные) и этические (волевые)
5.Добродетели приобретаются в процессе воспитания, а не являются врожденными
6.Воспитание – это борьба с крайностями в проявлении страстей
7.Главная добродетель – справедливость
8.Поступки могут быть добровольными, на основе мотива, сознательного выбора и недобровольными (без свободного волеизъявления)

Слайд 33

ЭТИЧЕСКИЕ УЧЕНИЯ В СРЕДНИЕ ВЕКА

ЭТИЧЕСКИЕ УЧЕНИЯ В СРЕДНИЕ ВЕКА

Слайд 34

Особенности христианской этической мысли средних веков 1.Этика Европы 4-14 вв. складывалась

Особенности христианской этической мысли средних веков

1.Этика Европы 4-14 вв. складывалась и

существовала в рамках религии. Бог единственный, абсолютный источник морали.
2.Отрицание античной этики и морали, так как первичным в человеке считалась вера, а не разум.
3.Слитность морали с другими формами общественного сознания, прежде всего с религией, решение проблем морали опирается на христианскую догматику
4.Абсолютное господство религии и церкви
Слайд 35

Характерные черты средневековой морали: 1.Пессимистический взгляд на земную жизнь 2.Оптимистическое упование

Характерные черты средневековой морали:

1.Пессимистический взгляд на земную жизнь
2.Оптимистическое упование на Царство

Божие
3.Любовь к Богу – универсальный принцип христианской морали, он придает морали общечеловеческий статус, рождает новый добродетель – милосердие, любовь к ближнему.
4.Корпоративный характер морали проявлялся в том, что человек находился в моральной зависимости от той общности (сословия), к которой принадлежал.
Слайд 36

Агустин Аврелий (Блаженный) (345-430 гг.) Человек греховен и слаб Господь всесилен,

Агустин Аврелий (Блаженный) (345-430 гг.)

Человек греховен и слаб
Господь всесилен, совершенен. Бог

– добро, благо.
Заповеди Божьи не измеряются человеческими мерками.
Человек – венец творения
Слайд 37

Фома Аквинский (1225-1274 гг.) Бог является благом. Высшее благо для человека

Фома Аквинский (1225-1274 гг.)

Бог является благом.
Высшее благо для человека – соединение

с Богом
Подлинное блаженство только в загробном мире, так как в земной жизни оно искажено чувственностью
Нравственность реализует добродетели
Добродетельный поступок –действие, которое выражает сознательный выбор человека
Виды добродетелей:
умственные
нравственные
богословские
Слайд 38

ФИЛОСОФСКО-ЭТИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ

ФИЛОСОФСКО-ЭТИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ

Слайд 39

Особенности этики эпохи Возрождения 1.Секуляризация морали – отделение этики от богословия

Особенности этики эпохи Возрождения

1.Секуляризация морали – отделение этики от богословия
2.Антропоцентрическая этика

– учение о том, что человек – часть природы, высшее земное существо с высокими духовными устремлениями
3.Мораль – форма реализации человека
4.Гуманизм
Слайд 40

Слайд 41

ФИЛОСОФСКО-ЭТИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ НОВОГО ВРЕМЕНИ

ФИЛОСОФСКО-ЭТИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ НОВОГО ВРЕМЕНИ

Слайд 42

Особенности морали буржуазного общества: Мораль потеряла корпоративность и приобрела индивидуалистический характер

Особенности морали буржуазного общества:

Мораль потеряла корпоративность и приобрела индивидуалистический характер
Экономическая независимость

людей вызвала их моральную автономию
Человек руководствуется личным долгом
Моральные ценности приобретают общечеловеческие ценности
Нравственность приобретает рациональное осмысление
Появляется новая добродетель – бережливость
Деньги становятся мерилом нравственности – нанесенный моральный вред получает денежное выражение
Слайд 43

Этическое учение Т.Гоббса (1588-1679) Моральность основана на стремлении человека к власти

Этическое учение Т.Гоббса (1588-1679)

Моральность основана на стремлении человека к власти над

другими людьми
Морально ценным является то, что вызывает уважение
Уважение – это повиновение, признание власти
С властью связаны моральные качества (любовь, справедливость)
Мораль – это средство связи эгоистических индивидов в обществе и является системой взаимной полезности.
Нравственные отношения строятся на принципе стоимостных отношений
Ценность качеств человека зависит от отношения других людей
Слайд 44

Этика Ж.Ж.Руссо (1712-1778) Человек не разумное существо, а эмоциональное, добродетель предшествует

Этика Ж.Ж.Руссо (1712-1778)

Человек не разумное существо, а эмоциональное, добродетель предшествует размышлению
Нравственные

представления, созданные культурой – ложны
Цивилизация разрушает природные доброжелательные и милосердные качества человека
Чувствам и добродетелям можно научить
Нравственное воспитание надо сочетать с физическим
Эгоизм должен быть заменен на любовь к Отечеству
Слайд 45

Этическая система И.Канта (1724-1804) Категорический императив: «Поступай только согласно такой максиме,

Этическая система И.Канта (1724-1804)

Категорический императив: «Поступай только согласно такой максиме, руководствуясь

которой, ты можешь пожелать, чтобы она стала всеобщим законом»
Слайд 46

Характеристики категорического императива Категорический (безусловный) основан на априорном характере морали Безусловный

Характеристики категорического императива

Категорический (безусловный) основан на априорном характере морали
Безусловный и всеобщий,

но не конкретное предписание, а определяющий направление деятельности
Не зависит от обстоятельств, реализуется в любых условиях
Утверждает необходимость выполнения долга по отношению к другим людям. Это субъективный принцип нравственности
Является самоценным
Аксиома этической теории Канта И.: моральный закон основан на абсолютной необходимости;
нравственные нормы категоричны, безусловны, их нельзя нарушать никому
Слайд 47

Этическая концепция Г.Гегеля (1770-1831) Разделял понятия морали и нравственности: мораль –

Этическая концепция Г.Гегеля (1770-1831)

Разделял понятия морали и нравственности: мораль – субъективный

аспект поступков человека;
нравственность – объективный аспект поступков человека
Слайд 48

Основные положения учения о нравственности: Формы развития нравственности: семья, общество, государство

Основные положения учения о нравственности:
Формы развития нравственности: семья, общество, государство
Основные нравственные

ценности – труд, сила духа
Общественная нравственность выше индивидуальной
Нельзя возводить моральные убеждения личности в ранг закона
Нравственность – это моральные законы, которыми руководствуются все члены общества
В процессе развития общества развивается и нравственность

Моральность - это форма соотношения индивида и общества
В процессе развития моральности будут возрождены идеалы античности: свободное развитие всех слоев общества преодоление автомизации интересов, слияние с законом государства
Категории морали:
зло – движущая сила истории, положительный фактор
произвол -действия противоречащие нравственности
Свобода – соединение разума и воли, познанная необходимость, замена эгоистических интересов всеобщими

Слайд 49

Развитие учения о морали в иррационализме 19 века

Развитие учения о морали в иррационализме 19 века

Слайд 50

Марксистская этическая теория Маркс К. (1818-1883) утверждал, что мораль социально обуслов-

Марксистская этическая теория

Маркс К. (1818-1883) утверждал, что мораль социально обуслов-
лена

и зависит от экономических отношений.
Основной элемент морали – социально значимый идеал
Мораль носит классовый характер
Исторически прогрессивная форма морали – пролетарская
Идеал социалистической морали: гуманизация всех сфер жизни общества
Духовный рост индивида
Личная ответственность
Рост солидарности членов общества
Уважение к труду
Забота общества о детях, престарелых, больных
Предполагалось, что в коммунистическом обществе нравственное регулирование заменит правовое, т.е. люди достигнут высшего уровня духовного развития
Слайд 51

Этическая мысль 20 в. А.Швейцер (1875-1965) выделял два периода в жизни

Этическая мысль 20 в.

А.Швейцер (1875-1965) выделял два периода в жизни человека:

эгоистический – период самоутверждения, удовлетворения стремлений
моральный – период самоотречения, служения людям
Главная черта человека – подвижничество
«Благоговение перед жизнью» – стремление сохранять любую жизнь, делать максимально возможное добро