Философская мысль Средневековья

Содержание

Слайд 2

Христианская философия Христианство выступило на историческую арену во второй половине I

Христианская философия

Христианство выступило на историческую арену во второй половине I в.

н. э.
Христианство становится государственной религией Римской империи в IV в.
Слайд 3

Христианская философия Христианский канон Ветхий Завет Новый Завет (Евангелие) Библия

Христианская философия

Христианский канон

Ветхий Завет

Новый Завет (Евангелие)

Библия

Слайд 4

Патристика Основоположники христианской философии - «отцы» и «учителя» христианской церкви. Первый

Патристика

Основоположники христианской философии - «отцы» и «учителя» христианской церкви.
Первый период (до

VIII в.) - период патристики (лат. patris — отцы).
Основная проблематика: сущность Бога, отношение человека к Богу, мир и его устроение, цель истории, соотношение философии и теологии.
Идея патристики - для достижения истины нужно раскрыть глубокий смысл библейских сказаний.
Слайд 5

Патристика Филон Александрийский (до сер. 1 в.) ПИСАНИЕ Буквальный смысл Сокровенный смысл Аллегорический метод (экзегетика)

Патристика

Филон Александрийский
(до сер. 1 в.)

ПИСАНИЕ

Буквальный смысл

Сокровенный смысл

Аллегорический метод (экзегетика)

Слайд 6

Патристика

Патристика

Слайд 7

Аврелий Августин (354-430) Главные произведения «Исповедь», «О Троице», «О граде Божием».

Аврелий Августин (354-430)

Главные произведения «Исповедь», «О Троице», «О граде Божием».
Августин

развил христианский платонизм, который был самым влиятельным направлением европейской философии до XIII в.
Для Августина характерны религиозно-художественный стиль философствования, волюнтаризм, персонализм, психологизм.
Слайд 8

Аврелий Августин (354-430)

Аврелий Августин (354-430)

Слайд 9

Аврелий Августин (354-430) «Онтологическое доказательство бытия Бога» Бог — абсолютно простой,

Аврелий Августин (354-430)

«Онтологическое доказательство бытия Бога»

Бог — абсолютно простой, неизменный, вне

времени,
вне пространства

душа как образ Бога

душа есть

душа разумеет

душа желает

Слайд 10

Аврелий Августин (354-430) Бог есть Абсолютное Добро Материя Душа Человек любовь,

Аврелий Августин (354-430)

Бог есть Абсолютное Добро

Материя

Душа

Человек

любовь, воля, разум

вера

существует в пространстве и

во времени

только во времени

душа помнит

душа созерцает

душа ждет, надеется

Слайд 11

Аврелий Августин (354-430) человек люди БОГ ГРАД БОЖИЙ крещение церковь первородный грех ЗЛО ГРАД ЗЕМНОЙ государство

Аврелий Августин (354-430)

человек

люди

БОГ

ГРАД БОЖИЙ

крещение

церковь

первородный грех

ЗЛО

ГРАД ЗЕМНОЙ

государство

Слайд 12

Схоластика В школах постепенно складывались основы педагогической и научной системы, которая

Схоластика

В школах постепенно складывались основы педагогической и научной системы, которая получала

название схоластики, т. е. школьной учености.
Важная проблема схоластики - проблема универсалий, соотношения общего и отдельного.
Слайд 13

Схоластика

Схоластика

Слайд 14

Фома Аквинский (Аквинат) (1224/5—1274) Создал наиболее влиятельное в католическом мире философское

Фома Аквинский (Аквинат) (1224/5—1274)

Создал наиболее влиятельное в католическом мире философское учение

(томизм), которое в виде неотомизма признавалось со 2-й пол. XIX в. до нач. XXI в. официальной философией католицизма.
Главные произведения - «Сумма теологии», «Сумма против язычников» (ее другое название — «Сумма философии»), а также работа «О правлении государей».
Слайд 15

Фома Аквинский (Аквинат) (1224/5—1274) ФИЛОСОФИЯ АКВИНАТА жизнеутверждающий оптимизм уверенность в возможности

Фома Аквинский (Аквинат) (1224/5—1274)

ФИЛОСОФИЯ АКВИНАТА

жизнеутверждающий оптимизм

уверенность в возможности теоретического познания мира

все

существующее как единство в многообразии

ценность единичного существования с его особым местом в общем строе

Слайд 16

Фома Аквинский (Аквинат) (1224/5—1274) теология философия от Бога к миру, от

Фома Аквинский (Аквинат) (1224/5—1274)

теология

философия

от Бога к миру, от причины к следствиям

от

мира к Богу, от следствий к причинам

разум

вера

Слайд 17

Фома Аквинский (Аквинат) (1224/5—1274) Фома выдвигает рациональные доводы в пользу бытия

Фома Аквинский (Аквинат) (1224/5—1274)

Фома выдвигает рациональные доводы в пользу бытия Бога.


Это космологические и телеологические доказательства.
Философ явным образом не прибегает к онтологическому аргументу - из понятия о Боге нельзя вывести его существования: поскольку сущность Бога непознаваема, человеческий ум лишен понятия о нем.
Слайд 18

Фома Аквинский (Аквинат) источников движения производящих причин необходимого совершенного целей БОГ в мире существует иерархия:

Фома Аквинский (Аквинат)

источников движения

производящих причин

необходимого

совершенного

целей

БОГ

в мире существует иерархия:

Слайд 19

Фома Аквинский (Аквинат) (1224/5—1274)

Фома Аквинский (Аквинат) (1224/5—1274)