Содержание
- 2. Социально-философские концепции общества. Формационный подход к жизни общества. Цивилизационная концепция общества. Этнические общности людей.
- 3. Термин «общество» многозначен. Употребляется в научном (категориальном) и обыденном смыслах. В обыденном смысле его используют для
- 4. совокупность социальных организмов региона (восточноевропейское о., среднеазиатское о. и т.д.); все человечество в целом; общество определенного
- 5. Общество - это обособившаяся от природы часть бытия, характеризующая своими способами самоорганизации, социальными нормами, отношениями и
- 6. В отличие от природы, где законы проявляются слепо, непредсказуемо, в человеческом обществе эти законы действуют осмысленно
- 7. Элементы общества: 1. деятельность человека; 2. отношения, в рамках которых осуществляется деятельность; 3. социальные институты, поддерживающие
- 8. Следует отличать понятие «общества» от: государства: это основанное на праве и законе форма организации жизни народов
- 9. Этнические общности людей Всякая общественно-экономическая формация, кроме способа производства, базиса и надстройки, заключает в себе определенные
- 10. Основой рода служило коллективное владение и использование средствами производства. Члены рода сообща трудились и сообща потребляли
- 11. На начальной стадии развития рода принадлежность к нему определялась по материнской линии (матриархат). Позднее, когда мужской
- 12. Несколько родов объединялось в племя, которое характеризовалось не только общностью родства, но: общей территорией, обычно ограниченной
- 13. Народность – это сложившаяся на базе рабовладельческого и феодального способа производства экономическая, языковая, территориальная и культурная
- 14. Народности возникали и из разноязычных племен, смешавшихся в результате завоевания одних племен другими (н/р.: французская народность).
- 15. С развитием капитализма, усиление экономических и культурных связей, присущая феодальному обществу раздробленность ликвидировалась, складывался единый рынок,
- 16. Как и народность, нация обладает такими признаками, как общность территории, языка и культуры. Однако в отличие
- 17. Так, славянские племена Киевской Руси, хотя и составляли одну народность с единым языком и общей территорией,
- 18. В процессе экономического и политического развития образуется и общность психологии этих людей, которая проявляется в исторических
- 21. Современная философия истории – относительно самостоятельная область философского знания, которая посвящена осмыслению качественного своеобразия развития общества
- 22. Среди подходов к истории как к внутренне логическому и закономерному процессу особо выделяются: формационный подход; цивилизационный
- 23. Формационный подход Формационный подход был предложен основоположниками марксизма – К. Марксом и Ф. Энгельсом, развит В.И.
- 24. Ключевое понятие, используемое при формационном подходе: общественно-экономическая формация. Общественно-экономическая формация представляет собой совокупность производственных отношений, уровня
- 25. С точки зрения формационного подхода вся история рассматривается как закономерный процесс смены общественно-экономических формаций. Каждая новая
- 26. Базис, надстройка В общественно-экономической формации есть два главных компонента – базис и надстройка. 1. Базис –
- 27. К. Марксом было выделено пять общественно-экономических формаций: первобытнообщинная; рабовладельческая; феодальная; капиталистическая; коммунистическая (социалистическая).
- 29. Также К. Марксом было указано на особый политико-экономический тип общества (фактически – шестую формацию) – «азиатский
- 30. Цивилизационный подход Цивилизационный подход был предложен Арнольдом Тойнби (1889 - 1975). Цивилизация – устойчивая общность людей,
- 31. К основным цивилизациям (они оставили яркий след в истории человечества, косвенно влияют на другие цивилизации) относятся
- 32. Движущими силами истории являются: вызов, брошенный цивилизации извне (невыгодное географическое положение, отставание от других цивилизаций, военная
- 33. Цивилизации конечны в своем существовании. Подобно людям, они рождаются, растут, живут и умирают. Каждая цивилизация в
- 34. Культурологический подход Культурологический подход был предложен немецким философом Освальдом Шпенглером (1880 – 1936). Культура – совокупность
- 35. Цивилизация в рамках культурологического подхода – это высший уровень развития культуры, завершающий период развития культуры, предшествующий
- 36. Помимо формационного, цивилизационного и культурологического, существуют и иные философские подходы, рассматривающие историю как объективный и закономерный
- 37. Этапы исторического развития по Гегелю: 1. восточный (Китай, Индия, Египет и др.) – осознает себя и
- 38. Позитивистский подход Позитивисты (Огюст Конт) выделили следующие стадии развития общества: 1. традиционную; 2. доиндустриальную; 3. индустриальную.
- 39. Вопросы?
- 41. Скачать презентацию