Гуманизм. Идея личности в этике. Метафизика и этика

Содержание

Слайд 2

Гуманизм-это демократическая, этическая жизненная позиция, утверждающая, что человеческие существа имеют право

Гуманизм-это демократическая, этическая жизненная позиция, утверждающая, что человеческие существа имеют право и обязанность определять

смысл и форму своей жизни.
Гуманизм-это совокупность идей, признающих ценность человеческой личности.

совокупность идей, признающих ценность человеческой личности.

Слайд 3

Сторонники гуманизма провозглашают человека центром мироздания, венцом природы. Его стремление к

Сторонники гуманизма провозглашают человека центром мироздания, венцом природы. Его стремление к

счастью, наслаждению со времен глубокой древности объявлялось основой нравственности.
Философ И. Кант, обосновывая свою теорию нравственности, в которой мораль рассматривалась как область должного, сформулировал гуманистическое в своей сущности требование, названное категорическим императивом. Категорический императив (безусловное повеление) Канта в одной из формулировок гласит: "поступай так, чтобы ты всегда относился к человечеству и в своем лице, и в лице всякого другого так же, как к цели, и никогда не относись к нему только как к средству".
Слайд 4

Категорический императив провозглашает важнейшее гуманное положение, означающее, что всякий человек заслуживает

Категорический императив провозглашает важнейшее гуманное положение, означающее, что всякий человек заслуживает

отношения к нему как к личности, достоин быть в центре внимания других, что никто не вправе использовать человека как орудие, средство для достижения личных или социальных целей, относиться к нему как к своего рода материалу.
Идею категорического императива Канта поддерживали многие мыслители, в том числе в России. Однако ее реализация в жизни, что отмечал и сам Кант, в полном объеме неосуществима.
Слайд 5

Гуманистическое начало содержит древнейшее нормативное нравственное требование, получившее название "Золотое правило".

Гуманистическое начало содержит древнейшее нормативное нравственное требование, получившее название "Золотое правило".

Оно формулируется в позитивной форме: "поступай по отношению к другим так, как ты хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе", или же в негативной форме: "не поступай... " и т. д. В русской пословице оно получило такую интерпретацию: "чего в других не любишь, того не делай сам".
"Золотое правило" содержит гуманистическую идею равенства всех людей. Оно означает право и обязанность личности брать на себя ответственность за свои поступки, способствует выработке стремления ставить себя на место другого.
Слайд 6

ИДЕЯ ЛИЧНОСТИ В ЭТИКЕ Идея гуманизма, наверное, одна из самых привлекательных

ИДЕЯ ЛИЧНОСТИ В ЭТИКЕ

Идея гуманизма, наверное, одна из самых привлекательных

и вместе с тем самых неопределенных в истории человеческой мысли. Действительно, есть гуманизм светский, христианский, социалистический, либеральный. В каждой из названных концепций имеется свое понимание гуманизма. Есть, однако, и общие черты гуманистического подхода. Многие согласятся с тем, что гуманизм предполагает заботу о человеке, стремление к улучшению условий его жизни, обеспечение удовлетворения его потребностей и развития талантов. Но даже эти, казалось бы, понятные положения при ближайшем рассмотрении могут породить дискуссию. Можно поставить вопросы о том, гуманно ли стремиться к удовлетворению всех потребностей человека или же, наоборот, какие-то из этих потребностей следует всемерно ограничить во имя развития других, гуманно ли стимулировать или даже принуждать человека к развитию его собственных талантов, или же, наоборот, - гуманно лишь предоставлять человеку возможности развития, избегая всякого давления на него со стороны общества?
Слайд 7

Посредством формального принципа нельзя решить конкретные вопросы о гуманном отношении одного

Посредством формального принципа нельзя решить конкретные вопросы о гуманном отношении одного

человека к другому, и реальный гуманизм, по-видимому, представляет некоторый баланс в сочетании разных принципов, степень соединения свободы самовыражения личности с требованиями к ее поведению, задаваемыми культурой данного общества
Слайд 8

МЕТАФИЗИКА И ЭТИКА Метафи́зика — раздел философии, занимающийся исследованиями первоначальной природы

МЕТАФИЗИКА И ЭТИКА

Метафи́зика — раздел философии, занимающийся исследованиями первоначальной природы реальности, мира и

бытия как такового. 
Метафизика, с богом или без бога, - вечна, как вечны межчеловеческие  отношения (отношения: любви и ненависти, добра и зла, да и всяких "высоких и низменных порывов") и которым нет никаких аналогов в натуральном мире.
А развитие метафизики в развитии её этики, функциональный смысл (полезность) которой в расширении границ человеческой общности (род, этнос, нация, человечество).
Слайд 9

Истоки религии теряются во глубине веков и уже в Тотеме чётко

Истоки религии теряются во глубине веков и уже в Тотеме чётко

видно её наличие. И именно в Тотеме уже  в наличии моменты этики, которая сведена к ответам на два вопроса:  - Кто мы?, Откуда мы? - Что формировало и удерживало в единстве Род.
Мифологическая стадия становления Религии добавила к ним вопросы:  - Что есть Зло?, Что есть добро?  …. и сделана попытка ответить на вопросы: Зачем Я? и Что такое благая жизнь? - А это уже формировало единство этноса (племени).
Единобожие ввело в этику ответы на вопросы:  - Куда мы идём?, Зачем Я? и Что такое "благая жизнь"? - Чем была сформирована нация. И именно для единения родственных племён в нацию и потребовало единобожия.
Слайд 10

Этика, а, следовательно и метафизика первична (т.е. метафизика – есть способ

Этика, а, следовательно и метафизика  первична (т.е. метафизика – есть способ

мышления, а этика – её результат) -  именно из неё следует:  - Система мер (методология) восприятия внешней историко-социальной информации, затем - идеология - содержательное и логически непротиворечивое единство всего состава идей этики, затем - Религия со своей моралью и нравственностью.