Имяславские споры. Русская философия (5)

Содержание

Слайд 2

Афон

Афон

Слайд 3

Проблема

Проблема

Слайд 4

“Православная версия спора об универсалиях” «В настоящее время имеется два различных

“Православная версия спора об универсалиях”

«В настоящее время имеется два различных направления

в понимании этого вопроса. Одни (называющие себя имяславцами) являются вообще сторонниками реализма в почитании имени: они веруют, что в Имени Божием, призываемом в молитве, уже есть и присутствие Божие (о. Иоанн Кронштадтский и др.); другие же держатся более рационалистического и номиналистического понимания, по которому Имя Божие есть человеческое, инструментальное средство для выражения человеческой мысли и устремления к Богу. Практические делатели Иисусовой молитвы и, вообще, мистики держатся первого мнения, так же как и некоторые богословы и иерархи; вторая точка зрения характеризует школьное богословие и православную схоластику, отразившую на себе влияние европейского рационализма»
(о. Сергий Булгаков, Православие)
Слайд 5

1907, схимних Иларион (1845-1916), На горах Кавказа. Беседа двух старцев пустынников

1907, схимних Иларион (1845-1916), На горах Кавказа. Беседа двух старцев пустынников

о внутреннем единении с Господом наших сердец чрез молитву Иисус Христову, или Духовная деятельность современных пустынников :

“в имени Божием присутствует Сам Бог — всем Своим Существом
и (всеми) Своими бесконечными свойствами”

Не богословские и философские аргументы; практика молитвы Иисусовой

Слайд 6

Русские монахи на Афоне

Русские монахи на Афоне

Слайд 7

О. Хрисанф (Минаев), рецензия “Итак, автор номинальное, невещественное «имя Иисус» олицетворяет

О. Хрисанф (Минаев), рецензия

“Итак, автор номинальное, невещественное «имя Иисус» олицетворяет в

живое и самое высочайшее существо Бога. Такая мысль есть пантеистическая, т.е. сливающая Существо Божие с чем-либо находящимся вне Его Существа”

Ересь пантеизма

Слайд 8

о. Антоний Булатович (1870–1919) «Постараемся же доказать, что Имя Божие есть

о. Антоний Булатович
(1870–1919)

«Постараемся же доказать, что Имя Божие есть
отнюдь не

простое человеческое текучее слово,
но Дух и Живот, слово живое и действенное. Бог неименуем, т.е. самая сущность Божества пребывает неведомой и непостижимой для умов тварных и невыразима словом тварным; но поелику человеческая душа создана по образу и подобию Божиему, т. е. обладает свойствами, подобными тем, коими обладает Бог, то свойства Божии могут быть именуемы человеком, и Бог бывает именуем человеком по известным ему о Боге свойствам, которые Сам Бог открыл человеку, или из творения Своего, или в слове Своем. Одно из свойств Божиих есть истинность Его, и, следовательно, всякое слово истины есть действие словесное Самого Бога, и, следовательно, как действие Божие, и есть Сам Бог»
Слайд 9

“О том, что воистину Имя Божие есть словесное действие Божества, то

“О том, что воистину Имя Божие есть словесное действие Божества, то

есть Истина, Самим Богом реченная о Самам Себе, ясно свидетельствует Сам Господь Иисус Христос: "Явих Имя Твое человеком" (Ин. 17:6). — "Слышите, как дивно совокупляются любовь Божия с Именем Божиим и с человеком, исповедующим Имя Божие! Итак, что же иное есть Имя Божие, как не Сам Бог!”

Апология веры во Имя Божие
и во Имя Иисус, 1913

Имя Бога не есть только
условный символ, слово
но и значение этих слов

Слайд 10

“когда мы говорим о Имени Божием, имея в виду сущность самого

“когда мы говорим о Имени Божием, имея в виду сущность самого

Имени, которым именуем Бога, то мы говорим, что Имя Божие есть Сам Бог, когда же мы имеем в виду буквы и слога, коими условно выражается истина о Боге и Имя Божие, то мы говорим, что Бог присутствует во Имени Своем”

Бог действует в таинствах
силой своего имени
Икона и крест
освящаются Именем Божиим

Слайд 11

1913 – около 840 имяславцев осуждено и изгнано из Афона Дебата

1913 – около 840 имяславцев осуждено
и изгнано из Афона

Дебата в русской и зарубежной прессе

Михаил Новоселов - Религиозно-философское общество:
Публикация Апологии
«От редактора» – о. Павел Флоренский

1917–1918: Церковный синод (Сергей Булгаков)

История споров

Слайд 12

Имяславцы

Имяславцы

Слайд 13

И поныне на Афоне Древо чудное растет, На крутом зеленом склоне

И поныне на Афоне Древо чудное растет, На крутом зеленом склоне Имя Божие поет.
В

каждой радуются келье Имябожцы-мужики: Слово — чистое веселье, Исцеленье от тоски!
Всенародно, громогласно Чернецы осуждены; Но от ереси прекрасной Мы спасаться не должны.
Каждый раз, когда мы любим, Мы в нее впадаем вновь. Безымянную мы губим Вместе с именем любовь
Осип Мандельштам, 1915
Слайд 14

«У меня не было особенных симпатий к имяславству, но меня возмущали

«У меня не было особенных симпатий к имяславству, но меня возмущали

насилия в духовной жизни и низость, не-духовность русского Синода. Номер газеты, в которой была напечатана статья, был конфискован, а я отдан под
суд по статье о богохульстве, которая карала вечным поселением в Сибири. Мой адвокат признавал мое дело безнадежным. ело откладывали ввиду войны и невозможности вызвать всех свидетелей. Так оно оттянулось до революции, и революция прекратила это дело»

Н. Бердяев, Гасители духа

“Св. синод ненавидит всякую духовную жизнь, считает ее опасной и беспокойной. Можно ли обращаться к позитивистам синодальной церкви и их материалистам церкви патриархов, к людям, погруженным в низшие сферы бытия, с вопросом об имени Иисусовом, с вопросом духовной жизни и религиозного сознания?”

Слайд 15

Сергей Булгаков Философия имени Слово существует до человека Человек есть микрокосм

Сергей Булгаков
Философия имени

Слово существует до человека

Человек есть микрокосм – через

него говорит космос

Слова это идеи, модели вещей,
существующих в Боге
как Его энергии (София)

Слайд 16

“Всякое суждение есть именование, и всякое суждение есть, точнее, потенциально есть,

“Всякое суждение есть именование, и всякое суждение есть, точнее, потенциально есть,

имя, может им стать. Всякий предикат, который мы приписываем Божеству, есть вместе с тем и именование Бога: Промыслитель, Творец, Благой, Вечный, Благословенный, Святый и т. д. (...). Неизреченное, таинственное, неведомое, трансцендентное существо Божие открывает Себя человеку в Своих свойствах, эти свойства суть сказуемые, предикаты к Божественному Существу, и, как предикаты, они, становясь в качестве подлежащего, так сказать, pars pro toto, становятся именами Божиими – во множественном числе”
Слайд 17

Слайд 18

“Имена Божии суть словесные иконы Божества, воплощение Божественных энергий, феофании, они

“Имена Божии суть словесные иконы Божества, воплощение Божественных энергий, феофании, они

несут на себе печать Божественного откровения. Здесь соединяются нераздельно и неслиянно, как и в иконе, божественная энергия и человеческая сила речи”

Слова принадлежат к двум мирам:
Божественному и эмпирическому
Они объективны и субъективны
Называние есть синергийный акт

Слайд 19

“Но как Имя Божие содержит в себе божественную энергию, дает присутствие

“Но как Имя Божие содержит в себе божественную энергию, дает присутствие

Божие, то практически, энергетически и можно сказать, хотя и с большою неточностью, что Имя Божие есть Бог. Точнее, в нем присутствует Божия Сила, которая неотделима от Существа Божия, есть в этом смысле сам Бог”

"слова как первоэлемент мысли и речи суть носители мысли, выражают идею как некоторое качество бытия, простое и далее неразложимое. Это самосвидетельство космоса в нашем духе, его звучание”

Слайд 20

Имя Божие и молитва “Молитва и становится молитвой Богу, получает свое

Имя Божие и молитва

“Молитва и становится молитвой Богу, получает свое объективное

значение соединения человека с Богом именно чрез присутствие Божие в самой молитве, трансцендентно-имманентное пребывание в ней Имени Божия. Имя Божие есть онтологическая основа молитвы, субстанция ее, сила, оправдание. Потому в существе своем молитва и есть призываемое Имя Божие. Но как Имя Божие содержит в себе божественную энергию, дает присутствие Божие, то практически, энергетически и можно сказать, хотя и с большою неточностью, что Имя Божие есть Бог. Точнее, в нем присутствует Божия Сила, которая неотделима от Существа Божия, есть в этом смысле сам Бог. Молитва была бы невозможна, непонятна, без этого условия. Всякая молитва есть и чудо, если чудом называть разрыв в имманентном, пронизанность его трансцендентным, и это чудо есть Имя Божие, которое есть Божество”
Слайд 21

“В богослужении же вообще не дано места психологизму, здесь действует одна

“В богослужении же вообще не дано места психологизму, здесь действует одна

онтология: что говорится, то и совершается, и что совершается символически здесь, совершается и во всех мирах, достигает в пренебесный и мысленный жертвенник. Надо понимать действительное значение богослужения, т. е. его онтологическую объективность, в силу которой здесь ничего нет только как настроения, но все и действительно происходит, все символично, освещается и освящается присутствием Божиим в Имени Божий, которое и стоит в центре богослужения”

Как возможен культ?

Критика “психологизма” и субъективизма

Слайд 22

У каждого из имен Божиих есть внешняя оболочка (буквы и звуки)

У каждого из имен Божиих есть внешняя оболочка (буквы и звуки)

и есть внутреннее содержание. Внешняя оболочка может меняться в зависимости от языка, контекста, способа произнесения и написания, но внутреннее содержание остается неизменным

Бог присутствует в Своем имени,
Но не тождественен имени

Имя Бога есть
Божественная энергия

Слайд 23

Концепция Бога в восточнохристианской традиции Сущность/природа Энергии/силы/имена Бог-в-себе Бог-в-действии/проявления Трансценденция Имманенция

Концепция Бога в восточнохристианской традиции

Сущность/природа Энергии/силы/имена
Бог-в-себе Бог-в-действии/проявления
Трансценденция Имманенция

“Беспредельно Божество

и непостижимо…
Однако, Бог не оставил нас в совершенном неведении”
(Иоанн Дамаскин)

Человек познает Бога посредством Его энергий

“Имя Бога есть сам Бог,
Но Бог не есть имя”

Слайд 24

“Имя Божие есть Бог; но Бог не есть имя. Существо Божие

“Имя Божие есть Бог; но Бог не есть имя.
Существо Божие

выше энергии Его,
хотя эта энергия выражает существо Имени Бога”
(о. Павел Флоренский)

Имя есть
«место встречи Бога и мира»
(С. Булгаков)

Слайд 25

Алексей Лосев (1893-1988) Философ, классический филолог, поэт, писатель, монах… История философии

Алексей Лосев
(1893-1988)

Философ, классический филолог, поэт, писатель, монах…
История философии (греческой, русской)
Философия

религии
Философия языка
Философия математики
Философия музыки
Эстетика…

“Последний русский философ”

Слайд 26

1927 – Античный космос и современная наука 1927 – Философия имени

1927 – Античный космос и современная наука
1927 – Философия имени
1927 –

Диалектика художественной формы
1927 – Музыка как предмет логики
1929 – Очерки античного символизма и мифологии
1930 – Диалектика мифа
1978 – Эстетика Возрождения
1983 – Владимир Соловьев
1963–1988 – История античной эстетики,
8 томов

Сочинения

Слайд 27

Имя Бога имеет символический характер: “Имена суть живые символы являющегося Бога,

Имя Бога имеет символический характер:
“Имена суть живые символы являющегося Бога, то

есть Сам Бог в Своем явлении твари”

«Имя Божие не есть звук
и требует боголепного поклонения»

Слайд 28

Синтез апофатизма и символизма Сущность не дана нам непосредственно (апофатизм), однако

Синтез апофатизма и символизма

Сущность не дана нам непосредственно (апофатизм),
однако является

нам как энергия (символизм)

Мир есть имя:
“имя вещи есть ее умная
энергия”
(т.е. смысл/logos)

Слайд 29

Открытая структура символа Много способов интерпретации Внутренная сущность вещи остается неизвестной

Открытая структура символа

Много способов интерпретации

Внутренная сущность вещи остается неизвестной

Слайд 30

Бог Много имен (энергий) Нет имени (сущность) “невыразимое Слово, являющееся точным

Бог
Много имен (энергий)
Нет имени (сущность)

“невыразимое Слово, являющееся точным именем всех

вещей как именуемых движением рассудка, также есть только одно. Это невыразимое имя отражается по-своему во всех именах как бесконечная называемость всех имен и бесконечная называемость всего выражаемого в языке, так что вследствие этого всякое имя есть отображение точного имени”
(Николай Кузанский, Простец о уме)
Слайд 31

Реальность есть символ/имя Абсолюта Бог есть основа/источник всех имен Человек соработник

Реальность есть символ/имя Абсолюта

Бог есть основа/источник всех имен

Человек соработник Бога
в

процессе называния всех вещей
Слайд 32

Неопатристический синтез

Неопатристический синтез

Слайд 33

Альтернатива религиозно-философскому ренессансу Возврат к наследию отцов Церкви (особенно св. Григория

Альтернатива
религиозно-философскому ренессансу

Возврат к наследию отцов Церкви
(особенно св. Григория Паламы)
Критика рационализации

истин веры
Критика западных влияний в русской мысли
(оппозиция “парижской” школе
– С. Булгаков и др. последователи
В. Соловьева в эмиграции)
Слайд 34

Иоанн Мейендорф Представители Прот. Георгий Флоровский Владимир Лосский Павел Евдокимов Оливье Клеман

Иоанн Мейендорф

Представители

Прот. Георгий Флоровский

Владимир Лосский

Павел Евдокимов

Оливье Клеман

Слайд 35

Сегодня Иоанн Зизилуас Христос Яннарас Сергей Хоружий

Сегодня

Иоанн Зизилуас

Христос Яннарас

Сергей Хоружий

Слайд 36

о. Георгий Флоровский (1893-1979) 1916 – закончил Новороссийский ун-т 1920 –

о. Георгий Флоровский (1893-1979)

1916 – закончил Новороссийский ун-т
1920 – эмиграция (Прага,

Париж, Нью-Йорк)
1925 – профессор патрологии Свято-Сергиевского института в Париже
1949 – декан Свято-Владимирской православной семинарии в Нью-Йорке
Профессор Гарвардского и Принстонского ун-тов
Инициатор Всемирного Совета
Церквей
Слайд 37

Восточные отцы IV века, 1931 Пути русского богословия, 1937 Св. Григорий

Восточные отцы IV века, 1931
Пути русского богословия, 1937
Св.

Григорий Палама и предание отцов, 1961
Collected works, 1972-1989 (т. 1-14)

Работы

Слайд 38

Критика русского религиозно-философского ренессанса Развивалась по западному образцу Утрата аскетического опыта

Критика русского
религиозно-философского ренессанса

Развивалась по западному образцу
Утрата аскетического опыта
Умозрительный характер
Гностический

характер
Философия занимает место богословия
Критика софиологии (Особое мнение, 1936)

1930:
“В будущее нет пути иного, как через предание Отцов”

Слайд 39

Первый конгресс православного богословия (Афины, 1936) “Westliche Einflüsse in der Russischen

Первый конгресс православного богословия
(Афины, 1936)

“Westliche Einflüsse
in der Russischen Theologie”


“Patristics and
Modern Theology”

«В этот мир православный богослов тоже должен принести свое свидетельство, свидетельство от вну­тренней памяти Церкви, чтобы сомкнуть его
с историческим разысканием»

Слайд 40

“Богословская наука была принесена в Россию с Запада. Слишком долго она

“Богословская наука была принесена в Россию с Запада. Слишком долго она

и оставалась в России чужестранкой, даже упорствовала говорить на своем особенном и чужом языке (и не на языке житейском, и не на языке молитв). Она оставалась каким-то инославным включением в церковно-органическую ткань. Богословская наука развивалась в России в искусcтвенной и слишком отчужденной среде, становилась и оставалась школьной наукой. Превращалась в предмет преподавания, переставала быть разысканием истины или исповеданием веры. Богословская мысль отвыкала прислушиваться к биению Церковного сердца. И теряла доступ к этому сердцу”
Слайд 41

Богословие – «теория», Боговидение “Однако (...) философия восходила к богословию, а

Богословие – «теория», Боговидение

“Однако (...) философия восходила
к богословию, а не

исходила из него”

Lex orandi должно предшествовать lex credendi

Слайд 42

«Предание" есть живое предание— depositum iuvenescens” Не просто “путь назад” Плодотворное развитие патристической традиции

«Предание" есть живое предание— depositum iuvenescens”

Не просто “путь назад”
Плодотворное развитие

патристической традиции
Слайд 43

Философия как синоним богословия Богословие ad mentem patrum “богословие Церкви находится

Философия как синоним богословия

Богословие ad mentem patrum

“богословие Церкви находится еще в

становлении
(im werden), в процессе формирования”
«Русская мысль все еще in statu nascendi, в борении и искании»
Слайд 44

Богословие (философие) ad mentem patrum Особый тип рефлексии Личная связь с

Богословие (философие) ad mentem patrum

Особый тип рефлексии
Личная связь с отцами
Возрождение патристики

в современном мире
Опыт веры
Слайд 45

Четыре условия “патристического стиля” Соборность Возвращение к отцам Церкви Христианский эллинизм Смысл истории

Четыре условия “патристического стиля”

Соборность
Возвращение к отцам Церкви
Христианский эллинизм
Смысл истории

Слайд 46

Христианский эллинизм

Христианский эллинизм

Слайд 47

Вера и разум на разных уровнях Contra рационализм Contra фидеизм Антиномический

Вера и разум на разных уровнях
Contra рационализм
Contra фидеизм
Антиномический характер богословия

“Вера оправдывает

сама себя”

“«Разумное» оправдание веры есть ее уничтожение. Религия и философия, вера и знание существенно разнородны и потому
взаимно автономны. Мыслитель верующий должен свято соблюдать грань между divina и humana, между Потусторонним и Здешним”

Слайд 48

Deus absconditus et Deus revelatus

Deus absconditus et Deus revelatus

Слайд 49

Богословие Апофатическое Катафатическое Двойная тайна Бога и творения Символический характер Опасность

Богословие

Апофатическое

Катафатическое

Двойная тайна Бога и творения
Символический характер

Опасность “гебраизма”
Все отцы использовали философские

категории
Церковь не отрицает античную культуру
Философия как Preparatio Evangelica
Слайд 50

Богословие Fides quarens intellectum Intellectus quaerens fidem Полемика с русским религиозно-философским

Богословие

Fides quarens intellectum

Intellectus quaerens fidem

Полемика с русским религиозно-философским ренессансом

Бог не есть

“всеединство”, в котором погружен мир. Существует граница (“diastema”) между Богом и человеком

“воцерковление” разума

Слайд 51

Эллинизм Ведущая роль греческих отцов Церкви Греческий язык Философствование о Боге

Эллинизм

Ведущая роль греческих отцов Церкви
Греческий язык

Философствование о Боге есть
“исполнение религиозного долга

и призвания”
Слайд 52

“Церковь никогда не утверждала, что нет ничего общего между Иерусалимом и

“Церковь никогда не утверждала, что нет ничего общего между Иерусалимом и

Афинами, между «школой» и Церковью. Есть глубокий смысл в том факте, что именно греческий язык стал преимущественным языком христианства; и таким остается и останется навсегда, — ибо это язык Нового Завета... Этим освящалась в известном смысле эллинская стихия, эллинский путь духа. И нельзя отрекаться от эллинизма, не посягая и на Писание, на Новый Завет...”
Слайд 53

Латинские писатели Бл. Августин Св. Киприан Св. Иреней Св. Иларий Пиктавийский

Латинские писатели

Бл. Августин
Св. Киприан
Св. Иреней
Св. Иларий Пиктавийский

Слайд 54

“Христианский мыслитель не делает различий между верой и разумом. Христианская философия

“Христианский мыслитель не делает различий между верой
и разумом. Христианская философия

начинается с истин веры и в них обнаруживает свет разума. Можно сказать, что христианские догматы уже содержат в себе в качестве предпосылок всю метафизику, метафизику истинную
и неоспоримую. Дело философа-христианина найти, определить и объяснить эти посылки. Это умозрительная интерпретация христианского символа веры. Представление об аскетизме, предварительное аскетическое знание дает больше, чем любая методология. Опыт философа, претворяясь в религиозную практику, преобразуется качественно. Поскольку главным объектом догматического опыта является Иисус Христос, можно сказать, что вся христианская философия – это лишь умозрительное истолкование христологического догмата, Халкидонского догмата”
Идея творения в христианской философии
Слайд 55

Слайд 56

Подлинная философия Христианская догматика “Священная философия” “Философия Святого Духа”

Подлинная философия

Христианская догматика
“Священная философия”
“Философия Святого Духа”

Слайд 57

Выводы Неопатристический синтез – незавершенный проект Постулат “следования” отцам Вопросы: Постулат

Выводы

Неопатристический синтез – незавершенный проект
Постулат “следования” отцам
Вопросы:
Постулат диалога с современными философскими

концепциями
Игнорирование многих философских школ
Русский религиозный ренессанс
и неопатристический синтез:
противостояние или взаимодополнение?
Применение к интерпретации теории эволюции
Слайд 58

Значение Душепастырское значение Эвристический потенциал: “дискурс энергий” (понятия “энергия,” “logoi” etc.),

Значение

Душепастырское значение
Эвристический потенциал:
“дискурс энергий”
(понятия “энергия,” “logoi” etc.),
Противоположность западному

“дискурсу сущности”
(категории “сущности,” “идея,” “начало” и т.п.)

С.С. Хоружий