Конец классической немецкой философии

Содержание

Слайд 2

Л. Фейербах и К. Маркс Конец классической немецкой философии Давид Штраус

Л. Фейербах и К. Маркс Конец классической немецкой философии

Давид Штраус (1808-1874)
Бруно Бауэр (1809-1882)
Людвиг

Фейербах (1804-1872)
Карл Маркс (1818-1883)
Слайд 3

Л. Фейербах и К. Маркс Конец классической немецкой философии Людвигсбург Трир

Л. Фейербах и К. Маркс Конец классической немецкой философии

Людвигсбург

Трир

Эйзенберг

Венеция

Шпейер

Лондон

Давид Штраус (1808-1874)
Бруно Бауэр (1809-1882)
Людвиг

Фейербах (1804-1872)
Карл Маркс (1818-1883)
Слайд 4

Л. Фейербах и К. Маркс Конец классической немецкой философии Младогегельянцы Противоречие

Л. Фейербах и К. Маркс Конец классической немецкой философии

Младогегельянцы
Противоречие между

системой и методом Гегеля
Дух: «субстанция» или «субъект»
Л. Фейербах
Антропологический принцип в философии
Философия религии
Философский материализм
К. Маркс
Антропология
Понятие отчуждения
Отчуждение труда и его социальные и экзистенциальные последствия
Буржуазное общество как общество тотального отчуждения
Материалистическое понимание истории
История как объективно детерминированный процесс
Понятие материального производства
Материальный базис общества и его политико-идеологическая надстройка
Историческое развитие как смена общественно-экономических формаций
Слайд 5

Карл Маркс (1818-1883) Экономическо-философские рукописи 1844 года (1844) Немецкая идеология (1846)

Карл Маркс (1818-1883)

Экономическо-философские рукописи 1844 года (1844)
Немецкая идеология (1846)
Капитал (1867 и

сл.)

Основные сочинения

Слайд 6

Антропология К. Маркса Понятие отчуждения Отчуждение (нем. Entfremdung, англ. и франц.

Антропология К. Маркса Понятие отчуждения

Отчуждение (нем. Entfremdung, англ. и франц. alienation) – философско-социологическая

категория, выражающая объективное превращение деятельности человека и её результатов в самостоятельную силу, господствующую над ним самим и враждебную ему, и связанное с этим превращение человека из активного субъекта в объект общественного процесса.
Слайд 7

Отчуждение в опредмечивании труда – не просто обретение трудом предметного, внешнего

Отчуждение в опредмечивании труда – не просто обретение трудом предметного, внешнего существования,

а превращение опредмеченного труда в противостоящую, враждебную рабочему силу.

Самоотчуждение в процессе труда – превращение труда из специфически человеческой (сущностной) деятельности в нечто навязанное извне, средство удовлетворения животных потребностей.

Отчуждение родовой жизни человека – превращение социального (в том числе преобразованной трудом природы) в чуждую силу, служащую лишь средством индивидуального выживания.

Отчуждение человека от человека – антагонизация человеческих отношений, вызванная присвоением продукта труда другим человеком (не рабочим) и подчинением ему самого процесса труда.

Антропология К. Маркса Отчуждение труда и его социальные и экзистенциальные последствия

Слайд 8

Труд непосредственно ради потребностей (капитал и труд ещё объединены) Меновая торговля

Труд непосредственно ради потребностей (капитал и труд ещё объединены)

Меновая торговля (труд отчасти

становится источником дохода)

Разделение труда и деньги (труд целиком превращается в труд ради заработка)

Аграрный труд и рента (капитал и труд выступают ещё в специфических формах)

Антропология К. Маркса Буржуазное общество как общество тотального отчуждения

Свободный капитал стирает всякую природную и общественную определённость

Этапы развития отчуждённого труда

Слайд 9

Материалистическое понимание истории История как объективно детерминированный процесс … Маркс положил

Материалистическое понимание истории История как объективно детерминированный процесс

… Маркс положил конец

воззрению на общество, как на механический агрегат индивидов, допускающий всякие изменения по воле начальства (или, всё равно, по воле общества и правительства), возникающий и изменяющийся случайно, и впервые поставил социологию на научную почву, установив понятие общественно-экономической формации, как совокупности данных производственных отношений, установив, что развитие таких формаций есть естественно-исторический процесс.

В. И. Ленин Что такое «друзья народа» и как они воюют против социал-демократов

Слайд 10

Материалистическое понимание истории История как объективно детерминированный процесс Люди сами делают

Материалистическое понимание истории История как объективно детерминированный процесс

Люди сами делают свою

историю, но они её делают не так, как им вздумается, при обстоятельствах, которые не сами они выбрали, а которые непосредственно имеются налицо, даны им и перешли от прошлого.

К. Маркс Восемнадцатое брюмера Луи Бонапарта

Слайд 11

Материалистическое понимание истории Понятие материального производства Людей можно отличать от животных

Материалистическое понимание истории Понятие материального производства

Людей можно отличать от животных по сознанию,

по религии – вообще по чему угодно. Сами они начинают отличать себя от животных, как только начинают производить необходимые им средства к жизни, – шаг, который обусловлен их телесной организацией. Производя необходимые им средства к жизни, люди косвенным образом производят и самоё материальную жизнь.

К. Маркс и Ф. Энгельс Немецкая идеология

Слайд 12

Материалистическое понимание истории Материальный базис общества и его политико-идеологическая надстройка В

Материалистическое понимание истории Материальный базис общества и его политико-идеологическая надстройка

В общественном

производстве своей жизни люди вступают в определённые, необходимые, от их воли не зависящие отношения – производственные отношения, которые соответствуют определённой ступени развития их материальных производительных сил. Совокупность этих производственных отношений составляет экономическую структуру общества, реальный базис, на котором возвышается юридическая и политическая надстройка и которому соответствуют определённые формы общественного сознания.

К. Маркс К критике политической экономии

Слайд 13

Материалистическое понимание истории Историческое развитие как смена общественно-экономических формаций На известной

Материалистическое понимание истории Историческое развитие как смена общественно-экономических формаций

На известной ступени

своего развития материальные производительные силы общества приходят в противоречие с существующими производственными отношениями, или – что является только юридическим выражением последних – с отношениями собственности, внутри которых они до сих пор развивались. Из форм развития производительных сил эти отношения превращаются в их оковы. Тогда наступает эпоха социальной революции. С изменением экономической основы более или менее быстро происходит переворот во всей громадной надстройке.

К. Маркс К критике политической экономии