Содержание
- 2. В чем отличие философии культуры от теории культуры? NB : «Дельфийский завет» «Все понятия, которыми переводились
- 3. 1) Материальная причина: из чего что-то сделано? 2) Действующая причина: кем что-то сделано? 3) Формальная причина:
- 4. Понятие культуры: проблема определения. Определения из учебников Культура означает различные формы человеческой адаптации и способы, которыми
- 5. Культура как новый эволюционный механизм C эмпирической точки зрения человека отличает от других разумных животных способность
- 6. Авторские подходы Гарри Триандис: «Культура является одним из тех определений, которые всегда присутствуют в работе социальных
- 7. Рой Д’Андрад: культурой будет все, что передается последующим поколениям через изучение. Roy G. D’Andrade. Cultural Meaning
- 8. Самюэл Хангтинтон: ценности, установки, верования, ориентации и убеждения превалирующие среди членов общества. Херсковиц М.: культура -
- 9. В своем классическом обзоре определений культуры Кребер и Клакхон выделяют пять классов определений культуры (Kroeber A.L.
- 10. Культурная форма Paideia Techne Cult Symbol Вечное (Смысл бытия, Абсолютное, Бог) Конечное (Природа, предметный мир) Телесность
- 11. Язык = Логос культуры Грамматика Семантика Поэтика Риторика Смысл бытия = Абсолютное = Бог Природа =
- 12. «медиум смысла» (поэтика культуры) «способ выражения смысла» (грамматика культуры) «эстафета опыта» (риторика культуры) «орудие и способ
- 13. 2. Антиномии культуры Человеческое естество и его культурная форма Полярные типы: «натурализм – эстетизм» (дионисийское и
- 14. 3. Язык как логос культуры Антиномии языка по Вильгельму фон Гумбольдту Опираясь на идеи И. Канта
- 15. 1. Антиномия языка как деятельности и как продукта деятельности. По своей сущности язык есть выражение деятельности
- 17. Скачать презентацию
В чем отличие философии культуры от теории культуры?
NB : «Дельфийский
В чем отличие философии культуры от теории культуры?
NB : «Дельфийский
«Все понятия, которыми переводились и определялись eidos или morphe, отсылают нас к теме присутствия вообще. Форма – это само присутствие. Формальность – это то, что явлено, видимо и воспринимаемо в вещи вообще. Это метафизическое мышление – и, следовательно, феноменологическое – есть мышление бытия как формы»
[Деррида, Форма и значение. 1999,с.140].
1) Материальная причина: из чего что-то сделано?
2) Действующая причина: кем что-то сделано?
3) Формальная причина:
1) Материальная причина: из чего что-то сделано?
2) Действующая причина: кем что-то сделано?
3) Формальная причина:
4) Конечная причина: ради чего что-то сделано?
Causa formalis
Causa materialis
Causa finalis
Causa efficiens
Понятие культуры: проблема определения.
Определения из учебников
Культура означает различные формы человеческой адаптации и
Понятие культуры: проблема определения.
Определения из учебников
Культура означает различные формы человеческой адаптации и
Культура - это совокупность осмысленной творческой деятельности людей, многофункциональная система, вбирающая в себя разнообразные аспекты человеческой деятельности.
Культура - это совокупность всех видов, способов и приемов человеческой деятельности и самих результатов этой деятельности, проявляемая, накапливаемая и передаваемая последующим поколениям в виде артефактов, т.е. неделимых единиц культуры (предметов, процессов или явлений искусственного происхождения).
Культура - это совокупность искусственных порядков и объектов, созданных людьми в дополнение к природным; это «возделанная» среда обитания людей, организованная посредством специфических человеческих способов (технологий) деятельности и насыщенная продуктами (результатами) этой деятельности.
Культура как новый эволюционный механизм
C эмпирической точки зрения человека отличает от
Культура как новый эволюционный механизм
C эмпирической точки зрения человека отличает от
Авторские подходы
Гарри Триандис: «Культура является одним из тех определений, которые всегда
Авторские подходы
Гарри Триандис: «Культура является одним из тех определений, которые всегда
Harry C. Triandies. Introduction to Handbook. In: Handbook of Cross-Cultural Psuchology. Vol. I. Perspectives. Harry C. Triandies, Willian Wilson Lambert (ed.) Boston, London, Sydney, Toronto: Allyn and Bacon, Inc., 1980, р. 3.
Роберт Ле Вин: Я использую термин культура для обозначения организованного комплекса правил, на основании которых индивиды в популяции должны контактировать друг с другом, думать о самих себе и о своем окружении и вести себя по отношению к другим и к объектам своего окружения.
LeVine, Robert A. Culture, Behavior and Personality. An Introduction to the Comparative Study of Psychosotial Adaptation. Chicago: Aldine Publishing Company, 1974, рр. 3 - 4.
Майкл Коул: Культура может быть понята как целостная совокупность артефактов, накопленных социальной группой в ходе ее исторического развития.
Cole M. Cultural Psychology. Cambridge, Mass., L. (England): The Belknap Press of Harvard University, 1996.
Рой Д’Андрад: культурой будет все, что передается последующим поколениям через изучение.
Roy
Roy
Густав Ягода: культура есть относительно организованная система разделяемых значений.
Smith, Peter B., Michael H. Bond (eds.) Social Psychology. Across Cultures. Analysis and Perspectives. N. Y., ets., Haruester Wheatsheaf, 1993, р. 36.
Джейнис Джейкинс: Cимволы и значения, которые личности динамически создают или пересоздают для себя в процессе интеракции.
Jenkins, Janis H. The Psychocultural Study of Emotion and Mental Disorder. In: Handbook of Psychological Anthropology. Philip K. Bock (ed.) Westport, Connecticut-London; Greenwood Press, 1994, pp. 99 - 100.
Самюэл Хангтинтон: ценности, установки, верования, ориентации и убеждения превалирующие среди членов
Самюэл Хангтинтон: ценности, установки, верования, ориентации и убеждения превалирующие среди членов
Херсковиц М.: культура - сумма поведения и привычного способа мышления людей, образующих данное общество.
Herskovits М. Cultural Anthropology. N.Y.,1955.
Роберт Тейлор: “Культура определяется как совокупность комплексов (sets) индивидуальных обычаев, которые называются культурными чертами (traits), и внутри любой культуры они связываются друг с другом в целые комплексы, который, в свою очередь, находятся друг с другом во взаимосвязи, формулируя целую культуру.
Taylor, B. Robert. Cultural Ways. A Compact Introduction to Cultural Anthropology. Allyn and Bacon, Inc. Boston, Mass, Kansas State University, 1970, рр. 11 - 12.
Александр Джеффри
Александер, Дж. Смыслы социальной жизни: культурсоциология - Москва, издательство «Праксис», 2013 г. - 630 c.
Jeffrey, C. Alexander, and Steven Seidman (eds.) Culture and Society. Contemporary debates. Cambridge: University Press, 1994, рр 25 - 24.
В своем классическом обзоре определений культуры Кребер и Клакхон выделяют пять
В своем классическом обзоре определений культуры Кребер и Клакхон выделяют пять
(Kroeber A.L. and Kluckhohn C. Culture: a Critical Review of Concepts and Difinitions // Papers peabody Mus., 1952, 47, N 1.)
1. Дескриптивные определения, когда стремятся описать все или некоторые аспекты человеческой жизни и деятельности.
2. Исторические определения, которые делают акцент на ассимиляции традиции прошлых времен. (К. – «всё, что передается последующим поколениям через научение»)
3. Нормативные определения делают акцент на правилах, которые руководят деятельностью группы людей.
4. Психологические определения подчеркивают множественность психологических аспектов, включающих такие понятия как приспособление, разрешение проблем, обучение, привычки.
5. Структурные определения подчеркивают модель или организацию культуры.
Культурная
форма
Paideia
Techne
Cult
Symbol
Вечное (Смысл бытия, Абсолютное, Бог)
Конечное (Природа, предметный мир)
Телесность =
Культурная
форма
Paideia
Techne
Cult
Symbol
Вечное (Смысл бытия, Абсолютное, Бог)
Конечное (Природа, предметный мир)
Телесность =
человеческое естество
Другой = Субъект
Язык =
Логос
культуры
Грамматика
Семантика
Поэтика
Риторика
Смысл бытия = Абсолютное = Бог
Природа = предметный
Язык =
Логос
культуры
Грамматика
Семантика
Поэтика
Риторика
Смысл бытия = Абсолютное = Бог
Природа = предметный
Телесность =
человеческое естество
Другой = Субъект
«медиум смысла» (поэтика культуры)
«способ выражения смысла» (грамматика культуры)
«эстафета опыта» (риторика
«медиум смысла» (поэтика культуры)
«способ выражения смысла» (грамматика культуры)
«эстафета опыта» (риторика
«орудие и способ целенаправленной деятельности» (семантика культуры).
2. Антиномии культуры
Человеческое естество и его культурная форма
Полярные типы: «натурализм –
2. Антиномии культуры
Человеческое естество и его культурная форма
Полярные типы: «натурализм –
Религиозный эскапизм – религиозный фанатизм (фундаментализм)
Технократизм – экологический фундаментализм
Традиции и новации в культуре (новое и значимое в общении)
3. Язык как логос культуры
Антиномии языка по Вильгельму фон Гумбольдту
Опираясь
3. Язык как логос культуры
Антиномии языка по Вильгельму фон Гумбольдту
Опираясь
Противоречие между социальным и индивидуальным в языке. Язык одновременно является принадлежностью индивида и «дух народа».
Противоречие между завершением развития языка в данный момент и его непрерывным развитием.
Язык как совокупность определённых фактов и вместилище приёмов, с помощью которых развивается речь.
Язык как определённая система и в то же время реализация в виде отдельных актов речевой деятельности. (Антиномия языка и речи)
Язык как средство объективизации мысли, доступной благодаря этому и для других, и язык как стимул мысли слушающего.
Стремление отличить логические формы мышления от языковых форм, в частности грамматических,
1. Антиномия языка как деятельности и как продукта деятельности. По своей сущности
1. Антиномия языка как деятельности и как продукта деятельности. По своей сущности
2. Антиномия языка и мышления. Гумбольдт всячески подчеркивает неразрывное единство языка и мышления: язык есть орган, образующий мысль; язык стремится превратить звук в выражение мысли; без языка невозможно образование понятий; слово есть индивидуальная физиономия понятия; слово является единством звука и понятия и т. д. Вместе с тем дух человека, воплотившись в понятие, постоянно стремится освободиться от уз языка, так как слова стесняют внутреннюю свободу духа, мысли, ставя их в определенные рамки.
3. Антиномия объективного и субъективного в языке. По Гумбольдту, язык по отношению к познаваемому субъективен, по отношению к человеку он объективен. Язык имеет самостоятельное бытие, в существе своем он не зависит от отдельных лиц, хотя действительную жизнь и получает только в употреблении между людьми. Язык принадлежит мне, отмечает Гумбольдт, потому что я воспроизвожу его собственной деятельностью. Но так как я воспроизвожу его так, а не иначе потому, что так говорят и говорили все поколения, передававшие его друг другу до настоящего времени, то меня, очевидно, ограничивает сам язык. С одной стороны, человек воспринимает язык так, как он завещан традицией, а с другой – он сам постоянно воссоздает язык в собственной речи. Эта антиномия является великим средством преобразования субъективного в объективное и наоборот.