Марксизм. Карл Маркс (1818-1883)

Содержание

Слайд 2

Карл Маркс (1818-1883) Главные произведения: «Капитал», «Экономическо-философские рукописи 1844 года», «Тезисы о Фейербахе»

Карл Маркс (1818-1883)

Главные произведения:
«Капитал»,
«Экономическо-философские рукописи 1844 года»,
«Тезисы о Фейербахе»

Слайд 3

Фридрих Энгельс (1820-1895) Главные произведения: «Анти-Дюринг», «Диалектика природы» «О происхождении семьи, частной собственности и государства»

Фридрих Энгельс (1820-1895)

Главные произведения:
«Анти-Дюринг»,
«Диалектика природы»
«О происхождении семьи, частной собственности и

государства»
Слайд 4

Идейные источники марксизма: утопический социализм (Т. Мор, Т. Кампанелла), французский материализм

Идейные источники марксизма:

утопический социализм (Т. Мор, Т. Кампанелла),
французский материализм (Д.

Дидро, Ж. Ж. Руссо, П.А. Гольбах и др.)
немецкая классическая философия (Г. Гегель)
Слайд 5

Марксизм включает два раздела: диалектический материализм исторический материализм

Марксизм включает два раздела:

диалектический материализм

исторический материализм

Слайд 6

Характерные черты марксизма - диалектический метод неразрывно связан с материалистическим принципом;

Характерные черты марксизма

- диалектический метод неразрывно связан с материалистическим принципом;
- история

- естественный, закономерный процесс;
- мир не только объясняется, но разрабатываются основы его преобразования;
- диалектико-материалистические взгляды связываются с интересами пролетариата
Слайд 7

Русский теоретик и пропагандист марксизма, основатель социально-демократического движения в России ОСНОВНЫЕ

Русский теоретик и пропагандист марксизма, основатель социально-демократического движения в России
ОСНОВНЫЕ ТРУДЫ:


«К вопросу о развитии монистического взгляда на историю» (1895); «К вопросу о роли личности в истории» (1898)
Развил материалистическое понимание истории; отвергал концепции о «героях – делателях истории», считая, что «народ, вся нация должна быть героем истории»

Г.В. ПЛЕХАНОВ
(1856-1918)

Слайд 8

Диалектический материализм «Материя - есть объективная реальность, данная нам в ощущениях» В.И. Ленин, «Материализм и эмпириокритицизм»

Диалектический материализм

«Материя - есть объективная реальность, данная нам в ощущениях»
В.И.

Ленин, «Материализм и эмпириокритицизм»
Слайд 9

Движение – атрибут материи движение - неотъемлемое свойство материи; движение абсолютно,

Движение – атрибут материи

движение - неотъемлемое свойство материи;
движение абсолютно, а покой

относителен;
движение материи осуществляется в пространстве и времени, которые трактуются как объективные формы, не связанные с фактором сознания
Слайд 10

Сознание - высшая форма отражения материи Сознание - идеальный, субъективный образ

Сознание - высшая форма отражения материи

Сознание - идеальный, субъективный образ объективного

мира;
Сознание - функция мозга, имеющая не физиологическую, а социальную природу;
Процесс формирования сознания и языка обусловлен коллективным процессом трудовой деятельности первобытных людей
Слайд 11

Исторический материализм «Общественное бытие» определяет «общественное сознание», что означает обусловленность духовной

Исторический материализм

«Общественное бытие» определяет «общественное сознание», что означает обусловленность духовной

сферы материально-практическими условиями существования больших групп людей
Слайд 12

Классовая теория Классы – большие группы людей, которые отличаются своим отношением

Классовая теория

Классы – большие группы людей, которые отличаются своим отношением к

средствам производства
Средства производства – орудия, предметы, средства труда
Слайд 13

Общественно-экономическая формация определенная ступень развития общества, характеризующаяся материальным базисом и соответствующей ему духовно-политической надстройкой НАДСТРОЙКА БАЗИС

Общественно-экономическая формация

определенная ступень развития общества, характеризующаяся материальным базисом и соответствующей ему

духовно-политической надстройкой

НАДСТРОЙКА
БАЗИС

Слайд 14

Базис - это производственные отношения т.е. отношения, которые возникают у людей

Базис -

это производственные отношения т.е. отношения, которые возникают у людей в

процессе производства, обмена, распределения и потребления материальных благ. Главными среди всех производственных отношений являются отношения к собственности
Слайд 15

Базис Производственные отношения Производительные силы (техника, технология, люди)

Базис

Производственные отношения
Производительные силы
(техника, технология, люди)

Слайд 16

Духовно-политическая надстройка Включает различные сферы духовной жизни общества (мораль, право, науку,

Духовно-политическая надстройка

Включает различные сферы духовной жизни общества (мораль, право, науку, философию,

религию и др.), а также соответствующие им социальные институты
Слайд 17

Общественно-экономические формации: первобытно-общинная (отсутствие частной собственности, классового деления, эксплуатации, государства), рабовладельческая,

Общественно-экономические формации:

первобытно-общинная (отсутствие частной собственности, классового деления, эксплуатации, государства),
рабовладельческая,
феодальная,


капиталистическая (которым были присущи частная собственность, классовый антагонизм, эксплуатация человека человеком, государство)
коммунистическая - общество будущего, в котором отомрут все указанные формы, связанные с имущественной дифференциацией
Слайд 18

Высшая стадия истории - коммунизм, переходная к ней стадия - социализм

Высшая стадия истории - коммунизм, переходная к ней стадия - социализм

Цель

марксизма – не объяснение мира, а преобразование мира
Слайд 19

А. ШОПЕНГАУЭР Ф. НИЦШЕ НЕКЛАССИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ

А. ШОПЕНГАУЭР
Ф. НИЦШЕ
НЕКЛАССИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ

Слайд 20

Что значит «неклассическая»? Отрицание гуманизма Отрицание рационализма Отрицание прогресса

Что значит «неклассическая»?

Отрицание гуманизма
Отрицание рационализма
Отрицание прогресса

Слайд 21

Артур Шопенгауэр (1788–1860) Мир – как проявление Мировой Воли Воля –

Артур Шопенгауэр (1788–1860)

Мир – как проявление
Мировой Воли
Воля – свободное
хотение, желание
Источники:

философия
Буддизма и И.Канта
Жизнь – путь страданий
Слайд 22

Трагическая диалектика Одни живут смертью других – так мир взаимосвязан. Прогресса

Трагическая диалектика

Одни живут смертью других – так мир взаимосвязан.
Прогресса

не существует.
«Только страдания и лишения ощущаются нами положительно».
Наш мир – худший из возможных миров
Слайд 23

Метафизика любви и пола Любовь – ловушка природы. Метафизика пола «Мы

Метафизика любви и пола

Любовь – ловушка природы. Метафизика пола
«Мы в основе

своей нечто такое, чему не следовало бы быть, – оттого мы и перестаем быть»
Как обрести свободу?
Слайд 24

Условия свободы: Эстетическое наслаждение Этическое поведение: не делая ничего из того,

Условия свободы:

Эстетическое наслаждение
Этическое поведение: не делая ничего из того, что хочется,

следует делать все, что не хочется
Идеальное поведение – альтруизм в отношении другого и аскетизм в отношении к себе
Слайд 25

ФРИДРИХ НИЦШЕ (1844-1900)

ФРИДРИХ НИЦШЕ (1844-1900)

Слайд 26

Периодизация творчества Ницше 1.1871-1876 гг. Философско-эстетический – время увлечения идеями А.

Периодизация творчества Ницше

1.1871-1876 гг. Философско-эстетический – время увлечения идеями А. Шопенгауэра

и Р. Вагнера
2.1878-1882 гг. «Переоценка ценностей»
3. 1883-1889 гг. – время создания оригинальных философских произведений
Слайд 27

Основные произведения Ницше «Рождение трагедии или Эллинство и пессимизм» (1872); «Человеческое,

Основные произведения Ницше

«Рождение трагедии или Эллинство и пессимизм» (1872);
«Человеческое, слишком

человеческое» (1878);
«Так говорил Заратустра. Книга для всех и ни для кого» (1883-1887);
«По ту сторону добра и зла. Прелюдия к философии будущего» (1886);
«Сумерки идолов или как философствуют молотом» (1888);
«К генеалогии морали. Полемическое сочинение» (1887);
«Антихрист. Проклятие христианству» (1888)
Слайд 28

Основные идеи философии Ницше «Воля к власти» (онтология) «Сверхчеловек» (антропология) Нигилизм (общество и культура)

Основные идеи философии Ницше

«Воля к власти» (онтология)
«Сверхчеловек» (антропология)
Нигилизм

(общество и культура)
Слайд 29

Наиболее известные афоризмы Ницше Бог умер! Что есть счастье? Чувство растущей

Наиболее известные афоризмы Ницше

Бог умер!
Что есть счастье? Чувство растущей

власти!
Падающего – толкни!
Кто должен быть творцом в добре и зле, поистине тот должен быть сперва разрушителем, разбивающим ценности!
Христианская церковь есть высшее из всех мыслимых извращений… она обесценила всякую ценность, из всякой истины она сделала ложь…
Слайд 30

Слайд 31

ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМ

ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМ

Слайд 32

Экзистенциализм – направление в философии XX в., которое в центр своего

Экзистенциализм – направление в философии XX в., которое в центр своего внимание

ставит существование человека
Экзистенция – это бытие человека, взятое в своей полноте
Слайд 33

Впервые слово «экзистенция» в этом смысле использовал датский философ Сёрен Кьеркегор

Впервые слово «экзистенция» в этом смысле использовал датский философ Сёрен Кьеркегор

в работе «Заключительный ненаучный постскриптум к «Философским крохам»» (1846)
Философские работы: «Или-или» (1843), «Страх и трепет» (1843), «Понятие страха» (1844), «Философские крохи» (1846)

С. Кьеркегор
(1813-1855)

Слайд 34

Основные идеи философии С. Кьеркегора: - человек – главная проблема, а

Основные идеи философии С. Кьеркегора:
- человек – главная проблема, а его

бытие (экзистенция) требует самого внимательного исследования;
- существование человека – настоящая реальность;
- бытие человека представляется в виде неповторимых переживаний;
- смысл существования открывается в критические моменты жизни человека, когда возникает необходимость в выборе – «или-или»
Слайд 35

Экзистенциализм как влиятельное философское направление появляется после Первой мировой войны (1914-1918)

Экзистенциализм как влиятельное философское направление появляется после Первой мировой войны (1914-1918)
Наибольшая

популярность приходится на 40-60 годы XX века
Слайд 36

Особенности экзистенциализма - экзистенция (существование, бытие человека) предшествует сущности; - акцент

Особенности экзистенциализма

- экзистенция (существование, бытие человека) предшествует сущности;
- акцент на переживании

человеком своего бытия;
- человек – это проект, выход за пределы себя;
- экзистенция проявляется в пограничных ситуациях;
- свобода – основной фактор человеческого бытия
Слайд 37

Мартин Хайдеггер (1889-1976) Карл Ясперс (1883-1964) Жан-Поль Сартр (1905-1980), Альбер Камю

Мартин Хайдеггер (1889-1976)

Карл Ясперс (1883-1964)

Жан-Поль Сартр (1905-1980),

Альбер Камю (1913-1960)

Габриэль Марсель

(1889-1973)

Представители экзистенциализма

Слайд 38

Одним из основателей экзистенциализма считается немецкий философ Мартин Хайдеггер (1889-1976) «Философия

Одним из основателей экзистенциализма считается немецкий философ Мартин Хайдеггер (1889-1976)
«Философия есть

философствование»
Основные труды: «Бытие и время» (1927), «Что такое метафизика?» (1930), «Гёльдерлин и сущность поэзии» (1937), «Путь к языку» (1959)
Слайд 39

Основные идеи: Центральное понятие: Dasein – бытие человека, как отношение собственного

Основные идеи:

Центральное понятие: Dasein – бытие человека, как отношение собственного бытия

к бытию вообще.
Различение бытия и сущего.
Человеческое бытие – это «бытие-в-мире»
Основные аспекты человеческого бытия: забота, совесть, одиночество, смерть.
Подлинное собственное бытие и несобственное неподлинное бытие
Решимость выбора
Слайд 40

Карл Ясперс (1883-1964) Основные труды: «Философия» (1932), «Экзистенциальная философия» (1938), «Философская

Карл Ясперс (1883-1964)

Основные труды: «Философия» (1932), «Экзистенциальная философия» (1938), «Философская вера»

(1948), «Смысл и назначение истории» (1949)
Слайд 41

Основные идеи К. Ясперс: - предмет философии – человек и составные

Основные идеи К. Ясперс:

- предмет философии – человек и составные моменты

его экзистенции: воля, понимание, вера, свобода, выбор, ответственность;
- идея осевого времени
- экзистенциальная коммуникация, основанная на взаимной любви и доверии
Слайд 42

Жан-Поль Сартр (1905-1980) Основные произведения: «Бытие и ничто» (1943), «Экзистенциализм –

Жан-Поль Сартр (1905-1980)

Основные произведения:
«Бытие и ничто» (1943), «Экзистенциализм – это гуманизм»(1946), «Критика

диалектического разума» (1960), роман «Тошнота» (1938)
Слайд 43

Основные идеи Ж. Сартра: - различение бытие-в-себе (нечто) и бытие-для-себя (сознание);

Основные идеи Ж. Сартра:

- различение бытие-в-себе (нечто) и бытие-для-себя (сознание);
- экзистенция

(существование) – это сознание и устремление (как отрицание);
- свобода – модус бытия человека: человек таков каким он себя выбирает
Слайд 44

Альбер Камю (1913-1960) Основные произведения: «Миф о Сизифе» (1943), роман «Чума» (1947), «Бунтующий человек» (1951)

Альбер Камю (1913-1960)

Основные произведения:
«Миф о Сизифе» (1943), роман «Чума» (1947), «Бунтующий

человек» (1951)
Слайд 45

Основные идеи А. Камю: - абсурдность существования (реальность абсурдна); - бунт

Основные идеи А. Камю:

- абсурдность существования (реальность абсурдна);
- бунт как одно

из существенных измерений человека;
- смысл существования – в установлении человеческой солидарности
Слайд 46

Габриэль Марсель (1889-1973) Представитель религиозного (католического) экзистенциализма Основные труды: «Метафизический дневник» (1925), «Опыт конкретной философии» (1967)

Габриэль Марсель (1889-1973)

Представитель религиозного (католического) экзистенциализма
Основные труды: «Метафизический дневник» (1925), «Опыт конкретной

философии» (1967)
Слайд 47

Основные идеи Г. Марселя: - утверждал иллюзорность веры во всесилие науки;

Основные идеи Г. Марселя:

- утверждал иллюзорность веры во всесилие науки;
- различение

мира науки (объективации) и мира экзистенциального (личностный);
- персонализм
Слайд 48

ПСИХОАНАЛИЗ

ПСИХОАНАЛИЗ

Слайд 49

ПСИХОАНАЛИЗ (фрейдизм) направление в философии, утверждающее доминирующую роль бессознательных факторов в

ПСИХОАНАЛИЗ (фрейдизм) направление в философии, утверждающее доминирующую роль бессознательных факторов в психике человека

и общества в целом
Слайд 50

ЗИГМУНД ФРЕЙД (1856-1939) – австрийский врач, невропатолог, психопатолог, психиатр, психолог ОСНОВОПОЛОЖНИК ПСИХОАНАЛИЗА И ФРЕЙДИЗМА

ЗИГМУНД ФРЕЙД (1856-1939) – австрийский врач, невропатолог, психопатолог, психиатр, психолог
ОСНОВОПОЛОЖНИК ПСИХОАНАЛИЗА

И ФРЕЙДИЗМА
Слайд 51

Главные произведения З.Фрейда: «Толкование сновидений» (1899), «Тотем и табу» (1913), «По

Главные произведения З.Фрейда:

«Толкование сновидений» (1899), «Тотем и табу» (1913),


«По ту сторону принципа удовольствия» (1919), «Психология масс и анализ человеческого Я» (1921), «Будущее одной иллюзии» (1927)
Слайд 52

Психика человека состоит из 3-х компонентов: Я, ОНО и Сверх-Я Бессознательное,

Психика человека состоит из 3-х компонентов: Я, ОНО и Сверх-Я

Бессознательное, которое

не осознается человеком («Оно», или «Id»);
Сознание или Разум («Я», или «Ego»);
социальный цензор, совесть («Сверх Я», или «Super-Ego)
Слайд 53

Бессознательное («Оно», «ID») Содержание: инстинкты (в первую очередь сексуальный – Либидо,


Бессознательное («Оно», «ID»)

Содержание: инстинкты (в первую очередь сексуальный – Либидо,

а также Эрос и Танатос)
Основной принцип: принцип удовольствия: «Я хочу!»
Контакт с реальностью: отсутствует
Проявление: сновидения, автоматические действия, гипнотический транс
Слайд 54

Сверх-Я В метафорическом значении Сверх-Я выступает в качестве совести, внутреннего голоса

Сверх-Я

В метафорическом значении Сверх-Я выступает в качестве совести, внутреннего голоса или

судьи (в ранних работах Фрейда, в «Толкование сновидений», но называется цензором и является инициатором вытеснения)
Источник Сверх-Я: внешние запреты, табу, мораль и др. регуляторы поведения
Главный принцип: «Я должен!»
Слайд 55

Я (Ego) Сфера сознания, разума Функции: мышление, память, адаптация к реальности

Я (Ego)

Сфера сознания, разума
Функции: мышление, память, адаптация к реальности
Главный принцип: принцип

реальности: Я могу!
По отношению к Оно и Сверх-Я играет зависимую роль (между «молотом и наковальней»)
Слайд 56

Сублимация Бессознательные влечения из сферы «Оно» могут трансформироваться в иные виды

Сублимация

Бессознательные влечения из сферы «Оно» могут трансформироваться в иные виды

активности, например, в творчество. Это называется сублимацией.
Если сексуальные и иные влечения не находят выхода и накапливаются как вытесненные, это может стать причиной нервного расстройства, депрессии, невроза
Слайд 57

«Недовольство культурой» История и культура находятся в зависимости от бессознательного фактора

«Недовольство культурой»

История и культура находятся в зависимости от бессознательного фактора –

нужд и страстей людей
Мораль, религия, право выполняют функции «Сверх-Я» и блокируют выход агрессивной и сексуальной энергии, выполняя, «негативную миссию», сдерживая свободу индивидов

«Культура требует принесения в жертву не только сексуальности, но также и агрессивных склонностей человека», в результате чего «культурный человек променял часть своего возможного счастья на частичную безопасность»
(З. Фрейд)

Слайд 58

Психоанализ как метод В XX веке психоанализ стал самым популярным методом

Психоанализ как метод

В XX веке психоанализ стал самым популярным методом

в лечении психических расстройств
Суть метода: воздействие психоаналитика на бессознательную сферу индивида посредством гипноза

Памятник Зигмунду Фрейду
в университете Кларка (США),
где была прочитана его первая
лекция в Америке

Слайд 59

КАРЛ ГУСТАВ ЮНГ (1875-1961) – швейцарский психоаналитик, психиатр Г. Юнг рассматривает

КАРЛ ГУСТАВ ЮНГ (1875-1961) – швейцарский психоаналитик, психиатр

Г. Юнг рассматривает

психику как целостную, показывая, что сознательное и бессознательное уравновешивают, дополняют друг друга.
Отводит главную роль не индивидуальному, а коллективному бессознательному, которое «образует психическую основу сверхличной природы, существующую в каждом индивиде» и содержит общечеловеческие первообразы, символы переживаний – архетипы
Слайд 60

АРХЕТИПЫ «Тень» - бессознательная дочеловеческая часть психики (Мефистофель в “Фаусте” Гёте,

АРХЕТИПЫ

«Тень» - бессознательная дочеловеческая часть психики (Мефистофель в “Фаусте” Гёте, Локи

в “Эдде)
«Анима» - бессознательное начало противоположного пола в человеке, выражаемое образами двуполых существ первобытных мифов, в китайских категориях инь и ян и т.п.)
«Мудрый старик» (старуха)- архетип духа, мудрого волшебника, шамана (ницшевский Заратуштра)
«Мать» в её различных вариантах (богиня и ведьма, мойра, Деметра, Кибела, Богородица и т.п.)
«Прометей» - проявление в психике индивидуально-личностного начала (“самости”), противостоящей внешним силам и др.
Слайд 61

КАРЕН ХОРНИ (1885-1952) – НЕМЕЦКО-АМЕРИКАНСКИЙ ПСИХОАНАЛИТИК И ПСИХОЛОГ Характер невроза зависит

КАРЕН ХОРНИ (1885-1952) – НЕМЕЦКО-АМЕРИКАНСКИЙ ПСИХОАНАЛИТИК И ПСИХОЛОГ

Характер невроза зависит в

первую очередь от социальных факторов, от культурных ценностей, а не от Либидо.
Нормальный человек, стремится выстроить разносторонние отношения с другими людьми. Невротик, напротив, старается доминировать, завоевывать престиж и добиваться благосостояния. Невротическое стремление к власти рождается из тревожности.
Главная потребность индивида состоит в стремлении к безопасности.
«Великие неврозы» времени: чувство тревоги и беспокойства вызывается враждебной атмосферой, подавлением со стороны власти и т.д.
Слайд 62

ЭРИХ ФРОММ (1904-1980) Соединил идеи психоанализа, марксизма и экзистенциализма В личности

ЭРИХ ФРОММ (1904-1980)

Соединил идеи психоанализа, марксизма и экзистенциализма
В личности нет

ничего прирожденного
Человек находится между жизнью и смертью, «он брошен в этом мире в случайном месте и времени»
Каждый человек является носителем всех потенций, но не может реализовать их в результате кратковременности своего существования. Человек не может избежать этих противоречий, но реагирует на них различными способами, соответственно своему характеру и культуре.
Слайд 63

Эрих Фромм Позитивная и негативная свобода «Бегство от свободы» (Один из

Эрих Фромм

Позитивная и негативная свобода
«Бегство от свободы» (Один из механизмов бегства

от свободы - отказ от своей личности и связь ее с какой-либо внешней силой для получения силы, не достающей индивиду)
«Иметь или быть?»
«Искусство любить» (Для большинства проблема любви – это прежде всего проблема того, как быть любимым, а не того, как любить самому)
Слайд 64

ПОЗИТИВИЗМ

ПОЗИТИВИЗМ

Слайд 65

Позитивизм: Утверждает первенство науки; Считает, что научное познание основано на единстве

Позитивизм:

Утверждает первенство науки;
Считает, что научное познание основано на единстве метода;
Замещает наукой

другие формы знания;
Сводит все формы знания к опыту;
Преувеличивает роль науки и научного прогресса в решении человеческим проблем
Слайд 66

Стадии: «первый позитивизм» - 40-70-е гг. XIX в., «второй позитивизм» (эмпириокритицизм)

Стадии:

«первый позитивизм» - 40-70-е гг. XIX в.,
«второй позитивизм» (эмпириокритицизм) - с

70-х гг. XIX в. по начало XX в.,
«третий позитивизм» (неопозитивизм) - 20-50-е гг. XX в.,
постпозитивизм – с 50-х гг. XX в.
Слайд 67

Основатель позитивизма О.Конт (1798 – 1857)

Основатель позитивизма О.Конт
(1798 – 1857)

Слайд 68

Закон двойственной эволюции теологическая метафизическая позитивная (научная) традиционное общество доиндустриаль-ное общество индустриальное общество

Закон двойственной эволюции

теологическая
метафизическая
позитивная
(научная)

традиционное общество
доиндустриаль-ное общество
индустриальное
общество

Слайд 69

Эмпириокритицизм второй этап развития позитивизма, в основе которого лежит критика опыта,

Эмпириокритицизм


второй этап развития позитивизма, в основе которого лежит критика опыта, необходимость

очищения научного опыта от умозрительных понятий, а основным законом познания является «экономия мышления»
Слайд 70

Э.Мах Р.Авенариус

Э.Мах

Р.Авенариус

Слайд 71

Неопозитивизм считает, что знание о действительности дается лишь в повседневном или

Неопозитивизм

считает, что знание о действительности дается лишь в повседневном или конкретно-научном

мышлении, а философия возможна только как деятельность по анализу языка, в котором выражаются результаты этих видов мышления
Слайд 72

М.Шлик Л. Витгенштейн

М.Шлик

Л. Витгенштейн

Слайд 73

Постпозитивизм общее название для нескольких школ философии науки, объединённых критическим отношением

Постпозитивизм

общее название для нескольких школ философии науки, объединённых критическим отношением к эпистемологическим учениям, которые

были развиты в рамках неопозитивизма и обосновывали получение объективного знания из опыта
Слайд 74

К. Поппер П. Фейрабенд Т. Кун

К. Поппер

П. Фейрабенд

Т. Кун

Слайд 75

Верификация (от лат. verus - истинный и facio - делаю) методологическое

Верификация (от лат. verus - истинный и facio - делаю)

методологическое понятие,

обозначающее процесс установления истинности научных утверждений в результате их эмпирической проверки
Слайд 76

Фальсификация (от лат. falsus - ложный и facio – делаю) Это

Фальсификация (от лат. falsus - ложный и facio – делаю)

Это методологическая

процедура, позволяющая установить ложность гипотезы или теории
Слайд 77

Постмодернизм «Постмодерн начинается там, где кончается целое» В. Велш

Постмодернизм
«Постмодерн начинается там, где кончается целое»
В. Велш

Слайд 78

Постмодернизм как парадигма современной культуры является общим направлением развития европейской культуры,

Постмодернизм как парадигма современной культуры является общим направлением развития европейской культуры,

которое сформировалось в 70-е годы ХХ в.
Слайд 79

Предпосылки ситуации постмодерна Технологическая основа - современное постиндустриальное и информационное общество – новый тип социальной реальности

Предпосылки ситуации постмодерна

Технологическая основа - современное постиндустриальное и информационное общество –

новый тип социальной реальности
Слайд 80

Антропологическая предпосылка -антропологическая революция - человек потерял свое центральное место во

Антропологическая предпосылка -антропологическая революция - человек потерял свое центральное место во

Вселенной
Открытия Коперника – Дарвина – Маркса – Фрейда низвели человека до статуса простой природной вещи
Слайд 81

Экзистенциальная основа Постмодерна: потеря человечеством бессмертия в ХХ веке (былой «невинности»),

Экзистенциальная основа Постмодерна:
потеря человечеством бессмертия в ХХ веке (былой «невинности»),
переживание

богооставленности (в конце ХIХ века Ф.Ницше - «Бог умер»), своей собственной «безосновности», «беспочвенности» (книга Льва Шестова «Апофеоз беспочвенности» - 1905 г.),
неукорененности в бытии (М.Хайдеггер), переживания негарантированности бытия,  понимания непредсказуемости будущего и возможности возврата к несовершенному, неупорядоченному, хаотическому  прошлому. Время бытия переживается как «смутное» время
Слайд 82

И. Хассан выделяет следующие главные принципы и ценности постмодерна: неопределенности, неясности,

И. Хассан выделяет следующие главные принципы и ценности постмодерна:

неопределенности, неясности,

пробелы - не только не недостатки, а основные установки постмодернистских произведений искусства и философских концепций
Принципиальный фрагментаризм
«Гибридизация» -подразумевает смешение, скрещивание привычных жанров искусства

опровергает все каноны, выступает против всех авторитетов. В литературе это (условно) означает "смерть автора", т.е. прекращение его "отцовской" власти и попечительства над читателем

Слайд 83

«Смерть субъекта», «опустошает» традиционное Я «Карнавализация» бытия Игровое начало

«Смерть субъекта», «опустошает» традиционное Я
«Карнавализация» бытия
Игровое начало

Слайд 84

Ирония - одна из главных постмодернистских установок, подразумевающих игру, аллегорию как

Ирония - одна из главных постмодернистских установок, подразумевающих игру, аллегорию

как важнейшие подходы литературы и искусства, да и любого вида мыслительного творчества
Слайд 85

РИЗОМА – грибковое корневище, как бы являющееся и вершками и корешками самого себя» (Энциклопедия)

РИЗОМА – грибковое корневище, как бы являющееся и вершками и корешками

самого себя»
(Энциклопедия)
Слайд 86

Ю. Хабермас В ХХ веке произошел «лингвистический поворот», означающий смену парадигмы

Ю. Хабермас

В ХХ веке произошел «лингвистический поворот», означающий смену

парадигмы – переход от философии сознания к философии языка
Слайд 87

Ж. Делез и Ф. Гаттари предлагают еще одну остроумную метафору для

Ж. Делез и Ф. Гаттари 
предлагают еще одну остроумную метафору для понимания

сущности ризоматической культуры, которая станет для потребителя  своего рода «шведским столом»:
каждый будет брать с книги-тарелки  все, что захочет
Слайд 88

М. Фуко Ввел в оборот понятие «эпистема»- «проблемное поле» достигнутого к

М. Фуко

Ввел в оборот понятие «эпистема»- «проблемное поле» достигнутого к данному

времени уровня «культурного знания», образующегося из «дискурсов» различных научных дисциплин
Слайд 89

Ж. Деррида Способом преодоления кризисной ситуации в философии считает метод деконструкции

Ж. Деррида

Способом преодоления кризисной ситуации в философии считает метод деконструкции - художественная

транскрипция философии на основе данных гуманитарных наук, искусства и эстетики
Слайд 90

«Нет ИСТИНЫ, есть точка зрения»

«Нет ИСТИНЫ, есть точка зрения»

Слайд 91

Ж. Бодрийяр Создал концепцию симуляции - смешение реального и воображаемого

 Ж. Бодрийяр

Создал концепцию симуляции - смешение реального и воображаемого

Слайд 92

Постмодернисты открыли новый тип реальности - текстуальная реальность некий многомерный, многоуровневый Гипертекст

Постмодернисты открыли новый тип реальности - текстуальная реальность некий многомерный, многоуровневый

Гипертекст
Слайд 93

Ценности постмодернизма: 1. свобода во всем; 2. спонтанность в деятельности человека; 3. игровое начало

Ценности постмодернизма: 1. свобода во всем; 2. спонтанность в деятельности человека; 3. игровое начало

Слайд 94

Отличительные черты: не имеет чрезмерных устремлений; не стремится к чему-то принципиально

Отличительные черты:

не имеет чрезмерных устремлений;
не стремится к чему-то принципиально новому;
отрицает нормы,

традиции
смешивает добро и зло, прекрасное и безобразное, массовое и элитарное
Слайд 95

Отличительные черты: Полагает, что знает все в планетарном масштабе и в

Отличительные черты:

Полагает, что знает все в планетарном масштабе и в

длительной исторической перспективе
Утверждает бессмысленность всякой веры и ценит наслаждение во всех сферах бытия и сознания
Слайд 96

широкое цитирование в своих произведениях искусства предшествующих эпох

широкое цитирование в своих произведениях искусства предшествующих эпох

Слайд 97

Ироничное цитирование мировой художественной культуры

Ироничное цитирование мировой художественной культуры

Слайд 98

Слайд 99

Использование приема игры при создании произведений искусства

Использование приема игры при создании произведений искусства

Слайд 100

Слайд 101

Стилевой плюрализм, гибридизация

Стилевой плюрализм, гибридизация

Слайд 102

Существенное влияние искусства на внехудожественные сферы человеческой деятельности (политику, религию, информатику и т.д.)

Существенное влияние искусства на внехудожественные сферы человеческой деятельности (политику, религию, информатику

и т.д.)
Слайд 103

Слайд 104

Ориентация постмодернистской культуры и на «массу», и на «элиту» общества

Ориентация постмодернистской культуры и на «массу», и на «элиту» общества