Модели сознания. Толкования. Проблемы. Модели. Современные представления

Содержание

Слайд 2

Определимся с понятиями! Если это возможно

Определимся с понятиями! Если это возможно

Слайд 3

Персонаж мысленных экспериментов «ph-zed» Согласно физикализму (бихиоверизму), ментальные состояния объяснимы только

Персонаж мысленных экспериментов «ph-zed»

Согласно физикализму (бихиоверизму), ментальные состояния объяснимы только с

точки зрения поведения, подвидами которого можно считать веру, желание, мышление, сознание.
Следовательно, «ph-zed» логически невозможен как двойник, испытывающий недостаток в сознательном опыте
По-Чалмерсу, можно вообразить мир зомби (лишённый единственной черты - сознательного опыта). То есть, мир представляется логически возможным.
Следовательно, физикализм ошибочен
Подтверждающий пример: слепое зрение
Слайд 4

Инвертированный спектр: Дж. Локк и С. Шумейкер Цвет как квалиа: это

Инвертированный спектр: Дж. Локк и С. Шумейкер

Цвет как квалиа: это релятивное

свойство, отражающее целый комплекс отношений (опасное, съедобное, полезное, спелое)
Природа цвета субъективна?
Мысленный эксперимент: А и В имеют одинаковый набор цветовых перцепций и их обозначений с систематическим отличием восприятия. Может ли это различие быть обнаруженным в поведении?
Слайд 5

Мысленный эксперимент «Комната Мэри» Мэри — учёный, изучающий цвета, и знает

Мысленный эксперимент «Комната Мэри»

Мэри — учёный, изучающий цвета, и знает все

физические факты о цвете, включая все физические факты о переживании цвета другими людьми, начиная с поведения, который конкретный цвет может вызвать, и вплоть до конкретных последовательностей нейрологических реакций, которые регистрируются при восприятии цвета. Однако она с рождения была заключена в комнате, раскрашенной только в чёрно-белые цвета, и могла наблюдать внешний мир только через чёрно-белый монитор. Когда ей позволят покинуть комнату, следует признать, что она узнает что-то новое о красном цвете в первый раз, когда увидит его, — в первую очередь, то, каково это видеть цвет.
Слайд 6

Д. Деннет: дисквалификация квалиа Сознание интенционально – в нём присутствует содержание

Д. Деннет: дисквалификация квалиа

Сознание интенционально – в нём присутствует содержание (чтойность)
Интенциональность

не внутреннее свойство организма, это сложный агент (человек или животное), действующее в соответствии с синтенциональным образцом (паттерном).
Паттерн следует считать реальным, но не в смысле отражения уникальной внутренней конституции агента, а в смысле проявления общих природных структур (эволюция как разворачивание интециональной установки)
Не существует самости, собирающей сигналы и превращающей их в образы. Ментальная активность – множество параллельных и перекрещивающихся процессов
Ментальное привидение должно быть изгнано из человеческого тела, что значит, что ментальные состояния вызываются при определённых условиях мозгом
Слайд 7

Д. Деннет VS «PH-ZED»: бостонский зомби От «аргумента зомби» нет никакой

Д. Деннет VS «PH-ZED»: бостонский зомби

От «аргумента зомби» нет никакой пользы
Границу

между функциональными процессами, которые мы считываем (например, с помощью МРТ) и субъективным опытом невозможно провести
Чалмерс опирается на необоснованную презумпцию субъективной сущности, феноменального внутреннего мира
В каком-то смысле мы все и есть философские зомби
Слайд 8

Является ли Кая «ph-zed»? Или есть ли у ИИ сознание? Философский

Является ли Кая «ph-zed»? Или есть ли у ИИ сознание?

Философский зомби —

вовсе не мертвец, поднятый из могилы чтением «Критики Чистого Разума» или «Les Feuilles Mortes». Это существо, которое выглядит, говорит и вообще во всех возможных проявлениях ведет себя в точности как люди. Единственное его отличие — у него нет человеческой души. Нет сознания, света Маниту, неважно, как это называть. Можно смотреть на такого зомби и слушать его — но нельзя быть им изнутри…
Сомелье по имени Чалмерс, например, сказал: «Мне очевидно, что такой зомби логически возможен. Это просто нечто, физически идентичное мне самому, но без сознательного опыта — у него внутри все темно…»
Для кого, спрашивается, темно? Для Чалмерса или для самого зомби? Если для Чалмерса, то как для него вообще может быть светло внутри у кого-то другого? А если темно для зомби, то где тогда для него светло? У Чалмерса?...
Сомелье по имени Деннет вообще ввел понятие «зимбо». Это был «зомби, который может отслеживать свою собственную деятельность по бесконечно восходящей рефлективной спирали» и «обладает внутренними (но бессознательными) информационными состояниями высокого порядка о своих информационных состояниях более низкого порядка». Во как.
Этот «зимбо», утверждал Деннет, смог бы верить (тоже бессознательно), будто ему свойственны различные умственные состояния, о которых он может отчитаться. Он думал бы, что он сознателен, даже если бы не обладал сознанием…
Тут мне стало окончательно непонятно, как это зимбо мог бы во что-то верить и думать, если он по своей природе способен был только «иметь информационные состояния». У него, как у Каи, не было внутри того, кто верит, а имелись только калейдоскопические информационные пасьянсы на выходном интерфейсе, которые могли стать «верой» или «мыслью» лишь в том случае, если их засвидетельствует какой-нибудь с детства заспиртованный в человеческой лексике и культуре наблюдатель — вроде меня.
Слайд 9

Исторически устойчивые модели сознания

Исторически устойчивые модели сознания

Слайд 10

Проблемные аспекты моделирования: Проблема соотношения души и тела Проблема соотношения хаоса

Проблемные аспекты моделирования:

Проблема соотношения души и тела
Проблема соотношения хаоса и порядка
Проблема

соотношения идеального и материального
Проблема соотношения эмпирического и рационального
Проблема соотношения «вещи-в-себе» и «вещи-для-нас» (познание как рука Мидаса)
Нейролингвистическое программирование (нейромаркетинг, нейролечение и т.п.)
Слайд 11

Проблема сознания как соотношения души и тела: Демокрит (460-370 до н.э)

Проблема сознания как соотношения души и тела: Демокрит (460-370 до н.э)

Всё

существующее состоит из атомов (бытия) и пустоты (небытия). Всё материально, даже душа (атомы души)
Как формируется чувственное знание: от вещей отделяются тончайшие пленочки, летающие в пространстве и попадающие в органы чувств. Атомы души, направляющие из глаза, улавливают их. Слияние двух потоков даёт отпечаток, отражающийся в глазу
Как формируется мышление: это более сложная обработка образов, полученных от предметов.
Слайд 12

Проблема сознания как соотношения души и тела: Платон (427 (8) –

Проблема сознания как соотношения души и тела: Платон (427 (8) –

347 (8) до н. э.)

Дуализм бытия: мир идей и мир вещей (дуализм тела и души - метемпсихоз)
Дуализм познания: эйдосы и симулякры
Сознание как припоминание (в теории анамнесиса и майевтика как вспомогательное средство)
Сознание – область психического

Слайд 13

Пещера Платона — Странный ты рисуешь образ и странных узников! —

Пещера Платона

— Странный ты рисуешь образ и странных узников!
— Подобных

нам. Прежде всего, разве ты думаешь, что, находясь в таком положении, люди что-нибудь видят, своё ли или чужое, кроме теней, отбрасываемых огнём на расположенную перед ними стену пещеры?
— Как же им видеть что-то иное, раз всю свою жизнь они вынуждены держать голову неподвижно?
— Если бы в их темнице отдавалось эхом всё, что бы ни произнес любой из проходящих мимо, думаешь ты, они приписали бы эти звуки чему-нибудь иному, а не проходящей тени?.. Такие узники целиком и полностью принимали бы за истину тени проносимых мимо предметов.
Слайд 14

Диоген бросает вызов Платону… Диоген: «А я вот, Платон, стол и

Диоген бросает вызов Платону…

Диоген: «А я вот, Платон, стол и чашу

вижу, а стольности и чашности не вижу».
Платон: «И понятно: чтобы видеть стол и чашу, у тебя есть глаза, а чтобы видеть стольность и чашность, у тебя нет разума»
Слайд 15

Проблема сознания в Новое время: Р. Декарт (1596-1650)и рационалистическое решение Сознание

Проблема сознания в Новое время: Р. Декарт (1596-1650)и рационалистическое решение

Сознание отличается

от психического
Дуализм бытия: мыслящая и протяжённая субстанция
Я-модель: «Мыслю, следовательно существую»
Рационально доказательство Бога (следствие не может превосходить причину) и реальный мир (Бог не великий обманщик)
Врождённые идеи – условие общности знания
Появляется намёк на то, что сознание конструирует мир явлений
Слайд 16

Проблема сознания в Новое время: Дж. Локк (1632-1704) и эмпирическое решение

Проблема сознания в Новое время: Дж. Локк (1632-1704) и эмпирическое решение

«Tabula

rasa»: Все идеи появляются в результате опыта (внутренний мир – обработка внешнего)
Нет ничего в разуме, чего до этого не было бы в чувствах
Сложные идеи из простых (первичные и вторичные качества)
Д.Юм выводит всё наше знание (причинное, предсказательное и пр. из опыта и его повторяемости – но это уже повод усомниться: сознание конструирует мир явлений, но это отличает его от мира вещей)
Слайд 17

И. Кант (1724-1804): Сознание определяет бытие (мир явлений; «вещь-для-нас) Проблема сознания

И. Кант (1724-1804): Сознание определяет бытие (мир явлений; «вещь-для-нас)

Проблема сознания –

это проблема «мира-для-нас», творческого конструирования явлений (человек как существо природное)
Чувственное восприятие-рассудок-разум (мысли без созерцания пусты, созерцания без понятий слепы)
Априорное и апостериорное
Проблема сознания – это проблема свободы воли (человек в мире нравственной свободы). Следование чувству долга – свободно и осознанно
Слайд 18

Сознание как набор инструментов по конструированию феноменов или субъективные условия нашего восприятия мира

Сознание как набор инструментов по конструированию феноменов или субъективные условия нашего

восприятия мира
Слайд 19

К. Маркс (1818-1883): Бытие определяет сознание Индивидуальное и общественное сознание Сознание-

К. Маркс (1818-1883): Бытие определяет сознание

Индивидуальное и общественное сознание
Сознание- свойство высокоорганизованной

материи (мозга)
Сознание – отражение действительности (релевантное отражение внешнего мира возможно)
Но! Сознание обусловлено общественными отношениями: Сознание – осознанное бытие
Слайд 20

З. Фрейд (1856-1939) и структура сознания

З. Фрейд (1856-1939) и структура сознания

Слайд 21

Смена аналогий в моделировании сознания

Смена аналогий в моделировании сознания

Слайд 22

Символы и сознание Головной мозг работает как персональный компьютер, в котором

Символы и сознание

Головной мозг работает как персональный компьютер, в котором программы,

выполняющие определенные функции могут быть реализованы на разном «субстрате».
Для этого «субстрата», однако, характерно наличие центрального процессора с ограниченной пропускной способностью, который накладывает определенные ограничения на переработку информации. Работа моделей, предлагаемых в рамках данного подхода, в конечном итоге сводится к преобразованиям информации, представленной как набор символов (в пределе — 0 и 1), отсюда и название подхода.
Представление о потоке сознания
Слайд 23

Мысленный эксперимент «Китайская комната»

Мысленный эксперимент «Китайская комната»

Слайд 24

Модульный подход к описанию сознания Согласно модульному подходу, человеческое познание можно

Модульный подход к описанию сознания

Согласно модульному подходу, человеческое познание можно представить

как набор узкоспециализированных и  параллельно функционирующих «модулей», детерминированных генетически, развивающихся и работающих (а также выходящих из строя) независимо друг от друга, подобно сложившимся в эволюции системам человеческого (и не только) организма. Выходные данные этих модулей используются в центральных процессах координации знаний и принятия решения, которые, однако, слишком сложны для изучения по причине чрезмерного количества факторов, влияющих на их текущее состояние.