Н.А. Бердяев

Содержание

Слайд 2

Николай Александрович Бердяев

Николай Александрович Бердяев

Слайд 3

Биография Николай Александрович Бердяев (1874–1948) — выдающийся русский религиозный философ и

Биография

Николай Александрович Бердяев (1874–1948) — выдающийся русский религиозный философ и публицист,

получивший общемировую известность. Его творчество стоит у истоков европейской философии экзистенциализма и персонализма. Н.А. Бердяев — яркий представитель и один из инициаторов духовного Ренессанса русской культуры начала XX века. «Самопознание» — книга, написанная в уникальном жанре философской автобиографии
Слайд 4

Биография -русский религиозный и политический философ и социолог, представитель русского экзистенциализмa

Биография

-русский религиозный и политический философ и социолог, представитель русского экзистенциализмa и

персонализма. Автор оригинальной концепции философии свободы и (после Первой мировой и Гражданской войн) концепции нового средневековья. Принадлежал к дворянской семье Бердяевых, известной своими традициями офицерской службы.В 1901 году вышла его статья «Борьба за идеализм», закрепившая переход от позитивизма к метафизическому идеализму. Наряду с С. Н. Булгаковым, П. Б. Струве, С. Л. Франком Бердяев стал одной из ведущих фигур движения, выступившего с критикой мировоззрения революционной интеллигенции.
Слайд 5

Биоргафия Бердяев воспитывался дома, затем в Киевском кадетском корпусе. В 1894

Биоргафия

Бердяев воспитывался дома, затем в Киевском кадетском корпусе. В 1894 г.

поступил на естественный факультет Киевского университета, через год перешел на юридический. Арестован в 1897 г. за участие в студенческой демонстрации, вторично — в 1898 г. за принадлежность социал-демократической организации, хранение и распространение нелегальной литературы; в том же году исключен из университета. В 1900 г. Бердяев был сослан в Вологду, где находился почти 2 года, затем еще 11 месяцев — в Житомире. В 1900 г. в марксистском журнале «Neue Zeit» напечатана его первая статья «Ф. А. Ланге и критическая философия в их отношении к социализму».
Слайд 6

Биография Будучи сторонником подходов Шопенгауэра и Канта, русский мыслитель Николай Бердяев

Биография

Будучи сторонником подходов Шопенгауэра и Канта, русский мыслитель Николай Бердяев в

своих трудах выступал за личностную свободу и отвергал избранность. Будучи глубоко верующим человеком, он говорил о коммунизме и фашизме, как о явлениях, предполагающих отсутствие моральных и религиозных принципов. Философские принципы Николая Александровича остаются актуальными и в современном мире: цитаты из его книг включил в одно из ежегодных посланий парламенту российский президент.
Слайд 7

Философия Бердяев начал свою философскую деятельность как марксист, но потом он

Философия

Бердяев начал свою философскую деятельность как марксист, но потом он все

более склонялся к философии экзистенциализма и персонализма. От марксизма он брал пафос революции, а также критику буржуазности. Иногда у Бердяева причудливо сочетается христианская и марксистская лексика: «Грех этот в оппортунистической приспособленности к „буржуазному“ миру». В изложении своей философии он придерживался эссеистической манеры, критикуя отождествление философии с наукой. Саму научность он именовал «рабством духа у низших сфер бытия». Философия им отождествляется с искусством, в котором важную роль играет творчество, личность и призвание.
Слайд 8

Философия В социальных вопросах Бердяев выступал как идеолог персонализма. Он верил

Философия

В социальных вопросах Бердяев выступал как идеолог персонализма. Он верил в

исключительность каждой личности и её силу. Философ полагал, что внутренняя жизнь каждого отдельного человека отчуждена от внешнего мира. Он видел глубокий конфликт, в котором находился современный ему человек с внешним миром и обществом, стремившимся подавить его внутреннюю духовную жизнь.
Бердяев занимался и вопросами философии истории, писал о сущности исторической памяти. Для него она имеет два уровня: на первом, фундаментальном уровне историческая память связана с самой категорией времени, а также с Богом. На втором уровне она связана уже с непосредственно конкретными историческими событиями из жизни народа. Таким образом, религия лежит в основе исторической памяти. Кроме того, благодаря ней преодолевается время, человек соприкасается с вечностью.
Слайд 9

Философия Бердяев благосклонно относится к христианству, однако замечает опасность «реставрации святоотеческого

Философия

Бердяев благосклонно относится к христианству, однако замечает опасность «реставрации святоотеческого христианства»,

которая «может быть на руку духу антихристову», поскольку в ней мало антропологии. От христианства он берёт идею, что «знаком образа Творца» в человеке является «творческая свобода». Также он принимает каббалистическое учение о «Небесном Адаме». В целом Бердяев видел сходство всех религий в идее преодоления мира, поэтому он вводил понятие «нового религиозного сознания»
Слайд 10

Философия Основными понятиями философии Бердяева является свобода (как антитеза необходимости), в

Философия

Основными понятиями философии Бердяева является свобода (как антитеза необходимости), в которой

творчески преодолевается власть отчуждения. Особенностью взглядов Бердяева было учение о «первичной», «несотворённой» свободе, над которой не властен даже Бог. Он противопоставляет «свободу от» (свободу в негативном смысле) «свободе для». Бердяев полагал, что именно христианство является религией свободы, так как именно в нём появляется возможность преодоления внешних обстоятельств с помощью действий свободного субъекта.
Слайд 11

Философия Творчество в наибольшей степени обнаруживается в романтизме, где присутствует «трансцендентный

Философия

Творчество в наибольшей степени обнаруживается в романтизме, где присутствует «трансцендентный прорыв»

и «христианская потусторонность». Культуру Бердяев считает объективацией и побочным результатом творчества, которое стремится к преображению мира. Отсюда «подлинное творчество есть теургия». Размышляя о творчестве, Бердяев противопоставляет его «мистико-пантеистической» эманации и «материалистическо-натуралистической» эволюции. Творчество не перераспределение, но «оригинальный акт». Бердяев не локализует творчество в одном Боге, но выдвигает учение о «восьмом дне творения», то есть продолжающемся творении, в котором участвует и человек. Попытка уподобиться Творцу иногда порождает «мертвые механизмы», однако творческая гениальность все же равноценна святости. Бердяев называет гениальность «святостью дерзновения.
Слайд 12

Значение и след в русской духовной мысли Бердяев принадлежал к экзистенциально

Значение и след в русской духовной мысли

Бердяев принадлежал к экзистенциально ориентированному

течению русской мысли, которое исходило из примата личного начала над социальным. Он писал: «В иерархии духовных ценностей первое место принадлежит личности, второе место обществу и лишь третье место государству»