Содержание
- 2. Фридрих Шеллинг— видный представитель немецкой классической философии. Учился в Тюбингенском Теологическом институте. Его однокурсниками и друзьями
- 3. ШЕЛЛИНГ О ПРЕДМЕТЕ И ЗАДАЧАХ ФИЛОСОФИИ Для Шеллинга предметом философии является человек. Уже первый взгляд на
- 4. Таким образом, немецкий философ указывает на две основных задачи философии — изучение природы (натурфилософия) и анализ
- 5. НАТУРФИЛОСОФИЯ ШЕЛЛИНГА Природа в философии Шеллинга одухотворяется, т.е. рассматривается как «интеллигенция», или «оцепеневший дух». «Так называемая
- 6. УЧЕНИЕ ШЕЛЛИНГА О ПОЗНАНИИ. ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНЫЙ ИДЕАЛИЗМ. Шеллинг считал, что «способность познавать — это необходимое свойство человека.
- 7. ШЕЛЛИНГ ФИЛОСОФИЯ ИСКУССТВА Шеллинг был уверен в том, что система заканчивается в том случае, если она
- 9. Скачать презентацию
Слайд 2
Фридрих Шеллинг— видный представитель немецкой классической философии. Учился в Тюбингенском Теологическом
Фридрих Шеллинг— видный представитель немецкой классической философии. Учился в Тюбингенском Теологическом
институте. Его однокурсниками и друзьями были в будущем знаменитый философ Гегель и поэт Гельдерлин. В ранний период творчества находился под влиянием философии Фихте. В разные годы являлся профессором Йенского, Вюрцбургского, Берлинского университетов; был президентом Баварской академии наук.
Слайд 3
ШЕЛЛИНГ О ПРЕДМЕТЕ И ЗАДАЧАХ ФИЛОСОФИИ
Для Шеллинга предметом философии является человек.
ШЕЛЛИНГ О ПРЕДМЕТЕ И ЗАДАЧАХ ФИЛОСОФИИ
Для Шеллинга предметом философии является человек.
Уже первый взгляд на человека учит нас тому, что он является единством природного и духовного, бессознательного и сознательного. Он писал: «нам всем присуща таинственная, чудесная способность возвращаться от изменчивости времени к нашей сущности, освобожденной от всего того, что пришло извне, и там в форме неизменности созерцать в себе вечное». Однако, по мнению Шеллинга, «кто хочет открыть науку о вечном, должен начать с изучения природы. Придите к физике и познаете вечное!».
Так, основой философской системы Шеллинга является идея тождества материи и духа, конечного и бесконечного, объекта и субъекта. «Подлинная сущность вещей — не душа и не тело, а тождество того и другого». Шеллинг считал, что устранением дуализма, то есть всякой реальной противоположности между духом и материей, может быть положен конец бесчисленным философским спорам об отношении между духом и материей.
Так, основой философской системы Шеллинга является идея тождества материи и духа, конечного и бесконечного, объекта и субъекта. «Подлинная сущность вещей — не душа и не тело, а тождество того и другого». Шеллинг считал, что устранением дуализма, то есть всякой реальной противоположности между духом и материей, может быть положен конец бесчисленным философским спорам об отношении между духом и материей.
Слайд 4
Таким образом, немецкий философ указывает на две основных задачи философии —
Таким образом, немецкий философ указывает на две основных задачи философии —
изучение природы (натурфилософия) и анализ духовного, идеального (трансцендентальный идеализм). «Обе они составляют одну науку и отличаются друг от друга только направленностью своих задач».
Слайд 5
НАТУРФИЛОСОФИЯ ШЕЛЛИНГА
Природа в философии Шеллинга одухотворяется, т.е. рассматривается как «интеллигенция», или
НАТУРФИЛОСОФИЯ ШЕЛЛИНГА
Природа в философии Шеллинга одухотворяется, т.е. рассматривается как «интеллигенция», или
«оцепеневший дух». «Так называемая мертвая природа — это всего лишь несозревшая разумность, и вот почему уже в этого рода явлениях, хоть и в неосознанном виде, имеются проблески того, что свойственно интеллигенции».
Далее, природа находится в состоянии беспрерывного развития и становления. В своем развитии природа проходит путь постепенного возрастания (в терминологии Шеллинга «потенцирования») духовного начала в ней.
По мнению Шеллинга, источником развития природы является ее «всеобщая двойственность» («полярность») — наличие внутренних противоположностей и их взаимодействие.
Наконец, природа, понимается как великий организм, в котором противоположности гармонично разрешаются в единство. В природе существует взаимосвязь между явлениями, в ней нет ничего «отдельного от другого, вне другого, все абсолютно едино и одно в другом». С этих позиций Шеллинг критикует механистические представления, распространенные в естествознании того времени.
Далее, природа находится в состоянии беспрерывного развития и становления. В своем развитии природа проходит путь постепенного возрастания (в терминологии Шеллинга «потенцирования») духовного начала в ней.
По мнению Шеллинга, источником развития природы является ее «всеобщая двойственность» («полярность») — наличие внутренних противоположностей и их взаимодействие.
Наконец, природа, понимается как великий организм, в котором противоположности гармонично разрешаются в единство. В природе существует взаимосвязь между явлениями, в ней нет ничего «отдельного от другого, вне другого, все абсолютно едино и одно в другом». С этих позиций Шеллинг критикует механистические представления, распространенные в естествознании того времени.
Слайд 6
УЧЕНИЕ ШЕЛЛИНГА О ПОЗНАНИИ. ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНЫЙ ИДЕАЛИЗМ.
Шеллинг считал, что «способность познавать —
УЧЕНИЕ ШЕЛЛИНГА О ПОЗНАНИИ. ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНЫЙ ИДЕАЛИЗМ.
Шеллинг считал, что «способность познавать —
это необходимое свойство человека. Эта способность связана с самой сущностью субъекта». Свое учение о познании философ излагает в работе «Система трансцендентального идеализма». «Трансцендентальной философии надлежит объяснить, как вообще возможно знание...
Для решения вопросов познания Шеллинг обращается к исследованию процесса получения знания, а точнее к определению того, с «чего начинается всякое знание и за пределами чего знания нет.Исходным принципом трансцендентального идеализма является самосознание познающего субъекта. Поэтому следующий шаг трансцендентальной философии связан с его изучением.
Шеллинг полагал, что «открыть» этот принцип возможно только с помощью такой формы мышления как интеллектуальная интуиция. Согласно немецкому философу, обычное логическое мышление (рассудок) даёт познание низшего порядка в сравнении с тем, которое доступно разуму. Формы разумного познания не умозаключения и не доказательства, а непосредственное усмотрение в вещах единства противоположностей.
Высший же акт познания — самосознание, можно осуществить только с помощью интеллектуальной интуиции, которую Шеллинг понимает как способность мысленного восприятия («созерцания») интеллектуального действия в момент его совершения.
Для решения вопросов познания Шеллинг обращается к исследованию процесса получения знания, а точнее к определению того, с «чего начинается всякое знание и за пределами чего знания нет.Исходным принципом трансцендентального идеализма является самосознание познающего субъекта. Поэтому следующий шаг трансцендентальной философии связан с его изучением.
Шеллинг полагал, что «открыть» этот принцип возможно только с помощью такой формы мышления как интеллектуальная интуиция. Согласно немецкому философу, обычное логическое мышление (рассудок) даёт познание низшего порядка в сравнении с тем, которое доступно разуму. Формы разумного познания не умозаключения и не доказательства, а непосредственное усмотрение в вещах единства противоположностей.
Высший же акт познания — самосознание, можно осуществить только с помощью интеллектуальной интуиции, которую Шеллинг понимает как способность мысленного восприятия («созерцания») интеллектуального действия в момент его совершения.
Слайд 7
ШЕЛЛИНГ ФИЛОСОФИЯ ИСКУССТВА
Шеллинг был уверен в том, что система заканчивается в
ШЕЛЛИНГ ФИЛОСОФИЯ ИСКУССТВА
Шеллинг был уверен в том, что система заканчивается в
том случае, если она возвращается к своему исходному пункту. Так, в искусстве достигается тождество духовного и материального, совпадение природы и свободы. Художественное творчество совершается бессознательно и необходимо, как и процесс природы. Шеллинг писал: «Давно понятно, что в искусстве не все совершается сознательно, что с сознательной деятельностью должна сочетаться бессознательная сила и что только полное единение и взаимопроникновение обеих создают наивысшее в искусстве». Произведение искусства конечно, но имеет бесконечный смысл, в нем преодолеваются противоположность теоретического и нравственно-практического.