Содержание
- 2. Античная философия - совокупность философских учений, развивавшихся в древнегреческом рабовладельческом обществе с конца VII в. до
- 3. За тысячу с лишним лет развития античной философии она перетерпела сложную эволюцию, отражавшую в конечном счете
- 4. В истории античной философии выделяют несколько периодов: Первый период (VI-V вв. до н.э.) - античная натурфилософия
- 5. Итак, мы видим, что в античной философии было множество школ. Одни из них получили названия по
- 6. Ученик его - философ Анаксимандр занимался астрономическими и географическими исследованиями, был техником - изобрел солнечные часы.
- 7. Постепенно в древнегреческой философии начал складываться образ единого первоначала сущего. Сущее - это всё то, что
- 8. 3. Сократ завершает натурфилософию и открывает первые страницы философии человека. Сократ полагает, что объектом пристального внимания
- 9. Особое место в античной философии классического периода занимает Платон (427-347 до н. э.). В своих многочисленных
- 10. Интеллектуальное познание включает мышление и рассудок. Мышление усилиями интуиции открывает чистую истину, а рассудок средствами умственной
- 11. Сохранившиеся произведения условно можно разделить на логические, общефилософские, физические, биологические, психологические, этические, политэкономические и эстетические. Важное
- 12. Аристотель - родоначальник логики как науки о мышлении и его законах. Для него логика не самоцель,
- 13. 4. Особый интерес в эллинистический период вызывал сам человек, субъект. В этой связи рассматриваются три главных
- 14. Основоположником скептицизма («скепсис» - сомнение) является Пиррон из Элиды. Римский представитель этой школы - Секст Эмпирик.
- 15. Ещё одной из древних медико-биологических школ была Книдская медицинская школа, сложившаяся в городе Книдосе в Малой
- 17. Скачать презентацию
Античная философия - совокупность философских учений, развивавшихся в древнегреческом рабовладельческом обществе
Античная философия - совокупность философских учений, развивавшихся в древнегреческом рабовладельческом обществе
Характерная черта античной философии - это многообразие типов философского объяснения мира. Многообразие и уровень разработки мировоззренческих проблем сделали античную философию школой философского мышления для последующих времен.
Первые философы настойчиво вели умозрительные поиски первоосновы мира. Фалес, Анаксимандр, Анаксимен, Гераклит, при всех различиях между ними, полагали, что все вещи произошли из какого-то одного, и притом вещественного, начала. Однако внутри этого наивно-материалистического учения рано наметились отдельные воззрения, которые впоследствии привели к возникновению идеализма. Многие первые греческие философы были диалектиками, рассматривали природу как целое, следовательно, во взаимодействии и связи ее явлений. Каждый крупный философ вносил вклад в развитие философии. Многие положения оказали влияние на последующее философствование.
За тысячу с лишним лет развития античной философии она перетерпела сложную
За тысячу с лишним лет развития античной философии она перетерпела сложную
В истории античной философии выделяют несколько периодов:
Первый период (VI-V вв. до
В истории античной философии выделяют несколько периодов:
Первый период (VI-V вв. до
Второй период (вторая половина V в. до н.э.) - зарождение гуманистической философии. Философия в этот период делает поворот от натурфилософии к антропологии. Главными школами были: школа софистов (Протагор, Горгий, Продик), школа Сократа, малые сократические школы (Антисфен, Аристипп, Евклид, Федон).
Третий период (IV в. до н.э.) - период высокой классики или большого синтеза. Главными действующими лицами этого периода являются Платон и Аристотель.
Четвертый период (IV в. до н.э. - II в. н.э.) - период эллинизма. В этот период господствуют пять школ: кинизм, эпикуреизм, стоицизм, скептицизм, эклектизм.
Пятый период (III - IV в.в. н.э.) - заключительный этап античной философии. Философия этого периода пронизана духом религии и мистики. Самым главным течением становится неоплатонизм Плотина.
Итак, мы видим, что в античной философии было множество школ. Одни
Итак, мы видим, что в античной философии было множество школ. Одни
2. Начала исторического пути развития древнегреческой философии приходятся на последнюю четверть VII в. - первые десятилетия VI в. до н.э.
Необходимо отметить, что все древние философы были учёными - энциклопедистами, как бы мы назвали их сегодня. Сама философия, в особенности на первых порах, являлась наукой, объединяющей многие знания, которые относились к различным областям существования мира, человеческой жизни, практической деятельности и познания: геометрию и географию, астрономию и космологию, законотворчество и этику, историю и теологию и пр. Так, Фалес - основатель милетской школы, первый из семи мудрецов древности, сумел понять природу солнечных затмений, догадавшись, что причиной их является прохождение Луны между Землей и Солнцем. Он предсказал одно из них, случившееся, согласно дошедшим до нас историческим сведениям, примерно в 585-584 г. до н.э. Фалес стал первым доказывать математические теоремы.
Ученик его - философ Анаксимандр занимался астрономическими и географическими исследованиями, был
Ученик его - философ Анаксимандр занимался астрономическими и географическими исследованиями, был
Основные проблемы и философский образ первоначала. С первого момента своего возникновения античная философия стремилась постичь скрытую от глаз «смертного» человека сущность мира (Космоса) и его самого. Вопрос о том, что есть мир? - был центральным вопросом, которым задавались античные философы. Исходя из его решения, они ставили и решали другие проблемы. В соответствии с этим формировались и философские дисциплины, основные разделы философского знания: онтология - учение о бытии; психология - учение о человеческой душе как части Мирового Духа; гносеология, вопрошавшая о возможности и способах познания мира, а также о критериях истинности знания; этика - учение о нравственности, разными способами отвечавшее на вопрос о том, что необходимо человеку, чтобы жить в гармонии с миром и другими людьми, и социальная философия - формировавшая представления об устройстве общества и наилучших формах государства.
Постепенно в древнегреческой философии начал складываться образ единого первоначала сущего. Сущее
Постепенно в древнегреческой философии начал складываться образ единого первоначала сущего. Сущее
Несмотря на свою тотальность, первооснова не есть божество; она мыслится первыми философами в качествq основного принципа развития природы, который при определённых условиях обнаружить в ней самой. Цель философии - познать это безусловное начало, его возможность и силу как действительную всеобщую природу вещей, их подлинную сущность. Первые греческие философы поняли, что надо искать какие-то простые основания, исходя из которых, можно было бы логично вывести и объяснить устройство мира, человеческую жизнь, познание. И эта догадка имела решающее значение для развития теоретического, т.е. основанного на созерцательности человеческого ума знания, приведшего впоследствии к возникновению науки.
3. Сократ завершает натурфилософию и открывает первые страницы философии человека. Сократ
3. Сократ завершает натурфилософию и открывает первые страницы философии человека. Сократ
Обратившись к человеку, Сократ завершает натурфилософию. Восприняв от предшественников элементы диалектики, он доводит ее до искусства проникать в сущность человека и его дел. Метод «майевтики» Сократа нацелен на рождение истины. Исходным принципом майевтики является положение: «Я знаю, что я ничего не знаю», а посему нужно искать и помнить, что самое большое невежество считать «будто знаешь то, чего не знаешь».
Первый шаг исследователя заключается в том, чтобы определить понятие обсуждаемого вопроса, ибо понятие - это образ, замещающий рассматриваемую реальность. Без понятия не состоится знание этой реальности. Второй шаг заключается в следовании от частного к общему с тем, чтобы подтвердить обретенное понятие и превратить его в инструмент открытия истины.
Испытывая обывателей Афин на мудрость, Сократ вряд ли рассчитывал на их благодарность. Его ирония раздражала, а сила ума вызывала зависть. Поэтому трагедия Сократа была неизбежной. Его обвинили в том, что он не признает существующих богов, развращает молодежь и подрывает общественные устои.
Особое место в античной философии классического периода занимает Платон (427-347 до
Особое место в античной философии классического периода занимает Платон (427-347 до
Изменчивому миру вещей Платон противопоставляет неизменный мир идей как мир «истинного бытия», обосновывает господство общего, существующего вне единичного и над единичным. По Платону, Бог есть начало, середина и конец всего. Он - начало, ибо от него все происходит; он - середина, так как он - сущность всего; и он - конец, ибо все к нему устремлено.
Своеобразно рассматривает Платон и проблему души человека. Она как бы является отраженным светом мировой души. На этом основании Платон выстраивает и свою концепцию познания. Душа включает разум, волю и чувства. В зависимости от того, какая часть души выступает доминантой, складывается установка человека на отношение к миру. Разум нацелен на познание, воля на благородные желания, а чувства - на низменные влечения. Таким образом, познание мира возможно, но не для каждого. Невежда доволен собой и не нуждается в знании. Знание необходимо философу, ибо душа его ориентирована на познание мира. Философ стоит между полным знанием и незнанием, стремится от менее совершенного знания к более совершенному. Он ориентирован на интеллектуальное знание, тогда как в основном люди довольствуются чувственным знанием.
Интеллектуальное познание включает мышление и рассудок. Мышление усилиями интуиции открывает чистую
Интеллектуальное познание включает мышление и рассудок. Мышление усилиями интуиции открывает чистую
Что касается чувственного познания, то оно опирается на веру в адекватность восприятия предметной реальности, а также на подобие (соотношение) с прошлым опытом. Поэтому чувственное познание ориентировано на мнение, а интеллектуальное познание на знание.
Логическим завершением философии объективного идеализма Платона является учение о нравственности (этика) и о государстве (политика). Государство подобно человеку, а человек - государству. Нравственно совершенным человек может быть только в совершенном государстве.
Классический период философии античности продолжает Аристотель (384-322 до н. э.). Ученик Платона и учитель А. Македонского. Основатель собственной философской школы. Систематизатор философского знания. Энциклопедист.
Судьба философского наследия Аристотеля окутана романтическим туманом. Только спустя три столетия после смерти мыслителя сочинения попали в Рим, где с ними работали друг Цицерона Тираннион, а также Андроник из Родоса. Список наследия включал 146 названий. Часть работ Аристотеля была повреждена, нуждалась в переписке и перекомпоновке.
Сохранившиеся произведения условно можно разделить на логические, общефилософские, физические, биологические, психологические,
Сохранившиеся произведения условно можно разделить на логические, общефилософские, физические, биологические, психологические,
Важное место в философском наследии Аристотеля занимают трактаты «О душе», «Никомахова этика», «Поэтика», «Риторика», «Политика» и «Экономика», где рассматривались вопросы политики, нравственности, искусства, государственного устройства.
Каждое сочинение древнегреческого мыслителя начинается с анализа наследия прошлых поколений. Отбирая, систематизируя и суммируя положительное знание, Аристотель делает выводы:
- философия не есть продукт индивидуального творчества, а итог работы целых поколений. Для установления истины отдельный философ оставляет после себя очень мало информации, но когда все собирается вместе, - получается величина, достойная внимания и изучения;
- философия всегда терпела поражение, когда уходила в область пустых абстракций, софистики и спекуляций;
- основная задача философии состоит в том, чтобы разобраться в сущем, открыть его структуру, найти в нем главное, определить его по отношению к небытию;
- философия имеет право на существование лишь в том случае, если в области сущего есть нематериальные причины, а также сверхчувственные, вечные сущности. Если бы нематериальных причин, неизменных и вечных сущностей не было, а была бы лишь природа, то на первое место среди наук следовало бы ставить физику, а не философию.
Аристотель - родоначальник логики как науки о мышлении и его законах.
Аристотель - родоначальник логики как науки о мышлении и его законах.
В учении об этике Аристотель развивает мысль о том, что жизнь является общим как для человека, так и для животного, но человек в отличие от животного делает себя сам, осуществляя свою меру добродетели, рассудочности и мудрости.
«Политика» Аристотеля как бы продолжает его «Этику». В ней рассматривается проблема практического разума, политической практичности и рассудительности. Политика призвана служить достижению общего блага в условиях законопослушания. Государство - это особая форма общежития граждан, включенных во власть. Государству предшествует институт семьи, где прослеживаются три вида отношений: господина и раба, мужа и жены, отца и детей. Эти отношения обеспечивают (обусловливают) господскую власть и власть домохозяина.
4. Особый интерес в эллинистический период вызывал сам человек, субъект. В
4. Особый интерес в эллинистический период вызывал сам человек, субъект. В
Эпикурейская школа- школа, основанная греческим философом Эпикуром. Ее представителем был римский философ Лукреций Кар. Эпикурейцы ставили вопросы устроения, комфорта личности, в понимании природы продолжали атомистическую традицию и приходили к оригинальному суждению - движение атомов, хотя и подчинено необходимости, обусловлено внутренним свойством - тяжестью, поэтому возможно отклонение от путей движения. Основываясь на этой идее, Эпикур истолковывал такие самоотклонения атомов как обязательное условие свободы человека, поведение которого ориентировано на удовольствие. В плане познания Эпикур выдвигает ощущение.
Основателем стоицизма был Зенон из Китиона. Из римлян к этому течению принадлежали Сенека, Эпиктет и Марк Аврелий. Они пытались обнаружить смысл жизни, отсюда и название лектон (стоики), т. е. смысл. Главные идеи: Мир - Космос, живой и одухотворенный, в котором Бог - Логос - определяет все события и судьбы, превращая причины в цели. Поэтому жизненным идеалом человека должно стать смирение с судьбой, невозмутимое спокойствие, способность не реагировать на внутренние и внешние раздражители.
Основоположником скептицизма («скепсис» - сомнение) является Пиррон из Элиды. Римский представитель
Основоположником скептицизма («скепсис» - сомнение) является Пиррон из Элиды. Римский представитель
5. IV-V века до нашей эры - это время зарождения и возникновения в Древней Греции философского, теоретического знания. Одновременно начинают формироваться первые медицинские школы. До этого медицина развивалась либо как храмовая, либо в виде семейно-клановой корпорации. Храмовая медицина была связана с деятельностью храмов, посвященных богу врачевания
Асклепию (асклепейонов), куда стекались нуждающиеся в излечении люди. Становление светской (народной) медицины проходило автономно от храмовой. Она была связана с практикой странствующих врачей и с возникновением профессиональных медицинских школ, как правило, на базе семейной преемственности.
Первыми врачами, которые известны истории, были философы Алкмеон и Эмпедокл (VI-V вв до н.э.). Они были современниками и являлись первыми из врачей, занимавшихся проблемами философии. Оба мыслителя имели отношение к пифагорейской школе и были связаны с деятельностью двух первых медицинских школ в Древней Греции. Алкмеон считается наиболее выдающимся представителем медицинской школы в городе Кротоне (Южная Италия), а Эмпедокл - основателем врачебной школы на острове Сицилия.
Ещё одной из древних медико-биологических школ была Книдская медицинская школа, сложившаяся
Ещё одной из древних медико-биологических школ была Книдская медицинская школа, сложившаяся
К северу от Книдского полуострова и невдалеке от него сложилась ещё одна врачебная школа. Её обычно считают самой прогрессивной из школ античной древности. Эта школа сложилась в городе Косе, на острове того же названия у берегов Малой Азии. Обычно временем расцвет школы принято считать IV в. до н.э. Выдающимися представителями этой школы являлись: Хрисос (VI в. до н.э.), Гиппократ (V-IV вв. до н.э.), Праксагор (IV в. до н.э.). Но наивысший подъём Косской школы обычно связывают с именем с именем Гиппократа II Великого (ок. 460 - ок. 377 гг. до н.э.). Именно с врачебной деятельностью Гиппократа связано возникновение классической древнегреческой медицины.