Содержание
- 2. Особенности мировоззренческой позиции средневековья: теоцентризм; догматизм; человек выделялся из природы и объявлялся творением Бога, стоящим над
- 3. догмат творения: Бог сотворил окружающий мир из ничего; творение мира есть результат акта Божественной воли; мир
- 4. догмат откровения: мир можно познать, только познав Бога; Бог недоступен для познания; несмотря на то, что
- 5. патристика Совокупность религиозно-философских учений «отцов церкви» - христианских мыслителей, имевших главной целью защиту и теоретическое (философское)
- 6. В широком смысле патристика — доктринальная форма построения христианской культуры, многоплановый синтез религиозных ценностей христианства и
- 8. Апологетика В этот период идет оформление христианского вероучения и его защита от многочисленных врагов Главная проблема
- 9. Апологетика Тертуллиан считал ее «творением дьявола», всячески подчеркивая пропасть между верой и разумом. Ориген и Климент
- 10. период формирования мировоззренческого и теолого-догматического стандарта всей последующей средневековой философии. Классическая патристика
- 12. Наиболее яркий представитель не только классической, но и всей средневековой патристики. После смерти он стал почитаться
- 13. Августин вывел универсальную формулу структуры личности Бога: «одна сущность – три лица» (воспринятую впоследствии всеми направлениями
- 14. Августин впервые подходит к философской постановке проблемы времени. Он настаивает на субъективности наших представлений о времени:
- 15. К проблеме времени, но уже в масштабах человеческой истории, Августин вновь обращается в работе «О граде
- 17. Проблема универсалий Реализм Универсалии – реальные сущности. Концептуализм Универсалии – это понятия. Номинализм Универсалии – это
- 18. Реализм Подлинно существуют не сами вещи, а их общее понятие – универсалии. Согласно реалистам универсалии существуют
- 19. Ансельм Кентерберийский (1033/34-1109) Для познания необходимо верить, ведь если мир родился из идеи кого-то великого, то
- 20. Благо и Добро существуют как в контексте деяний Бога, так и независимо от него в различных
- 21. Значит, когда «сказал безумец в сердце своём: нет Бога» – он сказал, что какой-то такой природы
- 22. Положим, универсалии – это имена. Но имена чего? Они не могут быть именами единичных вещей (именами
- 23. Номинализм Реально существуют сами конкретные вещи , в то время как общие понятия есть лишь имена
- 24. Следовательно, универсалия как самостоятельная сущность невозможна. тогда она не будет их сущностью что нелепо либо ни
- 25. Следовательно, «целое число вообще», как самостоятельная сущность, невозможно. тогда чётные и нечётные числа не будут целыми
- 26. (1285-1349) Уильям Оккам Так как о Божестве мы не имеем наглядного (интуитивного) познания, т. е. никакого
- 27. Концептуализм Универсалии существуют трояко: до вещей – как их прообразы в Божественном уме в вещах –
- 28. Схоластика Проблема веры и разума Проблема бытия Бога Охватывает с IX по XV вв. Представляет собой
- 29. Роджер Бэкон Целью всех наук считал увеличение власти человека над природой. Есть три источника знания: авторитет,
- 30. Опытным могло быть не только чувственное, но и сверхчувственное, не только естественное, но и сверхъестественное знание
- 31. Фома Аквинский (1221 – 1274) Ф Аквинский разграничивает философию и теологию: по предмету философия направлена на
- 32. Доказательства существования Бога: должен существовать первый двигатель в цепи действующих причин должна существовать первая причина все
- 33. … Мы обнаруживаем в чувственных вещах последовательность производящих причин; однако невозможно, чтобы вещь была своей собственной
- 34. И так как ряд внешних причин, обусловли- вающих друг друга, уходит в бесконечность, необходимо положить некую
- 35. Мы убеждаемся, что предметы, лишённые разума, каковы природные тела, подчиняются целесообразности. Это явствует из того, что
- 36. Монархия — самая справедливая форма правления, безусловно превосходящая аристократию (власть лучших) и политию (власть большинства в
- 37. Философия эпохи Возрождения ГУМАНИЗМ – направление общественной жизни, для которого характерна защита достоинства и свободы человека,
- 38. Эпоха Возрождения - это переворот в первую очередь в системе ценностей, в оценке всего сущего и
- 39. Из всех проявлений Божественной мудрости человек – величайшее чудо К земному блаженству ведет путь философских наставлений,
- 40. Если Бог провидит будущее и по-другому не может произойти, чем так, как Он провидел, то человеческий
- 41. Никколо Макиавелли (1469–1527) Общество возникает из стремления людей к самосохранению. Мораль возникает на более поздней стадии
- 42. Религия для Макиавелли – не высшее знание и авторитет, а политический факт, который нужно учитывать, принимая
- 43. Томас Мор (1478-1535) Нет частной собственности. «Господь провидел многое, когда постановил, чтобы все было общим, и
- 44. Томмазо Кампанелла (1568–1639) «Город Солнца» Это магический город, построенный так, чтобы уловить малейшее благодатное влияние звезд
- 45. Николай Коперник (1473–1543) По духу его работа пифагорейская Солнце является центром мироздания, что опровергало геоцентрическую систему
- 46. Солнце центр Вселенной по отношению к Земле, но не центр Вселенной Вселенная не имеет центра и
- 47. ввел метод наблюдения, выдвижения гипотезы и их опытной проверке на практике открыл значение ускорения в динамике
- 48. Христианская вера, по-видимому, сродни некоему виду глупости и с мудростью совершенно несовместна. Отнюдь не случайно дураки
- 49. Самые счастливые люди — это люди глупые, лишенные разума, движимые биологическим инстинктом Среди глупцов всякого города
- 50. Философия Реформации Мартин Лютер (1483 - 1546) общение между Богом и верующими должно происходить напрямую, без
- 52. Скачать презентацию