Первые философские школы Древней Греции

Содержание

Слайд 2

Первые, досократические философские школы Древней Греции возникли в VII – V

Первые, досократические философские школы Древней Греции возникли в VII – V

вв. до н.э. в ранних древнегреческих полисах, находившихся в процессе становления. К наиболее известным ранним философским школам Древней Греции относятся:

МИЛЕТСКАЯ ШКОЛА
ШКОЛА ПИФАГОРЕЙЦЕВ
ШКОЛА ГЕРАКЛИТА ЭФЕССКОГО
ЭЛЕЙСКАЯ ШКОЛА
АТОМИСТЫ

Слайд 3

Характерными чертами досократических философских школ являлись: ярко выраженный космоцентризм; повышенное внимание

Характерными чертами досократических философских школ являлись:

ярко выраженный космоцентризм;
повышенное внимание к проблеме

объяснения явлений окружающей природы;
поиск первоначала, породившего все сущее;
гилозоизм (одушевление неживой природы);
доктринерский (недискуссионный) характер философских учений.
Слайд 4

Милетская школа («физики») Милетская школа существовала в Древней Греции в VI

Милетская школа («физики») Милетская школа существовала в Древней Греции в VI

в. до н.э. и получила свое наименование от названия города, где она была основана: Милета – крупного торгово-ремесленного полиса в Малой Азии. Представителями данной школы являлись Фалес, Анаксимандр, Анаксимен.
Слайд 5

выступали с материалистических позиций; занимались не только философией, но и другими

выступали с материалистических позиций;
занимались не только философией, но и другими науками

– точными и естественными;
пытались объяснить законы природы (за что получили свое название – школа «физиков»);
искали первоначально – субстанцию, из которой возник окружающий мир.
Слайд 6

Фалес (примерно 640-560 гг. до н.э.) – основатель милетской школы, один

Фалес (примерно 640-560 гг. до н.э.) – основатель милетской школы, один

из самых первых выдающихся греческих ученых и философов.
Слайд 7

первоначально всего сущего считал воду («архэ»); представлял Землю в виде плоского

первоначально всего сущего считал воду («архэ»);
представлял Землю в виде плоского диска,

который покоится на воде;
считал, что неживая природа, все вещи имеют душу (то есть был гилозоистом – одушевлял все сущее);
допускал наличие множества богов;
считал центром вселенной Землю;
точно определил продолжительность года – 365 дней;
сделал ряд математических открытий (теорема Фалеса и др.).
Слайд 8

Анаксимандр (610 – 540 гг. до н.э.), ученик Фалеса:

Анаксимандр (610 – 540 гг. до н.э.), ученик Фалеса:

Слайд 9

первоначалом всего сущего считал «апейрон» - вечную, неизмеримую, бесконечную субстанцию, из

первоначалом всего сущего считал «апейрон» - вечную, неизмеримую, бесконечную субстанцию, из

которой все возникло, все состоит и в которую все превратиться;
вывел закон сохранения материи (фактически открыл атомарное строение вещества): все живое, все вещи состоят из микроскопических элементов; после гибели живых организмов, разрушения веществ элементы («атомы») остаются и в результате новых комбинаций образуют новые вещи и живые организмы;
первым выдвинул идею о происхождении человека в результате эволюции от других животных (предвосхитил учение Ч.Дарвина).
Слайд 10

Анаксимен (546-526 гг. до н.э.) – ученик Анаксимандра:

Анаксимен (546-526 гг. до н.э.) – ученик Анаксимандра:

Слайд 11

первопричиной всего сущего считал воздух; выдвинул идею о том, что все

первопричиной всего сущего считал воздух;
выдвинул идею о том, что все вещества

на Земле – результат различной концентрации воздуха (воздух, сжимаясь, превращается сначала в воду, затем в ил, затем в почву, камень и т.д.);
проводил параллели между душой человека («психэ») и воздухом («пневмой») – «душой космоса»;
отождествлял божества с силами природы и небесными светилами.
Слайд 12

Школа пифагорейцев. Пифагорейцы – сторонники и последователи древнегреческого философа и математика

Школа пифагорейцев.  Пифагорейцы – сторонники и последователи древнегреческого философа и математика Пифагора (2-я половина VI –

начало V вв. до н. э.) первопричиной всего сущего считали число (всю окружаю­щую действительность, все происходящее можно свести к числу и измерить с помощью числа). Они выступали за познание мира через число (считали познание через число промежуточным между чувственным и идеали­стическим сознанием), считали единицу мельчайшей частицей всего и пытались выделить «протокатегории», которые показывали диа­лектическое единство мира (четное – нечетное, светлое – темное, прямое – кривое, правое – левое, мужское – женское)
Слайд 13

Заслуга пифагорейцев состоит в том, что они заложили основы теории чисел,

Заслуга пифагорейцев состоит в том, что они заложили основы теории чисел,

разработали принципы арифметики, нашли математические решения для многих геометрических задач. В соответствии с рассказом древнеримского философа Боэция, Пифагор при­шел к идее о первичности числа, заметив, что одновременные удары молотов разного размера производят гармоничные созвучия. По­скольку вес молотов можно измерить, количество (число) управляет миром. Они искали такие соотношения в геометрии и астрономии. На основании этих «исследований» они пришли к выводу, что небесные светила также находятся в музыкальной гармонии.
Слайд 14

Школа Гераклита Эфесского. В этот период на границе между Европой и

Школа Гераклита Эфесского. В этот период на границе между Европой и Азией

находился город Эфес. С этим городом связана жизнь философа Гераклита (2-я половина VI – 1-я половина V вв. до н. э.). Это был человек аристократического рода, который отказался от власти ради созерцательного образа жизни.
Слайд 15

первоначалом всего сущего считал огонь; вывел закон единства и борьбы противоположностей

первоначалом всего сущего считал огонь;
вывел закон единства и борьбы противоположностей –

ключевой закон диалектики (наиболее важное философское открытие Гераклита);
считал, что весь мир находится в постоянном движении и изменении («в одну и ту же реку нельзя войти дважды»);
был сторонником круговорота веществ в природе и цикличности истории;
признавал относительность окружающего мира («морская вода грязная для человека, но чистая для рыб», в разных ситуациях один и тот же поступок человека может быть и хорошим, и плохим);
Слайд 16

всеобъемлющим, всепроникающим божеством считал Логос – Мировой Разум; выступал за материальность

всеобъемлющим, всепроникающим божеством считал Логос – Мировой Разум;
выступал за материальность человеческой

и мировой души;
был сторонником чувственного (материалистического) познания окружающей действительности;
движущей силой всех процессов считал борьбу:
Логос – это одновременно и Слово Истины, которое открывается человеку и существует независимо от человека. Логос себя открывает душам людей, которые достойны этого. Сама природа вещей (Высший Логос), открывается человеку (Малый Логос), но не каждому. С точки зрения Гераклита, процесс познания связан с неким мистическим откровением. Это очень важно для понимания античного типа рациональности. Ему принадлежит мысль о том, что разум человека является самодостаточным. Только при определенных условиях возможно раскрытие истины.
Слайд 17

Элейская школа Элеаты – представители элеской философской школы, существовавшей в VI

Элейская школа Элеаты – представители элеской философской школы, существовавшей в VI –

V вв. до н.э. в древнегреческом полисе Элея на территории современной Италии. Наиболее известными философами данной школы являлись Парменид, Зенон Элейский, Мелисс Самосский.
Слайд 18

изучали проблемы познания; жестоко разделяли чувственное познание (мнение, «докса») и высшее

изучали проблемы познания;
жестоко разделяли чувственное познание (мнение, «докса») и высшее духовное

идеалистическое;
были сторонниками монизма – выводили всю множественность явлений из единого первоначала;
считали все сущее материальным выражением идей (были предвестниками идеализма).
Слайд 19

Апория «Ахилл и черепаха»: для того чтобы догнать черепаху, Ахилл должен

Апория «Ахилл и черепаха»: для того чтобы догнать черепаху, Ахилл должен преодолеть

сначала половину пути до нее, потом поло­вину половины пути и т.д. до бесконечности. Следовательно, Ахилл никогда не сможет догнать черепаху.
Апория «Стрела»: идея движения состоит в том, что предмет в каждый момент времени занимает место большее, чем он сам. Одна­ко летящая стрела в каждый момент времени занимает определенное место, равное ее величине. Следовательно, любое движение можно понимать как сумму отдельных состояний покоя. И на основании это­го можно сделать вывод, что движения не существует.
Апория меры дошла до нас в изложении античного автора Симпликия: «Доказав, что, «если вещь не имеет величины, она не существует», Зенон прибавляет: «Если вещь существует, необходимо, чтобы она име­ла некоторую величину, некоторую толщину и чтобы было некоторое расстояние между тем, что представляет в ней взаимное различие».
Апории Зенона нередко воспринимали как софизмы, т.е. игру ума, основанную не на логике, а на уловках и логических ошибках. Отчасти это мнение справедливо.
Слайд 20

Атомисты Атомисты – материалистическая философская школа, философы которой (Демокрит, Левкипп) «строительным

Атомисты Атомисты – материалистическая философская школа, философы которой (Демокрит, Левкипп) «строительным материалом»,

«первокирпичиком» всего сущего считали микроскопические частицы – «атомы». Демокрит считался основоположником материалистического направления в философии («линия Демокрита» - противоположность «линии Платона» - идеалистическому направлению).
Слайд 21

весь материальный мир состоит из атомов; атом неделим (данное положение было

весь материальный мир состоит из атомов;
атом неделим (данное положение было опровергнуто

наукой только в наши дни);
атомы имеют различную величину (от мельчайших до крупных), различную форму (круглые, продолговатые, кривые, «с крючками» и т.д.);
между атомами существует пространство, заполненное пустотой;
атомы находятся в вечном движении;
существует круговорот атомов: вещи, живые организмы существуют распадаются, после чего из этих же самых атомов возникают новые живые организмы и предметы материального мира;
атомы невозможно «увидеть» путем чувственного познания.
Слайд 22

Таким образом, характерными чертами досократических философских школ являлись: ярко выраженный космоцентризм,

Таким образом, характерными чертами досократических философских школ являлись: ярко выраженный космоцентризм, повышенное внимание к

проблеме объяснения явлений ок­ружающей природы, поиск первоначала, породившего все сущее и доктринерский (недискуссионный) характер философских учений.