Питирим Сорокин

Содержание

Слайд 2

Сорокин Питирим Александрович

Сорокин Питирим Александрович

Слайд 3

Биография Питирим Сорокин родился 23 января 1889 года в селе Туръя,

Биография

Питирим Сорокин родился 23 января  1889 года в селе Туръя, Яренского уезда Вологодского. Отец — Александр Прокопьевич Сорокин, русский,

уроженец Великого Устюга, занимался церковно-реставрационными работами, странствуя из села в село. Мать Питирима Сорокина, Пелагея Васильевна, происходила из коми-зырянских крестьян, была уроженкой. Питирим Сорокин был вторым сыном в семье. Его старший брат — Василий, родился в 1885 году, а младший брат — Прокопий, родился в 1893 году.
Слайд 4

Биография Мать Питирима умерла 7 марта 1894 года в селе Коквицы,

Биография

Мать Питирима умерла 7 марта 1894 года в селе Коквицы, где семья задержалась после

рождения младшего ребёнка. После её смерти Питирим и его старший брат Василий остались жить с отцом, странствуя вместе с ним по деревням в поисках работы, а Прокопия забрала старшая сестра матери. Отец Питирима был склонен к чрезмерному употреблению алкоголя, вследствие чего у него бывали приступы белой горячки. В один из таких приступов он жестоко избил сыновей , что привело к тому, что братья покинули его и не встречались с ним до его смерти в 1900 году.

Тем не менее, учение не было забыто. Он окончил школу грамоты. Вскоре жизнь Питирима Сорокина резко переменилась. Осенью 1901 года братьев пригласил на работу в село. Как пишет в своей литературной биографии Питирим Сорокин, он, выслушав вопросы и найдя их лёгкими, неожиданно вызвался быть проэкзаменованным вместе с другими детьми. Пройдя все вступительные испытания, он был принят в школу и получил стипендию в пять рублей, из которых на один год оплачивались комната и питание в школьном общежитии. 2 июня 1904 года Питирим окончил с отличием Гамскую второклассную школу.

Слайд 5

Биография Благодаря рекомендациям известного просветителя народа коми Александра Николаевича Образцова, Питирим

Биография

Благодаря рекомендациям известного просветителя народа коми Александра Николаевича Образцова,  Питирим получает

возможность продолжить учёбу в церковно-учительской семинарии деревни Хреново. В 1906 году Питирим вступает в партию социалистов-революционеров и активно включается в процесс распространения революционных идей. В декабре этого же года он был арестован полицией, осуждён и заключён в тюрьму города Кинешма. Через три с половиной месяца Сорокин был выпущен под гласный надзор полиции. Заключение не избавило Питирима Сорокина от революционных идей, и он сбежал из-под полицейского надзора в Иваново-Вознесенск, где продолжил пропагандистскую деятельность под псевдонимом «Товарищ Иван». Однако тяжёлая жизнь «бродячего миссионера революции», постоянная угроза ареста, ухудшившееся здоровье потребовали взять передышку и отправиться к родственникам в деревню Римью.
Слайд 6

Философия Питирима Сорокина. Культурные системы философ делит на три основных типа,

Философия Питирима Сорокина.

Культурные системы философ делит на три основных типа, по его мнению,

они образуют три суперсистемы:  идеациональную, чувственную  и смешанную, промежуточную между ними -- идеалистическую. В основу различия двух противоположных суперсистем культуры Сорокин полагает главный критерий: представления о природе реальности.
Слайд 7

Философия Питирима Сорокина Сорокин подчеркивает, что в "чистом виде" в конкретном

Философия Питирима Сорокина

Сорокин подчеркивает, что в "чистом виде" в конкретном обществе

идеациональная и чувственная суперсистемы культуры никогда полностью не реализуются. Речь может идти лишь о доминировании и об определенном господстве каждой из них в тот или иной исторический период. Предложенную типологию суперсистем культуры философ наполняет фактическим содержанием, выделяя основные ее составляющие - искусство, истину, мораль, право -- и давая им характеристики.
Слайд 8

Философия Питирима Сорокина Высшей идеациональной истиной у Сорокина является "истина веры".

Философия Питирима Сорокина

Высшей идеациональной истиной у Сорокина является "истина веры". "Серьезные

проблемы, по мысли философа, существуют и в функционировании истины.Чувственная культура является антиподом идеациональной. По мнению Сорокина, она существовала во времена палеолита, в Древней Ассирии, в античной Греции и Риме. Сенситивное искусство живет и развивается в мире чувств. Его темами и персонажами являются реальные события и представители различных социальных групп. Однако "рядом с этими великолепными достижениями, -подчеркивает Сорокин, -- наше чувственное искусство заключает в себе самом вирусы разложения и распада...", которые "и обращают многие добродетели чувственного искусства в его же пороки". 

По мысли философа, искусство становится "музеем социальной патологии". И все же Сорокин далек от пессимизма: на смену разрушительным тенденциям чувственного искусства он ожидает приход нового, и скорее всего идеационального, искусства. Третьей суперсистемой, по мысли Сорокина, является идеалистическая культура. Она связывает сверхчувственный и сверхрациональный аспекты, выступая как промежуточная и переходная между вышеназванными суперсистемами. С помощью оригинальных методик, с привлечением специалистов из разных областей науки, опираясь на обширный фактический и статистический материал, П.А. Сорокин пришел к выводу, что в истории развития человечества наблюдается циклическая смена суперсистем культуры в последовательности: идеациональная, идеалистическая, чувственная.

Слайд 9

Произведения Питиримом Сорокиным разработана теория волнообразной социокультурной динамики. Культуры движутся силами,

Произведения

Питиримом Сорокиным разработана теория волнообразной социокультурной динамики. Культуры движутся силами, заложенными

в них самих, просто потому, что такова их природа, -- считает Сорокин. Развитие заложенных сил в основных типах (идеациональном и чувственном) происходит до предела, затем начинается откат “волны”. Чередование основных типов культуры связано с прохождением либо через идеалистический, либо через эклектичный (переходные) типы.
Слайд 10

Произведения Сорокин оптимистически характеризует исторический процесс: если культура находится в кризисе

Произведения

Сорокин оптимистически характеризует исторический процесс: если культура находится в кризисе (как,

по его мнению, современная западная), это означает, что данная мировоззренческая суперсистема исчерпала себя и зарождаются новые основания для формирования иного культурного типа.
Слайд 11

Сорокин утверждал, что общество без расслоения и неравенства — миф. Он

Сорокин утверждал, что общество без расслоения и неравенства — миф. Он сформулировал и ввёл в научный

оборот основные принципы теории социальной стратификации и социальной мобильности.
Популярная нынче идея «социальных лифтов» — тоже является изобретением Сорокина. С его точки зрения, социальные группы или индивиды обладают также мобильностью — вертикальной или горизонтальной (теперь это называют «лифтом» внутри группы или между группами).
«Чувственное право» — понятие, сформулированное Сорокиным. 
Слайд 12

“Насилие, ненависть и несправедливость никогда не смогут сотворить ни умственного, ни

“Насилие, ненависть и несправедливость никогда не смогут сотворить ни умственного, ни

нравственного и ни даже материального царствия на земле.”
Сорокин П.А.