Психологические теории средневековья и эпохи возрождения

Содержание

Слайд 2

Основные черты средневековой культуры: господство религии, Богоцентрического мировоззрения; отказ от античной

Основные черты средневековой культуры:

господство религии, Богоцентрического мировоззрения;
отказ от античной культурной традиции;


отрицание гедонизма;
аскетизм;
усиленное внимание к внутреннему миру человека, его духовности;
консерватизм, приверженность к старине, склонность к стереотипам в материальной и духовной жизни;
элементы двоеверия (христианство и язычество) в народном сознании;
фетишизация произведений искусства;
внутренняя противоречивость культуры: конфликт между язычеством и христианством, противоположность ученой и народной культуры, отношения светской и духовной, церковной властей, двойственность ценностных ориентаций (духовность и телесность, добро и зло, боязнь греха и грех);
иерархичность культуры, в которой можно выделить культуру духовенства, рыцарскую культуру, городскую культуру, народную, в основном, сельскую культуру;
11) корпоративность: растворение личностного начала человека в социальной группе, например, сословии.
Слайд 3

Слайд 4

Слайд 5

Слайд 6

Слайд 7

Августин Аврелий (Блаженный Августин, 354 – 430 г.г.) волюнтаризм Ибн-аль-Хайсам (Альгазен)

Августин Аврелий (Блаженный Августин, 354 – 430 г.г.) волюнтаризм Ибн-аль-Хайсам (Альгазен)

Ибн Сины (Авиценна) теория двух истин Ибн Рошд (Аверроэс) Фома Аквинский (1225 – 1274).– томизм

Изучении души подчиняется задачам богословия
возвращение к сакральности
Откровение Божье как источник познания
Схоластика как тип философии
Зарождение материалистических идей
Дунс Скот (1270 – 1308)
Роджер Бэкон (1214-1292) – «знание – сила»
Уильям Оккам номинализм – познание универсалий заключено в чувственном опыте
Принцип экономии мышления - Бритва Оккама
(душа как непостигаемая сущность должна быть исключена из научного познания)

Слайд 8

Слайд 9

Эпоха возрождения XIV в. Италия Антропоцентризм: внимание философов направлено в основном

Эпоха возрождения
XIV в. Италия
Антропоцентризм: внимание философов направлено в основном на человека.
Гуманизм,

признание человека личностью, его права на творчество, свободу и счастье.
Постулирование творческой сущности человека
Личностно материальное понимание мира: все существующее понимается в проекции на человека при максимальном интересе к телесному началу.
Идея доминирования эстетического понимания действительности над моральными и научными представлениями.
Антисхоластика: стремление развенчать мнимые авторитеты и пропагандируемые ими догмы.
Геометрически структурное понимание мира, дополненное диалектикой перехода, характерного для бесконечно малого и бесконечно большого и их соотношения между собой.
Пантеическое мировоззрение, рассматривающее окружающий человека мир, природу как сопричастную высшим абсолютным ценностям, богу (Бог разлит в природе).
Слайд 10

Леонардо да Винчи трактат «О живописи»: без знания анатомии и геометрии

Леонардо да Винчи трактат «О живописи»:
без знания анатомии и геометрии

нельзя быть художником
витрувианский человек
Лоренцо Вала «О наслаждении как истинном благе»
Потребность и стремление к удовольствию и физическому наслаждению, которые надо удовлетворять (в соответствии с природной сущностью), а не ущемлять (как учит церковь).
Бернардино Телезио идею гомеостаза т.е. стремится к балансу аффектов: положительные аффекты способствуют самосохранению (удлиняют жизнь), отрицательные нарушают гомеостаз (сокращение жизни) – гомеостаз – в балансе аффектов
Николо Макиавелли «Государь» (политический реализм)
Хуан Луис (Людовик) Вивес «О душе и жизни»
Хуан Уарте Исследование способностей к наукам
Слайд 11

Слайд 12

Слайд 13

Слайд 14

Слайд 15

Слайд 16

Слайд 17

Слайд 18

Психологические идеи нового времени Материализм, утверждающий вещественную природу психики и её

Психологические идеи нового времени
Материализм, утверждающий вещественную природу психики и её подчинение

законам природы (Ф.Бэкон, Р.Декарт, Б.Спиноза, Т.Гоббс, Дж.Локк и др.).
Идеализм, утверждающий духовное начало всего материального, независимость психики от телесной природы.
вопрос о соотношении органов чувств и разума
Приоритет чувственного опыта утверждался в направлениях сенсуализм (органы чувств)/ эмпиризм (проверка данных органов чувств опытным путем) (Ф. Бэкон, Т. Гоббс, Д. Локк).
Интеллектуальное происхождение знаний отстаивал рационализм (Р. Декарт, Б. Спиноза, Г. Лейбниц).
На основании разных источников происхождения знаний, выделились методы познания:
Индукция – анализ фактов в направлении от частного к общему (характерно в рамках сенсуализма/эмпиризма).
Дедукция – анализ фактов в направлении от общего к частному (характерно для рационалистов).
Слайд 19

Рене Декарт (картезианство) Душа есть атрибут богословия = то, что я

Рене Декарт (картезианство)

Душа есть атрибут богословия = то, что я осознаю

в данный момент (мысли, чувства, желания, сомнения)
Сознание - прямое и непосредственное знание субъекта о том, что происходит в нем самом, когда он мыслит.
метод универсального сомнения, призывающий усомниться во всем, кроме самого сомнения (акт мышления, единственное несомненное доказательство существования Я)
в основе объективного познания разум (рационализм), включающий в себя три вида идей (знаний):
1) порожденные чувственным опытом;
2) приобретенные в общественном опыте;
3) врожденные, которые содержатся в разуме априори и открывают ясную истину без опоры на органы чувств (рациональная интуиция)
душа и тело не зависят друг от друга и имеют разную природу: тело может только двигаться, а душа – осознавать и мыслить
Тело функционирует по принципу рефлекса (отражение внешних воздействий), принцип работы души – рефлексия (осознание содержания собственного мышления).
психофизическая проблема решается в духе механического взаимодействия душа соприкасается с телом («животными духами») в головном мозге («шишковидная железа»), где душа придает нужное направление рефлексу.
Слайд 20

Готфрид Лейбниц Идеализм Идеи врожденны и невыводимы из опыта Истина устанавливается

Готфрид Лейбниц

Идеализм
Идеи врожденны и невыводимы из опыта
Истина устанавливается при помощи

разума и интуиции
Монадология (идеалистическая интерпретация атомистической картины мира;
мироздание состоит из монад (душеподобная единица)
знания делятся на отчетливое, смутное и бессознательное
Психофизический параллелизм (душа и тело выполняют свою работу независимо друг от друга )
Томас Гоббс (эмпиризм, параллелизм)
Психическое есть «тень» физических процессов эпифеноменолизм