Российская таможенная академия

Содержание

Слайд 2

Периоды средневековой философии Патристика (I – VI вв) Схоластика (VI – XV вв)

Периоды средневековой философии

Патристика (I – VI вв)

Схоластика (VI – XV

вв)
Слайд 3

Патристика Совокупность теолого-философских взглядов «отцов церкви», которые взялись за обоснование христианства,

Патристика

Совокупность теолого-философских взглядов «отцов церкви», которые взялись за обоснование христианства, опираясь

на античную философию

Этапы патристики:

Апологетика(II-III вв), сыгравшая важную роль в оформлении и защите христианского мировоззрения

Классическая патристика(IV-V вв), систематизировавшая христианское учение

Заключительный период (VI-VII вв), стабилизировавший догматику

Слайд 4

Апологетика Представители: - Квинт Септимий Тертуллиан (ок.160-230) – «Верую, ибо абсурдно»;

Апологетика

Представители:
- Квинт Септимий Тертуллиан (ок.160-230) –
«Верую, ибо абсурдно»;
Тит Флавий Климент(Александрийский)
(ум.до

215)
- Ориген (185-254);
- Татиан;
Филон из Александрии.(посл-я
четверть I в.до н.э. –сер I в. н.э.)

Ориген.
Средневековая миниатура

Слайд 5

Представители: Псевдо-Дионисий (Ареопагитик) Григорий Нисский (335-394); - Августин Блаженный (354-430) (труды:

Представители:
Псевдо-Дионисий (Ареопагитик)
Григорий Нисский (335-394);
- Августин Блаженный (354-430)
(труды: «Исповедь», «О граде Божьем»).

Августин Блаженный ставит на первое место практическую церковную теологию и её претензии на руководство душами и святое посредничество

Классическая патристика

Слайд 6

Заключительный период патристики Представители: - Максим Исповедник (550-662); - Иоанн Дамаскин

Заключительный период патристики

Представители:
- Максим Исповедник (550-662);
- Иоанн Дамаскин (675-753).

Иоанн Дамаскин. Икона.

Начало XIV в. Афон, скит св. Анны
Слайд 7

Переход от патристики к схоластике Представители: Северин Боэций (480-524), его ещё

Переход от патристики к схоластике

Представители:
Северин Боэций (480-524), его ещё называют последним

философом. Он перевёл эвклидовы «Начала», «Введение» Порфирия, «Органон» и др. работы Аристотеля;
- Иоанн Скот Эриугена (810-877), как и Боэций, в своих философских исканиях не слишком считался с христианской догматикой.
Слайд 8

Схоластика Развивается во времена образования первых церковных школ. Один из первых

Схоластика

Развивается во времена образования первых церковных школ. Один из первых

университетов – Парижский (1200), также возникали университеты в Болонье, Оксфорде, Тулузе.
Слайд 9

Схоластика в средние века прошла 3 этапа своего развития: 1) ранняя

Схоластика в средние века прошла 3 этапа своего развития:

1) ранняя форма

(ХI-ХII вв.);
2) зрелая (ХII-ХIII вв.);
3) упадок(ХVI-ХV вв.).

Дунс Скотт

Слайд 10

Ранняя схоластика Сложилась под значительным влиянием неоплатоников и Августина Блаженного. Представители:

Ранняя схоластика

Сложилась под значительным влиянием неоплатоников и Августина Блаженного.
Представители:
- Пётр Абеляр

(1079-1142);
- Росцелин (1050-1120) – представитель
номиналима (лат. nomina – имена);
- Ансельм Кентерберийский
(ок.1033-1109).

Абеляр, Пьер (1079-1142)
с Элоизой

Ансельм Кентерберийский (ок.1033-1109

Слайд 11

Зрелая схоластика На смену платоновским идеям пришёл «христианский аристотелизм», развиваемый и

Зрелая схоластика

На смену платоновским идеям пришёл «христианский аристотелизм», развиваемый и преподаваемый

в университетах Оксфорда, Кембриджа, Тулузы и др. городов.
Представители:
- Альберт Великий;
Фома Аквинский
(1225/26-1274).
Фома Аквинский
Беноццо Гоццоли. «Триумф св. Фомы Аквинского»
1471. Лувр. Париж
(1225/26-1274).

Альберт Великий
(фреска работы Томмазо
да Модены, 1352,
Тревизо, Италия)

Слайд 12

Период упадка схоластики Наиболее яркие представители: - Иоанн Дунс Скот (1265/66-1308);

Период упадка схоластики

Наиболее яркие представители:
- Иоанн Дунс Скот (1265/66-1308);
- Уильям Оккам

(1285-1349).
Уравняли в правах разум и
веру (что составило основу
их теории «двух истин») и выступили против
принципа зрелой схоластики: вера выше разума.
Слайд 13

Важнейшие принципы христианской философии: Теоцентризм – в центре мироздания Бог. Теоцентризм

Важнейшие принципы христианской философии:

Теоцентризм – в центре мироздания Бог. Теоцентризм -

(греч. theos - Бог), такое понимание мира, в котором источником и причиной всего сущего выступает Бог. Он центр мироздания, активное и творящее его начало. Принцип теоцентризма распространяется и на познание, где на высшую ступеньку в системе знания помещается теология; ниже ее - находящаяся на службе у теологии философия; еще ниже - различные частные и прикладные науки.
Слайд 14

Важнейшие принципы христианской философии: 2.Креационизм –(лат. creatio - создание, сотворение), принцип,

Важнейшие принципы христианской философии:

2.Креационизм –(лат. creatio - создание, сотворение), принцип, в

соответствии с которым Бог из ничего сотворил живую и неживую природу, тленную, преходящую, пребывающую в постоянном изменении.
3. Провиденциализм - (лат. providentia – провидение) – Бог управляет миром, история – исполнение Божественного предназначения. События земной жизни имеют высший божественный смысл.
Слайд 15

Важнейшие принципы христианской философии: 4. Персонализм – каждый человек – личность,

Важнейшие принципы христианской философии:

4. Персонализм – каждый человек – личность, Бог

творит человека по своему образу и подобию.
5. Ревеляционизм – принцип откровения, Бог открывает человеку истину, свою волю. Библия – Книга книг, в ней ключи к смыслу мира природного и человеческого, тайнам отдельной жизни и спасения
6. Эсхатология ( Эсхатон – царство Божие)– учение о конце света. История –целенаправленный процесс, направленный Богом к заранее предопределенной цели – царству Эсхатона. Это конечная цель и смысл человеческого существования.
Слайд 16

Важнейшие принципы христианской философии Сотериологизм (лат. soter-спасать) – ориентация на спасение

Важнейшие принципы христианской философии

Сотериологизм (лат. soter-спасать) – ориентация на спасение души.

Антропоцентризм – исключительное место человека среди других божьих творений (тварей);
Мистицизм (эманация – истечение божественного света; человеческая душа светит отраженным светом; всякое познание осуществляется через лучи божественного света:
Слайд 17

Важнейшие принципы христианской философии: свет сотворенный дает возможность познать телесные вещи;

Важнейшие принципы христианской философии:

свет сотворенный дает возможность познать телесные вещи;
свет разума

– интеллигибильные предметы;
свет благодати – истины откровения.
Представители: Иоанн Богослов, Вас. Великий, Гр. Нисский – вост.
Августин, Бернар Клевровский, Джовани Фиданца (Бонавентура) – зап.
Слайд 18

Проблемы философии средневековья: 1. проблема веры и разума, 3 подхода: -

Проблемы философии средневековья:

1. проблема веры и разума, 3 подхода:
- «Верую,

чтобы понимать» (Августин
Аврелий);
гармония веры и разума
- «Понимаю, чтобы верить»(Пётр Абеляр);
религиозный интеллектуализм
- «Верую, ибо нелепо»(Тертуллиан);
религиозный антиинтеллектуализм
Слайд 19

Проблемы философии средневековья: 2. доказательства бытия Бога; 3. общее и единичное

Проблемы философии средневековья:

2. доказательства бытия Бога;
3. общее и единичное (проблема универсалий).
4.

сущность и существование.
Слайд 20

Вера и разум Рационалистическая точка зрения. Сторонники ее требовали подвергнуть догматы

Вера и разум

Рационалистическая точка зрения. Сторонники ее требовали подвергнуть догматы веры

оценке разума как высшего критерия истины или заблуждения;
Точка зрения двойственной истины, выдвинутая защитниками теории двух истин - теологической и научной;
Точка зрения предметного разграничения. Ее сторонники разграничивали теологию и науку по их предметам и целям;
Точка зрения полного отрицания ценности науки.
Слайд 21

Сущность и существование В средневековой философии проводится различие бытия, или существования

Сущность и существование

В средневековой философии проводится  различие бытия, или существования (экзистенции),

и сущности (эссенции). У всех средневековых философов познание каждой вещи сводится к ответу на четыре вопроса:
Есть ли вещь?
Что она такое?
Какова она?
Почему (для чего) она есть?
Если первый вопрос требует установить существование, то остальные - сущность вещи.
.
Слайд 22

Сущность и существование Четкое различие этих понятий дал Боэций (около 480-524),

Сущность и существование

Четкое различие этих понятий дал Боэций (около 480-524), Согласно

Боэцию, бытие (существование) и сущность- это вовсе не одно и то же; только в Боге,  который есть простая субстанция, ...« бытие и сущность совпадают". Что же касается сотворенных вещей, то они не просты, а сложны, и это, прежде всего, выражается в том, что их бытие и их сущность не тождественны. Чтобы та или иная сущность получила существование, она должна стать причастной к бытию или должна быть сотворена божественной силой.
Сущность вещи выражается в ее определении, в понятии этой вещи, которое мы постигаем разумом. О существовании же вещи мы узнаем из опыта, то есть из прямого контакта с вещами, так как существование возникает не из разума, а из акта всемогущей воли творца, а потому и не входит в понятие вещи.
Таким образом, понятие существования как не принадлежащего к самой сущности вещи вводится для осмысления догмата творения
Слайд 23

Реализм, номинализм, концептуализм (проблема универсалий Реализм: подлинной реальностью обладают только общие

Реализм, номинализм, концептуализм (проблема универсалий

Реализм:
подлинной реальностью обладают только общие понятия (универсалии),

а не единичные предметы, сущенствующие в эмпирическом мире ;
универсалии существуют до вещей как мысли , идеи в божественном разуме;
человеческий разум потому в состоянии познать сущность вещей, что эта сущность и есть не что иное как универсалии. (Августин, Ансельм Кентерберийский, Фома Аквинский)
Слайд 24

Реализм, номинализм, концептуализм (проблема универсалий) Номинализм: обшие понятия – лишь имена,

Реализм, номинализм, концептуализм (проблема универсалий)

Номинализм:
обшие понятия – лишь имена, которые образуются

нашим умом путем абстрагирования признаков, общих для целого ряда эмпирических вещей и явлений;
универсалии, следовательно, существуют не до вещей, а после них, не в уме бога, а в уме человека. ( Иоанн Росцелин, Уильям Оккам)
Слайд 25

Реализм, номинализм, концептуализм (проблема универсалий) Концептуализм: промежуточная позиция между реализмом и

Реализм, номинализм, концептуализм (проблема универсалий)

Концептуализм: промежуточная позиция между реализмом и номинализмом

– общим понятиям соответствует нечто в самих вещах, но это нечто не обладает самостоятельным существованием, выявляется в процессе рассуждения.
Доказательства бытия бога (Фома Аквинский):
Если брать движение во всей его полноте, а не только как механическое движение
Слайд 26

Апологетика Тертуллиан, считал, что чем более божественные истины противоречат здравому смыслу,

Апологетика

Тертуллиан, считал, что чем более божественные истины противоречат здравому смыслу, чем

более они непостижимы и фантастичны, тем более они верны.

Представителями апологетики являются Квинт Семтимий Тертуллиан, Тит Флавий Климент и Ориген

Ориген приводил рациональные доводы в пользу нематериальности Бога, который, по его мнению, обладает еще и свойством безграничности, так как бестелесное не может иметь никаких границ. Он также считал, что Бог создал мир не одним актом , а постоянно творит все новые и новые формы. Единожды – еще до создания мира – он сотворил лишь бестелесных и вечных духов, за которыми оставил свободу воли и право выбора творить по своему усмотрению добро или зло. Принял Платоновское учение о предсуществовании бессмертных душ, он отвергает его идею их переселения в другое тело, но оставляет возможность спасения даже для худших из них путем возвращения к Богу и выбора – творить добро и зло.

Квинт Септимий Флоренс Тертулиан

Слайд 27

Классическая патристика В сочинении «О граде Божьем» он представил христианство в

Классическая патристика

В сочинении «О граде Божьем» он представил христианство в виде

целостного учения. Высшей целью человеческой жизни, по его мнению, должна стать любовь к Богу и осознание полной зависимости человека от Всевышнего. Бог – исходный и конечный пункт всех помыслов и поступков человека. Детально рассмотрел историю становления и развития человечества. Мир предстает в двух царствах: «Граде земном», созданным любовью к себе, доведенною до презрения к Богу и «Граде Божьем», любовью к Богу, доведенною до презрения к самому себе. Град земной – это мир зла и сатаны. Град Божий – мир добра и Бога. Вся история человечества - это борьба двух градов. Для людей праведных Бог – высшая ценность, а любовь к нему и презрение к себе – цель жизни. Именно такие люди достойны Града Божьего. Философия Августина полностью теоцентрична.
Выяснял также, что представляет собой вечность и время. Время, считал он, есть ни что иное, как мера измерения созданных Богом преходящих вещей.
Значительное внимание Августин уделил теории познания: мир, созданный Богом, полон непостижимых для человеческого ума чудес.

Августин Блаженный

Слайд 28

Заключительный период патристики Главные представители – Боэций и И.С. Эриугена Иоанн

Заключительный период патристики

Главные представители – Боэций и И.С. Эриугена

Иоанн Скот Эриугена

ставил разум выше веры, а авторитет церковников ни во что не ставил; тем не менее они сами, чтобы разрешить свои споры, обращался к их авторитетному мнению. Был последовательным сторонником Платона и неоплатоников и активно развивал их идеи, в частности, концепцию примата общего над единичным.

К этому времени патристика в основном уже решила наиболее важные задачи, стоящие перед ней на заре христианства. Она сформулировала философские основы христианского вероучения и придала ему вполне определенные контуры.

Боэций

Слайд 29

Схоластика Определенный тип философствования, при котором средствами человеческого разума пытаются обосновать

Схоластика

Определенный тип философствования, при котором средствами человеческого разума пытаются обосновать принятые

на веру идеи и формулы

Этапы схоластики:

Ранняя форма (XI-XII вв). Основные философы – Эриуген, Абеляр, Росцелин

Зрелая форма (XII – XIII вв). Основные философы – Альберт Великий и Фома Аквинский.

Поздняя схоластика (XIII – XIV вв). Основные философы – Дунс Скот и Окат.

Слайд 30

Ранняя форма схоластики Ансельм Кентерберийский – представлял крайний реализм. Развивая платоновские

Ранняя форма схоластики

Ансельм Кентерберийский – представлял крайний реализм. Развивая платоновские взгляды

о вечных, организующих мир «идеях», они утверждают, что «универсалии» образуют особый идеальный мир, пребывающий в своей самодостаточности и в отрыве от мира конкретных вещей.

Росцелин – один из самых ярких представителей номинализма. Он считал, что знаменитый догмат христианской церкви «троица» неверно истолкован (как субстанция, объединяющая в себе трех божественных лиц: Бога-отца, Бога-сына и Бога-духа), на самом деле, считал он, существуют три различных Бога

Ансельм Кентерберийский

Слайд 31

Зрелая форма схоластики Признавал правомерность научно-философского знания. Знания обладают ценностью, но

Зрелая форма схоластики

Признавал правомерность научно-философского знания. Знания обладают ценностью, но еще

более необходима человеку вера. Человеческий ум слишком слаб и ограничен. Христианские догматы – сверхразумны.
Важнейшая часть философии - учение о бытии. В соответствии с догматом креационизма, Фома считает, что вечным бытием обладает только Всевышний. Мир обладает приходящим бытием, характеризуется материей и формой. В единичных вещах форма выступает ведущим началом по отношению к ней. В зависимости от того, как форма реализуется в вещах, Фома выделял четыре уровня их бытия: первый – неорганическая природа; второй – мир растений; третий – форма уже действующая причина, определяющего как цель, так и деятельностное начало сущего; четвертый – форма предстает как человеческая душа. Большое внимание уделял человеческой душе, считал нормальным соединение души и тела.
Заслуживает внимания этическая концепция Фомы Аквинского, которая ориентирует человека на созерцание мира и подготовку человека к вечной, посмертной жизни.

Фома Аквинский – представитель умеренного реализма, систематизатор ортодоксальной схоластики средневековья и основатель томизма. Главные произведения – «Сумма против язычников» и «Сумма теологии»