Тема 6 Возрождение и Новое время

Содержание

Слайд 2

ФИЛОСОФИЯ Тема 6. Философия Возрождения и Реформации Цель лекции: Показать, как

ФИЛОСОФИЯ

Тема 6. Философия Возрождения и Реформации

Цель лекции:
Показать, как мыслители эпохи Возрождения

«раскрепостили» философию, лишив ее статуса «служанки теологии»
Усвоить основные задачи, которые ставили перед собой мыслители Нового времени
Иметь четкие представления об основных направлениях в развитии философии Нового времени
Слайд 3

Вопросы лекции 1. Характерные черты эпохи Возрождения и их отражение в

Вопросы лекции

1. Характерные черты эпохи Возрождения и их отражение в философии.
2.

Становление новой космологии, философский пантеизм: Н. Кузанский, Дж. Бруно, Н. Коперник и др.
3. Философия истории, философия политики, социальные утопии (Макиавелли, Т. Мор, Кампанелла).
4. Философия христианской Реформации
Слайд 4

Ключевые слова Антропоцентризм, гуманизм, эмпиризм, сенсуализм, рационализм, индукция, дедукция, интеллектуальная интуиция,

Ключевые слова

Антропоцентризм, гуманизм, эмпиризм, сенсуализм, рационализм, индукция, дедукция, интеллектуальная интуиция, монизм,

дуализм, плюрализм, нативизм, окказионализм, детерминизм, первичные качества, вторичные качества, солипсизм
Слайд 5

Основные направления развития философии эпохи Возрождения

Основные направления развития философии эпохи Возрождения

Слайд 6

- антисхоластическая направленность - пантеистическая картина мира - антропоцентризм - понятие

- антисхоластическая направленность
- пантеистическая картина мира
- антропоцентризм
- понятие деятельности
- антиклерикальная

направленность
- возрождение античной философии и искусства

Характерные особенности философии Возрождения

Слайд 7

Периоды развития культуры Возрождения

Периоды развития культуры Возрождения

Слайд 8

- Это идея о том, что благо человека – основная цель

- Это идея о том, что благо человека – основная

цель социального и культурного развития, отстаивает ценность человека как личности.

Гуманизм эпохи Возрождения

Слайд 9

Данте Алигьери (1265-1321) Гений комедии; «последний поэт средневековья и вместе с

Данте Алигьери (1265-1321)

Гений комедии; «последний поэт средневековья и вместе с тем

первый поэт Нового времени» (Ф.Энгельс).
«Божественная комедия» - первый гимн достоинству человека;
вера в земное предназначение человека, в его способность собственными силами совершить свой земной подвиг.
Слайд 10

Первый итальянский певец Возрождения Воспел ценности любви, как достойные высокой жизни,

Первый итальянский певец Возрождения
Воспел ценности любви, как достойные высокой жизни, без

которых она теряет свой смысл
Труды:
трактат «Моя тайна, или книга бесед о презрении к миру»
«Собрание песен»
трактат «О своем и чужом невежестве»

Франческа Петрарка (1304-1374)

Слайд 11

Математик, архитектор, философ Исходная посылка — неотъемлемая принадлежность человека миру природы

Математик, архитектор, философ
Исходная посылка — неотъемлемая принадлежность человека миру природы
Человек,

включённый в мировой порядок, оказывается во власти его законов — гармонии и совершенства.
Гармонию человека и природы определяет его способность к познаванию мира, к разумному, устремлённому к добру существованию.
Ответственность за моральное совершенствование, имеющее как личное, так и общественное значение, лежит на самих людях.
Выбор между добром и злом зависит от свободной воли человека. Основное предназначение личности - в творчестве

Леон Баттиста Альберти (1404-1472)

Слайд 12

Труд— не наказание за первородный грех, а источник душевного подъёма, материальных

Труд— не наказание за первородный грех, а источник душевного подъёма, материальных

благ и славы.

«В праздности люди становятся слабыми и ничтожными», к тому же лишь сама жизненная практика раскрывает великие возможности, заложенные в человеке.

Санта Мария Новелла (Chiesa di Santa Maria Novella) — церковь во Флоренции

Слайд 13

Опирается на приоритет моральной философии в противовес теологии Людям не подвластно

Опирается на приоритет моральной философии в противовес теологии
Людям не подвластно знание

высших сущностей, но подвластен опыт
В центре концепции Альберти – понятие человека, активизирующего собственные возможности и возможности других людей
Основное свойство такого человека – быть добродетельным
Добродетель – способность к совершенствованию, возвышающая человека над остальным миром

«Искусство жить постигается в деяниях»

Альберти (автопортрет), Галерея Искусств, Вашингтон

Слайд 14

Трактат «О наслаждении» Дух эпикурейства; попытка соединить обновленный эпикуреизм с основными

Трактат «О наслаждении»
Дух эпикурейства; попытка соединить обновленный эпикуреизм с основными христианскими

ценностями;
Эпикурейское наслаждение Валла трактует в духе христианского стремления к божественной любви

Лоренцо Валла(1407-1457)

«Все, созданное самой природой, не может быть не свято и не достойно похвалы».

Слайд 15

Поэтому всякое удовольствие не может быть полностью осуждаемо. Чувственное наслаждение находится

Поэтому всякое удовольствие не может быть полностью осуждаемо.
Чувственное наслаждение находится

на низшей ступени иерархии наслаждений.
На самой высшей – христианская любовь к Богу.
Но без телесного восприятия мы были бы лишены очень многих божественных удовольствий
Слайд 16

Возродил деятельность новой платоновской академии В картине мироздания есть пять ступеней

Возродил деятельность новой платоновской академии
В картине мироздания есть пять ступеней совершенства

(основных категорий) – материя, качество (форма) – недуховная часть – мир физический, низменный, темный; душа – связующее звено; ангел, Бог – исключительно духовная часть – мир умственный, просветленный, возвышенный
Долг каждого человека разобраться в себе и выбрать путь развития – возвыситься до божественного просветления или опуститься до низшего материального уровня
Душа – посредница всех вещей и способностей мира

Марсилио Фичино (1433-1499)

Слайд 17

Происходит коренной перелом во взглядах на природу: Вселенная из свидетельства божественного

Происходит коренной перелом во взглядах на природу:
Вселенная из свидетельства божественного

могущества становится предметом исследовательского интереса, мифологема о творении мира из ничего сменяется натурфилософским учением о бесконечности и несотворимости мира.

Натурфилософия Возрождения

Слайд 18

1. математик, 2. первый создатель географической карты Европы реформатор Юлианского календаря.

1. математик,
2. первый создатель географической карты Европы
реформатор Юлианского календаря.
Но

особенно значительными были его идеи в области философии

Николай Кузанский 1401 -1464
немецкий ученый, философ и богослов

Слайд 19

Главная проблема – Отношения Бога и мира. Концепция «ученого незнания»: познание

Главная проблема – Отношения Бога и мира.
Концепция «ученого незнания»: познание

вещей возможно на основе чувств, разума и интеллекта.
Чувственное восприятие всегда положительно, или утвердительно,
рациональное – подтверждает или отрицает.
Интеллект охватывает принцип совпадения противоположностей в интуиции, познавательном акте более высокого порядка.
Слайд 20

Знания о безусловном возможно достичь лишь символически на основе математических символов.

Знания о безусловном возможно достичь лишь символически на основе математических символов.


Разум подчиняется закону противоположностей, а ученое незнание приближается к бесконечному, где все противоположности сливаются.
Бог находится не вне мира, а в единстве с ним.
Слайд 21

Наш конечный разум, двигаясь путем уподоблений, не может в точности постичь

Наш конечный разум, двигаясь путем уподоблений, не может в точности постичь

истину вещей.

Ведь истина не бывает больше или меньше, она заключается в чем-то неделимом и кроме как самой же истиной ничем в точности измерена быть не может

Наш разум, не являясь истиной, никогда не постигает истину настолько точно, чтобы постигать ее все точнее, без конца. Абсолютно точная и максимально полная истина сокрыта только в Боге, а все наши представления о ней – лишь приближение к ней.

Все обыденные человеческие понятия (большое и малое, длинное и короткое, высокое и низкое) суть порождения нашего несовершенного разума. Поэтому в Боге («абсолютной величине всего») эти противоположности стираются и исчезают. В этом абсолютно большом исчезает само понятие о количестве, так как Абсолют выше любых величин

Слайд 22

Акт божественного творения - беспрерывное «развертывание» божественного единства во множества. Но

Акт божественного творения - беспрерывное «развертывание» божественного единства во множества.
Но

тем самым Бог-творец фактически оказывается тождественным своему творению – миру.
Бог – это центр Вселенной и ее предел, он – целое, а Вселенная – часть.
Мир как бы «свертывается» в Боге и Бог «разворачивает» его по мере своего воплощения в мир.

Пантеизм Н.Кузанского

Слайд 23

Бесконечен не только Бог, но и Вселенная, природа, так как он

Бесконечен не только Бог, но и Вселенная, природа, так как он

незримо в них присутствует.
Поэтому Бог является бесконечным максимумом, а природа - тоже максимум, хоть и ограниченный.
Так как она состоит из конечных величин, отдельных предметов, то между конечностью и бесконечностью пропасти нет, это просто разные стороны одной сущности мира.
Диалектика конечного и бесконечного присуща природе - бесконечное состоит из всего конечного, а последнее переходит в бесконечное
Слайд 24

Земля не пребывает неподвижно в центре Вселенной, а вращается вокруг своей

Земля не пребывает неподвижно в центре Вселенной, а вращается вокруг своей

оси (смена дня и ночи, видимое вращение звездного неба).
Не существует одного центра для всех небесных сфер или орбит, центр Земли не является центром тяготения и центром лунной орбиты
Центр мира находится около Солнца, вокруг которого вращается Земля

Гелиоцентрическая картина мира

Николай Коперник (1473-1543) - «О вращении небесных сфер»

Слайд 25

«О бесконечности, Вселенной и мирах» Провозглашает философию бесконечного мира, более того

«О бесконечности, Вселенной и мирах»
Провозглашает философию бесконечного мира, более того бесконечных

миров.
Раз Земля не является центром мира, то таким центром не может быть и Солнце; мир не может замыкаться сферой неподвижных звезд, он бесконечен и безграничен.
Вселенная есть бесконечная субстанция, бесконечное тело в бесконечном пространстве, то есть пустой и в то же время наполненной бесконечностью.

Джордано Бруно
(1548-1600)

Слайд 26

Поэтому вселенная одна, миры же бесконечны. Хотя отдельные тела обладают конечной

Поэтому вселенная одна, миры же бесконечны.
Хотя отдельные тела обладают конечной

величиной, численность их бесконечна. Не только наше Солнце имеет планеты, но и звезды как далекие Солнца также имеют своих спутников.
Вселенная вечна и неподвижна, она существовала вечно и не может исчезнуть, в ней происходят непрерывные изменения и движения, но она сама неподвижна.
Единая Вселенная не может иметь ничего противоположного себе, и Богу нет места за ее пределами, поэтому «сама природа … есть ничто иное, как Бог в вещах»
Слайд 27

Гилозоизм Дж. Бруно Мир одушевлен, поскольку универсальная мировая душа в качестве

Гилозоизм Дж. Бруно

Мир одушевлен, поскольку универсальная мировая душа в качестве особой

интеллигенции протекает в каждое небесное светило, в каждую планету, образуя ее внутренний деятельностный принцип.
Бруно не только доказывал одушевленность мира, но и высказывал предположение об обитаемости, населенности бесчисленных миров.
Слайд 28

Вселенная никем не сотворена, существует вечно и не может исчезнуть. Сама

Вселенная никем не сотворена, существует вечно и не может исчезнуть. Сама

она неподвижна, но в ней самой происходят непрерывные изменения и движения естественного характера.
Отказывается от идеи Бога-перводвигателя, придерживаясь идеи о самодвижении материи.
Гносеология: в человеческой душе проявляет себя единая вселенская мировая душа, неотделимая от одушевленной материи. Главная цель разума – проникновение в глубину явлений, познание закономерностей природы. Истину можно постигнуть лишь посредством философии, но не теологии.
Слайд 29

– аверроист, поборник теории «двойственной истины»: наряду с истиной, которая является

– аверроист, поборник теории «двойственной истины»: наряду с истиной, которая является

прерогативой философии, существует вероучение, которое по сути есть нравоучение, в замысел которого не входит сообщение сведений о мире. Поэтому «истина истине не противоречит».

Аристотелизм

Пьетро Помпонацци
(1462-1525)

Слайд 30

Для того, чтобы государство было мощным и великим, политики должны использовать

Для того, чтобы государство было мощным и великим, политики должны

использовать соответствующие средства, не думая о моральной стороне своих поступков и о гражданской свободе.
Отсюда термин «макиавеллизм» для определения беззастенчивой политики, которая добивается своих целей, пренебрегая нормами морали.

Социально-политическая мысль Возрождения

Николо Макиавелли
(1469-1527)

Слайд 31

- Корень многих социальных бед – в частной собственности. Но общественные

- Корень многих социальных бед – в частной собственности.
Но общественные

отношения нельзя изменить исключительно законодательным путем.
Идеал совершенного государства (о.Утопия) – общественная собственность, высокоорганизованное производство, справедливое (равное) распределение общественных благ.
Все люди не только имеют право, но и обязаны работать.
Здесь отсутствуют имущественные и социальные различия.
Политическое устройство основано на принципах выборности и старшинства.
Семья организована на производственных началах.

Утопизм

Томас Мор
(1478-1535)

Слайд 32

Коренные социальные преобразования должны быть направлены на реализацию Царства Божьего» на

Коренные социальные преобразования должны быть направлены на реализацию Царства Божьего»

на земле.
Государственное устройство идеального государства - теократия.
Во главе – жрец.
Здесь упразднены собственность и семья.

Томмазо Кампанелла (1568-1639)

Слайд 33

«О свободе воли», «Похвала глупости». Философия – знание и мудрость, но

«О свободе воли», «Похвала глупости».
Философия – знание и мудрость,

но она не базируется на категориальной системе и силлогистике.
Истинная религия является разновидностью глупости.
Эразм говорит о двух видах глупости: одном – восхваляемом иронически и другом – восхваляемом серьезно – такой вид глупости раскрывается в христианской простоте.
Истинная религия идет от сердца, а не от ума, поэтому всякая сложная теология является ненужной (со временем эта точка зрения была принята протестантами).

Философия христианской Реформации

Эразм Роттердамский
(1466-1536)

Слайд 34

– стоит у истоков Реформации. Признаки ее: утрата связи церкви и

– стоит у истоков Реформации.
Признаки ее:
утрата связи церкви и

веры;
перенос религиозности в план личностного сознания;
формирование новой трудовой этики, которая является путем к спасению.
Мирская деятельность принимает сакральную форму.
Работы: «Комментарии к Посланию к Римлянам», «95 тезисов об индульгенциях», «О свободе христианина». «О рабстве воли» и др.
Провозгласил тезис «возвращения к истокам» евангельской жизни. Священное Писание – единственный источник истины.
Возродил идею о непосредственном общении человека с Богом без посредства священников

Мартин Лютер (1483-1546)

Слайд 35

– Разум искажает Божественные истины и склоняет волю ко злу. Спасение

– Разум искажает Божественные истины и склоняет волю ко злу.
Спасение

зависит только от степени веры в Бога, а свобода воли исключается Божественным промыслом.
Центральные идеи кальвинизма – предопределение и провидение.
Предопределение - это вечный совет Бога, руководящий человеческими намерениями.
Провидение – продолжение акта творения, распространяемое на все сотворенное.
Лютеровскую идею профессионального призвания распространил на все возможные виды производства

Жан Кальвин (1509-1564)

Слайд 36

- его скептицизм направлен против рутинного духа схоластической философии и средневековой

- его скептицизм направлен против рутинного духа схоластической философии и средневековой

философии и против излишнего оптимизма в отношении человеческих возможностей.
Скептицизм помогает человеку избавиться от многих заблуждений и ошибок, осознать суетность и тщету всякого мирского знания

Скептицизм

Мишель Монтень
(1533-1592)

Слайд 37

Философия Нового времени и Просвещения

Философия Нового времени и Просвещения

Слайд 38

Рассматриваемые вопросы 1. Проблема методов познания в Новое время. Эмпиризм и

Рассматриваемые вопросы

1. Проблема методов познания в Новое время. Эмпиризм и рационализм.
2.

Проблема субстанции и пантеизм в философии Нового времени.
3. Субъективный идеализм в философии Нового времени
4. Агностицизм Д.Юма
5. Общность различных типов Просвещения в истории человечества.
6. Проблема человека и общества в философии Просвещения.
7. Французские энциклопедисты.
8. Концепции Ж.Ж.Руссо, Ф.Вольтера.
Слайд 39

В центре новой философии - теория познания, выработка методов истинного знания

В центре новой философии - теория познания, выработка методов истинного знания

для всех наук.
Философия призвана вскрывать законы мышления, действующие во всех науках.

Философия нового времени (17-18 вв)

Слайд 40

Эмпиризм (сенсуализм) Ф.Бэкон Т.Гоббс Дж. Локк - Основу нового метода ищут

Эмпиризм (сенсуализм)

Ф.Бэкон
Т.Гоббс
Дж. Локк
- Основу нового метода ищут в чувственном опыте, выдвигая

идею сверхзначимости эмпирического индуктивного знания

Рационализм

Р.Декарт
Г.Лейбниц
Б.Спиноза
- Основу нового метода ищут в интеллекте, дающем логическое дедуктивно-математическое знание, не сводящееся к опыту

Формы развития философской мысли в 17 веке

Слайд 41

Философия Нового времени Основные сочинения Опыты, или наставления нравственные и политические

Философия Нового времени

Основные сочинения

Опыты, или наставления нравственные и политические (1-е изд.

– 1597, 2-е изд. – 1612, 3-е изд. –1625)
О мудрости древних (1609)
Великое восстановление наук
О достоинстве и приумножении наук (1605)
Новый Органон (1620)
История ветров (1622)
История жизни и смерти (1623)
Новая Атлантида (1623-1624?)

Френсис Бэкон
(1561-1626)

Слайд 42

Могущественен тот, кто может, а может тот, кто знает Высшая цель

Могущественен тот, кто может, а может тот, кто знает

Высшая цель науки

– господство человека над природой, а господствовать над природой можно только подчиняясь ее законам

К знанию ведут наблюдение, анализ, сравнение и эксперимент

Наука – методология экспериментального естествознания. Следуя этой методологии, можно сделать много научных открытий

Слайд 43

Учение о «призраках» («идолах») разума Есть четыре вида идолов, которые осаждают

Учение о «призраках» («идолах») разума

Есть четыре вида идолов, которые осаждают умы людей

Идолы площади

Идолы рода

Идолы

пещеры

Идолы театра

Слайд 44

Учение об «идолах» разума Идолы рода Идолы рода находят основание в

Учение об «идолах» разума Идолы рода

Идолы рода находят основание в самой природе человека, …

ибо ложно утверждать, что чувства человека есть мера вещей. Наоборот, все восприятия как чувства, так и ума покоятся на аналогии человека, а не на аналогии мира. Ум человека уподобляется неровному зеркалу, которое, примешивая к природе вещей свою природу, отражает вещи в искривлённом и обезображенном виде.

Ф. Бэкон. «Новый Органон».

Слайд 45

Учение об «идолах» разума Идолы пещеры Идолы пещеры суть заблуждения отдельного

Учение об «идолах» разума Идолы пещеры

Идолы пещеры суть заблуждения отдельного человека. Ведь у

каждого помимо ошибок, свойственных роду человеческому,
есть своя особая пещера, которая ослабляет и искажает свет природы.

Ф. Бэкон. «Новый Органон».

Слайд 46

Учение об «идолах» разума Идолы площади (рынка) Существуют ещё идолы, которые

Учение об «идолах» разума Идолы площади (рынка)

Существуют ещё идолы, которые происходят как бы

в силу взаимной связанности и сообщества людей. Эти идолы мы называем, имея в виду порождающее их общение и сотоварищество людей, идолами площади. Люди объединяются речью. Слова же устанавливаются сообразно разумению толпы. Поэтому плохое и нелепое установление слов удивительным образом осаждает разум.

Ф. Бэкон. «Новый Органон».

Слайд 47

Учение об «идолах» разума Идолы театра Существуют, наконец, идолы, которые вселились

Учение об «идолах» разума Идолы театра

Существуют, наконец, идолы, которые вселились в души людей из

разных догматов философии, а также из превратных законов доказательств. Их мы называем идолами театра, ибо мы считаем, что, сколько есть принятых или изобретённых философских систем, столько поставлено и сыграно комедий, представляющих вымышленные и искусственные миры.
Слайд 48

Природа научного познания Опыт как источник знания

Природа научного познания Опыт как источник знания

Слайд 49

Основные способности познания

Основные способности познания

Слайд 50

Высшая задача познания – завоевание природы и усовершенствование человеческой жизни. Два

Высшая задача познания – завоевание природы и усовершенствование человеческой жизни.
Два вида

опытов
- «плодоносные» – принесение непосредственной пользы человеку
- «светоносные» – познание законов, явлений и свойств вещей
Слайд 51

Томас Гоббс (1588–1679) Продолжатель Бэкона «Я зажигаю свет разума» Закончил Оксордский университет

Томас Гоббс (1588–1679)

Продолжатель Бэкона
«Я зажигаю свет разума»
Закончил Оксордский университет

Слайд 52

Основные работы: «Левиафан, или Материя, форма и власть государства церковного и

Основные работы:

«Левиафан, или Материя, форма и власть государства церковного и гражданского»

(одна из первых попыток ответа на вопрос: как возникло общество? Как оно развивается? Каково место человека в обществе?)
Философская трилогия «Основы философии» :
«О теле» (1655) ;
«О человеке» (1658);
«О гражданине» (1642);
Слайд 53

Основные идеи: Материалистическая метафизика Политическая философия Естественное состояние Государство Власть суверена Проблема свободы Религия и государство

Основные идеи:

Материалистическая метафизика
Политическая философия
Естественное состояние
Государство
Власть суверена
Проблема свободы
Религия

и государство
Слайд 54

Мысли «Мы находим в природе человека три основных причины войны: во-первых,

Мысли

«Мы находим в природе человека три основных причины войны: во-первых, соперничество;

во-вторых, недоверие; в третьих, жажда славы.»
«Нельзя отрицать, что естественным состоянием людей до образования общества была война, и не только война, но война всех против всех.»
Только настоящее имеет бытие в природе, прошедшее имеет бытие лишь в памяти, а будущее не имеет никакого бытия.
«"Я не сомневаюсь, что если бы истина, что три угла треугольника равны двум углам квадрата, противоречила чьему-либо праву на власть или интересам тех, кто уже обладает властью, то, поскольку это было бы во власти тех, чьи интересы задеты этой истиной, учение геометрии было бы если не оспариваемо, то вытеснено сожжением всех книг по геометрии".»
Слайд 55

Рене Декарт (1596-1650) Мир, или Трактат о свете (1633) Рассуждение о

Рене Декарт (1596-1650)

Мир, или Трактат о свете (1633)
Рассуждение о методе (1637)
Размышления

о первой философии (1641)
Первоначала философии (1644)
Слайд 56

Слайд 57

Слайд 58

Слайд 59

Слайд 60

Слайд 61

Слайд 62

Слайд 63

Слайд 64

Слайд 65

Слайд 66

Слайд 67

Слайд 68

Слайд 69

Слайд 70

Слайд 71

Слайд 72

Слайд 73

Слайд 74

Слайд 75

Слайд 76

Слайд 77

Слайд 78

Слайд 79

Слайд 80

Слайд 81

Слайд 82

Слайд 83

Слайд 84

Слайд 85

Спор о «врождённых идеях» Нативизм и его критика Дж. Локком

Спор о «врождённых идеях» Нативизм и его критика Дж. Локком

Слайд 86

Слайд 87

Слайд 88

Слайд 89

Слайд 90

Слайд 91

Тезис о разумности мира Лейбниц доводит до логического предела – утверждения,

Тезис о разумности мира Лейбниц доводит до логического предела – утверждения, что сотворённый

Богом мир есть «лучший из возможных».
Слайд 92

Слайд 93

Монизм (от греч. μόνος, один, единственный) – онтологическая позиция, признающая единство

Монизм (от греч. μόνος, один, единственный) – онтологическая позиция, признающая единство мира, т.е. принципиальную сводимость всех его

объектов (явлений) к единой субстанциальной основе.

Плюрализм (от лат. pluralis, множественный) – онтологическая позиция, признающая наличие в мире множества принципиально независимых (несводимых друг к другу) первоначал (субстанций).

Дуализм (от лат. dualis, двойственный) – разновидность плюрализма, ограничивающая число независимых первосущностей мира двумя (обычно такими первоначалами признаются материальное и духовное).

Слайд 94

Слайд 95

Слайд 96

Слайд 97

Слайд 98

Слайд 99

Слайд 100

Слайд 101

Слайд 102

Слайд 103

Слайд 104

Слайд 105

Слайд 106

Слайд 107

Слайд 108

Слайд 109

Слайд 110

Слайд 111

Слайд 112

Радикальный номинализм

Радикальный номинализм

Слайд 113

Слайд 114

Слайд 115

Слайд 116

Слайд 117

Слайд 118

Слайд 119

Слайд 120

Слайд 121

Слайд 122

Слайд 123

Слайд 124

Слайд 125

Слайд 126

Слайд 127

Слайд 128

Слайд 129

Слайд 130

Вопросы?

Вопросы?

Слайд 131

Контрольные вопросы 1.В чем состоит новизна основных идей и тенденций философии

Контрольные вопросы

1.В чем состоит новизна основных идей и тенденций философии Ренессанса?
2.

Каковы философские истоки ренессанского гуманизма?
3.Почему доминирующим аспектом возрожденческой философии является эстетическое?
4. В чем состоит различие в понимании телесности в средневековой философии и философии Возрождения?
5. В чем суть возрожденческого пантеизма и гилозоизма?
6. В чем суть антисхоластики возрожденческой философии?
7. В чем суть идеи прометеизма в философии Возрождения?
8. Какие философские традиции античной онтологии, этики, социальной философии возрождаются в Ренессансе?
9. Какова связь между этикой Возрождения и формированием буржуазии как активного, молодого класса в Европе?
10. Что такое эмпиризм философии Нового времени?
11. В чем суть индуктивного метода познания, принадлежащего Бэкону?
12. В чем состоял рационализм Декарта?
13. В чем сущность пантеизма Спинозы?
14. В чем сущность монадологии Лейбница?
15. В чем сущность сенсуализма Локка?