Содержание
- 2. Учение о бесконечности Вселенной: от Н. Кузанского к Н. Копернику и Дж Бруно Никола́й Куза́нский, (Кузанец,
- 3. «Мое незнание всего лишь учёней вашего» Константин Андреевич Сергеев (1941 – 2006) - доктор философских наук,
- 4. Какое количество углов должно быть, чтобы многоугольник стал кругом? 1 10 100 Самое большое число? ∞
- 5. Творение сотворено бытием максимума; В максимуме быть, создавать, творить – одно и то же => Бог
- 6. Ум, обращённый к непостижимой творческой простоте Творца, становится чистым зеркалом, в котором он видит теперь мир
- 7. *… Если Бог есть бесконечное единство, то универсум — это единство ограниченное. Универсум есть непосредственное ограничение
- 8. *… Тем самым Николай Кузанский полностью отвергает античную и средневековую концепции мира, в которых мир является
- 9. Мы не можем знать мощь Бога, т.к. Бог может развернуть мир так, как не развернул его
- 10. **… у мира нет и внешней окружности. В самом деле, если бы он имел центр, то
- 11. Леонардо да Винчи (1452-1519) ***Лекции истории натурфилософии И.В.Лупандин, ст. преп. МФТИ *** "Земля не в центре
- 12. Никола́й Копе́рник (1473-1543) «Об обращениях небесных сфер» (1543 г.), писал её больше 30 лет Вселенная у
- 13. Томас Диггес (1546-1595) «Совершенное описание небесных сфер в соответствии с древней доктриной пифагорейцев, возрождённой Коперником, подкреплённое
- 14. Пьер-Анджело Мандзолли (Палингений) (1500(3)-1543) Оставив Землю в центре, считая ее неподвижным центром мира (бог “в центре
- 15. Джорда́но Бру́но (1548-1600) Фигура неоднозначная Идея всеединства и идея бесконечности = бесконечной единой всецелостности Прямых выразительных
- 16. Для Бруно Коперник – это «заря, которая должная предшествовать восходу солнца истинной древней философии,» а его
- 17. 9 февраля 1600 инквизиционный трибунал своим приговором признал Бруно «нераскаявшимся, упорным и непреклонным еретиком» (с 1593
- 18. **Так удивительны, так различны и многообразны вещи, что в согласии с вышеизложенным мы не можем в
- 20. Скачать презентацию
Учение о бесконечности Вселенной:
от Н. Кузанского к Н. Копернику и
Учение о бесконечности Вселенной: от Н. Кузанского к Н. Копернику и
Никола́й Куза́нский,
(Кузанец, Кузанус, наст. Кребс)
1401-1464
Никола́й Копе́рник
1473-1543
Джорда́но Бру́но
1548-1600
«Мое незнание всего лишь учёней вашего»
Константин Андреевич Сергеев (1941 – 2006)
-
«Мое незнание всего лишь учёней вашего»
Константин Андреевич Сергеев (1941 – 2006) -
- председатель Санкт-Петербургского общества изучения культурного наследия Николая Кузанского и неоднократно в своем творчестве обращавшегося к его идеям.
(Ренессансные основания антропоцентризма)
Никола́й Куза́нский
Об учёном незнании (De docta ignorantia), 1440
Переводчики:
Бибихин, Владимир Вениаминович (?)
Лопашов, Сергей Алексеевич
Лосев, Алексей Фёдорович
Шичалин, Юрий Анатольевич
«В каждом значительном учении раскрывается вся история философии подобно тому, как мир отражается в микрокосмосе»
Какое количество углов должно быть, чтобы многоугольник стал кругом?
1
10
100
Самое большое число?
∞
∞
Какое количество углов должно быть, чтобы многоугольник стал кругом?
1
10
100
Самое большое число?
∞
∞
∞ - 1 меньше?
…."больше" и "меньше" чуждо и бесконечности и чему бы то ни было соразмерному бесконечности, поскольку такое само с необходимостью бесконечно…
Невозможна вещь, ставящая предел божественной потенции.
(В современной математике ∞ это функция, она может быть быстрее/медленнее поэтому:
∞/∞ неопределена, а ∞ ⋅ ∞ = ∞), но несмотря на это «больше-меньше» – осталось чуждым.
Творение сотворено бытием максимума;
В максимуме быть, создавать, творить – одно и
Творение сотворено бытием максимума; В максимуме быть, создавать, творить – одно и
Творение – божественное бытие, существует в вечности, но (!) не вечно… разнообразно
Творение не могло существовать вечно в самом бытии, не могло быть (!) прежде времени
До времени не было прежде => творение было всегда, когда могло быть.
Нет бытия до бытия-от (..начала всего..)
Точка (единство) -> бесконечная линия (бесконечная точка)
–> бесконечные фигуры
Какова длина побережья США? - Бесконечность
Нарисовав обычную линию мы нарисуем бесконечные точки (фракталы)
Бытие кривой линии исходит от бесконечной прямой, но она формирует её не как форма,
а как причина и основание. (Соразмерности между бесконечностью и конечностью нет)
Потенциальная и актуальная бесконечность.
(Есть ли она?)
(В точке информация о … (возможность))
Ум, обращённый к непостижимой творческой простоте Творца, становится чистым зеркалом, в
Ум, обращённый к непостижимой творческой простоте Творца, становится чистым зеркалом, в
Свет породил цвет.
Понять нечто – увидеть его как модификацию однородности
Анато́лий Валериа́нович Аху́тин (Тяжба о бытии)
*… Если Бог есть бесконечное единство, то универсум — это единство
*… Если Бог есть бесконечное единство, то универсум — это единство
Другими словами, абсолютная бесконечность Бога ограничивается такой относительной бесконечностью, которая имеет характер неограниченной протяженности. Это как раз и есть та основная характеристика универсума, в которой Бог наиболее фундаментально демонстрирует свое бесконечное бытие.
Демонстрация всегда имеет место в какой-то ограниченной форме. И этой формой является бесконечная протяженность…
*К.А. Сергеев
*… Тем самым Николай Кузанский полностью отвергает античную и средневековую концепции
*… Тем самым Николай Кузанский полностью отвергает античную и средневековую концепции
Он вовсе не утверждает, что универсум является бесконечным. Бесконечность непосредственно присуща только Богу. Универсум есть «стяженная» бесконечность, т. е. такая бесконечность, которая является обусловленной, и это есть протяженность, не имеющая никаких границ и пределов.
Если Бог есть бесконечность в смысле латинского слова infinitum, то универсум есть безграничность в смысле латинского слова interminatum. Такого рода различие бесконечности и безграничности Декарт постоянно имел в виду и сохранял в своих «Первоначалах философии».
Впоследствии это различие забывается, и в силу этого обстоятельства в доктрине Николая Кузанского не воспринимается блестящий «онтологический аргумент», т. е. онтологическое доказательство существования Бога…
*К.А. Сергеев
Мы не можем знать мощь Бога, т.к. Бог может развернуть мир
Мы не можем знать мощь Бога, т.к. Бог может развернуть мир
Мир разворачивается бесконечно (как?) «Расточенная» бесконечность – одна возможность, безграничен в развернутости Мир связан со всем (безграничен), мир – изменение взаимосвязей
Человек постигает мир ограниченным умом. Бог для нас «пуст».
Бог – как актуальная бесконечность, Вселенная – как потенциальная (?)
**..И только человеку, который хочет в умудренном незнании допытаться от них, что они суть, как и для чего существуют, все вещи отвечают: "От себя мы ничто, и от себя не можем тебе ничего же и ответить, потому что даже сами себя не понимаем и лишь тот один, чьей мыслью мы суть то, чего он в нас хочет, повелевает нами и знает нас. Мы все немые, только он говорит во всех нас; только Создатель наш знает, что мы суть, как и для чего. Если хочешь что-то узнать о нас, спрашивай у нашего Основания и нашей Причины, не у нас; там найдешь все, ища одного. Да ты и самого себя не можешь найти иначе как в нем"
**Н. Кузанский
**… у мира нет и внешней окружности. В самом деле, если
**… у мира нет и внешней окружности. В самом деле, если
Нам уже ясно, что наша Земля в действительности движется, хоть мы этого не замечаем… каждому, будь он на Земле, на Солнце или на другой звезде, всегда будет казаться, что он как бы в неподвижном центре, а все остальное движется. Окажется, что машина мира будет как бы иметь повсюду центр и нигде окружность. Ибо ее окружность и центр есть Бог, который всюду и нигде.
**Н. Кузанский (11 и 12 глава, 2 книга)
Леонардо да Винчи (1452-1519)
***Лекции истории натурфилософии
И.В.Лупандин, ст. преп. МФТИ
*** "Земля не
Леонардо да Винчи (1452-1519)
***Лекции истории натурфилософии
И.В.Лупандин, ст. преп. МФТИ
*** "Земля не
В другом месте он писал: "Солнце не движется".
Леонардо оспаривал также единственность и своеобразность устройства Земли как центра вселенной. Предвосхищая результаты наблюдения Галилея о родственности структуры поверхности Земли и Луны, он говорил: "Земля-звезда почти подобная Луне".
Дал первое правильное объяснение Леонардо причин пепельного отсвета затемненной части Луны: «более темные части Луны освещены, хотя и слабо, солнечным светом, отраженным от поверхности Земли.»
Наука – полководец, а практика – солдаты (с)
Может быть говорил о множественности миров (?)
Никола́й Копе́рник (1473-1543)
«Об обращениях небесных сфер» (1543 г.), писал её больше 30
Никола́й Копе́рник (1473-1543)
«Об обращениях небесных сфер» (1543 г.), писал её больше 30
Вселенная у Коперника была лишь неопределенно большой (!) по своим размерам (immensum), но не актуально бесконечной (infinitum).
Томас Диггес (1546-1595)
«Совершенное описание небесных сфер в соответствии с древней доктриной
Томас Диггес (1546-1595)
«Совершенное описание небесных сфер в соответствии с древней доктриной
В отличие от Николая Коперника, Томас Диггес (вероятно, первым из европейских учёных) предположил, что звёзды располагаются во Вселенной не на одной сфере, а на различных расстояниях от Земли — более того, до бесконечности.
Пространство вне Солнечной системы — это нематериальный мир, «Дворец Бога».
Пьер-Анджело Мандзолли (Палингений)
(1500(3)-1543)
Оставив Землю в центре, считая ее неподвижным центром
Пьер-Анджело Мандзолли (Палингений)
(1500(3)-1543)
Оставив Землю в центре, считая ее неподвижным центром
Ибо своих поселенцев и воздух, и небо, и звезды
Тоже имеют – а кто отрицает, тот завистью движим
К этим блаженным и неразумно поносит
Божье величье. Ведь разве же не богохульство
Небо пустыней считать, лишенной своих поселенцев!?
Джорда́но Бру́но (1548-1600)
Фигура неоднозначная
Идея всеединства и идея бесконечности = бесконечной
Джорда́но Бру́но (1548-1600)
Фигура неоднозначная
Идея всеединства и идея бесконечности = бесконечной
Прямых выразительных возможностей рациональной мысли недостаточно для раскрытия содержания: использует модели рациональные (арифметика, аналогия между единицей и единым), художественные приёмы («светящаяся ночь»)
Поддержку находит в учении Н. Кузанского. Бруно к Н. Кузанскому: «Нам нет нужды прибегать к математическим фантазиям, когда мы говорим об естественных вещах».
Наблюдаемые вещи есть «следствие» бесконечно единого. Бог – бесконечен, по Бруно Вселенная – тоже бесконечна => они максимально, почти «до отождествления сближаются». Бог «совершенно» (totalmento) бесконечен, во Вселенной есть «внеположные части».
«Материя – формообразующее начало» - «великолепная родительница и матерь природы».
Выдвинул идею «Бесконечной вселенной, наполненной бесконечным множеством миров»
Для Бруно Коперник – это «заря, которая должная предшествовать восходу солнца
Для Бруно Коперник – это «заря, которая должная предшествовать восходу солнца
Бруно не устраивало «ограниченность периферии вселенной».
Ввёл идею относительности движения.
Т. Диггс утверждал тезис о бесконечности вселенной, но при этом он не упоминает принципа множественности миров. Палингений же признавал бесконечность вселенной, но отрицал однородность ее пространственной структуры.
Бесконечность вселенной – бесконечное множество миров и однородность её пространства. (принцип однородности позволяет её познать). В мирах одушевленных (много «великих животных»), они содружны, поворачивают спины солнцу, являются «посланниками и вестниками великолепия высшего единства, которое в музыкальной гармонии образует стройный порядок, являясь живым зеркалом бесконечного божества». Миры возникают, развиваются, уничтожаются. У миров:
1) Бесконечно быстрое дивжение (покой и движение совпадают) 2) Движение с конечной скоростью
Вселенная – вся центр и вся – периферия
«Любое единичное существо во Вселенной воспроизводит в себе бесконечное мироздание и Бога».
9 февраля 1600 инквизиционный трибунал своим приговором признал Бруно «нераскаявшимся, упорным
9 февраля 1600 инквизиционный трибунал своим приговором признал Бруно «нераскаявшимся, упорным
В ответ на приговор Бруно заявил судьям: «Вероятно, вы с большим страхом выносите мне приговор, чем я его выслушиваю», и несколько раз повторил: «Сжечь – не значит опровергнуть!»
По решению светского суда 17 февраля 1600 года Бруно предали сожжению в Риме на площади Цветов (итал. Campo dei Fiori). Палачи привели Бруно на место казни с кляпом во рту, привязали к столбу, что находился в центре костра, железной цепью и перетянули мокрой верёвкой, которая под действием огня стягивалась и врезалась в тело. Последними словами Бруно были:
«Я умираю мучеником добровольно и знаю, что моя душа с последним вздохом вознесётся в рай».
**Так удивительны, так различны и многообразны вещи, что в согласии с
**Так удивительны, так различны и многообразны вещи, что в согласии с
**Н. Кузанский
Никола́й Куза́нский
1401-1464
Никола́й Копе́рник
1473-1543
Джорда́но Бру́но
1548-1600
1452-1519
Леонардо да Винчи
Томас Диггес
Пьер-Анджело Мандзолли
1500-1543
1546-1595