Утешение философией последнего римлянина Боэция

Содержание

Слайд 2

Боэций Северин – римский философ V-VI вв., государственный деятель, католический богослов.

Боэций Северин – римский философ V-VI вв., государственный деятель, католический богослов.


Слайд 3

Вершина творчества Боэция — небольшое сочинение «Об утешении философией», написанное в

Вершина творчества Боэция — небольшое сочинение «Об утешении философией», написанное в

тюрьме перед казнью. Оно теснейшими узами связано с культурой западного средневековья. Состоит из пяти книг.
Слайд 4

Жанровые особенности: близость к «утешительным» произведениям; философский трактат.

Жанровые особенности:

близость к «утешительным» произведениям;
философский трактат.

Слайд 5

Структурные особенности формы Боэций избрал довольно редко встречающуюся в античной литературе

Структурные особенности формы

Боэций избрал довольно редко встречающуюся в античной литературе форму

сатуры, т. е. своеобразного сочетания прозы и стихов.
Сказанное в прозаическом отрывке обобщается в кратком поэтическом резюме. Это может быть обобщенный пейзаж или гимн звездоносному небу, историческая аналогия или изложение известного мифа.
Слайд 6

Сюжет Прозаический текст написан в форме диалога между узником и Философией, предстающей в образе богини.

Сюжет

Прозаический текст написан в форме диалога между узником и Философией, предстающей

в образе богини.
Слайд 7

Сюжет С помощью Философии Боэций осмысляет трагедию своей жизни не только

Сюжет

С помощью Философии Боэций осмысляет трагедию своей жизни не только в

личном плане, но и в соотнесении ее с законами мироздания, в системе универсального космоса, неотъемлемой частицей которого является человек.
От размышлений о своей участи философ постепенно переходит к рассмотрению природы судьбы (Фортуны). Боэций и Философия рассуждают о преходящем характере таких благ, как богатство, знатность, высокие должности, слава, об иллюзорности человеческого благополучия, не подкрепленного духовностью, и подводят читателя к идее высшего блага.
Постигнув с помощью Философии сущность вещей, автор «Утешения» обретает несгибаемую силу духа и готов мужественно встретить смерть.
Слайд 8

Вечные вопросы, которые ставит Боэций в своем сочинении: может ли вообще

Вечные вопросы, которые ставит Боэций в своем сочинении:

может ли вообще человек

найти счастье и обрести хоть какую-нибудь устойчивость в этом «жизненном море, которое треплет бурями, налетающими со всех сторон»;
каков путь к счастью?
Слайд 9

Влияние других философов Традиционно Боэция относят к числу философов-неоплатоников. Текст «Утешения»

Влияние других философов

Традиционно Боэция относят к числу философов-неоплатоников. Текст «Утешения» свидетельствует,

что он был знаком не только с сочинениями комментировавшегося им ранее Порфирия, но и с произведениями Плотина, Прокла, Ямвлиха и, вероятно, Халкидия. Влияние неоплатонизма чувствуется в системе боэциевых философско-художественных образов.
Слайд 10

Влияние других философов «Утешение» в большей степени несет на себе отпечаток

Влияние других философов

«Утешение» в большей степени несет на себе отпечаток учения

Платона и Аристотеля, а также Эпикура, Сократа и Цицерона.
Слайд 11

Литературные источники «Утешения» Круг источников философа очень широк, что подтверждает его

Литературные источники «Утешения»

Круг источников философа очень широк, что подтверждает его незаурядную

образованность. Не случайно в эпоху средневековья «Утешение» стало одним из важнейших источников знаний по античной философии и литературе.

Гомер
Еврипид
Гораций
Вергилий
Овидий
Катулл
Лукреций
Лукан
Ювенал

Слайд 12

Заключение Придавая исключительное значение познанию, осуществляемому с помощью философии, как единственному

Заключение

Придавая исключительное значение познанию, осуществляемому с помощью философии, как единственному способу

достижения счастья человеком и выполнения им своего предназначения, Боэций полагал, что задача эта могла бы оказаться невыполнимой, если к ее решению подходить только с субъективных позиций. Поэтому смысл существования человека становится понятным лишь при условии раскрытия общих закономерностей бытия и мышления.