Восточная философия: Китай

Содержание

Слайд 2

Классические книги китайской образованности. 1.Книга истории («Книга документов»)- «Шу цзин»(«Шанские документы:

Классические книги китайской образованности.

1.Книга истории («Книга документов»)- «Шу цзин»(«Шанские документы: начало

1 тыяч. до.н.э - собрание официальных документов, описаний исторических событий
2. Книга перемен («И цзин»):12 -6 в.в. до н.э – представления о мире и человеке
3. Книга песен («Ши цзин»): 11 -6 вв. до н.э – сборник древнейшей народной поэзии
Слайд 3

Классические книги китайской образованности. 4. Книга Весны и Осени («Анналы Весен

Классические книги китайской образованности.

4. Книга Весны и Осени («Анналы Весен и

Осеней»)- «Цунь –цу»: 7 -4 в.в. до.н.э –хроника государства Лу; служила в качестве образца и меры для решения этических и ритуальных вопросов
5. Книга порядка: 4 -1 в.в. до.н.э- описание правильной организации политических и религиозных церемоний и норм социально-политической деятельности.
6. Книга музыки («Юэ цзин»)
Слайд 4

«Отец истории» Китая 2 в.до н.э Сыма Цань (Сыма Тань) Ханьская династия «Эпоха борющихся государств»

«Отец истории» Китая

2 в.до н.э
Сыма Цань (Сыма Тань)
Ханьская династия
«Эпоха борющихся государств»

Слайд 5

Слайд 6

Миф о Пань Гу Пань Гу после своего рождения 18 тысяч

Миф о Пань Гу

Пань Гу после своего рождения 18 тысяч лет

держал образовавшиеся из хаоса небо и землю, пока они не приняли сегодняшний вид. После этого Пань Гу умер, а из его тела возник мир: из глаз –Солнце и Луна, из выдоха –ветер, из крови –реки, из костей – камни, из голоса – гром; из паразитов, ползающих по его телу – люди.
Слайд 7

Школа Инь и Ян (философия природы) 5 элементов природы: металл, дерево,

Школа Инь и Ян (философия природы)

5 элементов природы: металл, дерево,

вода, огня, земля
5 элементов состояний: влаги, ветра, тепла, сухости, холода
5 основных человеческих функций: мимика, речь, зрение, слух, мышление
5 основных аффектов: заботы, страха, гнева, радости, созерцательности
Слайд 8

Слайд 9

Концепция развития мира Суждение о пяти элементах: метал, дерево, вода, огонь,

Концепция развития мира

Суждение о пяти элементах: метал, дерево, вода, огонь, земля

Элементы сменяются согласно своему характеру, который определяется с точки зрения их использования человеком.
Земля – дерево, побеждающее землю
Металл, который побеждает дерево;
Огонь, который побеждает металл;
Вода, которая побеждает огонь;
Земля, которая побеждает воду.
Слайд 10

Легизм: основатели Шан Ян (390 -338 г.до.н.э) «Книга господина Шан»

Легизм: основатели

Шан Ян
(390 -338 г.до.н.э)
«Книга господина Шан»

Слайд 11

Легизм :основатели Хань Фэй (288 -233 г.г. до н.э) При императоре Цинь Шихуане покончил жизнь самоубийством

Легизм :основатели

Хань Фэй
(288 -233 г.г. до н.э)
При императоре Цинь Шихуане покончил

жизнь самоубийством
Слайд 12

Легизм – законы, управляющие жизнью общества и способы управления людьми Основной

Легизм – законы, управляющие жизнью общества и способы управления людьми

Основной рычаг

управления людьми – страх перед наказанием
Мудрый правитель заменен деспотом: жестокие наказания, круговая порука и доносительство; наказаний больше, чем наград
Правитель правит при помощи законов
Слайд 13

Школа моистов: социально –политическая этика Основатель: Мо Ди (479 -391г.г. до

Школа моистов: социально –политическая этика

Основатель: Мо Ди (479 -391г.г. до н.э)
Основные

черты учения:
- идея строгой власти и послушания
- основа пропитания и послушания – физический труд
- идея всеобщей любви и преуспеваемости; идея взаимной выгоды
Слайд 14

Школа имен: «природная теория языка» Имена соответствуют идеальной сущности тех вещей

Школа имен: «природная теория языка»

Имена соответствуют идеальной сущности тех вещей и

предметов, которые эти имена обозначают.
Нарушение соответствия приводит к ухудшению дел в мире.

Гунсун Лун

Слайд 15

Конфуцианство Основатель: Кун цу цзы (551 -479гг до.н э) «Лунь Юй» («Беседы и суждения»)

Конфуцианство

Основатель: Кун цу цзы (551 -479гг до.н э)
«Лунь Юй» («Беседы и

суждения»)
Слайд 16

Воспитание Конфуция Любознателен и способен Любил играть, подражая церемониям, повторяя ритуалы.

Воспитание Конфуция

Любознателен и способен
Любил играть, подражая церемониям, повторяя ритуалы.
В 7 лет

освоил шесть умений: умение выполнять ритуалы, умение слушать музыку, стрелять из лука, управлять колесницей, писать и считать»
«В 15 лет я ощутил способность учиться, в 30 лет уже стоял твердо, в 40 не имел сомнения, в 50 познал волю Неба, в 60 следил чутким ухом за истиной, в 70 лет мог следовать желаниям сердца, не боясь отклониться»
Слайд 17

Конфуцианство Учение о «дао» (правильный путь): высший принцип достойного поведения, воплощение

Конфуцианство

Учение о «дао» (правильный путь): высший принцип достойного поведения, воплощение истины

и справедливости.
«Если на рассвете познаешь дао, то на закате Солнца можешь и умереть»
Слайд 18

Конфуцианство В основе «дао» лежат правила поведения «ли» и добродетели «дэ»

Конфуцианство

В основе «дао» лежат правила поведения «ли» и добродетели «дэ»
«Ли» -

правила этикета; соблюдение ритуалов
«Без «ли» почтительность превращается в утомительность, осторожность – в трусость, смелость – в смуту, прямота –в грубость». Без «ли» все рушится, порой становится противоположностью. Кто понял это, тому управлять также легко, как показать»
«Передаю, а не создаю. Верю в древность и люблю ее»
Слайд 19

Конфуцианство «Сяо» -сыновья почтительность «ДИ» - братские чувства «Цы» -забота о

Конфуцианство

«Сяо» -сыновья почтительность
«ДИ» - братские чувства
«Цы» -забота о младших
«Чжун» -верность и

преданность
«Синь» -искренность
«Цзин» -уважение и благоговение
«Жан» -мягкость и уступчивость
«ХЭ» -любезность и принципиальность
«Вэнь» -образованность и духовность
Слайд 20

Конфуцианство «Жень» - гуманность; человечность и человеколюбие «И» - долг, справедливость

Конфуцианство

«Жень» - гуманность; человечность и человеколюбие
«И» - долг, справедливость
«Мин» - знание

Судьбы, или Воли небес
« Не делай другому того, чего не пожелаешь себе»
Слайд 21

Слайд 22

Конфуцианство: государство Меритократия («Власть достойных») Цзюнь цзы – «благородный муж» Пути достижения: воспитывать и обучать.

Конфуцианство: государство

Меритократия («Власть достойных»)
Цзюнь цзы – «благородный муж»
Пути достижения: воспитывать и

обучать.
Слайд 23

«В обучении нет различий. Единственное условие – способность и сообразительность Скажешь

«В обучении нет различий. Единственное условие – способность и сообразительность Скажешь

ему только об одном из десяти, а он уже понял все десять»
Кто не жаждет знать, того не просвещаю. Кто не горит, тому не открываю. А тот, кто по одному углу не может выявить соотношение трех углов, -я для того не повторяю»
«Почему тот, кто не задает вопроса «Почему?», заслуживает того, чтобы я задавал себе вопрос: «Почему я его должен учить?»
Слайд 24

Даосизм («школа пути и силы» Основатель: Лао –цзы (Лао Дань) «старый

Даосизм («школа пути и силы»

Основатель: Лао –цзы (Лао Дань)
«старый мудрец» или

«старый ребенок»
«Книга о дао и дэ»
Слайд 25

Даосизм: последователи Чжуан Цзы («Книга учителя Чжуан») Ле цзы («Книга учителя Ле»)

Даосизм: последователи

Чжуан Цзы («Книга учителя Чжуан»)
Ле цзы («Книга учителя Ле»)

Слайд 26

Даосизм: последователи Ле цзы («Книга учителя Ле»)

Даосизм: последователи

Ле цзы
(«Книга учителя Ле»)

Слайд 27

Даосизм: основные положения «Дао» -путь; это Космический закон, которым следует Вселенная,

Даосизм: основные положения

«Дао» -путь; это Космический закон, которым следует Вселенная, это

вечное движение и изменение благодаря чередованию инь и ян; это двойственность мира (Бытия и небытия)
Знание «дао» доступно мудрецам; оно состоит в молчании: «Тот, кто знает. Не говорит. Тот, кто говорит, не знает»
Слайд 28

Даосизм: учение о человеке и обществе «Дао» - закон морального характера;

Даосизм: учение о человеке и обществе

«Дао» - закон морального характера; человек

не должен нарушать закон «дао»
Цель человека в гармоничном слиянии с природой; это приносит покой и удовлетворение; нарушение этой гармонии обречено на неудачу (хаос, бунты и войны)
Слайд 29

Даосизм: учение о человеке и обществе Лучший правитель –тот, кто не

Даосизм: учение о человеке и обществе

Лучший правитель –тот, кто не вмешивается

в управление и позволяет всему идти естественным путем
Судьба –это не предопределенность, а вечное движение и изменение; чередование инь и ян.
Добродетели: человеколюбие, бережливость, «я не смею быть впереди других»
Слайд 30

Даосизм: космогония Универсальной субстанцией Вселенной, составляющей исходный Хаос (Великий Предел) выступает

Даосизм: космогония

Универсальной субстанцией Вселенной, составляющей исходный Хаос (Великий Предел) выступает принцип

Ци
Из него выделяются две противоположности: Инь и Ян и образуются пять стихий: Огонь, Земля, Металл, Вода, Дерево
Слайд 31

Цитата: Конфуций « Когда в государстве нет дао, стыдно быть богатым

Цитата: Конфуций

« Когда в государстве нет дао, стыдно быть богатым и

знатным»
Куда ветер (правитель) дует, туда и трава (нард) клонится»
«Богатство и престиж –вот к чему стремятся люди, бедность и убожество –то, что они ненавидят»
«Управлять –значит поступать правильно! Это, когда ближние довольны, а дальних влечет к вам»
«Если народ в достатке, как может недоставать правителю? Если людям не хватает, как может хватать правителю?»