Взаимоотношения личности и общества. Противоречия между обществом и личностью

Содержание

Слайд 2

ОБЩЕСТВО представляет собой устойчивую систему взаимоотношений между людьми. Общество как система

ОБЩЕСТВО представляет собой устойчивую систему взаимоотношений между людьми. Общество как система

взаимоотношений между людьми оказывает воздействие на отдельные личности как его элементы.
Слайд 3

Социологи указывают на два способа воздействия общества на личность: специально организованное

Социологи указывают на два способа воздействия общества на личность:

специально организованное воздействие

на личность через воспитание, пропаганду и т. д.;
воздействие на личность через перестройку ее микросреды, условий жизнедеятельности.
Слайд 4

ЛИЧНОСТЬ– это динамичная, относительно устойчивая целостная система интеллектуальных, социально-культурных и морально-волевых

ЛИЧНОСТЬ– это динамичная, относительно устойчивая целостная система интеллектуальных, социально-культурных и морально-волевых

качеств человека, выраженных в индивидуальных особенностях его сознания и деятельности.
Слайд 5

Взаимоотношения личности и общества – это, прежде всего, взаимоотношение интересов. В

Взаимоотношения личности и общества – это, прежде всего, взаимоотношение интересов.

В общественных

интересах выражается то, в чем заинтересовано общество в целом (развитие экономики, средств коммуникации, охраны окружающей среды и т. д.). К общественным интересам относятся и интересы социальных групп данного общества. Личные интересы выражают потребности отдельного человека, связанные с обеспечением его материальных нужд и духовных запросов.
Слайд 6

Существуют различные концепции относительно соотношения общественных и личных интересов. Одна из них отдает приоритет интересам личности.

Существуют различные концепции относительно соотношения общественных и личных интересов. Одна из

них отдает приоритет интересам личности.
Слайд 7

Эта концепция конкретизировалась, например, в требовании свободы частного предпринимательства, невмешательства государства

Эта концепция конкретизировалась, например, в требовании свободы частного предпринимательства, невмешательства государства

в дела предпринимателей. Концепция приоритета интересов личности иногда перерастает в концепцию абсолютной свободы личности.
Слайд 8

Но если посмотреть на реальное положение дел, ведь человек не может

Но если посмотреть на реальное положение дел, ведь человек не может

быть независимым от окружающей среды, как социальной, так и природной. К тому же если бы один индивид мог стать абсолютно свободным, это означало бы несвободу других. Хотя абсолютной свободы личности не может быть, однако люди кровно заинтересованы в возрастании степени свободы, освобождения от угнетения, эксплуатации, насилия.
Слайд 9

Другая концепция утверждает приоритет общественных интересов перед личными (например, концепция «естественной морали» Ф. Бэкона).

Другая концепция утверждает приоритет общественных интересов перед личными (например, концепция «естественной

морали» Ф. Бэкона).
Слайд 10

И наконец, третья концепция утверждает необходимость сочетания общественных и личных интересов

И наконец, третья концепция утверждает необходимость сочетания общественных и личных интересов

в некое гармоническое единство. При этом, конечно, нужно учитывать, что полного совпадения личных и общественных потребностей и интересов достичь невозможно. 
Интересы людей здесь нужно рассматривать в соотношении с главными особенностями образа жизни их социальной среды.
Слайд 11

Основоположники диалектико-материалистической философии утверждали концепцию гуманизма. ГУМАНИЗМ в широком смысле означает

Основоположники диалектико-материалистической философии утверждали концепцию гуманизма.

ГУМАНИЗМ в широком смысле означает утверждение

права
человека на свободу, счастье, развитие своих способностей, равенство, социальную справедливость.
Благо человека является критерием оценки любых социальных действий и институтов.
Слайд 12

В настоящее время идеи гуманизма в течение последних 15 лет испытали

В настоящее время идеи гуманизма в течение последних 15 лет испытали

в нашей стране определенный кризис. Гуманизму были противопоставлены идеи собственничества и самодостаточности (культ денег).
Слайд 13

Идеи справедливости и равенства – основа гуманизма – утратили былую привлекательность.

Идеи справедливости и равенства – основа гуманизма – утратили былую привлекательность.

Слайд 14

Наше общество постепенно начало превращаться в нуклеарное, когда отдельные его члены

Наше общество постепенно начало превращаться в 
нуклеарное, когда отдельные его члены стали замыкаться в рамках своего дома и собственной семьи.

Слайд 15

Многое для сохранения гуманистических традиций российского общества может сделать государство. Бесплатные

Многое для сохранения гуманистических  традиций российского общества может  сделать государство. 

Бесплатные образование и медицина препятствуют распаду российского общества на сословия и имущественные группы; их сохранение должно оставаться приоритетной задачей, хотя это и не отвечает требованиям рыночной экономики. 
Продуманная налоговая политика и внимательное отношение к работникам бюджетной сферы позволят сократить ставший колоссальным разрыв в доходах между представителями разных социальных групп. Укреплению идеи справедливости должна содействовать активная борьба с коррупцией.

Слайд 16

ВЫВОД Таким образом, имея типовую физиологическую и социальную организацию, человек осуществляет

ВЫВОД

Таким образом, имея типовую физиологическую и социальную организацию, человек осуществляет в

обществе свою жизнедеятельность преимущественно на основе сознания.
Типовая характеристика личности дополняется признаками различий между людьми. 
Совокупность характеристик личности выражают ее индивидуальность.
Слайд 17

Люди имеют общие признаки, которые позволяют отличать их от животных. Но

Люди имеют общие признаки, которые позволяют отличать их от животных.
Но

каждый человек неповторим, уникален в своей индивидуальности.
При этом история человечества предстает как процесс становления свободы человека и осмысления им смысла жизни, как процесс все большего развития сущностных сил личности.