Ломоносов - художник Мозаика Михаила Васильевича Ломоносова Презентацию подготовила Попова Светлана Борисовна, учитель из

Содержание

Слайд 2

- - Древнегреческая - Римская Мозаика в переводе с греческого – буквально означает «обиталище, храм муз»

- - Древнегреческая - Римская
Мозаика в переводе с греческого – буквально

означает «обиталище, храм муз»
Слайд 3

- Древнерусская - Византийская

- Древнерусская
- Византийская

Слайд 4

В этом году исполняется 300 лет со дня рождения великого русского

В этом году исполняется 300 лет со дня рождения великого русского

учёного М.В. Ломоносова. М.В. Ломоносов – первый русский академик Петербургской АН, член Академии художеств, почётный член Стокгольмской и Болонской академий наук. Основатель Московского государственного университета, который носит имя М.В. Ломоносова.
Слайд 5

. Михаил Васильевич Ломоносов 8 (19) ноября 1711 г. – 4 апреля 1765 г.

. Михаил Васильевич Ломоносов 8 (19) ноября 1711 г. – 4 апреля 1765

г.
Слайд 6

М.В.Ломоносов Был замечательным художником, прославившимся своими необычными работами. Последние пятнадцать лет

М.В.Ломоносов
Был замечательным художником, прославившимся своими необычными работами.
Последние пятнадцать лет

своей короткой и насыщенной жизни он посвятил необычной технике живописи – мозаике.
Слайд 7

Именно наш земляк придумал — как сделать прозрачное стекло цветным. И

Именно наш земляк придумал — как сделать прозрачное стекло цветным. И

из этих цветных стекляшек создавал мозаичные панно, похожие на живописные картины. Такие картины в то время были предметом роскоши, и использовались в интерьерах богатых домов.
Слайд 8

Он параллельно вёл два вида опытов – химических и физических – над получением цветных стёкол

Он параллельно вёл два вида опытов – химических и физических –

над получением цветных стёкол
Слайд 9

Ломоносов говорил: «Науки художествам путь показывают; художества происхождение наук ускоряют. Обои общею пользою согласно служат»

Ломоносов говорил: «Науки художествам путь показывают; художества происхождение наук ускоряют. Обои

общею пользою согласно служат»
Слайд 10

Неукротимая энергия учёного, решительность, способствовали тому, что его чаяниям суждено было

Неукротимая энергия учёного, решительность, способствовали тому, что его чаяниям суждено было

сбыться: в специальной пристройке к его дому на Васильевском острове открывается мастерская для набора мозаичных картин, и в ней он начинает занятия с первыми своими учениками — художниками-мозаичистами Матвеем Васильевичем Васильевым и Ефимом Тихоновичем Мельниковым. А сам М. В. Ломоносов был первым в России человеком, который начал на собственном опыте и своими руками осваивать технику мозаичного набора. Он демонстрирует свойства безошибочного художественного чутья, благородный пафос замыслов. Ломоносов М.В. (визит Екатерины 2)
Слайд 11

Имея трезвый взгляд на искусство, М. В. Ломоносов в кратчайший срок

Имея трезвый взгляд на искусство, М. В. Ломоносов в кратчайший срок

становится руководителем группы художников, прославившихся созданием первоклассных мозаичных картин, по качествам своим сравнимых с лучшими живописными произведениями. Портрет императрицы Елизаветы Петровны. Мозаика Ломоносовской мастерской
Слайд 12

Профессор химии и советник Академии г-н Михаил Ломоносов начал изготовлять удивительный

Профессор химии и советник Академии г-н Михаил Ломоносов начал изготовлять удивительный

запас окрашенных стеклянных сплавов всех оттенков, какие только можно придумать, резать их на мелкие и мельчайшие кубы, призмы и цилиндры и сперва удачно выполнил в мозаике образ Божьей матери с несравненного оригинала Солимены в два фута высотой и полтора шириной. За этот удачный опыт он заслужил честь всемилостивейшего одобрения
Слайд 13

1734г. Ломоносов, обучается несколько месяцев в Киеве. Киев- мать городов русских.


1734г. Ломоносов, обучается несколько месяцев в Киеве.
Киев- мать городов

русских.
В Киеве Ломоносов изучает летописи и творения святых отцов, посещает Софийский собор, где главная фреска Богоматерь Оранта (стена) выполнена из мозаики в XI веке лучшими византийскими мастерами.
Можно предположить, что именно после посещения Киева в Ломоносове проснулся интерес к мозаичному искусству.
Слайд 14

Мозаики М.В.Ломоносова Александр Невский. Мозаика М.В.Ломоносова

Мозаики М.В.Ломоносова Александр Невский. Мозаика М.В.Ломоносова

Слайд 15

Нерукотворный Спас - пробная мозаика М.В.Ломоносова 1753 г. Современники нередко называли

Нерукотворный Спас - пробная мозаика М.В.Ломоносова 1753 г.

Современники нередко

называли Ломоносова "изобретателем мозаики в России". Действительно, в русской мозаике 18 века все было создано Ломоносовым, его передовыми научными знаниями…, безошибочным художественным чутьем.
Слайд 16

М.В. Ломоносов "Полтавская баталия» мозаика, фрагмент Ломоносов, успешно завершив свои опыты,

М.В. Ломоносов "Полтавская баталия» мозаика, фрагмент

Ломоносов, успешно завершив свои опыты, берется за

выполнение мозаик большого масштаба. В церкви св. Петра в Петропавловской крепости при Елизавете строится усыпальница Петру Великому. Мавзолей должен быть украшен восемью мозаичными панно, которые задумал выполнить Ломоносов. Первая мозаичная картина "Полтавская баталия" имела десять с половиной локтей в ширину и в высоту семь и три четверти. "Заполняющие ее фигуры уменьшаются, согласно правилам перспективы, таким образом, что конная фигура Петра I имеет три с половиной локтя высоты. Лицо Петра сделано чрезвычайно похожим, так как скопировано с гипсовой маски, отлитой с натуры, и лучших портретов этого государя".21 Вокруг царя изображены фигуры его приближенных: Шереметева, Меньшикова, Голицына.
Слайд 17

М.В. Ломоносов "Полтавская баталия» мозаика. 1761-1765

М.В. Ломоносов "Полтавская баталия» мозаика. 1761-1765

Слайд 18

М.В. Ломоносов "Полтавская баталия» мозаика. 1761-1765 .С 1925 г. в здании Академии наук в Петербурге.

М.В. Ломоносов "Полтавская баталия» мозаика. 1761-1765 .С 1925 г. в здании Академии

наук в Петербурге.
Слайд 19

Портрет Петра I. Мозаика. Набрана М. В. Ломоносовым. 1754. Эрмитаж "

Портрет Петра I. Мозаика. Набрана М. В. Ломоносовым. 1754. Эрмитаж

"

Тема

Петра 1, “просвещенного монарха”, “отца Отечества”, “неустанного строителя, плавателя, в морях — героя” широко представлена в творчестве Ломоносова, который был горячим приверженцем петровских преобразований, а самого Петра видел как посланника Бога:
Ужасный чудными делами,
Зиждитель мира искони
Своими положил судьбами
Себя прославить в наши дни:
Послал в Россию Человека,
Какой не слыхан был от века.
Слайд 20

Мозаики Ломоносова ничем не уступали римским. Вскоре Ломоносов подносит императрице Елизавете

Мозаики Ломоносова ничем не уступали римским. Вскоре Ломоносов подносит императрице Елизавете

копию с Мадонны Солимены: мозаика была выполнена в шесть месяцев. "При работе над мозаикой наибольшие трудности заключались в том, чтобы сделать гранеными маленькие кусочки стекла и хорошо окрасить всю стеклянную материю, избежав того, чтобы долгая варка ее не обесцветила. Стремясь к этому, … Ломоносов путем опытов вычислил дозы ингредиентов, изобрел инструменты для резки и металлические формы для отливки, точильные камни, а, которыми можно также приспособления смальту делить на мелкие призмы и, применяя наждак, фацетировать их.
Слайд 21

О мозаиках Ломоносов писал в "Слове о пользе химии" (1751) и

О мозаиках Ломоносов писал в "Слове о пользе химии" (1751) и

в "Предложении о учреждении здесь мозаичного дела" (1752). Известны также его обращения к правительству, составленное им описание "Полтавской баталии".
Слайд 22

Екатерина II Мозаика. Ломоносовская мастерская. Государственный Русский музей


Екатерина II Мозаика. Ломоносовская мастерская. Государственный Русский музей

Слайд 23

Императрица Елизавета Петровна Мозаика. Ломоносовская мастерская. Государственный Русский музей

Императрица Елизавета Петровна Мозаика. Ломоносовская мастерская. Государственный Русский музей

Слайд 24

Великий князь Пётр Фёдорович Мозаика. Ломоносовская мастерская. Государственный Русский музей

Великий князь Пётр Фёдорович Мозаика. Ломоносовская мастерская. Государственный Русский музей

Слайд 25

Анна Петровна Мозаика и её фрагмент. Усть-Рудицы. 1756-1757 г.

Анна Петровна Мозаика и её фрагмент. Усть-Рудицы. 1756-1757 г.

Слайд 26

Г.Г. Орлов Мозаика и её фрагмент. Ломоносовская мастерская. Около 1764 г.

Г.Г. Орлов Мозаика и её фрагмент. Ломоносовская мастерская. Около 1764 г.

Слайд 27

Ломоносов в своей мастерской

Ломоносов в своей мастерской

Слайд 28

Ломоносов открывает способ получать смальты любого цвета, глубоких и сочных тонов, разнообразнейших оттенков.

Ломоносов открывает способ получать смальты любого цвета, глубоких и сочных тонов,

разнообразнейших оттенков.
Слайд 29

1. Проведено первое, строго научное капитальное исследование действия на стекло разнообразных

1. Проведено первое, строго научное капитальное исследование действия на стекло

разнообразных минеральных красителей и заложены начала методики изучения влияния состава стекла на его свойства.

Вывод:

Слайд 30

2. При крайне ограниченном количестве известных в то время минеральных красителей

2. При крайне ограниченном количестве известных в то время минеральных

красителей разработана рецептура многочисленных цветных стёкол с применением самых передовых методов химико-лабораторного экспериментирования.


Слайд 31

3. Разработана богатейшая палитра мозаичных смальт.

3. Разработана богатейшая палитра мозаичных смальт.

Слайд 32

4. Осуществлено внедрение методики варки цветных стёкол и производство, в результате

4. Осуществлено внедрение методики варки цветных стёкол и производство, в результате

чего отечественные стекольные заводы начали выпускать разнообразно расцвеченные художественные изделия.


Слайд 33

5. Построена стекольная фабрика, передовая по оборудованию и методам работы, предназначенная

5. Построена стекольная фабрика, передовая по оборудованию и методам работы, предназначенная

для производства различных художественных изделий из цветного стекла по технологии, разработанной Ломоносовым
Слайд 34

6. Набор в мозаиках Ломоносова производился ускоренным способом, им изобретенным. Во

6. Набор в мозаиках Ломоносова производился ускоренным способом, им изобретенным. Во

все подробности мозаичной техники Ломоносов внес усовершенствования, был свободен от стесняющих традиций, опережал свое время.

.

Слайд 35

7. Все выполненные при жизни Ломоносова в его мастерской мозаики отличаются

7. Все выполненные при жизни Ломоносова в его мастерской мозаики отличаются

от живописных оригиналов. Основным жанром созданных Ломоносовым мозаик был портрет. Ни одна европейская мастерская не выполнила столько портретов, как Ломоносовская, к тому же с большой уверенностью в трудной, непривычной технике.