Русский Стоунхендж

Содержание

Слайд 2

Аркаим — укреплённое поселение эпохи бронзы. Расположено в южно-уральской степи, в

Аркаим — укреплённое поселение эпохи бронзы. Расположено в южно-уральской степи, в

8,2 км к северо-северо-западу от п. Амурский и 2,3 км к юго-юго-востоку от п. Александровский, в Брединском районе[1], Челябинской области.
Слайд 3

Слайд 4

История открытия

История открытия

Слайд 5

Открыт в 1987 году группой челябинских учёных под руководством Геннадия Здановича.

Открыт в 1987 году группой челябинских учёных под руководством Геннадия

Здановича. С 1991 года был объявлен заповедной зоной и включён в состав Ильменского заповедника.
Слайд 6

Предыстория открытия памятника была связана с охранными мероприятиями в зоне строящегося

Предыстория открытия памятника была связана с охранными мероприятиями в зоне строящегося

Большекараганского гидроузла. Несколько отрядов (С. Г. Боталова, С. А. Григорьева, Г. Б. Здановича, В. С. Мосина, А. Г. Гаврилюка) вели работы на этой территории
Слайд 7

Слайд 8

Были обследованы: стоянка Усть-Утяганская, поселение Черкасы II, а так же группа

Были обследованы: стоянка Усть-Утяганская, поселение Черкасы II, а так же группа

курганов и могильников. Но главная находка была сделана отрядом С. Г. Боталова. Было обнаружено укреплённое поселение Аркаим. До 1991 года продолжалась борьба за сохранение памятника, и, соответственно, работы велись ускоренными темпами, что, несомненно, снижало их качество.
Слайд 9

Слайд 10

Сохранение памятника поддержали многие видные учёные СССР и ко всему прочему

Сохранение памятника поддержали многие видные учёные СССР и ко всему прочему

к 1991 году в стране наметились явные тенденции к кризису. В 1991 году строительство было прекращено. Работы на поселении стали вестись медленнее, а следовательно, внимательнее.
Слайд 11

Слайд 12

В ходе работ было вскрыто около 8000 кв. м. площади поселения

В ходе работ было вскрыто около 8000 кв. м. площади поселения

(примерно половина), вторая часть была исследована с помощью археомагнитных методов. Тем самым была полностью установлена планировка памятника.
Слайд 13

Слайд 14

Здесь же был впервые в Зауралье применён метод реконструкции и сделаны

Здесь же был впервые в Зауралье применён метод реконструкции и сделаны

рисунки возможного вида поселения Л. Л. Гуревичем. Памятник датируется рубежом 3-го — 2-го тысячелетий до н. э. либо началом 2-го тысячелетия до н. э.
Слайд 15

Долина городов

Долина городов

Слайд 16

Поселения аркаимского типа в отличие от других поселений андроновской культуры имеют

Поселения аркаимского типа в отличие от других поселений андроновской культуры имеют

свою специфическую особенность: сопряжённые стены по кругу, овалу или прямоугольнику.
Слайд 17

До сих пор среди ученых идут споры о принадлежности памятника. Некоторые

До сих пор среди ученых идут споры о принадлежности памятника. Некоторые

относят его к андроновской КИО, некоторые выделяют особую Синташтинскую культуру (названную так по поселению Синташта на реке Синташта в Челябинской области). Работы по изучению памятников продолжаются.
Слайд 18

Слайд 19

С момента открытия городища Аркаим в степном Зауралье прошло более двадцати

С момента открытия городища Аркаим в степном Зауралье прошло более двадцати

лет. За это время для охраны Аркаима, многих других памятников древности и исторических природных ландшафтов возник заповедник.
Слайд 20

Слайд 21

У его границ создан мощный научно-исследовательский, образовательный и культурно-просветительный комплекс; развернулись

У его границ создан мощный научно-исследовательский, образовательный и культурно-просветительный комплекс; развернулись

работы государственного учреждения культуры - Историко-культурного заповедника областного значения "Аркаим". В основе его исследований - комплексный подход к изучению древности во взаимосвязи природных систем и человеческих обществ.
Слайд 22

Слайд 23

Активная музейная и просветительская работа осуществляется в контексте диалога культур прошлого

Активная музейная и просветительская работа осуществляется в контексте диалога культур прошлого

и настоящего. Диалога, в котором неизменно присутствует еще одна сторона - сторона будущего. И эта сторона требует учета опыта тысячелетий: опыта взаимодействия человека и природы, опыта создания социальных систем, опыта совместной жизни евразийских народов.