Договорная (естественно-правовая) теория

Содержание

Слайд 2

ТЕОРИЯ ЕСТЕСТВЕННОГО ПРАВА (ДОГОВОРНАЯ ТЕОРИЯ) Разделение естественного и позитивного права имеет

ТЕОРИЯ ЕСТЕСТВЕННОГО ПРАВА (ДОГОВОРНАЯ ТЕОРИЯ)

Разделение естественного и позитивного права имеет место

уже в Античности, затем эта дихотомия получает развитие в Средние века и Новое время. Но понимание естественного права в течение веков отличалось разнообразием. В целом, естественное право рассматривалось как совокупность требований и правил, существующих по самой природе общества, независимо от положений законодательства.
Известный русский профессор права XIX в. А. П. Куницын писал, что «идея естественного права неизменно входила в состав правосознания всех времен и народов, выступая правовым идеалом и оказывая значительное влияние на развитие положительного права»
Поскольку человек и общество есть часть природы, поэтому и для людей природа или Бог задает их предназначение, устанавливает законы. В рамках этой доктрины ученые различают «право» (подлинное право, неписаное право) и «закон» (позитивное право, писаное право). Наряду с позитивным правом, т. е. законами, принимаемыми государством, существует высшее, подлинное право, свойственное человеку от рождения (по природе или от Бога) — естественное право. Естественное право выступает критерием позитивного права, ибо не всякий закон содержит в себе право.
Слайд 3

ПРЕИМУЩЕСТВА И НЕДОСТАТКИ ТЕОРИИ ЕСТЕСТВЕННОГО ПРАВА Преимущества: провозглашает источником прав человека

ПРЕИМУЩЕСТВА И НЕДОСТАТКИ ТЕОРИИ ЕСТЕСТВЕННОГО ПРАВА

Преимущества:
провозглашает источником прав человека либо природу,

либо Бога и тем самым выбивает теоретическую почву у произвола чиновников и государственных структур
Именно теория естественного права стала основой правового государства. Большинство современных Конституций демократических государств закрепляют за гражданами естественные права. При этом признание факта врожденности означает отсутствие необходимости их доказывать и обосновывать

Недостатки:
данное понимание права (как абстрактных нравственных ценностей) умаляет его формально-юридические свойства, в результате чего теряется четкий критерий законного и противозаконного, ведь определить это с позиций справедливости, представление о которой может быть разным у различных людей, весьма затруднительно;
такое понимание связано не столько с правом, сколько с правосознанием, которое действительно может быть разным у различных людей

Слайд 4

СТАРШИЕ СОФИСТЫ Старшие софисты создали первые договорные теории возникновения государства Гиппий,

СТАРШИЕ СОФИСТЫ

Старшие софисты создали первые договорные теории возникновения государства

Гиппий, Антифонт и

неизветный софист, о котором писал Платон

Они доказывали, что потребность в праве изначально не заложена в человеке.

Слайд 5

АРИСТОТЕЛЬ-(384– 322 ДО Н.Э.) ДРЕВНЕГРЕЧЕСКИЙ ФИЛОСОФ. УЧЕНИК ПЛАТОНА. С 343 ГОДА

АРИСТОТЕЛЬ-(384– 322 ДО Н.Э.) ДРЕВНЕГРЕЧЕСКИЙ ФИЛОСОФ. УЧЕНИК ПЛАТОНА. С 343 ГОДА

ДО Н. Э. — ВОСПИТАТЕЛЬ АЛЕКСАНДРА МАКЕДОНСКОГО

Согласно Аристотелю, государственное право частью узаконено, частью естественно
Естественное право - то, которое везде имеет одинаковое значение и не зависит от признания или непризнания его.
«Законы, основанные на обычае, имеют большее значение и касаются более важных дел, нежели законы писаные», - утверждал философ
Естественное право, по Аристотелю это право, которое не зависит от установления власти по какой-то причине и которое поэтому имеет везде одинаковое значение

Слайд 6

Платон- (между 429 и 427 до н. э., Афины — 347

Платон- (между 429 и 427 до н. э., Афины — 347

до н. э., там же) — древнегреческий философ, ученик Сократа, учитель Аристотеля.

Платон разделяет и развивает дальше естественно-правовое положение Сократа о том, что законное и справедливое суть одно и то же
Совершенным является только то государство, которое стремится к благу и справедливости.
Суть справедливого правопорядка у Платона связана со структурой человеческой души, имеющей три составные части — разумную, волевую и чувственную, каждой из которых соответствует своя добродетель
Но в сущности естественное право- это идеальное право, то есть умозрительная конструкция, которая дает ответы на вопросы — каким должно быть право, какова его наилучшая модель.
При этом Платон утверждал, что идеального права в реальной жизни нет.

Слайд 7

Цицерон –(3 января 106 года до н. э.,— 7 декабря 43

Цицерон –(3 января 106 года до н. э.,— 7 декабря 43

года до н. э древнеримский политический деятель, оратор и философ.

Цицерон вслед за Аристотелем отстаивает идею о естественном божественно-природном происхождении общества и государства.
Естественные причины возникновения гос-ва Цицерон видел, во-первых, в стремлении людей к осуществлению общего интереса; во-вторых, в необходимости охраны собственности.
Естественное право, согласно Цицерону, возникло раньше всех писаных законов, поскольку устанавливается природой, а не человеческими решениями.
Поскольку право устанавливается природой, а не человеческими решениями и постановлениями, поэтому основное требование при установлении законов: законы должны соответствовать справедливости и праву, ибо последние не зависят от мнения и усмотрения людей

Слайд 8

Фома Аквинский-(1225— умер 9 марта 1274) итальянский философ и теолог, канонизирован

Фома Аквинский-(1225— умер 9 марта 1274) итальянский философ и теолог, канонизирован

католической церковью, учитель Церкви, philosophorum» («князь философов»)

Функция естественного закона – различение добра и зла
Суть этого закона в соответствии с природой каждого создания состоит в стремлении к благу, то есть к тому, «чего все желают».
Предписания естественного закона содержат общие начала. Человеческий разум выводит из них частные установления, которые и называются человеческим законом

«Сумма теологий»

ФОМА АКВИНСКИЙ

Слайд 9

Томас Гоббс (1588-1679) – английский философ-материалист. Основными сочинениями Т. Гоббса являются:

Томас Гоббс (1588-1679) – английский философ-материалист. Основными сочинениями Т. Гоббса являются:

трилогия «Основы философии»: «О теле», «О человеке», «О гражданине», «Левиафан, или

Благодаря разуму человек отказался от части своих естественных прав и передал их государству, тем самым спас себя от уничтожения. Таким образом, в результате договора возникает государство, которое ограничивает естественные права человека
«Естественное право есть свобода всякого человека использовать собственные силы по своему усмотрению для сохранения совей собственной природы, т.е. собственной жизни».
«Естественный закон есть предписание или найденное разумом общее правило, согласно которому человеку запрещается делать то, что пагубно для его жизни или что лишает его средств к её сохранению, и допускать то, что он считает наилучшим средством для сохранения жизни».

Слайд 10

ГЛАВНАЯ РАБОТА Т. ГОББСА-«ЛЕВИАФАН» Левиафан — имя библейского чудовища, изображённого как

ГЛАВНАЯ РАБОТА Т. ГОББСА-«ЛЕВИАФАН»

Левиафан — имя библейского чудовища, изображённого как сила

природы, принижающая человека. Гоббс использует этот образ для описания могущественного государства («смертного Бога»).

«Левиафан» в своё время был запрещён в Англии. В частности, книга была включена в «Судебное решение и постановление Оксфордского университета в созыве от 21 июля 1683 г. против некоторых пагубных книг» и подлежала сожжению.

Слайд 11

Джон Локк (1632 – 1704) – английский философ, широко известен как

Джон Локк (1632 – 1704) – английский философ, широко известен как

теоретик либерализма. Его главная работа – «Опыт о человеческом разуме».

Отправной точкой политической концепции Дж. Локка является идея естественного состояния – состояния, в котором все люди равны друг с другом и обладают равными возможностями.
Дж. Локк создал концепцию «естественного права», в соответствии с которой люди равны от рождения. На основании этого он сделала вывод, что никто, даже монарх не имеет права посягать на свободу, здоровье и жизнь другого человека
Д. Локк считал, что государство возникает как результат договора людей, все люди равны и свободны от рождения. Никто не должен наносить ущерб свободе, здоровью человека.
Дж. Локк разрабатывает идею о разделении власти в государстве. Люди объединяются в государство, т. е. подчиняют свои интересы интересам большинства. Возникает законодательная власть. Что бы законы работали, нужна исполнительная власть. Исполнительная власть должна назначаться законодательной властью.

Слайд 12

ЖАН ЖАК РУССО-(28 июня 1712, Женева — 2 июля 1778)- франко-швейцарский

ЖАН ЖАК РУССО-(28 июня 1712, Женева — 2 июля 1778)-

франко-швейцарский (родился в республике Женева) философ, писатель и мыслитель эпохи Просвещения.

Сила не может быть источником права. В этом произведении Руссо развил идею народоправства, суверенной власти народа. В основе ее — мысль, что сила не может быть источником права. В этом отличие Руссо от раннебуржуазных теоретиков, отождествлявших силу (мощь) и право.
Доказав, что ни один человек не имеет естественной власти над себе подобными, а сила не создает права, Руссо сделал вывод, что основой любой законной власти для людей могут быть только соглашения. Весь вопрос в том, каковы эти соглашения.
В случае узурпации или злоупотребления государственной властью народ сохраняет за собой право на сопротивление тирана.

Слайд 13

МОЖНО ГОВОРИТЬ О НАЧАЛЕ ВОЗРОЖДЕНИЯ ЕСТЕСТВЕННОГО ПРАВА В РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ, ПОСЛЕ

МОЖНО ГОВОРИТЬ О НАЧАЛЕ ВОЗРОЖДЕНИЯ ЕСТЕСТВЕННОГО ПРАВА В РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ, ПОСЛЕ

ПРОВОЗГЛАШЕНИЯ НЕОБХОДИМОСТИ ЭТОГО ВОЗРОЖДЕНИЯ В КОНЦЕ ХIХ ВЕКА В РАБОТАХ:

Новгордцев П.И

Петражицкий Л.И.

Трубецкой Е.Н

Слайд 14

П.И. Новгородцев считал, что естественное право – система нравственных оценок не

П.И. Новгородцев считал, что естественное право – система нравственных оценок не

позитивного права, а должного, идеального, служащая критерием независимым от реальных обстоятельств.
Он отмечал, что право носит не только волевой, но и нравственный характер, не только зависит от общества, но и от определенного «высшего решения»
Профессор Новгородцев, рассматривал естественное право как своего рода противовес абстрактным положениям закона, призванный удержать от игнорирования позитивным правом нравственности
Сознавая конфликт переменной области права и постоянной части нравственности, профессор Новгородцев, рассматривал естественное право как своего рода противовес абстрактным положениям закона, призванный удержать от игнорирования позитивным правом нравственности

НОВГОРОДЦЕВ П.И.-
(16 февраля 1866 — 23 апреля 1924, Прага) — русский юрист-правовед, философ, общественный и политический деятель, историк