Государство, как форма социальной организации и социального управления

Содержание

Слайд 2

Социально-политические типы государств.

Социально-политические типы государств.

Слайд 3

Государства возникают и развиваются в естественном процессе социальной самоорганизации, изначально ориентируясь

Государства возникают и развиваются в естественном процессе социальной самоорганизации, изначально ориентируясь

на родственно-племенные связи, общность географических и этнических признаков людей.
Слайд 4

В дальнейшем государство всё больше становилось органом выражения интересов классов частных

В дальнейшем государство всё больше становилось органом выражения интересов классов частных

собственников, господствовавших в экономической и политической жизни общества.
(См.: Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства)
Слайд 5

В современных цивилизованных государствах всё больше реализуются принципы демократии (в том

В современных цивилизованных государствах всё больше реализуются принципы демократии
(в том

числе – через демократические избирательные системы).
В ряде случаев провозглашаются социальные государства, общенародные государства, делаются шаги в сторону большего социального равенства.
Слайд 6

Государство — это совокупность материального пространства, материальных ценностей, владеющих и пользующихся

Государство — это совокупность материального пространства, материальных ценностей, владеющих и пользующихся

ими людей.
При этом люди в большинстве признают и декларируют свою общность, выделяя ее из всей массы человечества, имеют и признают единое управление и единые правила (законы) в избираемых ими сферах и направлениях социальной жизни.
Слайд 7

ДЕМОКРАТИЧЕСКИЕ, ПАРТОКРАТИЧЕСКИЕ, АВТОКРАТИЧЕСКИЕ И ТЕОКРАТИЧЕСКИЕ. Государства различаются по положению органов государственного

ДЕМОКРАТИЧЕСКИЕ, ПАРТОКРАТИЧЕСКИЕ, АВТОКРАТИЧЕСКИЕ И ТЕОКРАТИЧЕСКИЕ.

Государства различаются по положению органов государственного управления

по отношению ко всему населению и делятся на:
Слайд 8

Слайд 9

Слайд 10

Слайд 11

Слайд 12

ГОСУДАРСТВО МОЖЕТ ПРОВОЗГЛАШАТЬ ВСЕОБЩЕЕ НАРОДОВЛАСТИЕ (ДЕМОКРАТИЧЕСКОЕ ГОСУДАРСТВО); ВЫРАЗИТЕЛЯМИ ВОЛИ РАЗЛИЧНЫХ СОЦИАЛЬНЫХ

ГОСУДАРСТВО МОЖЕТ ПРОВОЗГЛАШАТЬ ВСЕОБЩЕЕ НАРОДОВЛАСТИЕ (ДЕМОКРАТИЧЕСКОЕ ГОСУДАРСТВО); ВЫРАЗИТЕЛЯМИ ВОЛИ РАЗЛИЧНЫХ СОЦИАЛЬНЫХ

ГРУПП ВЫСТУПАЮТ ИХ ПАРТИИ, ВО ГЛАВУ ГОСУДАРСТВА ОТ ПОБЕДИВШЕЙ ПАРТИИ ДЕЛЕГИРУЕТСЯ РУКОВОДИТЕЛЬ, КОТОРЫЙ ФАКТИЧЕСКИ РЕАЛИЗУЕТ СОБСТВЕННУЮ ВОЛЮ, КОТОРУЮ ФОРМАЛЬНО ПРЕДПОЧЁЛ НАРОД; ПРИ ЭТОМ ВОЛЯ РУКОВОДИТЕЛЯ МОЖЕТ БЫТЬ ПОДЧИНЕНА КАНОНАМ КАКОЙ-ЛИБО ИСПОВЕДУЕМОЙ И РАСПРОСТРАНЯЕМОЙ ИМ ВЕРЫ.
Слайд 13

ВО ГЛАВЕ АВТОКРАТИЧЕСКОГО (САМОДЕРЖАВНОГО) ГОСУДАРСТВА МОЖЕТ НАХОДИТЬСЯ САМОДЕРЖЕЦ, ФАКТИЧЕСКИ САМОУСТРАНИВШИЙСЯ ОТ

ВО ГЛАВЕ АВТОКРАТИЧЕСКОГО (САМОДЕРЖАВНОГО) ГОСУДАРСТВА МОЖЕТ НАХОДИТЬСЯ САМОДЕРЖЕЦ, ФАКТИЧЕСКИ САМОУСТРАНИВШИЙСЯ ОТ

ВЛАСТИ И ПЕРЕДАВШИЙ СВОИ РУКОВОДЯЩИЕ ПОЛНОМОЧИЯ АППАРАТУ УПРАВЛЕНИЯ, ГРУППЕ ПРИБЛИЖЕННЫХ, СЛУЧАЙНОМУ ФАВОРИТУ, КОМУ УГОДНО.
Слайд 14

ФЮРЕРЫ, ГЕНЕРАЛЬНЫЕ СЕКРЕТАРИ, ПРЕЗИДЕНТЫ, КОНСУЛЫ И ПРОЧИЕ ПЕРВЫЕ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ЛИЦА МОГУТ

ФЮРЕРЫ, ГЕНЕРАЛЬНЫЕ СЕКРЕТАРИ, ПРЕЗИДЕНТЫ, КОНСУЛЫ И ПРОЧИЕ ПЕРВЫЕ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ЛИЦА МОГУТ

ИЗБИРАТЬСЯ НАРОДОМ, ПОЛЬЗОВАТЬСЯ ЕГО ПОДДЕРЖКОЙ И БЫТЬ ПРИ ЭТОМ ДЕСПОТАМИ, ДИСКРИМИНИРУЮЩИМИ И ДАЖЕ УНИЧТОЖАЮЩИМИ СВОЙ НАРОД ВО СЛАВУ СЕБЕ, БОГУ, ИДЕЕ ИЛИ ЧЕМУ-ЛИБО ИНОМУ.
Слайд 15

Слайд 16

Слайд 17

Слайд 18

ИНЫМИ СЛОВАМИ, ГОСУДАРСТВО СУЩЕСТВУЕТ РАДИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПОТРЕБНОСТЕЙ ЧЕЛОВЕКА.

ИНЫМИ СЛОВАМИ, ГОСУДАРСТВО СУЩЕСТВУЕТ РАДИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПОТРЕБНОСТЕЙ ЧЕЛОВЕКА.

Слайд 19

Слайд 20

Слайд 21

Слайд 22

Слайд 23

Слайд 24

Слайд 25

Слайд 26

НАСТОЯЩАЯ СОЦИАЛЬНАЯ ГАРМОНИЯ ДОСТИЖИМА ЛИШЬ ПОСРЕДСТВОМ СТИХИЙНОЙ САМОРЕГУЛЯЦИИ ОБЩЕСТВЕННЫХ ПРОЦЕССОВ. РОЛЬ

НАСТОЯЩАЯ СОЦИАЛЬНАЯ ГАРМОНИЯ ДОСТИЖИМА ЛИШЬ ПОСРЕДСТВОМ СТИХИЙНОЙ САМОРЕГУЛЯЦИИ ОБЩЕСТВЕННЫХ ПРОЦЕССОВ. РОЛЬ

ГОСУДАРСТВА В ЭТОМ СЛУЧАЕ ОТ АКТИВНОЙ ПОСТАНОВКИ ЦЕЛЕЙ СВОДИЛАСЬ К КОНТРОЛЮ ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ ОПРЕДЕЛЕННЫХ ПРАВИЛ ИГРЫ.

Герберт Спенсер рассматривал общество лишь как агрегат индивидов.
В отличие от живого организма, где элементы существуют ради целого, общество существует для блага его членов.

Слайд 27

СОЦИАЛИЗМ, ПО МНЕНИЮ СПЕНСЕРА, ЕСТЬ КРАЙНЯЯ ФОРМА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДЕТЕРМИНАЦИИ ЛИЧНОЙ СВОБОДЫ.

СОЦИАЛИЗМ, ПО МНЕНИЮ СПЕНСЕРА, ЕСТЬ КРАЙНЯЯ ФОРМА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДЕТЕРМИНАЦИИ ЛИЧНОЙ СВОБОДЫ.

По

Спенсеру, идеалом является общество, в котором управление будет минимизировано, а свобода достигнет максимальной широты.
Следуя дальше, Спенсер выступал против всех видов государственной социальной помощи, вместе с этим отказывая в такой помощи и государству.
Слайд 28

И КНИГУ, ПОСВЯЩЕННУЮ ЭТИМ ВОПРОСАМ, Г.СПЕНСЕР ОЗАГЛАВИЛ «ЛИЧНОСТЬ ПРОТИВ ГОСУДАРСТВА». По

И КНИГУ, ПОСВЯЩЕННУЮ ЭТИМ ВОПРОСАМ, Г.СПЕНСЕР ОЗАГЛАВИЛ «ЛИЧНОСТЬ ПРОТИВ ГОСУДАРСТВА».

По Спенсеру,

«Если человек должен отдавать весь свой труд обществу и получать из общего достояния лишь ту часть, которую общество ему назначит, он раб общества». При этом он не видел принципиальной разницы в том, чьим быть рабом — общества или личности.
Слайд 29

ЕГО ПОНИМАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО ИНТЕРЕСА БАЗИРОВАЛОСЬ НА ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ИНТЕРЕСАХ.

ЕГО ПОНИМАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО ИНТЕРЕСА БАЗИРОВАЛОСЬ НА ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ИНТЕРЕСАХ.

Слайд 30

«ОШИБАЮТСЯ ТЕ, КТО ДУМАЕТ, ЧТО МУДРЫЙ И ДОБРЫЙ ПРАВИТЕЛЬ МОЖЕТ БЫТЬ

«ОШИБАЮТСЯ ТЕ, КТО ДУМАЕТ, ЧТО МУДРЫЙ И ДОБРЫЙ ПРАВИТЕЛЬ МОЖЕТ БЫТЬ

ИЗБРАН НАРОДОМ, В КОТОРОМ НЕТ НИ ДОБРОТЫ, НИ УМА».

Исходя из этой идеологии, характер государственного устройства определялся Спенсером как отражение характера индивидов.
То есть каждый народ имеет то правительство, которое заслуживает.

Слайд 31

НАСИЛЬСТВЕННОЕ НАСАЖДЕНИЕ ЧУЖДЫХ СОЦИАЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ СПОСОБСТВУЕТ СОЦИАЛЬНОЙ ДЕЗОРГАНИЗАЦИИ ОБЩЕСТВА. До тех

НАСИЛЬСТВЕННОЕ НАСАЖДЕНИЕ ЧУЖДЫХ СОЦИАЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ СПОСОБСТВУЕТ СОЦИАЛЬНОЙ ДЕЗОРГАНИЗАЦИИ ОБЩЕСТВА.

До тех пор

пока масса граждан не воспитала в себе идеологии, соответствующей государственному устройству, эта организация не может существовать.
Слайд 32

В ЭТОМ ПЛАНЕ ГОСУДАРСТВО НЕ МОЖЕТ И НЕ ДОЛЖНО НИКОМУ СЕБЯ

В ЭТОМ ПЛАНЕ ГОСУДАРСТВО НЕ МОЖЕТ И НЕ ДОЛЖНО НИКОМУ СЕБЯ

НАВЯЗЫВАТЬ.

С точки зрения социологии управления государство может рассматриваться как стихийно сложившийся и развивающийся механизм социальной самоорганизации общества.

Слайд 33

ГОСУДАРСТВО УРАВНОВЕШИВАЕТ РАЗНОНАПРАВЛЕННЫЕ ПОТРЕБНОСТИ ВСЕХ СОЦИАЛЬНЫХ ГРУПП. ПРИ ЭТОМ ОБЩИМИ И

ГОСУДАРСТВО УРАВНОВЕШИВАЕТ РАЗНОНАПРАВЛЕННЫЕ ПОТРЕБНОСТИ ВСЕХ СОЦИАЛЬНЫХ ГРУПП. ПРИ ЭТОМ ОБЩИМИ И

ЕСТЕСТВЕННЫМИ ФУНКЦИЯМИ ГОСУДАРСТВА ЯВЛЯЮТСЯ ЗАЩИТА СВОИХ ГРАЖДАН И УПОРЯДОЧЕНИЕ ИХ ОТНОШЕНИЙ.

Государство — это добровольный союз независимых людей, признающих себя гражданами этого государства и находящих собственную выгоду в совместном существовании.

Слайд 34

• БЕЗОПАСНОСТЬ СВОИХ ГРАЖДАН И ИХ ИМУЩЕСТВА ОТ ПОСЯГАТЕЛЬСТВА ДРУГИХ ГОСУДАРСТВ,

• БЕЗОПАСНОСТЬ СВОИХ ГРАЖДАН И ИХ ИМУЩЕСТВА ОТ ПОСЯГАТЕЛЬСТВА ДРУГИХ ГОСУДАРСТВ,

ОРГАНИЗАЦИЙ И ЧАСТНЫХ ЛИЦ; • РЕГИСТРАЦИЮ ПРИНАДЛЕЖАЩЕГО ГРАЖДАНАМ ИМУЩЕСТВА; • ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ МЕХАНИЗМОВ СОЦИАЛЬНОЙ ВЗАИМОПОМОЩИ И СТРАХОВАНИЯ; • СОБЛЮДЕНИЕ ДОГОВОРНЫХ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ; • ОТКРЫТОСТЬ ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО, ЭКОНОМИЧЕСКОГО И ИНФОРМАЦИОННОГО ПРОСТРАНСТВА.

Государство должно обеспечивать в первую очередь:

Слайд 35

ИСПОЛНЕНИЕ ЭТИХ ФУНКЦИЙ ЕСТЬ ЕСТЕСТВЕННЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНТЕРЕС. ЭТИ ФУНКЦИИ НЕ ПРЕДПОЛАГАЮТ

ИСПОЛНЕНИЕ ЭТИХ ФУНКЦИЙ ЕСТЬ ЕСТЕСТВЕННЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНТЕРЕС. ЭТИ ФУНКЦИИ НЕ ПРЕДПОЛАГАЮТ

ПРИЧИНЕНИЕ КОМУ-ЛИБО ВРЕДА И ПОТОМУ НЕ ТРЕБУЮТ ОТ ГОСУДАРСТВА ИЛИ ЕГО СЛУЖАЩИХ ПРЕСТУПНЫХ, БЕЗНРАВСТВЕННЫХ ИЛИ АМОРАЛЬНЫХ ДЕЙСТВИЙ.

Для исполнения этих функций государство может привлекать силы и средства своих граждан.

Слайд 36

ПРОБЛЕМЫ ТАКОГО РОДА НАЧИНАЮТСЯ, КОГДА ГОСУДАРСТВО БЕРЕТСЯ ЗА НЕСВОЙСТВЕННЫЕ ЕМУ ЗАДАЧИ.

ПРОБЛЕМЫ ТАКОГО РОДА НАЧИНАЮТСЯ, КОГДА ГОСУДАРСТВО БЕРЕТСЯ ЗА НЕСВОЙСТВЕННЫЕ ЕМУ ЗАДАЧИ.

ОДНА ИЗ НИХ — ИДЕЯ ОБЛАГОДЕТЕЛЬСТВОВАТЬ НАРОД ДРУГОЙ СТРАНЫ И ДАЖЕ ВСЁ ЧЕЛОВЕЧЕСТВО, КОГДА ОНО ОБ ЭТОМ НЕ ПРОСИТ.