Презентация "Графические способы представления учебной информации" - скачать презентации по Информатике

Содержание

Слайд 2

Содержание Графические схемы как инструмент работы с информацией Типы графических схем:

Содержание

Графические схемы как инструмент работы с информацией
Типы графических схем:
кластер;
денотатный граф;
причинная карта;
карта

памяти (интеллект-карта)
Место графических схем на уроке
Примеры схем-опорных конспектов

Босова Л.Л. Методика преподавания информатики в 5-7 классах

Слайд 3

Мы запоминаем Босова Л.Л. Методика преподавания информатики в 5-7 классах

Мы запоминаем

Босова Л.Л. Методика преподавания информатики в 5-7 классах

Слайд 4

Средства наглядности – инструмент: развития наглядно-образного мышления; формирования навыков работы с

Средства наглядности – инструмент:

развития наглядно-образного мышления;
формирования навыков работы с графической информацией;
фиксации

внимания при усвоении учебного материала;
развития познавательного интереса;
активизации учебно-познавательной деятельности;
конкретизации изучаемых вопросов;
наглядной систематизации и классификации

Босова Л.Л. Методика преподавания информатики в 5-7 классах

Слайд 5

Лавинообразный рост информации требует от человека навыков работы с книгой, справочной

Лавинообразный рост информации требует от человека навыков работы с книгой, справочной

и другой литературой, с цифровыми информационными источниками, с распределенным информационным ресурсом сети Интернет.
Эффективная работа с большими информационными объемами требует развития мыслительных умений высокого уровня, включающих:
умение осмысленно учить материал, выделяя в нем главное и отбрасывая второстепенное;
умение анализировать, сравнивать, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи и т.д.;
умение построения рассказа, ответа, речи, аргументирования;
умение формулирования выводов, умозаключений; умение построения плана действий, самостоятельного принятия решения и т.д.
Мощным визуальным инструментом развития перечисленных умений и навыков являются разнообразные графические схемы - разновидность информационных моделей, навыки построения и исследования которых в наши дни относятся к разряду общеучебных и систематически формируются на уроках информатики и ИКТ.

Графические схемы как инструмент работы с информацией

Босова Л.Л. Методика преподавания информатики в 5-7 классах

Слайд 6

Термин «кластер» происходит от английского «cluster» – гроздь, скопление. При построении

Термин «кластер» происходит от английского «cluster» – гроздь, скопление.
При построении

кластера
в центральном овале располагают ключевое понятие;
в овалах второго уровня – понятия, раскрывающие смысл ключевого;
в овалах третьего уровня идет детализация понятий, упомянутых на предыдущем уровне.

Кластер

Босова Л.Л. Методика преподавания информатики в 5-7 классах

Слайд 7

Внесите недостающие надписи в схему. Кластер. Пример задания Босова Л.Л. Методика преподавания информатики в 5-7 классах

Внесите недостающие надписи в схему.

Кластер. Пример задания

Босова Л.Л. Методика преподавания информатики

в 5-7 классах
Слайд 8

Проанализируйте текст, выделите в нем ключевые слова и постройте кластер, визуализирующий

Проанализируйте текст, выделите в нем ключевые слова и постройте кластер, визуализирующий

основные положения изучаемого материала.
Персональный компьютер является частью системы «человек – компьютер». Средства, обеспечивающие взаимосвязь между объектами этой системы, называют интерфейсом. Различают аппаратный, программный, аппаратно-программный и пользовательский интерфейс.
Аппаратный интерфейс — взаимодействие между устройствами компьютера; обеспечивается производителями этого оборудования.
Программный интерфейс — взаимодействие (совместимость) программ между собой, а также программного обеспечения и информационных ресурсов; обеспечивается разработчиками программного обеспечения.
Аппаратно-программный и пользовательский интерфейс обеспечивается операционной системой компьютера.
Аппаратно-программный интерфейс — взаимодействие аппаратного и программного обеспечения компьютера.
Пользовательский интерфейс — взаимодействие человека и компьютера. Пользовательский интерфейс на основе меню предлагает возможность выбора управляющей команды из меню (списка команд). В графическом интерфейсе компьютерные объекты представляются небольшими рисунками (значками). Нужный значок выбирают с помощью мыши. Кроме значков используются также тексты (для подсказок) и меню (для выбора команд). Трехмерный интерфейс позволяет осуществлять навигацию в трехмерном компьютерном пространстве. Указав мышью на дверь виртуального музея, можно в него войти. В виртуальном зале можно оглядеться, подойти к любой картине и рассмотреть ее более подробно. Такой интерфейс имитирует реальный мир.

Кластер. Пример задания

Босова Л.Л. Методика преподавания информатики в 5-7 классах

Слайд 9

1. Какое понятие в представленном фрагменте является самым главным, ключевым? (Интерфейс.)

1. Какое понятие в представленном фрагменте является самым главным, ключевым? (Интерфейс.)
2.

Как располагают ключевое понятие? (Ключевое понятие располагают в центральном овале.)
3. Какие понятия раскрывают смысл ключевого понятия? (Это понятия: аппаратный интерфейс, программный интерфейс, аппаратно-программный интерфейс, пользовательский интерфейс.)
4. Как эти понятия мы разместим на схеме? (Понятия, раскрывающие смысл ключевого, следует размещать в овалах второго уровня.)
5. Какое из понятий второго уровня детализировано в данном фрагменте? (Пользовательский интерфейс.)
6. Как мы на схеме отразим детализацию понятия «пользовательский интерфейс»? (Соответствующую информацию разместим в овалах третьего уровня.)

Кластер. Методика построения

Босова Л.Л. Методика преподавания информатики в 5-7 классах

Слайд 10

Кластер. Результат работы Босова Л.Л. Методика преподавания информатики в 5-7 классах

Кластер. Результат работы

Босова Л.Л. Методика преподавания информатики в 5-7 классах

Слайд 11

Денотатный граф (от лат. denoto — обозначаю) — очень эффективный способ

Денотатный граф (от лат. denoto — обозначаю) — очень эффективный способ

вычленения из текста существенных признаков ключевого понятия. Правила построения:
Выделите ключевое понятие (слово или словосочетание) и проанализируйте его существенные признаки. Впишите ключевое понятие в верхний прямоугольник.
Как можно более точно подберите глаголы, связывающие ключевое понятие и его существенные признаки, отражающие движение от понятия к его существенным признакам. Это могут быть самые разнообразные глаголы-связки, с помощью которых осуществляется выход на определение понятия. Впишите глаголы в прямоугольники второго уровня.
Конкретизируйте в прямоугольниках следующего уровня смысл выбранных вами глаголов для более полного раскрытия ключевого понятия.
Следите за чередованием имени (именем может быть одно существительное или группа существительных в сочетании с другими именными частями речи) и глагола.
Проверяйте каждый блок включенной в граф информации с целью исключения возможных ошибок, несоответствий и противоречий.

Денотатный граф

Босова Л.Л. Методика преподавания информатики в 5-7 классах

Слайд 12

Денотатный граф Босова Л.Л. Методика преподавания информатики в 5-7 классах

Денотатный граф

Босова Л.Л. Методика преподавания информатики в 5-7 классах

Слайд 13

Причинная карта Причинная карта (причинно-следственная диаграмма или диаграмма Исикавы) – графическое

Причинная карта

Причинная карта (причинно-следственная диаграмма или диаграмма Исикавы) – графическое

изображением, помогающее идентифицировать и наглядно представить причины конкретных событий, явлений, проблем или результатов.
Анализируемую проблему помещают на правом конце горизонтального отрезка (голова рыбы).
Основные группы причин распределяют как рыбий скелет.
К каждой первичной причине подводят линии (стрелки) второго порядка, к которым, в свою очередь можно подвести линии третьего порядка и т. д.
Каждая из линий, нанесенная на схему, должна представлять собой  в зависимости от ее положения либо причину, либо следствие: предыдущая линия по отношению к последующей всегда выступает как причина, а последующая как следствие.

Босова Л.Л. Методика преподавания информатики в 5-7 классах

Слайд 14

Правило «шести М» В общем случае существуют следующие шесть возможных причин

Правило «шести М»

В общем случае существуют следующие шесть возможных причин тех

или иных результатов:
материал (material),
оборудование (machine),
измерение (measurement),
метод (method),
люди (man),
менеджмент (management).

Босова Л.Л. Методика преподавания информатики в 5-7 классах

Слайд 15

Причинная карта Босова Л.Л. Методика преподавания информатики в 5-7 классах

Причинная карта

Босова Л.Л. Методика преподавания информатики в 5-7 классах

Слайд 16

Карта памяти, интеллект-карта или ментальная карта (Mind maps) – это технология

Карта памяти, интеллект-карта или ментальная карта (Mind maps) – это технология

изображения информации в графическом виде, отражающая связи (смысловые, ассоциативные, причинно-следственные и другие) между понятиями, частями, составляющими предметной области, которую мы изучаем (рассматриваем).
Нет строгих правил построения интеллект-карт, как нет и неправильных карт.

Карта памяти (интеллект-карта)

Босова Л.Л. Методика преподавания информатики в 5-7 классах

Слайд 17

Основная идея: каждую мысль, каждый образ или эмоцию можно представить себе

Основная идея: каждую мысль, каждый образ или эмоцию можно представить себе

как объект (узел), от которого расходятся во все стороны многочисленные ниточки-связи, ведущие к другим объектам (мыслям, образам, эмоциям).
Мозг – хранилище информации – выглядит как огромная система таких объектов и связей между ними, а мышление можно себе представить, как электрический ток, бегущий по связующим ниточкам, будто по проводам, от одного объекта к другому.
Мышление «разбегается» от центрального объекта в разные стороны. Своеобразной моделью такого процесса и является карта памяти.

Визуализация мышления

Босова Л.Л. Методика преподавания информатики в 5-7 классах

Слайд 18

Карта памяти. Пример Босова Л.Л. Методика преподавания информатики в 5-7 классах

Карта памяти. Пример

Босова Л.Л. Методика преподавания информатики в 5-7 классах

Слайд 19

групповая работа (коллективное творчество, мозговой штурм); конспектирование или аннотирование текстовых материалов;

групповая работа (коллективное творчество, мозговой штурм);
конспектирование или аннотирование текстовых материалов;
обдумывание

проблем, анализ сложных ситуаций;
планирование;
принятие решений.

Область применения

Босова Л.Л. Методика преподавания информатики в 5-7 классах

Слайд 20

Возможности графических схем Графические схемы: позволяют представить тему целиком, наглядно и

Возможности графических схем

Графические схемы:
позволяют представить тему целиком, наглядно и понятно, что

обеспечивает повышение мотивация учащихся;
обеспечивают скорость, точность и прочность восприятия, запоминания и переработки информации учащимся, что служит основой для генерации идей и принятия решений.
Учитель может:
использовать готовые графические схемы (в учебниках или на плакатах);
заранее готовить к уроку собственные графические схемы (презентации, опорные конспекты);
строить графические схемы непосредственно на уроке по ходу изложения материала;
организовать разнообразные виды индивидуальной и коллективной деятельности учащихся по использованию готовых и созданию (под руководством учителя и самостоятельно) собственных графических схем.

Босова Л.Л. Методика преподавания информатики в 5-7 классах

Слайд 21

Графические схемы используются: при изложении нового материала; для осмысления и закрепления

Графические схемы используются:

при изложении нового материала;
для осмысления и закрепления изучаемого материала;
при

обобщении и систематизации изученного материала;
на этапе контроля знаний, умений и навыков, присвоенных учеником.

Босова Л.Л. Методика преподавания информатики в 5-7 классах

Слайд 22

Босова Л.Л. Методика преподавания информатики в 5-7 классах

Босова Л.Л. Методика преподавания информатики в 5-7 классах

Слайд 23

Босова Л.Л. Методика преподавания информатики в 5-7 классах

Босова Л.Л. Методика преподавания информатики в 5-7 классах